Рабочая программа по внеурочной деятельности. Мир деятельности 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа составлена на основе надпредметного курса "Мир деятельности" Л.Г.Петерсон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_deyatelnosti.docx | 631.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа надпредметного курса «Мир деятельности» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основедеятельности авторской программы Л.Г.Петерсон «Мир деятельности» и предназначена для третьего класса четырехлетней начальной школы.
Направление курса: обще-интеллектуальное
Курс «Мир деятельности» в третьем классе включает 34 занятия: 1 занятие в неделю, 34 учебные недели.
Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы прокладывает принципиально новый путь к формированию универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе самых последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).
Курс «Мир деятельности» для 1−4 классов общеобразовательной школы направлен на устранение разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС.
Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Курс «Мир деятельности» состоит из 4-х параллельно развивающихся содержательно-методических линий:
I. Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (личностное самоопределение в учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия и т.д.
III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.
IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
Данные линии полностью включают в себя все виды УУД, определенные ФГОС (регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД соответственно).
Основной, системообразующей линией курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.
Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого результата. Действительно, человек живет в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения, согласования своих действий с сослуживцами, должен уметь четко выразить свою мысль, адекватно понять мысль оппонента, обосновать выбранную позицию. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и еще многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии.
Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат. Действительно, без достаточно уровня развития познавательных процессов и мышления, без владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию и представление информации и т.д. применение знаний будет, как минимум, затруднено, либо эти знания могут остаться не реализованными.
Задача ценностной линии − сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены на разрушение общественной жизни и его самого как личности.
Таким образом, данное содержание курса «Мир деятельности» представляет собой целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.
Форма проведения занятий: практикумы, экскурсии, консультации, дискуссии, дидактической игры, деловой игры, ролевой игры.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Основные требования к метапредметным результатам к концу четвертого года обучения
Знать два основных этапа учебной деятельности и иметь представление об уточнённой структуре из 15 шагов. Уметь осознанно осуществлять данные шаги при открытии нового знания под руководством учителя, приобрести опыт самооценки выполнения этих шагов.
Иметь представление о правилах мотивации себя к учебной деятельности, опыт их выполнения.
Иметь представление об основных областях применения знания в науке и жизни, опыт установления связей между новым и имеющимися знаниями по предмету, опыт выявления межпредметных связей и возможностей применения нового знания в различных жизненных ситуациях.
Знать алгоритм подведения итога работы собственной учебной деятельности, уметь его выполнять.
Знать два основных этапа коррекционной деятельности и иметь представление об уточнённой структуре из 15 шагов коррекционной деятельности на уроке рефлексии. Приобрести опыт осознанного осуществления данных шагов при коррекции своих затруднений под руководством учителя, а также опыт самооценки выполнения этих шагов.
Знать алгоритм самостоятельного выполнения задания, уметь его применять.
Иметь представление о проекте и проектной деятельности, уметь выполнять основные этапы проектирования под руководством учителя.
Знать основные правила сотрудничества, приобрести опыт их применения в совместной работе со сверстниками.
Знать основные правила ведения дискуссии, приобрести опыт их применения, уметь строить дискуссию со сверстниками.
Иметь представление о правилах поведения «критика» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Иметь представление о правилах поведения «организатора» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Иметь представление о цивилизованном способе выхода из конфликтной ситуации в ходе общения, понимать способ создания договоренностей и приобрести опыт его применения.
Иметь представление о способе поиска информации, приобрести опыт его применения.
Знать основные правила подготовки пересказа текста, уметь их применять.
Иметь представление об алгоритме классификации объектов, приобрести опыт его применения.
Иметь представление о действии по аналогии, приобрести опыт его применения.
Иметь представление о саморазвитии как общемировой ценности жизни, приобрести позитивный опыт развития своей личности в выбранных направлениях.
Уметь принимать каждого ученика в коллективе как личность, терпимо и уважительно относиться к его качествам, поступкам и суждениям.
Иметь представление о качестве личности «самокритичность», которое помогает ученику успешно учиться: приобрести позитивный опыт его проявления в учебной деятельности.
Три уровня достижений результатов внеурочной деятельности по курсу «Мир деятельности» за 4 класс.
Первый уровень.
Знать
- алгоритм самостоятельного формирования умений;
- алгоритм выявления места затруднения;
- алгоритм самоконтроля исполнительских действий;
- простейшие культурные правила общения со сверстниками в школе;
- уточненные правила работы в группе;
- правила построения диалога и полиалога;
- правила поведения «организатора» в совместной работе;
- простейшие культурные правила выхода из конфликтных ситуаций;
- основные приемы развития мыслительных операций;
- алгоритмы синтеза, классификации, вывода по аналогии;
- ценностную диаграмму.
Второй уровень.
