Программа внеурочной деятельности "Моя Югра"
рабочая программа (3 класс)
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности для учащихся 3 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_yugra.docx | 42.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Моя Югра»
3 класс
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности курса «Моя Югра»» для обучающихся 3 класса составлена в соответствии с основными нормативными документами:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
- Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)).
- Письма Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4694/12 «О составлении рабочих программ».
- Письма Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4696/12 «Об организации внеурочной деятельности».
- Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 "О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях ".
Общая характеристика курса
Программа курса «Югра – моё наследие» духовно-нравственной направленности соответствует требованиям ФГОС НОО к результатам основной образовательной программы начального образования и рекомендациям к внеурочной деятельности.
Данная программа помогает формировать первичные представления учащихся о своем природном и культурном наследии, обобщает знания об экологических и этнокультурных особенностях своей малой Родины, формирует деятельностные средства их познания. Учащиеся мотивируются на освоение полезных привычек по сохранению природного разнообразия и поликультурных ценностей народов Югорского края.
Актуальность. Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Основной целью курса «Моя Югра» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине - Югре и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края.
Образовательные:
1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Югорского края.
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Тюменской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Югорского края.
Воспитательные:
1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Югорского края.
Структура курса «Моя Югра»
Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
• Я и окружающий мир,
• Природа Югры,
• Человек и природа,
• Жизнь на Югорской земле,
• Яркие страницы истории земли Югорской.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего места проживания, его расположением на карте Тюменской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребенком целостно. Содержательный блок «Природа Югры» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных
процессах характерных для Тюменской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и при сущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Югре, живая природа.
Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.
Следующие содержательные блоки «Жизнь в Югре» и «Яркие страницы истории земли Югорской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения - это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни хантов и манси
В процессе изучения курса «Моя Югра» учащиеся должны:
иметь представления:
• о связях между живой и неживой природой родного края;
• о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Тюменской области, ХМАО - Югры;
• об истории человека в древние времена, проживающего на Югорской земле;
• об истории родного края;
знать:
• объекты неживой и живой природы Тюменской области;
• особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей
местности;
• водоёмы ХМАО - Югры и их значение в хозяйстве;
• полезные ископаемые родного края, их :месторождения и значение в хозяйстве;
• правила поведения в природе и меры её охраны в ХМАО - Югре;
• государственную символику ХМАО - Югры, своего района;
• важнейшие события в истории родного края;
• народы, населяющие Югру (не менее трёх);
• родственные связи в семье;
• правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
• различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (З-4 названия каждого вида);
• различать растения родного края - деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
• узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
• приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида):
• приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3); описывать наиболее важные события истории родного края;
• рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
• показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
• приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности ХМАО – Югры.
Планируемые результаты подготовленности по курсу
Учащиеся могут научиться:
1. Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно - смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей.
- моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. Познавательным универсальным учебным действиям, включающим обще учебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
• слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. На основе методики «Мы – дети природы» - Т.К. Орлова
Учебный комплект: Рабочая тетрадь по краеведению «Мы – дети природы».
Ханты-Мансийск «Полиграфист», 2000 – 48 л.
Место курса в учебном плане
Курс рассчитан на 1 час в неделю, 34часа в год.
Содержание программы
3 класс (34ч)
Я и окружающий мир (5ч)
Край, в котором я живу. Тюменская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Тюменской области. Тюменская область на карте. Соседи Тюменской области. Города Тюменской области. История города: достопримечательности. Знакомство с известными людьми. Моя семья. Родословная.
Природа Югорского края (12ч)
При родные условия, процессы и явления характерные для Тюменской области ( мороз, гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.
Вода. Её распространение и значение для живых организмов Югорского края.
Водоёмы Югорского края. Водоёмы. Реки .Природная экосистема водоемов.
Рельеф родного края: равнина, овраги, болота, возвышенности.
Полезные ископаемые. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.
Почва Югорского края
Природные экосистемы Югры
Дикорастущие и культурные растения Югорского края (различение).
Человек и природа (4ч)
Профессия - метеоролог, геолог, нефтяник.
Профессиональная деятельность человека в крае Профессии, связанные с нефтяным хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).
Жизнь в Югре (13ч)
Тайны Югорской земли. Первые поселения ханты и манси.
Югорский край - край нефтяников. Особенности быта ханты и манси (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Хантыйская семья. Воспитание в хантыйской семье.
Обычаи, весенние обряды и праздники в Югре
Экскурсии:
«Родной город», «Города Тюменской области:
«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»;
В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом ханты и манси.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Тюменской области; «Почвы родного края».
Исследовательская деятельность по проблемам:
- «Город нефтяной компании «Лукойл»
- «Мир природного сообщества родного края»;-
- «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.
Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт ханты» (изготовление поделок), и др.
