Рабочая программа по внеурочной деятельности. Мир деятельности 3 класс
рабочая программа (4 класс)

Радкевич Наталья Франусьевна

Рабочая программа составлена на основе авторской программы надпредметного курса "Мир деятельности" Л.Г.Петерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_deyatelnosti.docx47.3 КБ

Предварительный просмотр:

    «Рассмотрено»

Руководитель МС

МБОУ СОШ №7

ЗАТО Циолковский

__________/_________

Протокол № ___

от « __»  сентября 2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР МБОУ СОШ №7

ЗАТО Циолковский

___________/_________

от « __»  сентября 2018 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №7 ЗАТО Циолковский

___________/__________

Приказ № ___

от «__»  сентября 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Радкевич Натальи Франусьевны, высшей квалификационной категории

по внеурочной деятельности в 3В классе

Надпредметный курс  «Мир деятельности»

2018 – 2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа надпредметного курса «Мир деятельности» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основедеятельности авторской программы Л.Г.Петерсон «Мир деятельности» и предназначена для третьего класса четырехлетней начальной школы.

Направление курса: обще-интеллектуальное

Курс «Мир деятельности» в третьем классе включает   34 занятия: 1 занятие в неделю, 34 учебные недели.

Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы прокладывает принципиально новый путь к формированию универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе самых последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).  

Курс «Мир деятельности» для 1−4 классов общеобразовательной школы направлен на устранение  разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС.

Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Курс «Мир деятельности» состоит из 4-х параллельно развивающихся содержательно-методических линий:

I.        Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (личностное самоопределение в учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

II.        Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия и т.д.

III.        Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.  

IV.        Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

Данные линии полностью включают в себя все виды УУД, определенные ФГОС (регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД соответственно).

Основной, системообразующей линией курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.

Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого результата. Действительно, человек живет в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения, согласования своих действий с сослуживцами, должен уметь четко выразить свою мысль, адекватно понять мысль оппонента, обосновать выбранную позицию. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и еще многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии.

Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат. Действительно, без достаточно уровня развития познавательных процессов и мышления, без владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию и представление информации и т.д. применение знаний будет, как минимум, затруднено, либо эти знания могут остаться не реализованными.

Задача ценностной линии − сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены на разрушение общественной жизни и его самого как личности.

Таким образом, данное содержание курса «Мир деятельности» представляет собой целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.

Форма проведения занятий: практикумы, экскурсии, консультации, дискуссии, дидактической игры, деловой игры, ролевой игры.

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА  «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Основные требования к метапредметным результатам  к концу третьего года обучения:

Знать уточненную структуру из 12 шагов учебной деятельности, уметь осознанно осуществлять данные шаги при введении нового знания под руководством учителя, приобрести опыт их самооценки.

Знать алгоритм выявления места и причины затруднения в результате выполнения пробного действия, уметь его применять.

Знать, что такое план, и понимать его отличительные признаки.

Знать алгоритм планирования учебных действий, уметь его применять.

Знать алгоритм выявления места и причины затруднения при выполнении самостоятельной работы, уметь его применять.

Знать алгоритм первичного применения нового знания, уметь его применять.

Знать два основных этапа коррекционной деятельности и уточнённую структуру из 11 шагов коррекционной деятельности на уроке рефлексии. Уметь осознанно осуществлять данные шаги при коррекции своих затруднений под руководством учителя, приобрести опыт самооценки выполнения этих шагов.

Знать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, уметь его применять, приобрести опыт самооценки учебной деятельности.

Знать правила успешного выступления, уметь их применять.

Знать правила понимания информации, уметь их применять.

Знать правила построения диалога, приобрести опыт их применения, уметь строить диалог со сверстниками.

Знать основные приёмы эффективного запоминания и приобрести опыт их применения.

Знать алгоритм сравнения объектов, приобрести опыт его применения.

Знать алгоритм обобщения, приобрести опыт его применения.

Знать, что такое модель, уметь использовать модели для фиксирования нового знания.

Знать алгоритм наблюдения объектов, приобрести опыт его применения.

Знать, какие бывают чувства, уметь определять свое эмоциональное состояние.