Уметь применять
- алгоритм самостоятельного формирования умений;
- алгоритм выявления места затруднения;
- алгоритм самоконтроля исполнительских действий;
- простейшие культурные правила общения со сверстниками в школе;
- уточненные правила работы в группе;
Приобрести опыт применения
- правила построения диалога и полиалога;
- правила поведения «организатора» в совместной работе;
- простейшие культурные правила выхода из конфликтных ситуаций;
- основные приемы развития мыслительных операций;
Уметь выполнять по результатам наблюдений
- алгоритмы синтеза, классификации, вывода по аналогии.
Приобрести опыт
- самооценки собственной деятельности.
Третий уровень.
Принять на личностном уровне
- ценностную диаграмму.
СОДЕРЖАНИЕ НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Организационно-рефлексивная линия (6 часов). В структуре учебной деятельности уточняются этапы мотивации к учебной деятельности, включения в систему знаний и рефлексии учебной деятельности. Особое внимание уделяется формированию умения строить и реализовывать проекты в урочной и внеурочной деятельности. Учащиеся знакомятся с основными этапами выполнения проекта и выясняют, что на уроках открытия нового знания они фактически выстраивают проект выхода из затруднения, возникающего при выполнении пробного действия; также учатся пользоваться построенным алгоритмом во внеурочной деятельности как индивидуально, так и в группах. Осуществляется подготовка к включению учащихся не только в проектную, но и в учебно-исследовательскую деятельность. Данное требование ФГОС будет реализовано в полной мере позднее в основной школе. Для всех вводимых понятий учащиеся строят соответствующие способы действий (правила, алгоритмы, …), а затем системно применяются их в ходе предметных уроков и во внеурочной деятельности.
Систематизируются знания о коррекционной деятельности. Ученики обобщают изученные алгоритмы самопроверки и исправления ошибок. Данное умение имеет принципиальное значение для качественного усвоения предметных знаний, которое остаётся одной из важных образовательных целей ФГОС.
Я учусь с радостью. Мотивация к учебной деятельности. Личностное самоопределение.
Как самостоятельно выполнить и проверить задание.
Учусь делать проект. Основные этапы проекта: замысел, реализация и защита проекта. Проекты и их реализация в жизни и в учении.
Новое знание – часть целого мира. Включение нового знания в систему знаний. Ответ на вопрос: «Где и как я могу использовать новое знание?»
Учусь подводить итог работы. Алгоритм проведения рефлексии учебной деятельности.
Коммуникативная линия (5 часов). Продолжается отработка коммуникативных умений учащихся. У учащихся формируются основы культурного общения и коммуникативного взаимодействия. Ученики знакомятся с правилами ведения дискуссии и приобретают опыт их применения. Уточняются правила командной работы (правила сотрудничества). Учащиеся знакомятся с новыми ролями в структуре коммуникативного взаимодействия: «критик» и «организатор», фиксируют их цели и основные правила выполнения данных ролей при общении. При этом роль «организатора» в учебном процессе чаще всего выполняет учитель. Акцент делается на формировании навыков сотрудничества в командной работе, умении видеть и использовать в коллективной работе сильные стороны каждого ученика, а также умении договариваться. Это даёт возможность спокойно и грамотно выходить из конфликтных ситуаций в общении.
Что такое сотрудничество. Основные правила сотрудничества. Как добиться успеха в коллективной работе. Мой вклад в работу группы.
Роль критика в структуре коммуникативного взаимодействия. Правила конструктивной критики.
Что такое дискуссия. Основные правила ведения дискуссии.
Как научиться договариваться. Алгоритм выхода из конфликта.
Роль организатора в структуре коммуникативного взаимодействия. Цель организатора и шаги по достижению этой цели.
Познавательная линия (4 часа). Большое внимание уделяется работе с информацией. Школьники учатся различным способам поиска информации (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), учатся выбирать необходимую информацию, готовить пересказ текста. Расширяется представление о новых операциях – классификация и аналогия − и о способах развития своего мышления как инструмента познания. Продолжается формирование представлений о способах исследования. Это позволяет организовать самостоятельное прохождение учащимися основных шагов учебной деятельности.
Учусь искать информацию. Способы поиска информации.
Учусь работать с текстом. Как подготовить пересказ текста.
Учусь классифицировать. Алгоритм классификации объектов.
Действую по аналогии. Алгоритм действий по аналогии.
Ценностная линия (3 часа). Продолжается знакомство с ценностными ориентирами в жизни. У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Ученики рассматривают такое понятие как «саморазвитие», определяют его значимость в жизни людей. Выделяют направления для собственного развития, ставят личностно значимые цели и учатся их достигать. Большое внимание уделяется уважительному отношению к окружающим, то есть принятию их суждений, качеств, поступков. Рассматривается такое важное качество для достижения успеха в учёбе и других сферах жизни как «самокритичность», раскрываются способы формирования у себя этого качества.
Ценности нашей жизни: саморазвитие. Основные направления для саморазвития.
Ценности нашей жизни: уважение и терпимость к другим.
Личностные качества: самокритичность в учебной деятельности.