Тематическое планирование курса
3 класс
№ п/п | Тема | Дата | Образовательные задачи | Виды деятельности |
Я и окружающий мир | ||||
1 | Край, в котором я живу | Дать представления о ХМАО-Югре как административной единице; познакомить с гербом, флагом ХМАО-Югры и правилами поведения при прослушивании гимна; формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной), находить территорию ХМАО-Югры на карте страны. | Работа с картой области. Практическая работа по контурной карте: выделение границы Когалыма. | |
2 | О городах и станицах родного края | Познакомить с наиболее крупными городами ХМАО-Югры, с их архитектурой, достопримечательностями и значением. Обратить внимание на необходимость бережного отношения к историческим памятникам, сохранению исторических традиций. | Экскурсии по городам ХМАО-Югры Исследовательская деятельность «Город Когалым» | |
3-4 | С днем рождения, родной город! | Дать представление о своем городе как о малой Родине; познакомить с историей возникновения, происхождения названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми. | Экскурсия. Составление коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей) | |
5-6 | У природы нет плохой погоды | Продолжать формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные отличительные признаки сезонных изменений, продолжать систематические наблюдения за погодой. Познакомить с особенностями времен года в ХМАО-Югре. Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями характерными для края (гололед, дожди, грозы, туманы) Познакомить с профессией - метеоролог. | Экскурсия «Сезонные изменения в природе» Конкурс рисунков | |
7 | Живая вода | Вода. Ее распространение и значение для живых организмов. | Работа с картой ХМАО-Югры. Исследовательские работы. | |
8 | Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края. | Познакомить с водоемами родного края. Изучение живой природы водоема, находящегося вблизи города; его экологических проблем. | Экскурсия на водоем (с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем). Беседа о бережном использовании воды. | |
9 | Растения и животные водоемов. | Расширить представления детей об экологических связях в мире природы водоема. | Исследовательские работы учащихся. | |
Жизнь в Югре | ||||
10 | Тайны Когалымской земли | Дать представление о древних поселениях и кочевых племенах ханты и манси, проживавших в ХМАО-Югре, познакомить с историческими памятниками | Экскурсия в поселения ханты | |
11 | Когалым-город нефтяников | Познакомить с историческими памятниками Когалыма | ||
12 | Экскурсия в музейно-выставочный центр | |||
13 | Разнообразный мир профессий жителей Когалыма | Дать представление о IIРисование картин первопроходцах Когалыма Познакомить с героическими подвигами первопроходцев Познакомить с историческими и литературными памятниками тех времен. | Рисование картин прошлого города | |
14 | Югорский край-нефтяников край | Познакомить с историей | Экскурсия в краеведческий музей Исследовательская работа «История Когалыма» | |
15 | Первые Югорские городки. | |||
16 | Хантыйская семья | Познакомить с особенностями хантыйской семьи и воспитанием детей | ||
17 | Жилище ханты | Актуализировать знания об особенностях быта северных народов (жилище, посуда, одежда), ремесла | Проект «Жизнь и | |
18 | История вещей. Одежда | |||
19 | Славен Югорский край | Воспитывать гордость и чувство ответственности | Праздничное мероприятие | |
Обычаи. Весенние обряды и праздники ХМАО-Югры | ||||
20 | День оленевода | Дать общее представление о весенних обрядах ханты | Праздничное мероприятие | |
21 | День вороны | Дать общее представление об обряде дне птиц. | Изготовление скворечника | |
22 | Пасха, Вербное воскресенье | Дать общее представление о весенних обрядах в Когалыме | Праздничное мероприятие | |
Природа Югорская края | ||||
23 | Природная поверхность нашего края | Познакомить особенностями поверхности Тюменской области: холмистой равниной, оврагами, болотистой местностью, терриконами, поймы рек Иртыш, Обь. | Экскурсия. Практическая работа «Рисунок, карта поверхности родного края» | |
24 | Из недр Когалымской земли | Познакомить с полезными ископаемыми Когалыма: нефть, газ, песок, торф; их месторождения; воспитывать понимание необходимости бережного использования подземных богатств края. | Работа с картой ХМАО -Югры | |
25 | Почвы родного края | Почвы Югры. Их сравнение. Выявить значение почвы для ХМАО-Югры | Практическая работа «Почвы родного края» | |
26 | Цвети, мой край родной! Природная экосистема Югры | Закрепить представления о Как о природном сообществе, раскрыть значение для растительного и животного мира. | Экскурсия. Исследовательские работы учащихся «Мир природного сообщества родного края» Конкурс рисунков Викторины, кроссворды | |
27 | Экскурсия в музей. Встреча с первопроходцами. | |||
28 | Природные экосистемы луга Югорское разнотравье | Закрепить представления о луге, как о природном сообществе, раскрыть значения лугов для человека, экологические проблемы, связанные с данным сообществом. | ||
29 | Природные экосистемы леса | Познакомить с одним из природных сообществ Тюменской области: лесом. Показать взаимосвязи растений и животных в данном сообществе. Влияние человека на сообщество. | ||