Знать и принять на личностном уровне качество − веру в себя.

Знать и принять на личностном уровне ценность жизни – дружбу.

Три уровня достижений результатов внеурочной деятельности по курсу «Мир деятельности» за 3 класс.

Первый уровень.

Знать

  • алгоритм самостоятельного формирования умений;
  • алгоритм выявления места затруднения;
  • алгоритм самоконтроля исполнительских действий;
  • простейшие культурные правила общения со сверстниками в школе;
  • уточненные правила работы в группе;
  • правила построения диалога и полиалога;
  • правила поведения «организатора» в совместной работе;
  • простейшие культурные правила выхода из конфликтных ситуаций;
  • основные приемы развития мыслительных операций;
  • алгоритмы синтеза, классификации, вывода по аналогии;
  • ценностную диаграмму.

Второй уровень.

Уметь применять

  • алгоритм самостоятельного формирования умений;
  • алгоритм выявления места затруднения;
  • алгоритм самоконтроля исполнительских действий;
  • простейшие культурные правила общения со сверстниками в школе;
  • уточненные правила работы в группе;

Приобрести опыт применения

  • правила построения диалога и полиалога;
  • правила поведения «организатора» в совместной работе;
  • простейшие культурные правила выхода из конфликтных ситуаций;
  • основные приемы развития мыслительных операций;

Уметь выполнять по результатам наблюдений

  • алгоритмы синтеза, классификации, вывода по аналогии.

Приобрести опыт

  • самооценки собственной деятельности.

Третий уровень.

Принять на личностном уровне

  • ценностную диаграмму.

Учащиеся 3 класса должны достичь второго уровня.

СОДЕРЖАНИЕ НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Организационно-рефлексивная линия (7 часов). В структуре учебной деятельности уточняется этап построения плана и действия по плану, первичное применение нового знания. Основное внимание уделяется формированию умения находить место и причину затруднения как на уроке открытия, так и на уроке-помощнике, и на этой основе планировать свою учебную деятельность. Для этого организуется построение учащимися соответствующих алгоритмов, которые затем постоянно применяются в ходе предметных уроков. Знакомство со структурой учебных шагов на втором этапе коррекционной деятельности позволяет формировать умение, самостоятельно исправлять свои ошибки. Данное умение имеет принципиальное значение для качества усвоения предметных знаний, которое не потеряло своего значения и в наше время.

Нахожу место и причину затруднения на уроке открытия нового знания.

План. Алгоритм перевода цели в задачи (планирование) учебной деятельности.

Учусь составлять план.

Урок открытия. Учусь применять новое знание.

Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе.

Как научиться применять новый способ. Структура  2-го этапа урока-помощника (6 шагов).

Самоконтроль и самооценка своих исполнительских учебных действий.

Коммуникативная линия (3 часа). У учащихся формируется понимание личностной значимости культурного общения и коммуникативного взаимодействия. Они знакомятся с правилами ведения диалога и приобретают опыт их применения. Уточняются и закрепляются правила групповой работы, роли «автора», понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия. Внимание уделяется подготовке собственного выступления, раскрываются секреты успешного выступления. Уточняются условия для понимания речи (текста), вводится секрет успешного понимания.

Секреты успешного выступления.

Секрет понимания.

Что такое «диалог». Правила ведения диалога.

Познавательная линия (6 часов). Учащиеся знакомятся с приемами запоминания. Далее они знакомятся с новыми операциями – сравнение и обобщение − и со способами саморазвития своего мышления как инструмента познания. Формируются начальные представления о моделях как об упрощенных заместителях исследуемых объектов, сохраняющих их существенные свойства, и о методе моделирования. Знакомятся с наблюдением как методом познания, учатся выполнять простейшие наблюдения объектов. Внимание уделяется также развитию навыков самопознания, распознавания своих чувств,  умения «переключить» свои эмоции, с «негатива» на «позитив», формированию первичного положительного опыта управления своим эмоциональным состоянием.

Учусь запоминать.

Учусь сравнивать.

Учусь обобщать.

Учусь моделировать. Виды моделей: предметные, знаковые, графические, алгоритмы, блок-схемы.

Учусь наблюдать.

