Мастер-класс участника конкурса "Учитель года России-2020"
материал

 

Цель: Познакомить с методами  создания проблемных ситуаций на уроке.

Задачи: 

• Обозначить актуальность технологии проблемного диалога на современном

  этапе образования;

• Познакомить участников мастер-класса с методами создания проблемных ситуаций;

• Представить участникам мастер-класса примеры создания проблемных ситуаций;

• Провести практическую часть мастер-класса по формированию умения распознавать

   методы создания проблемных ситуаций на уроках;

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon master-klass_tsagovoy_a.l._uchitel_goda_rossii-2020.zip1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему:

«Методы создания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах»

                                                                       Я никогда не учу своих учеников.

                                                           Я только даю им условия,

  при которых они могут сами учиться.  

                                                                                               Альберт Эйнштейн

Цель: Познакомить с методами  создания проблемных ситуаций на уроке.

Задачи:  

•        Обозначить актуальность технологии проблемного диалога на современном

  этапе образования;

•        Познакомить участников мастер-класса с методами создания проблемных ситуаций;

•        Представить участникам мастер-класса примеры создания проблемных ситуаций;

•        Провести практическую часть мастер-класса по формированию умения распознавать

   методы создания проблемных ситуаций на уроках;

Форма проведения: беседа, работа в группах, межгрупповое взаимодействие.

Ожидаемый результат:        

•        Повышение профессиональной компетенции учителей по созданию проблемных

  ситуаций на уроках.

Оборудование:

•        мультимедийная презентация;

•        раздаточный материал: приложения.

Ход проведения мастер – класса:

1. Введение в тему.

-Уважаемые коллеги! Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом. Не менее замечательны и слова Бернарда Шоу: «Если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».  

На своём мастер-классе я хотела бы представить Вашему вниманию наиболее полюбившиеся моим ученикам и мне самой методы создания проблемных ситуаций на уроках.

 -Помашите мне те, кто уверен, что по окончании мастер– класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки. Я тоже в это верю, итак, начнём!

      Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение у обучающихся интереса к обсуждаемой теме. 

     Я считаю, что задача учителя не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности, к самостоятельному поиску знаний и использованию их.

    Ребенок идет в школу за счастьем, а на урок за чудом. Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.

 Технология проблемного обучения позволяет добиться положительной динамики качества обучения. Я не скажу, что у меня самые высокие результаты в школе, в районе, но я с уверенностью могу сказать, что дети с удовольствием ходят в школу, мы не замечаем, как летит время. А я в свою очередь с удовольствием провожу уроки. Хочу добавить, что мои ученики постоянно принимают участие в различных конкурсах. Мы стараемся не пропускать ничего. Особенно детям нравиться работать на платформе Учи.ру.

Когда я спрашиваю у коллег, сколько учеников у них зарегистрированы, мне отвечают, 5, 10. А почему не весь класс? Если у ребёнка нет Интернета, или он самый слабый в классе, или ребёнок болен, он, что, не имеет права работать? У меня один компьютер в классе, но все мои ученики оптимально используют учебное время для самообразования на различных дистанционных платформах, независимо от уровня знания учащегося.

 Наша сегодняшняя встреча пройдёт под девизом: «Создать проблему? Нет проблем!». Но, перед этим, я предлагаю Вам сформулировать и зафиксировать свои цели, которые Вы хотели бы реализовать в течение мастер-класса.

(Участникам даётся одна минута, чтобы сформулировать цель своего присутствия на мастер - классе).

Цели: (Присутствующие озвучивают свои цели)

 - Те, кто  не  знаком  с  этой  темой…

Узнать методы  создания проблемной ситуации.

-Если  вы  владеете  информацией  о  проблемном  обучении…

Расширить свои знания о технологии проблемного обучения

- Изучив  методы  создания  проблемных  ситуаций…

Применить на практике методы  (создавать проблемную ситуацию).

Спасибо. Я в свою очередь сформулирую свою цель так:

Познакомить с методами создания проблемных ситуаций на уроке.

2. Теоретическая часть мастер- класса.

Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение

с которым вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Существуют 3 основных метода постановки учебной проблемы:

1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог;

2. Подводящий к теме диалог;

3. Сообщение темы с мотивирующим приёмом.

-На каких предметах вы можете использовать эти методы? (на всех)

-Проблемную ситуацию можно создать на любом уроке.

На столе у вас лежат листочки. Прошу воспользоваться ими в ходе нашего мастер - класса.

 

А теперь предлагаю Вам  проследить  эти три метода  на примерах.