Обобщение и систематизация знаний (2 часа).
Диагностика (4 часа).
Резерв (10 часов).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Тип занятия | Дата (план) | Дата (факт) |
1 | «Ценности нашей жизни. Саморазвитие. | 1 | ОНЗ | 6.09 | |
2 | Урок диагностики знаний № 1 (входное тестирование) | 1 | Занятие развивающего контроля | 13.09 | |
3 | Я учусь с радостью. | 1 | ОНЗ | 20.09 | |
4 | Как самостоятельно выполнить задание. | 1 | ОНЗ | 27.09 | |
5 | Ценности нашей жизни. Уважение и терпимость к другим. | 1 | ОНЗ | 4.10 | |
6 | Учимся дружно. Сотрудничество. | 1 | ОНЗ | 11.10 | |
7,8 | Резерв. Отработка полученных знаний, выполнение развивающих заданий. | 2 | урок рефлексии | 18.10 25.10 | |
9 | Учусь искать информацию. | 1 | ОНЗ | 8.11 | |
10 | Учусь работать с текстом. | 1 | ОНЗ | 15.11 | |
11 | Учусь классифицировать. | 1 | ОНЗ | 22.11 | |
12 | Учусь действовать по аналогии. | 1 | ОНЗ | 29.11 | |
13−14 | Учусь делать проект. | 2 | ОНЗ | 6.12 13.12 | |
15−16 | Резерв. Отработка полученных знаний, выполнение развивающих заданий. | 2 | урок рефлексии | 20.12 27.12 | |
17 | Учимся дружно. Я – критик. | 1 | ОНЗ | 17.01 | |
18 | Личностные качества. Самокритичность. | 1 | ОНЗ | 24.01 | |
19 | Учимся дружно. Дискуссия. | 1 | ОНЗ | 31.01 | |
20 | Учимся дружно. Как научиться договариваться. | 1 | ОНЗ | 7.02 | |
21 | Учимся дружно. Я – организатор. | 1 | ОНЗ | 14.02 | |
22 | Новое знание – часть целого мира. | 1 | ОНЗ | 21.02 | |
23 | Учусь подводить итог работы. | 1 | ОНЗ | 28.02 | |
24−25 | Резерв. Отработка полученных знаний, выполнение развивающих заданий. | 2 | урок рефлексии | 6.03 13.03 | |
26 | Урок диагностики знаний №2 (итоговое тестирование) | 1 | Занятие развивающего контроля | 20.03 | |
27–28 | Урок диагностики умений № 1–2 (практические работы) | 2 | Занятие развивающего контроля | 3.04 10.04 | |
29 | Я ученик. Мои сильные стороны как ученика. | 1 | урок рефлексии | 17.04 | |
30 | Я ученик. Что я уже знаю и умею» (гостиная для родителей). | 1 | урок рефлексии | 24.04 | |
31–34 | Резерв. Отработка полученных знаний, выполнение развивающих заданий. | 4 | Занятие обобщающего контроля | 8.05 15.05 22.05 29.05 |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Методическое обеспечение курса «Мир деятельности» для 4 класса начальной школы включает в себя Комплект для ученика и Комплект для учителя.
Комплект для ученика включает в себя:
- «Мир деятельности», 4 класс: Учебное пособие для учащихся с разрезным материалом и наклейками. Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2013.
- «Мои открытия», 4 класс: Эталоны к курсу «Мир деятельности». Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2013.
Комплект для учителя включает в себя:
- «Мир деятельности», 4 класс: Методические рекомендации для учителя. Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2013.
- Демонстрационные материалы к надпредметному курсу «Мир деятельности», 4 класс. – Национальное образование, 2013.
- CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности», 3 класс. – М.: Национальное образование, 2013.
«Оборудование к уроку» для учителя включает в себя:
Демонстрационный материал (изданное пособие);
Печатный материал (на CD-диске);
Презентации к уроку (на CD-диске);
Дополнительный материал (на CD-диске).
ЛИТЕРАТУРА
- Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000...» / Методическое пособие. Под ред. Л.Г. Петерсон. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2010.
- Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.
- Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е, Зайцева И.В. Что значит «уметь учиться». – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2006.
- Петерсон Л.Г. и др. Наглядное пособие «Учусь учиться, или Приключения Смайлика». – М., 2010.
- Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности. М.: УМЦ «Школа 2000...», 2008.
- Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика общеучебных организационно-рефлексивных умений. − М.: УМЦ «Школа 2000…», 2008.
- Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2002.
- «Школа 2000...». Сборники статей, вып. 4–6. – М.: УМЦ «Школа 2000...», 2004–2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.
Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир деятельности", 2 класс, УМК "Перпектива"
Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в обра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Проектная деятельность 4 класс
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический по...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 4 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Проектная деятельность. 2 класс.
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Проектная деятельность. 2 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная деятельность » 3 класс
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 3 классов, обучающихся по УМК « Школа...