Социокультурные истоки. Образ Родины.
план-конспект занятия (1 класс)

Цель урока: создать  условия для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество) гражданской позиции школьника

Задачи урока:               

  • - подведение учащихся к пониманию значимости образа Отечества для каждого человека,
  • - формирование у детей образа родной страны, 
  • - формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Оборудование: Учебник «Азбука Истоков – 1», презентация, раздаточный материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_otkr._uroka_istoki1kl.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образ Родины.

Цель урока: создать  условия для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество) гражданской позиции школьника

Задачи урока:        

  • - подведение учащихся к пониманию значимости образа Отечества для каждого человека,
  • - формирование у детей образа родной страны, 
  • - формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Оборудование: Учебник «Азбука Истоков – 1», презентация, раздаточный материал.

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

Организационный момент

Звучит музыка «С чего начинается Родина» ( На фоне музыки учитель начинает урок).

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас снова на уроке истоков. Надеюсь, сегодня вы услышите много полезного и интересного, почувствуете, как важно знать истоки родной земли.

 Прежде , чем начать наше занятие, хотелось бы предложить каждой группе отгадать загадку:

1 группа

Здесь родился, живёшь,

Уезжаешь – скучаешь,

Как зовут это место, знаешь?

2 группа

Люблю поле и берёзки,

И скамейку под окном,

Заскучаю – вытру слёзки,

Вспоминая о родном.

Никогда я не уеду,

Буду здесь работать, жить,

Сердцу место дорогое,

Буду я всегда любить!

Место это знаю я

А вы знаете, друзья? ( Родина)

 3 группа

О ней все знают,

Любят, уважают,

А солдат на посту,

Бережёт, охраняет

Кто она, все знают  …(Родина)

Подготовка класса к работе.

Приветствуют учителя.

Отгадывают загадки

Ответы детей

Родина (на все загадки)

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание;коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Присоединение к теме

Слайд

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

(В. Степанов)

Определение темы:

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Какими еще словами, кроме слова Родина мы можем назвать нашу страну?

Слайд

- Как вы думаете, почему Родину называют словом Отечество?

Слушают учителя.

Моя Родина

Моя…(Россия)

Моя…(Страна)

Моё…(Отечество)

Ответы детей

Отечество – от слова «отец», значит это земля наших отцов, предков, которые жили на этой земле и сохранили ее для нас.

Регулятивные: целеполагание;

познавательные: постановка вопросов; общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование

познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Основная часть

  «Первые образы. Отечество»

слайд

- О каких первых и важных в жизни человека образах мы уже говорили в этом году на уроках истоков?слайд

Почему  после разговора об образах самых близких и родных людей – отца и матери, мы перешли к образу Родины, Отечества? Как вы думаете, с чем это связано?

- Образ Родины начинает складываться у человека с самого раннего детства, так же, как и образы отца и матери. Сначала мы запоминаем образ своей малой Родины.

- Что такое малая Родина?

- Сначала человек запоминает образ своей деревни, села, реки, дороги, ближнего леса и поля или городской улицы – всего того, что окружает его с первых дней жизни.

А кто-нибудь знает пословицы про Родину?

Слайд

Родная земля 
Холмы, перелески, 
Луга и поля — 
Родная, зелёная 
Наша земля. 
Земля, где я сделал 
Свой первый шажок, 
Где вышел когда-то 
К развилке дорог. 
И понял, что это 
Раздолье полей — 
Частица великой 
Отчизны моей.

(Г. Ладонщиков)

- Каждый из вас смог найти добрые слова, о своей малой Родине. Но Родина – это не только улица, на которой вы выросли, город, деревня, в которой родились, а ещё это может быть то место, где живут Ваши бабушки, дедушки и близкие Вам люди. Куда вы выезжаете за пределы нашего города Ханты-Мансийска?

 По мере того, как вы взрослеете, ваши представления об Отечестве расширяются и постепенно у вас создастся свой величественный образ Родины. У каждого он будет свой, особенный, но будут в нем и общие черты.

Отрывок фильма «Россия – наша Родина»

- Чем прежде всего поражает наше Отечество?

Какая территория нашей страны?

Какие люди населяют нашу Родину?

А какой климат в нашей стране?        

Ответы детей

Образы отца и матери, родителей

Родина так же важна в жизни человека, как и родители

Ответы детей

Это образ своей деревни, города, реки, дороги, ближнего леса  или городской улицы ,  парке, всего того, что окружает его с первых дней жизни.

Слушают учителя.

