Рабочая программа по внеурочной деятельности. Мир деятельности 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Радкевич Наталья Франусьевна

Рабочая программа составлена на основе надпредметного курса "Мир деятельности" Л.Г.Петерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_deyatelnosti.docx631.39 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Наталья\Desktop\портфолио\1184.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа надпредметного курса «Мир деятельности» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основедеятельности авторской программы Л.Г.Петерсон «Мир деятельности» и предназначена для третьего класса четырехлетней начальной школы.

Направление курса: обще-интеллектуальное

Курс «Мир деятельности» в третьем классе включает   34 занятия: 1 занятие в неделю, 34 учебные недели.

Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы прокладывает принципиально новый путь к формированию универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе самых последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).  

Курс «Мир деятельности» для 1−4 классов общеобразовательной школы направлен на устранение  разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС.

Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Курс «Мир деятельности» состоит из 4-х параллельно развивающихся содержательно-методических линий:

I.        Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (личностное самоопределение в учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

II.        Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия и т.д.

III.        Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.  

IV.        Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

Данные линии полностью включают в себя все виды УУД, определенные ФГОС (регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД соответственно).

Основной, системообразующей линией курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.

Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого результата. Действительно, человек живет в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения, согласования своих действий с сослуживцами, должен уметь четко выразить свою мысль, адекватно понять мысль оппонента, обосновать выбранную позицию. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и еще многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии.

Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат. Действительно, без достаточно уровня развития познавательных процессов и мышления, без владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию и представление информации и т.д. применение знаний будет, как минимум, затруднено, либо эти знания могут остаться не реализованными.

Задача ценностной линии − сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены на разрушение общественной жизни и его самого как личности.

Таким образом, данное содержание курса «Мир деятельности» представляет собой целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.

Форма проведения занятий: практикумы, экскурсии, консультации, дискуссии, дидактической игры, деловой игры, ролевой игры.

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА  «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Основные требования к метапредметным результатам к концу четвертого года обучения

Знать два основных этапа учебной деятельности и иметь представление об уточнённой структуре из 15 шагов. Уметь осознанно осуществлять данные шаги при открытии нового знания под руководством учителя, приобрести опыт самооценки выполнения этих шагов.  

Иметь представление о правилах мотивации себя к учебной деятельности, опыт их выполнения.

Иметь представление об основных областях применения знания в науке и жизни, опыт установления связей между новым и имеющимися знаниями по предмету, опыт выявления межпредметных связей и возможностей применения нового знания в различных жизненных ситуациях.

Знать алгоритм подведения итога работы собственной учебной деятельности, уметь его выполнять.

Знать два основных этапа коррекционной деятельности и иметь представление об уточнённой структуре из 15 шагов коррекционной деятельности на уроке рефлексии. Приобрести опыт осознанного осуществления данных шагов при коррекции своих затруднений под руководством учителя, а также опыт самооценки выполнения этих шагов.

Знать алгоритм  самостоятельного выполнения задания, уметь его применять.

Иметь представление о проекте и проектной деятельности, уметь выполнять основные этапы проектирования под руководством учителя.

Знать основные правила сотрудничества, приобрести опыт их применения в совместной работе со сверстниками.

Знать основные правила ведения дискуссии, приобрести опыт их применения, уметь строить дискуссию со сверстниками.

Иметь представление о правилах поведения «критика» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Иметь представление о правилах поведения «организатора» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Иметь представление о цивилизованном способе выхода из конфликтной ситуации в ходе общения, понимать способ создания договоренностей и приобрести опыт его применения.

Иметь представление о способе поиска информации, приобрести опыт его применения.

Знать основные правила подготовки пересказа текста, уметь их применять.

Иметь представление об алгоритме классификации объектов, приобрести опыт его применения.

Иметь представление о действии по аналогии, приобрести опыт его применения.

Иметь представление о саморазвитии как общемировой ценности жизни, приобрести позитивный опыт развития своей личности в выбранных направлениях.

Уметь принимать каждого ученика в коллективе как личность, терпимо и уважительно относиться к его качествам, поступкам и суждениям.

Иметь представление  о качестве личности «самокритичность», которое помогает ученику успешно учиться: приобрести позитивный опыт его проявления в учебной деятельности.

Три уровня достижений результатов внеурочной деятельности по курсу «Мир деятельности» за 4 класс.

Первый уровень.

Знать

  • алгоритм самостоятельного формирования умений;
  • алгоритм выявления места затруднения;
  • алгоритм самоконтроля исполнительских действий;
  • простейшие культурные правила общения со сверстниками в школе;
  • уточненные правила работы в группе;
  • правила построения диалога и полиалога;
  • правила поведения «организатора» в совместной работе;
  • простейшие культурные правила выхода из конфликтных ситуаций;
  • основные приемы развития мыслительных операций;
  • алгоритмы синтеза, классификации, вывода по аналогии;
  • ценностную диаграмму.