1 метод. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, так как требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

1.        создания проблемной ситуации;

2.        побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3.        побуждения к формулированию учебной проблемы;

4.        принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, содержащие противоречие, например:  «Что вас удивило? Что интересного заметили?», «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?», «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?».

Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах «удивления и затруднения», то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

 

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Спряжение глаголов».

- Что такое склонение?

- Изменение по падежам.

- Какие части речи, известные вам, склоняются?

- Существительные и прилагательные.

- Попробуйте просклонять глагол «прыгать».

- Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?

- Какой возникает вопрос?

Испытывают затруднение (Возникновение проблемной ситуации).

- Нет, не смогли. Глаголы не склоняются (Осознание противоречия).

- Как изменяются глаголы? (Учебная проблема как вопрос)

2 метод. Подводящий диалог.

 Это  логически выстроенная цепочка заданий и вопросов, которые подводят учащихся к формулированию темы урока. Этот метод можно использовать при введении новых понятий, которые в какой-то степени могут быть знакомы детям из повседневной жизни.

Урок математики в 1 классе по теме «Прямая и кривая линии»

На доске 5 рисунков (3 прямые и 2 кривые  линии синего цвета  и красного цвета).

- Помогите Кате и Лене разбить линии на доске на группы.

-Как вы думаете, на какие группы разобьют дети эти линии?

-Дети предлагают два варианта разбиения: по цвету, по форме.

(Одобряем оба варианта разбиения. Предлагаем посмотреть на вариант разбиения линий по форме.)

- Какие названия вы можете придумать для каждой группы линий?

- Прямые, кривые. (дети)

- Над какой темой мы будем работать?

- Прямые и кривые линии.

3 метод. Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Третий путь подведения к теме – это применение мотивирующих приёмов.

Этот метод постановки учебной проблемы состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, стремясь вызвать интерес учащихся к ней. Для этого можно использовать прием «яркое пятно», который состоит в сообщении детям интересного материала, связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы стихи, сказки, загадки, исторический материал и др.

Второй прием - «актуальность»- связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать приобретенные знания в жизни.

  1. Приём «яркое пятно».

Урок математики в 1 классе по теме «Число 10».

Учитель: Мы сегодня познакомимся с числом, о котором детский писатель С.Я. Маршак сказал:

Цифра вроде буквы О -

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

Если ж слева рядом с ним

Единицу примостим,

Он побольше станет весить.

Потому что это - ...

- Кто догадался, о каком числе идет речь? Правильно. Число 10 - тема нашего урока.

2. Прием «актуальность».

Урок математики в 1 классе по теме «Числа от 1 до 20».

На доске представлен числовой ряд: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

- Прочитайте числа.

- Как вы думаете, хватит ли этих чисел, чтобы определить страницу в учебнике или записать сегодняшнее число – 25-е?

- Нет, нам нужны ещё числа.

- Чем же мы будем сегодня заниматься?

-Познакомимся с новыми числами.

3. Практическая часть мастер - класса.

А теперь предлагаю Вам разделиться на 2 группы  с помощью карточек, которые вы сами выберете.

 Вы должны самостоятельно проследить методы проблемного диалога на примерах. А для этого попробуйте определить к какому методу относится данный Вам пример проблемного диалога.

(Первая группа учителей разбирает 1-ый пример, вторая группа – 2-ой пример.)

(Участники делятся на 2 группы, им раздаются задания и даётся время обсудить его,  определить к какому методу можно отнести. Затем каждая группа высказывает своё мнение и начинаем разбирать все вместе).

1 задание.

1 группа. Подводящий к теме диалог

Урок русского языка на тему «Безударные гласные в приставках».        

Уч.: Спишите с доски слова: подкоп, забег, поход.

Д: (Переписывают с доски слова).

Уч.:Поставьте ударение.

Д: (Ставят ударение).

Уч.: Подчеркните безударные гласные.        

Д: (Подчеркивают безударные гласные).        

Уч.:Какое правило о безударных гласных мы уже знаем?

Д: О безударной гласной в корне.

Уч.: А в какой части слова находятся безударные гласные на данный момент?      

Д:В приставке.

Уч.: Значит, какая сегодня тема урока?        

Д: Безударные гласные в приставках.

Нетрудно заметить, что в приведенном примере использовался метод диалога. И, если Вы заметили, диалог был не побуждающим, а именно подводящим, который шаг за шагом приводит ученика к осознанию темы урока.

2 группа. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Урок окружающего мира на тему «Культурные и дикорастущие растения».

Учитель: Перед вами лежат 3 яблока. Что у них общего?  (предъявление первого факта)

 Где вы можете их видеть?