Человек и природа | ||||
30 | Природа Югры | Познакомить с природным сообществом болот. Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие на примерах растений родного края. | Исследовательская работа «Кто работает на родной земле» | |
31 | Лиственные растения и кустарники Югры | Сформировать представление о хозяйстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в этом хозяйстве. | ||
32 | Экскурсия в музей. «9 мая-День Победы» | |||
33 | День города и праздник нефтяной и газовой промышленности | Показать значение нефти и газа для людей; воспитывать бережное отношение к труду людей. | Праздничное мероприятие | |
34 | Сельское хозяйство в Югре: животноводство | Сформировать представления о животноводстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в животноводстве. | Исследовательская работа «Кто работает на родной земле» | |
Я и окружающий мир | ||||
35 | Славься наш край! | 25.05 | Закрепить представления и знания учащихся о Югорском крае. | Викторина, выставка поделок, исследовательских и проектных работ учащихся, выполненных за год. |
Система диагностики знаний и умений учащихся
Критерии оценивания работ обучающихся по курсу
Предусматривает использование в процессе изучения курса современных оценочных средств: портфолио, онлайн-тестирование, компьютерное тестирование. Формами подведения итоговой работы могут быть открытые занятия, защита проектов, выставки, самооценка, коллективное обсуждение. Итоговая оценка осуществляется в форме защиты проектов, исследовательской работы, лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами и подарками. Предусматривает использование современных образовательных технологий в преподавании предмета.
Формы контроля
Подведение итогов деятельности по каждому разделу организуется в форме: викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов; создания и защиты собственного проекта; создания презентаций - представлений по изученной теме; конкурсов исследовательских работ, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников; участия в конкурсах разного уровня.
Мониторинг уровня овладения программой обучающимися предполагает текущий контроль (тестирование, беседы, анкетирование, наблюдение, диагностические задания, опросы); контроль с целью коррекции (индивидуальные консультации); текущий контроль (самостоятельное выполнение обучающимися творческих работ по плану или образцу); итоговый контроль (участие в краеведческих играх, викторинах.
Список литературы для учителя
- Авторская программа по экологическому и этнокультурному образованию «Югра – моё наследие» Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного. – М.: Центр «Образование и экология, 2014.
- Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование. Реализация. Экспертиза., Малыхина Л.Б. и др., Учитель- 2013г.
- Михеева Л.Н. «Праздники. Традиции и ремесла народов России». Издательский центр «Вентана-Граф», 2011.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Бурменская Г.В. и др. Просвещение 2014г.
- Начальная школа. Школа после уроков. Вильданова И.Л. и др., Учитель – 2014г.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» В 2 ч.Ч1./ М.Ю.Демидова, С.В.Иванов и др. под ред. Г.С.Ковалевой; О.Б.Логиновой. – 2 изд.- М.: Просвещение, 2010.- 215с.
- Региональные программы по экологии для образовательных учреждений ХМАО – Югры: учеб. Пособ./ Г.Н.Гребенюк, Н.А.Иванова, Е.С.Овечкина и др.- Х-М.: Полиграфист, 2005.-248с.
Список литературы для учащихся
- Азбука. Звери и птицы России: книга для чтения детям. Шустова И.Б., Дрофа – 2008г.
- Экологические сказки, Фадеева Г.А., Учитель – 2004г.
- Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. Плешаков А.А., Румянцев А.А., Просвещение -2014г
- Зелёные страницы. Плешаков А.А., Просвещение -2014г.
- Живая природа. Дэвид Эттенборо. Москва, мир книги 2001г.
- Царство цветов. Москва – 2008г.
- Край родной. Азбука краеведения, Екатеринбург, 2001г.
- Я познаю мир (растения), Москва – АСТ 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Югра-мое наследие" 2 класс
Рабочая программа по курсу "Югра-мое наследие" 2 класс...
Программа внеурочной деятельности "Югра - мир, который строим мы"
Программа, которая носит метапредметный комплексный характер, модули которой как ступеньки ведут младших школьников вверх к познанию традиций народов, проживающих в Ханты-Мансийском автономном о...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Югра – моё наследие»
Рабочая программа Внеурочной деятельности «Югра – моё наследие» для 2 классов состоит из: пояснительной записки,место учебного предмета «Югра-моё наследие» в уч...
Анализ реализации Внеурочной деятельности " Югра-моё наследие "
Анализ реализации Внеурочной деятельности "Югра-моё наследие" ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Россия. Югра. Нягань"
Программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как патриотизма, духовно-нравственность, бережное от...
Программа внеурочной деятельности "Югра - мир, который строим мы"
Программа, которая носит метапредметный комплексный характер, модули которой как ступеньки ведут младших школьников вверх к познанию традиций народов, проживающих в Ханты-Мансийском автономном о...