Второй уровень.

Уметь применять

  • алгоритм самостоятельного формирования умений;
  • алгоритм выявления места затруднения;
  • алгоритм самоконтроля исполнительских действий;
  • простейшие культурные правила общения со сверстниками в школе;
  • уточненные правила работы в группе;

Приобрести опыт применения

  • правила построения диалога и полиалога;
  • правила поведения «организатора» в совместной работе;
  • простейшие культурные правила выхода из конфликтных ситуаций;
  • основные приемы развития мыслительных операций;

Уметь выполнять по результатам наблюдений

  • алгоритмы синтеза, классификации, вывода по аналогии.

Приобрести опыт

  • самооценки собственной деятельности.

Третий уровень.

Принять на личностном уровне

  • ценностную диаграмму.

СОДЕРЖАНИЕ НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Организационно-рефлексивная линия (6 часов). В структуре учебной деятельности уточняются этапы мотивации к учебной деятельности, включения в систему знаний и рефлексии учебной деятельности. Особое внимание уделяется формированию умения строить и реализовывать проекты в урочной и внеурочной деятельности. Учащиеся знакомятся с основными этапами выполнения проекта и выясняют, что на уроках открытия нового знания они фактически выстраивают проект выхода из затруднения, возникающего при выполнении пробного действия; также учатся пользоваться построенным алгоритмом во внеурочной деятельности как индивидуально, так и в группах. Осуществляется подготовка к включению учащихся не только в проектную, но и в учебно-исследовательскую деятельность.  Данное требование ФГОС будет реализовано в полной мере позднее в основной школе.  Для всех вводимых понятий учащиеся строят соответствующие способы действий (правила, алгоритмы, …), а затем системно применяются их в ходе предметных уроков и во внеурочной деятельности.

Систематизируются знания о коррекционной деятельности. Ученики обобщают изученные алгоритмы самопроверки и исправления ошибок. Данное умение имеет принципиальное значение для качественного усвоения предметных знаний, которое остаётся одной из важных образовательных целей ФГОС.

Я учусь с радостью. Мотивация к учебной деятельности. Личностное самоопределение.

Как самостоятельно выполнить и проверить задание.

Учусь делать проект. Основные этапы проекта: замысел, реализация и защита проекта. Проекты и их реализация в жизни и в учении.

Новое знание – часть целого мира. Включение нового знания в систему знаний. Ответ на вопрос: «Где и как я могу использовать новое знание?»

Учусь подводить итог работы. Алгоритм проведения рефлексии учебной деятельности.

Коммуникативная линия (5 часов). Продолжается отработка коммуникативных умений учащихся. У учащихся формируются основы культурного общения и коммуникативного взаимодействия. Ученики знакомятся с правилами ведения дискуссии и приобретают опыт их применения. Уточняются правила командной работы (правила сотрудничества). Учащиеся знакомятся с новыми ролями в структуре коммуникативного взаимодействия: «критик» и «организатор», фиксируют их цели и основные правила выполнения данных ролей при общении.  При этом роль «организатора» в учебном процессе чаще всего выполняет учитель. Акцент делается на формировании навыков сотрудничества в командной работе, умении видеть и использовать в коллективной работе сильные стороны каждого ученика, а также умении договариваться. Это даёт возможность спокойно и грамотно выходить из конфликтных ситуаций в общении.

Что такое сотрудничество. Основные правила сотрудничества. Как добиться успеха в коллективной работе. Мой вклад в работу группы.

Роль критика в структуре коммуникативного взаимодействия. Правила конструктивной критики.

Что такое дискуссия. Основные правила ведения дискуссии.

Как научиться договариваться. Алгоритм выхода из конфликта.

Роль организатора в структуре коммуникативного взаимодействия. Цель организатора и шаги по достижению этой цели.

Познавательная линия (4 часа). Большое внимание уделяется  работе с информацией. Школьники учатся различным способам поиска информации (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), учатся выбирать необходимую информацию, готовить пересказ текста. Расширяется представление о новых операциях – классификация и аналогия − и о способах развития своего мышления как инструмента познания. Продолжается формирование представлений о способах исследования. Это позволяет организовать самостоятельное прохождение учащимися основных шагов учебной деятельности.

Учусь искать информацию. Способы поиска информации.

Учусь работать с текстом. Как подготовить пересказ текста.

Учусь классифицировать. Алгоритм классификации объектов.

Действую по аналогии. Алгоритм действий по аналогии.

Ценностная линия (3 часа). Продолжается знакомство с ценностными ориентирами в жизни. У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Ученики рассматривают такое понятие как «саморазвитие», определяют его значимость в жизни людей. Выделяют направления для собственного развития, ставят личностно значимые цели и учатся их достигать. Большое внимание уделяется уважительному отношению к окружающим, то есть принятию их суждений, качеств, поступков. Рассматривается такое важное качество для достижения успеха в учёбе и других сферах жизни как «самокритичность», раскрываются способы формирования у себя этого качества.