Ответы детей

Родина - мать, умей за нее постоять.

Жить - Родине служить.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Родина любимая - мать родимая.

Родину любить - верно Родине служить.

Любовь к Родине сильнее смерти.

Родина - всем матерям мать.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Ответы детей.

Просмотр отрывка из фильма

Ответы детей.

Необъятными и беспредельными просторами

В мире нет страны, сравнимой с нашей по размерам, разнообразию природы и по множеству населяющих ее народов.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

познавательные – моделирование, построение рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Фиизминутка

Электронная физминутка

Выполняют физминутку.

Основной этап

Просторы Отечества наполнены удивительными памятниками тысячелетней истории.

- Как вы думаете, что это за памятники? Слайд

Это старинные города, храмы, иконы, древние рукописи, святыни и реликвии наших предков. Активная форма обучения. Мнемотехника.

- Сейчас мы с вами попытаемся представить тот образ Родины, о котором уже много говорили сегодня. Вам предлагается ряд слов, объединённых общей темой. Вы постарайтесь запомнить все слова в той же последовательности, в которой они будут названы. На запоминание каждого слова будет даваться время. В течение этого времени необходимо как можно более ярко представить образы, которые вызывают у вас данное слово: увидеть картинку, озвучить её, наполнить чувствами и ощущениями.

Диктовка слов (с интервалом 15 секунд)

Река. Колокол. Храм. Свет.Россия. Отечество. Красота.

По завершении диктовки учащиеся записывают слова.

3.Проверка результатов. Слайд

Посчитайте количество слов. Кто запомнил больше всего слов, читает их для всего класса

Какой общей темой объединить эти слова? Что вы представляете, когда читаете эти слова?

Какие символы есть у нашей Родины?слайд

Дети слушают

Ответы детей

Внимательно слушают учителя.

Вникают в задание.

Запоминают слова. Строят ассоциацию.

Записывают слова.

Проверяют слова

Читают

Родина

Герб, флаг, гимн

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Умение слушать.

6.  Рефлексия деятельности (итог урока)

Какой он,образ Родлины?

- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы смогли увидеть просторы нашего Отечества, почувствовать, как связывает нас Отечество с нашими предками, услышать звуки, которыми издавна наполнена наша Родина.

А сейчас я предлагаю вам встать в круг и поразмышлять над выражением «Защита Отечества – дело каждого» .

слайд

Сейчас, передавая по кругу символ России – веточку березы мы попытаемся ответить на вопрос: как можно защитить Отечество каждому?

- Что значит Родина для каждого из вас?

На столе у каждой группы лежат рисунки и большой лист, клей. Приклейте на этот лист те рисунки, которые подходят под Образ Родины.

Дорисуйте, если у Вас есть свои предположения.

Выставка коллажей, которые получились.

Какой он,образ Родлины?

- Образ Родины – это сочетание множества красок, звуков и чувств. - Отечество, Родина вызывает те же чувства, что и самые близкие нам люди: любовь, заботу, преданность. Это означает, сто священным долгом каждого из нас является защита Отечества.

Встают в круг, передают веточку и говорят, как смогли бы защитить Отечество.

Ответы детей. Выполняют коллаж.

Выставка

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия; 

личностные: смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого классного часа по программе "Социокультурные истоки" "Трудом славен человек". 2 класс

Подробный конспект классного часа по программе "Социокультурные истоки". Тема: " Трудом славен человек" .  Речь шла о знаменитостях, о значении труда простых людей, о помощи родителям. В классе б...

Классный час. Социокультурные истоки. "Послушание".

Методицеская разработка классного часа  в 3 классе.по предмету "Социокультурные истоки" на тему "Послушание"....

Классный час. Социокультурные истоки. "Послушание".

Методицеская разработка  по предмету "Социокультурные истоки" на тему "Послушание" 3 класс....

Урок по предмету "Социокультурные истоки". "Слово".

Урок по предмету "Социокультурные истоки". 1 класс...

Урок по предмету "Социокультурные истоки". "Во что верует душа".

Урок по предмету "Социокультурные истоки". 3 класс....

Конспект занятия по курсу "Социокультурные истоки". Тема "Образ защитника Отечества" 1 класс

Конспект занятия по курсу "Социокультурные истоки" Тема занятия: "Образ защитника Отечества" 1 класс....

Программа «Социокультурные истоки» как системный проект по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей учащихся

      Программа «Социокультурные истоки», являясь по сути своей системным проектом в области образования, создает необходимые условия для организации такого воспитате...