Чувства – мои помощники в учебе.

Ценностная линия (2 часа). У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Рассматривается «вера в себя» как инструмент для достижения успеха в учебе. Уделяется внимание дружбе как ценности в жизни человека и общества.

Личностные качества ученика: вера в себя.

Ценности нашей жизни: дружба.

Обобщение и систематизация знаний (2 часа). 

Диагностика (4 часа).

Резерв (10 часов).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема (содержание занятия)

Кол-во часов

Дата (план)

Дата (факт)

1

Личностные качества. Вера в себя.

1

07.09

2

Учусь запоминать.

1

14.09

3

Урок диагностики знаний № 1(входное тестирование)

1

21.09

4

Урок открытия. Нахожу место и причину затруднения.

1

28.09

5

План.

1

05.10

6

Учусь составлять план.

1

12.10

7−8

Резерв. Отработка полученных знаний, выполнение развивающих заданий.

2

19.10

26.10

9

Учусь сравнивать.

1

16.11

10

Учусь обобщать.

1

23.11

11

Учусь моделировать.

1

30.11

12

Учусь наблюдать.

1

07.12

13

Секреты успешного выступления.

1

14.12

14

Я ученик. Что я уже знаю и умею.

1

21.12

15−17

Резерв. Отработка полученных знаний, выполнение развивающих заданий.

3

28.12

11.01

18.01

18

Секрет понимания.

1

25.01

19

Учимся дружно. Что такое диалог.

1

01.02

20

Урок открытия. Учусь применять новое знание.

1

08.02

21

Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе.

1

15.02

22

Как научиться применять способ.

1

22.02

23

Как самому оценить свою работу.

1

01.03

24

Чувства – мои помощники в учебе.

1

15.03

25−27

Резерв. Отработка полученных знаний, выполнение развивающих заданий.

3

22.03

29.03

05.04

28

Ценности нашей жизни. Дружба.

1

12.04

29

Урок диагностики знаний №2(итоговое тестирование)

1

19.04

30−31

Урок диагностики умений № 1−2(практическая работа)

2

26.04

17.05

32

Я ученик. Что я уже знаю и умею. (гостиная для родителей)

1

24.05

33–34

Резерв. Отработка полученных знаний, выполнение развивающих заданий.

2

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Методическое обеспечение курса «Мир деятельности» для 3 класса начальной школы включает в себя Комплект для ученика и Комплект для учителя.

Комплект для ученика включает в себя:

  1. «Мир деятельности», 3 класс: Учебное пособие для учащихся с разрезным материалом и наклейками. Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2013.
  2. «Мои открытия», 3 класс: Эталоны к курсу «Мир деятельности». Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2013.

Комплект для учителя включает в себя:

  1. «Мир деятельности», 3 класс: Методические рекомендации для учителя. Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2013.
  2. Демонстрационные материалы к надпредметному курсу «Мир деятельности», 3 класс. – Национальное образование, 2013.
  3. CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности», 3 класс. – М.: Национальное образование, 2013.

«Оборудование к уроку» для учителя включает в себя:

Демонстрационный материал (изданное пособие);

Печатный материал (на CD-диске);

Презентации к уроку (на CD-диске);

Дополнительный материал (на CD-диске).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000...» / Методическое пособие. Под ред. Л.Г. Петерсон. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2010.
  2. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.
  3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е, Зайцева И.В. Что значит «уметь учиться». – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2006.
  4. Петерсон Л.Г. и др. Наглядное пособие «Учусь учиться, или Приключения Смайлика». –  М., 2010.
  5. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности. М.: УМЦ «Школа 2000...», 2008.
  6. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика общеучебных организационно-рефлексивных умений. − М.: УМЦ «Школа 2000…», 2008.
  7. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2002.
  8. «Школа 2000...». Сборники статей, вып. 4–6. – М.: УМЦ «Школа 2000...», 2004–2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.

Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир деятельности", 2 класс, УМК "Перпектива"

Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в обра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Проектная деятельность 4 класс

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический по...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 4 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Проектная деятельность. 2 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Проектная деятельность. 2 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная деятельность » 3 класс

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 3 классов, обучающихся по УМК « Школа...