Программа внеурочной деятельности "Моя Югра"
рабочая программа (3 класс)

Жерикова Евгения Александровна

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности для учащихся 3 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_yugra.docx42.51 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Моя  Югра»

3 класс

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности курса «Моя Югра»» для обучающихся 3 класса составлена в соответствии с основными нормативными документами:

  • Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
  • Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)).
  • Письма Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4694/12 «О составлении рабочих программ».
  • Письма Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4696/12 «Об организации внеурочной деятельности».
  • Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 "О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях ".

Общая характеристика курса

Программа курса «Югра – моё наследие» духовно-нравственной направленности соответствует требованиям ФГОС НОО к результатам основной образовательной программы начального образования и рекомендациям к внеурочной деятельности.

Данная программа помогает формировать первичные представления учащихся о своем природном и культурном наследии, обобщает знания об экологических и этнокультурных особенностях своей малой Родины, формирует деятельностные средства их познания. Учащиеся мотивируются на освоение полезных привычек по сохранению природного разнообразия и поликультурных ценностей народов Югорского края.

Актуальность. Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.

Основной целью курса «Моя Югра» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине - Югре и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края.

Образовательные:

1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Югорского края.

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Тюменской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Югорского края.

Воспитательные:

1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие:

1.        Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

2.        Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Югорского края.

Структура курса «Моя Югра»

Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:

•        Я и окружающий мир,

•        Природа Югры,

•        Человек и природа,

•        Жизнь на Югорской земле,

•        Яркие страницы истории земли Югорской.

Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего места проживания, его расположением на карте Тюменской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.

Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребенком целостно. Содержательный блок «Природа Югры» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных

процессах характерных для Тюменской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и при сущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Югре, живая природа.

Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.

Следующие содержательные блоки «Жизнь в Югре» и «Яркие страницы истории земли Югорской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения - это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни хантов и манси

В процессе изучения курса «Моя Югра» учащиеся должны:

иметь представления:

•        о связях между живой и неживой природой родного края;

•        о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Тюменской области, ХМАО - Югры;

•        об истории человека в древние времена, проживающего на Югорской земле;

•        об истории родного края;

знать:

•        объекты неживой и живой природы Тюменской области;

•        особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей

местности;

•        водоёмы ХМАО - Югры и их значение в хозяйстве;

•        полезные ископаемые родного края, их :месторождения и значение в хозяйстве;

•        правила поведения в природе и меры её охраны в ХМАО - Югре;

•        государственную символику ХМАО - Югры, своего района;

•        важнейшие события в истории родного края;

•        народы, населяющие Югру (не менее трёх);

•        родственные связи в семье;

•        правила поведения в общественных местах и на улице;

уметь:

•        различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (З-4 названия каждого вида);

•        различать растения родного края - деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

•        узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

•        приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида):

•        приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3); описывать наиболее важные события истории родного края;

•        рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);

•        показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

•        приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности ХМАО – Югры.

 Планируемые результаты подготовленности по курсу

Учащиеся могут научиться:

1. Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно - смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей.

- моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения;

- доводить дело до конца.

3. Познавательным универсальным учебным действиям, включающим обще учебные, логические действия постановки и решения проблем:

- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

•        слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

•        осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

    При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.

    В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.

   Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. На основе методики «Мы – дети природы» - Т.К. Орлова

Учебный комплект: Рабочая тетрадь по краеведению «Мы – дети природы».

Ханты-Мансийск «Полиграфист», 2000 – 48 л.

Место курса в учебном плане

Курс рассчитан на 1 час в неделю, 34часа в год.

Содержание программы

3 класс (34ч)

Я и окружающий мир (5ч)

Край, в котором я живу. Тюменская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Тюменской области. Тюменская область на карте. Соседи Тюменской области. Города Тюменской области. История города: достопримечательности. Знакомство с известными людьми.  Моя семья. Родословная.

Природа Югорского края (12ч)

При родные условия, процессы и явления характерные для Тюменской области ( мороз, гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.

Вода. Её распространение и значение для живых организмов Югорского края.

Водоёмы Югорского края. Водоёмы. Реки .Природная экосистема водоемов.

Рельеф родного края: равнина, овраги, болота, возвышенности.

Полезные ископаемые. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.

Почва Югорского края

Природные экосистемы Югры

Дикорастущие и культурные растения Югорского края (различение).

Человек и природа (4ч)

Профессия - метеоролог, геолог, нефтяник.

Профессиональная деятельность человека в крае Профессии, связанные с нефтяным хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).

Жизнь в Югре (13ч)

Тайны Югорской земли. Первые поселения ханты и манси.

Югорский край - край нефтяников. Особенности быта ханты и манси (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Хантыйская семья. Воспитание в хантыйской семье.

Обычаи, весенние обряды и праздники в Югре

Экскурсии:

«Родной город», «Города Тюменской области:

«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»;

В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом ханты и манси.

Исследовательские, проектные и практические работы

Практическая работа: работа по карте Тюменской области; «Почвы родного края».