Дети: Это яблоки. Они  растут в саду, на деревьях. Это фрукты.

Уч.: Какого они цвета?  (предъявление 2-го факта)

Д: Красное, желтое и зеленое (возникновение  проблемной ситуации)

Уч.: Что  интересного заметили? (побуждение к осознанию  противоречия)

Д: Всё это яблоки, но цвет у них разный (осознание противоречия)

Уч.: Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)

Д: Почему они разные по цвету? (учебная проблема как вопрос).

Поскольку учебная проблема существует в двух формах «удивления и затруднения», то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Пока участники работают, жюри тоже принимает участие. Собрать пазл. Кто быстрее, тому приз. Зал помогает оценивать.

 

 Следующее задание.

Используйте слово луг, для создания проблемной ситуации.

Все вместе создайте проблемную ситуацию.

4. Подведение итогов.

-В начале мастер-класса вы сформулировали и зафиксировали свои цели, которые хотели бы реализовать в течение мастер-класса.

-Достигли ли вы этих целей?

 

Закончите предложение:

- На мастер-классе я …

-Самым интересным для меня сегодня было…

-В своей дальнейшей работе я …

Рефлексия.

А теперь оцените, пожалуйста, себя.

-Если вам было всё понятно, и вы будете применять на уроках, возьмите зелёный веер.

-Если вы затрудняетесь, возьмите жёлтый веер.

-Если вам не понятны эти методы, возьмите красный веер.

 Участники должны сказать, почему выбрали этот цвет.

Заключительное слово.

Итак, я на собственном опыте убедилась, что открывать новые знания надо совместно с учениками, и стараюсь воплотить это на своих уроках. Надеюсь, эти примеры помогут учителям  разобраться в тонкостях применения на практике проблемно-диалогической технологии. Технология ПДО (проблемно-диалогическое обучение) инновационна, она внутренне меняет и взрослых, и детей. Тем и другим она даёт возможность самореализоваться, раскрыть свои творческие способности, стать успешным, открытым, уверенным в себе. Считаю, что проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования, поэтому овладевать этой технологией может каждый педагог. Уместно в данном случае привести высказывание Б. Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».

Я благодарю вас всех за активное участие и за ту поддержку, которую вы мне оказали и искренне желаю нам всем, чтобы:

- мы на каждом шагу пытались бы раскрасить нашу жизнь более яркими красками;

- нас всегда окружали люди, перед которыми можно было бы «снять шляпу»;

- и всегда помнить: «Жизнь заключается не в том, чтобы ждать, когда пройдет буря, а в том, чтобы научиться танцевать под дождем»

- Берегите свои души от уныния, тоски, бегите от одиночества. Не забывайте, что мы сами себе можем причинять страдания, терзая свою душу неудачами и разочарованиями.

Выбор за тобой

«Это невозможно!» - сказала Причина.

«Это безрассудство!» - заметил Опыт.

«Это бесполезно!» - отрезала Гордость.

«Попробуй…» - шепнула Мечта.

 

В течение жизни мы решаем множество задач и проблемных ситуаций. И если каждую отдельно решенную проблему и задачу рассматривать как распустившийся цветок, то в результате мы получим огромный красивый букет.

Пусть все проблемы, которые встают  перед вами будут решены, а букет будет только из распустившихся цветов.

Благодарю за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на конкурсе "Учитель года 2012"

Тема мастер - классТттттТттт...

Мастер-класс для конкурса "Учитель года, 2016" на тему "Арт-терапевтические технологии для формирования эмоциональной стабильности участников образовательного процесса"

Цель: ознакомление педагогов с основными арт-терапевтическими направлениями, способствующими созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе....

Конкурс "Учитель года России - 2020"

Конкурсное испытание "Я - учитель" муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России-2020"...

Учитель года России-2020

Визитная карточка....

Учитель года России-2020 урок

Тема: Письменное умножение на трехзначное число. Цель урока:  обобщение и систематизация знаний по умножению многозначных чисел на трёхзначное число в практической деятельности.Тип урока: з...

"Учитель года России - 2020" УРОК

Тема: Письменное умножение на трехзначное число. Цель урока:  обобщение и систематизация знаний по умножению многозначных чисел на трёхзначное число в практической деятельности.Тип урока: з...

Круги Эйлера как эффективное средство формирования речи (Методический семинар. Очный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2020» , г. Томск

Как учитель начальных классов я понимаю, что успех всего дальнейшего обучения зависит от того, как учащиеся овладевают речью.  Грамотная, образная и логичная речь - ключ к успеху в изучении всех ...