Ценности нашей жизни: саморазвитие. Основные направления для саморазвития.

Ценности нашей жизни: уважение и терпимость к другим.

Личностные качества: самокритичность в учебной деятельности.

Обобщение и систематизация знаний (2 часа). 

Диагностика (4 часа).

Резерв (10 часов).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Тип занятия

Дата (план)

Дата (факт)

1

«Ценности нашей жизни. Саморазвитие.

1

ОНЗ

6.09

2

Урок диагностики знаний № 1 (входное тестирование)

1

Занятие развивающего контроля

13.09

3

Я учусь с радостью.

1

ОНЗ

20.09

4

Как самостоятельно выполнить задание.

1

ОНЗ

27.09

5

Ценности нашей жизни. Уважение и терпимость к другим.

1

ОНЗ

4.10

6

Учимся дружно. Сотрудничество.

1

ОНЗ

11.10

7,8

Резерв. Отработка полученных знаний, выполнение развивающих заданий.

2

урок рефлексии

18.10

25.10

9

Учусь искать информацию.

1

ОНЗ

8.11

10

Учусь работать с текстом.

1

ОНЗ

15.11

11

Учусь классифицировать.

1

ОНЗ

22.11

12

Учусь действовать по аналогии.

1

ОНЗ

29.11

13−14

Учусь делать проект.

2

ОНЗ

6.12

13.12

15−16

Резерв. Отработка полученных знаний, выполнение развивающих заданий.

2

урок рефлексии

20.12

27.12

17

Учимся дружно. Я – критик.

1

ОНЗ

17.01

18

Личностные качества. Самокритичность.

1

ОНЗ

24.01

19

Учимся дружно. Дискуссия.

1

ОНЗ

31.01

20

Учимся дружно. Как научиться договариваться.

1

ОНЗ

7.02

21

Учимся дружно. Я – организатор.

1

ОНЗ

14.02

22

Новое знание – часть целого мира.

1

ОНЗ

21.02

23

Учусь подводить итог работы.

1

ОНЗ

28.02

24−25

Резерв. Отработка полученных знаний, выполнение развивающих заданий.

2

урок рефлексии

6.03

13.03

26

Урок диагностики  знаний №2 (итоговое тестирование)

1

Занятие развивающего контроля

20.03

27–28

Урок диагностики умений № 1–2 (практические работы)

2

Занятие развивающего контроля

3.04

10.04

29

Я ученик. Мои сильные стороны как ученика.

1

урок рефлексии

17.04

30

Я ученик. Что я уже знаю и умею» (гостиная для родителей).

1

урок рефлексии

24.04

31–34

Резерв. Отработка полученных знаний, выполнение развивающих заданий.

4

Занятие обобщающего контроля

8.05

15.05

22.05

29.05

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Методическое обеспечение курса «Мир деятельности» для 4 класса начальной школы включает в себя Комплект для ученика и Комплект для учителя.

Комплект для ученика включает в себя:

  1. «Мир деятельности», 4 класс: Учебное пособие для учащихся с разрезным материалом и наклейками. Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2013.
  2. «Мои открытия», 4 класс: Эталоны к курсу «Мир деятельности». Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2013.

Комплект для учителя включает в себя:

  1. «Мир деятельности», 4 класс: Методические рекомендации для учителя. Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2013.
  2. Демонстрационные материалы к надпредметному курсу «Мир деятельности», 4 класс. – Национальное образование, 2013.
  3. CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности», 3 класс. – М.: Национальное образование, 2013.

«Оборудование к уроку» для учителя включает в себя:

Демонстрационный материал (изданное пособие);

Печатный материал (на CD-диске);

Презентации к уроку (на CD-диске);

Дополнительный материал (на CD-диске).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000...» / Методическое пособие. Под ред. Л.Г. Петерсон. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2010.
  2. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.
  3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е, Зайцева И.В. Что значит «уметь учиться». – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2006.
  4. Петерсон Л.Г. и др. Наглядное пособие «Учусь учиться, или Приключения Смайлика». –  М., 2010.
  5. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности. М.: УМЦ «Школа 2000...», 2008.
  6. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика общеучебных организационно-рефлексивных умений. − М.: УМЦ «Школа 2000…», 2008.
  7. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2002.
  8. «Школа 2000...». Сборники статей, вып. 4–6. – М.: УМЦ «Школа 2000...», 2004–2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.

Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир деятельности", 2 класс, УМК "Перпектива"

Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в обра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Проектная деятельность 4 класс

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический по...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 4 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Проектная деятельность. 2 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Проектная деятельность. 2 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная деятельность » 3 класс

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 3 классов, обучающихся по УМК « Школа...