Исследовательская деятельность по проблемам:

- «Город нефтяной компании «Лукойл»

- «Мир природного сообщества родного края»;-

- «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.

Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт ханты» (изготовление поделок), и др.

Тематическое планирование курса

3 класс

№ п/п

Тема

Дата

Образовательные задачи

Виды деятельности

Я и окружающий мир

1

Край, в котором я живу

Дать представления о ХМАО-Югре как административной единице; познакомить с гербом, флагом ХМАО-Югры и правилами поведения при прослушивании гимна; формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной), находить территорию ХМАО-Югры на карте страны.

Работа с картой области. Практическая работа по контурной карте: выделение границы Когалыма.

2

О городах и станицах родного края

Познакомить с наиболее крупными городами ХМАО-Югры, с их архитектурой, достопримечательностями и значением.

Обратить внимание на необходимость бережного отношения к историческим памятникам, сохранению исторических традиций.

Экскурсии по городам ХМАО-Югры

Исследовательская деятельность «Город Когалым»

 3-4

С днем рождения, родной город!

Дать представление о своем городе как о малой Родине; познакомить с историей возникновения, происхождения названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми.

Экскурсия.

Составление коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей)

5-6

У природы нет плохой погоды

Продолжать формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные отличительные признаки сезонных изменений, продолжать систематические наблюдения за погодой. Познакомить с особенностями времен года в ХМАО-Югре. Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями характерными для края (гололед, дожди, грозы, туманы) Познакомить с профессией - метеоролог.

Экскурсия «Сезонные изменения в природе»

Конкурс рисунков

7

Живая вода

Вода. Ее распространение и значение для живых организмов.

Работа с картой ХМАО-Югры. Исследовательские работы.

8

Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края.

Познакомить с водоемами родного края. Изучение живой природы водоема, находящегося вблизи города; его экологических проблем.

Экскурсия на водоем (с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем). Беседа о бережном использовании воды.

9

Растения и животные водоемов.

Расширить представления детей об экологических связях в мире природы водоема.

Исследовательские работы учащихся.

Жизнь в Югре

10

Тайны Когалымской земли

Дать представление о древних поселениях и кочевых племенах ханты и манси, проживавших в ХМАО-Югре, познакомить с историческими памятниками

Экскурсия в поселения ханты

11

Когалым-город нефтяников

Познакомить с историческими памятниками Когалыма

12

Экскурсия в музейно-выставочный центр

13

Разнообразный мир профессий жителей Когалыма

Дать представление о         IIРисование картин

первопроходцах Когалыма

Познакомить с

героическими подвигами первопроходцев

Познакомить с историческими и литературными памятниками тех времен.

Рисование картин прошлого города

14

Югорский край-нефтяников край

Познакомить с историей
появления первых
поселений

Экскурсия в краеведческий музей

Исследовательская работа «История Когалыма»

15

 Первые Югорские городки.

16

Хантыйская семья

Познакомить с особенностями хантыйской семьи и воспитанием детей

17

Жилище ханты

Актуализировать знания об особенностях быта северных народов

(жилище, посуда, одежда), ремесла

Проект «Жизнь и
быт ханты и
манси»
(изготовление
поделок)

18

История вещей. Одежда

19

Славен Югорский край

Воспитывать гордость и чувство ответственности
перед настоящим и
прошлым своего родного
края. Воспитывать на
примерах своих
соотечественников
гордость и чувство
ответственности перед
Родиной и своими
близкими.

Праздничное мероприятие

Обычаи. Весенние обряды и праздники ХМАО-Югры

20

День оленевода

Дать общее представление о весенних обрядах ханты

Праздничное мероприятие

21

День вороны

Дать общее представление об обряде дне птиц.

Изготовление скворечника

22

Пасха, Вербное воскресенье

Дать общее представление о весенних обрядах в

Когалыме

Праздничное мероприятие

Природа Югорская края

23

Природная поверхность нашего края

Познакомить особенностями поверхности Тюменской области: холмистой равниной, оврагами, болотистой местностью, терриконами, поймы рек Иртыш, Обь.

Экскурсия. Практическая работа «Рисунок, карта поверхности родного края»

24

Из недр Когалымской земли

Познакомить с полезными ископаемыми Когалыма: нефть, газ, песок, торф; их месторождения; воспитывать понимание          

необходимости бережного использования подземных богатств края.

Работа с картой ХМАО -Югры
и практическая работа по контурным картам. Беседа о бережном использовании полезных ископаемых
.

25

Почвы родного края

Почвы Югры. Их сравнение. Выявить значение почвы для ХМАО-Югры

Практическая работа «Почвы родного края»

26

Цвети, мой край родной! Природная экосистема Югры

Закрепить представления о

Как о природном сообществе, раскрыть значение для растительного и животного мира.

Экскурсия. Исследовательские работы учащихся «Мир природного сообщества родного края»

Конкурс рисунков

Викторины, кроссворды

27

Экскурсия в музей. Встреча с первопроходцами.

