Мастер-класс на конкурсе "Учитель года 2012"
методическая разработка (русский язык, 2 класс) на тему

 Тема мастер - классТттттТттт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель года – 2012

Суркова Людмила Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ «Черемшанская средняя школа №1»

Мастер – класс

Урок   русского языка в 3 классе.

Актуальность темы.

        Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как увлечь детей изучением языка? Ответ на этот вопрос ищут многие педагоги, так как главная задача – научить детей мыслить, говорить, рассуждать. Я считаю, что работа над связной речью требует отдельного внимания и большого труда как со стороны учителя, так и со стороны учеников. Каждый свой урок я стараюсь построить так, чтобы дети имели возможность вести открытый диалог, высказывать свое мнение, подбираю такие упражнения и задания, которые позволяют обогатить словарный запас младших школьников.

Тема моего мастер-класса «Фразеологизмы»

Тема: « Фразеологизмы».

Цель: - познакомить детей с фразеологическими сочетаниями;

          - показать различие между свободными словосочетаниями и фразеологизмами;

          - раскрыть образность и богатство русского языка.;

        - познакомить с фразеологическим словарём.

                        

Ход урока:

    Слайд № 1.

Учитель: Незнайка читал сказку Р. Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе». Он очень удивился: как это можно гулять самому по себе?

Слайд № 2. А вы как думаете, возможно ли такое действие? Как можно гулять?  

- Гулять в парке, по улице, с другом, но гулять самому по себе никак нельзя.

- Давайте разберёмся, что это за выражение и, если подобное действие нельзя произвести, то зачем так говорят. Отправимся в новое путешествие по стране русского языка.

 Слайд № 3. Сегодня нас встречают фразеологизмы.

В русском языке есть сочетания слов, которые нельзя разрывать, вместе они имеют одно целостное значение, а друг без друга они это значение утрачивают. Например, надо сказать, что мы встали очень рано. Для этого используется выражение (может быть, вы знаете какое?) чуть свет. Если скажем только одно из этих слов, выражения со значением очень рано не получится.

Слайд 4.

Такие неразделимые словосочетания называются фразеологизмами. Слово фразеологизм состоит из двух корней фраза и логос.  Попробуйте объяснить происхождение этого слова. Иначе фразеологизмы называют устойчивыми словосочетаниями.

     

  Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы,     придумывались народом и шлифовались веками, их нужно запоминать.

Чаще всего фразеологизмы употребляются в переносном значении.

Например, сочетание волосы дыбом. 

Слайд 5.

Кто-нибудь знает, что означает это выражение сейчас? А что это за дыб такой? Оказывается, стоять дыбом – это стоять навытяжку, на кончиках пальцев. То есть, когда человек пугается, у него волосы, словно на цыпочках на голове стоят. Наверняка, вы слышали это выражение не раз, как и те, которые встретятся нам сегодня на уроке, а может,  сами употребляли в речи некоторые из них, не подозревая, что это фразеологизмы, что пришли они к нам из далёких-далёких времён.

Слайд №6.

- Украшают ли фразеологизмы нашу речь?

- Нужны ли они?

- Когда их уместно употреблять?

Слайд №7.

А решить нам эту проблему нам поможет фразеологический словарь.

Слайд № 8.

Прочитайте стихотворение, попробуйте найти в нём фразеологизм и объяснить его смысл:

                Дружнее этих двух ребят

                На свете не найдёшь.

                О них обычно говорят:

                Водой не разольёшь.

       Слайды № 9, №10.

        - Очень часто фразеологизмы встречаются в сказках. Постарайтесь найти их в  «сказочных»  предложениях и объяснить смысл этих выражений.

Слайд № 11.

- Прочитайте словосочетание. Можно  ли сказать, что это фразеологизм? Почему вы так думаете? Подберите к нему верное обычное (свободное) словосочетание из написанных внизу слайда выражений.

Ломать голову                                             неожиданно, вдруг

Душа в душу                                                 дружно

Как снег на голову                                       усиленно думать

Сбиться с ног                                              свободный путь

Ни жив, ни мёртв                                        устать

Зелёная улица                                               очень страшно

  1. Какие из выражений вам кажутся интересными?

Слайды №12 - 17.

- Иногда детям непонятны выражения взрослых. Так и произошло с Незнайкой. Он прочитал фразеологизмы, но понял их по-своему и нарисовал к ним картинки.

Посмотрите, какие фразы он изобразил. Когда они употребляются в речи и в чём ошибка Незнайки?

Слайд № 18. Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота.

Слайд № 19. Заменить одним словом.

Слайд № 20. Отгадайте фразеологические загадки

Слайд № 21. Заменить подчеркнутые слова фразеологизмами

Слайд № 22. Возможно, вы знакомы с некоторыми фразеологизмами. Вспомните их по началу, которые даны в предложениях.

Что сегодня вы узнали? Что значит кошка, которая гуляет сама по себе?

Слайд № 23. Кто больше найдет фразеологизмов  в тексте.

Слайд № 24. Что сегодня вы узнали? Какие фразеологизмы вам показались интересными? Что значит, кошка, которая гуляет сама по себе?

Слайд № 25. Вывод. Чем больше вы будете знать фразеологизмов, тем интереснее будет ваша речь, точнее выражена мысль.

Слайд № 26. Пользуйтесь фразеологическим словарем, он сделает вашу речь яркой и самобытной.

 

Слайд № 27. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс ученика: "Дух Нового года".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3734065","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 48px; height: 47px;"}}]]Мастер-класс ученика: "Дух Нового года".    ...

мастер-класс на конкурс Учитель года

материал для проведения мастер класс на конкурсе "Учитель Года". Тема "Правописание местоимений с предлогами"....

Мастер- класс для конкурса "Учитель года".Тема "Я умею читать"

Приемы, которые были использованы в работе, формируют осознанное чтение, а это с свою очередь повышает познавательную активность учащихся, интерес к предмету....

мастер класс на конкурс "Учитель года"

мастер класс по русскому языку "Фразеологизмы"...

Мастер-класс для конкурса "Учитель года-2015"

Данный мастер-класс по технологии я давно проводила среди своих обучающихся, Дети и взрослые любят складывать фигурки в технике оригами. Это быстро, красиво и многофункционально. Актуальное занятие во...

Мастер-класс для конкурса "Педагог года" "Как играть с гиперактивными детьми?"

Данный материал включает разработку занятия  и сопроводительную презентацию....