28

Природные экосистемы луга

Югорское разнотравье

Закрепить представления о луге, как о природном сообществе, раскрыть значения лугов для человека, экологические проблемы, связанные с данным сообществом.

29

Природные экосистемы леса

Познакомить с одним из природных сообществ Тюменской области: лесом.

Показать взаимосвязи растений и животных в данном сообществе.

Влияние человека на сообщество.

Человек и природа

30

Природа Югры

Познакомить с природным сообществом болот. Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие на примерах растений родного края.

Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»

31

Лиственные растения и кустарники Югры

Сформировать представление о хозяйстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в этом хозяйстве.

32

Экскурсия в музей. «9 мая-День Победы»

33

День города и праздник нефтяной и газовой промышленности

Показать значение нефти и газа для людей; воспитывать бережное отношение к труду людей.

Праздничное мероприятие

34

Сельское хозяйство в Югре: животноводство

Сформировать представления о животноводстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в животноводстве.

Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»

Я и окружающий мир

35

Славься наш край!

25.05

Закрепить представления и знания учащихся о Югорском крае.

Викторина, выставка поделок, исследовательских и проектных работ учащихся, выполненных за год.

Система диагностики знаний и умений учащихся

Критерии оценивания работ обучающихся по курсу

Предусматривает использование в процессе изучения курса современных оценочных средств: портфолио, онлайн-тестирование, компьютерное тестирование. Формами подведения итоговой работы могут быть открытые занятия, защита проектов, выставки, самооценка, коллективное обсуждение. Итоговая оценка осуществляется в форме защиты проектов, исследовательской работы, лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами и подарками. Предусматривает использование современных образовательных технологий в преподавании предмета.

Формы контроля

Подведение итогов деятельности по каждому разделу организуется в форме: викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов; создания и защиты собственного проекта; создания презентаций - представлений по изученной теме; конкурсов исследовательских работ, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников; участия в конкурсах разного уровня.

Мониторинг уровня овладения программой обучающимися предполагает текущий контроль (тестирование, беседы, анкетирование, наблюдение, диагностические задания, опросы); контроль с целью коррекции (индивидуальные консультации); текущий контроль (самостоятельное выполнение обучающимися творческих работ по плану или образцу); итоговый контроль (участие в краеведческих играх, викторинах.

Список литературы для учителя

  • Авторская программа по экологическому и этнокультурному образованию «Югра – моё наследие» Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного. – М.: Центр «Образование и экология, 2014.
  • Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование. Реализация. Экспертиза., Малыхина Л.Б. и др., Учитель- 2013г.
  • Михеева Л.Н. «Праздники. Традиции и ремесла народов России». Издательский центр «Вентана-Граф», 2011.
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Бурменская Г.В. и др. Просвещение 2014г.
  • Начальная школа. Школа после уроков. Вильданова И.Л. и др., Учитель – 2014г.
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» В 2 ч.Ч1./ М.Ю.Демидова, С.В.Иванов и др. под ред. Г.С.Ковалевой; О.Б.Логиновой. – 2 изд.- М.: Просвещение, 2010.- 215с.
  • Региональные программы по экологии для образовательных учреждений ХМАО – Югры: учеб. Пособ./ Г.Н.Гребенюк, Н.А.Иванова, Е.С.Овечкина и др.- Х-М.: Полиграфист, 2005.-248с.

Список литературы для учащихся

  • Азбука. Звери и птицы России: книга для чтения детям. Шустова И.Б., Дрофа – 2008г.
  • Экологические сказки, Фадеева Г.А., Учитель – 2004г.
  • Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. Плешаков А.А., Румянцев А.А., Просвещение -2014г
  • Зелёные страницы. Плешаков А.А., Просвещение -2014г.
  • Живая природа. Дэвид Эттенборо. Москва, мир книги 2001г.
  • Царство цветов. Москва – 2008г.
  • Край родной. Азбука краеведения, Екатеринбург, 2001г.
  • Я познаю мир (растения), Москва – АСТ 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Югра-мое наследие" 2 класс

Рабочая программа по курсу "Югра-мое наследие" 2 класс...

Программа внеурочной деятельности "Югра - мир, который строим мы"

Программа, которая носит метапредметный комплексный характер, модули которой как ступеньки ведут младших школьников  вверх к познанию традиций народов, проживающих в Ханты-Мансийском автономном о...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Югра – моё наследие»

Рабочая программа Внеурочной деятельности «Югра – моё наследие» для 2 классов состоит из: пояснительной записки,место учебного предмета «Югра-моё наследие» в уч...

Анализ реализации Внеурочной деятельности " Югра-моё наследие "

Анализ реализации Внеурочной деятельности "Югра-моё наследие"  ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Россия. Югра. Нягань"

Программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как патриотизма, духовно-нравственность, бережное от...

Программа внеурочной деятельности "Югра - мир, который строим мы"

Программа, которая носит метапредметный комплексный характер, модули которой как ступеньки ведут младших школьников  вверх к познанию традиций народов, проживающих в Ханты-Мансийском автономном о...