Эссе. Мои методические находки.
материал

Матюшева Светлана Витальевна

Каждый профессиональный конкурс содержит в себе такой этап, как написание эссе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse._moi_metodicheskie_nahodki.docx37.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсный материал: ЭССЕ «МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ»

Конкурсант Матюшева Светлана Витальевна

     «Человек шёл по пустыне, тяжело ему, песок глубок, но рядом – следы. Человек знал, что это Божьи следы, и был спокоен. Но, когда ему становилось особенно трудно, следы оставались одни. И возмутился тогда Человек:

  • Боже, почему ты бросаешь меня, когда мне особенно трудно?

И ответил Человеку Бог:

  • Глупец! В самый трудный момент я беру тебя на руки».

     Миссия учителя сродни миссии Бога: быть наставником, защитником, спасителем в трудную минуту становления характера ребенка. Перед нами, учителями, стоит сверхтрудная задача – сформировать человека гибкого и динамичного, ответственного и масштабного, толерантного и креативного.Учебный процесс будет продуктивным тогда, когда он будет не только обучающим, но и воспитывающим, будет помогать ребёнку познать себя как Личность, живущую в соответствии с общечеловеческими ценностями.

Владимир Мономах в мудром «Поучении детям» восторгается многообразием человеческих лиц. Сколько их в мире! Ни одно лицо не похоже на другое! Люди должны обладать своим неповторимым лицом…

При первых встречах учитель и ученик только смотрят друг на друга. Пока еще они одиноки. Задача учителя не прятаться за маску, не играть, а открывать себя. И тогда они начинают видеть хорошее и плохое. «Именно непохожесть сближает. Схожесть, одинаковость, стандартность оставляет нас равнодушными. Своеобразие же манит, дразнит,заинтересовывает, заставляет проникнуть в суть, а в человеческих отношениях вызывает чувство любви.»

Чтобы увидеть это лицо – нестандартное, привлекательное, отталкивающее – любое, необходимо  общение. В общении же надо идти не от себя к себе, а от другого к другому через себя. И тогда вступает в силу следующий глагол…  

Понимать. Это одна из самых главных ступеней развития взаимоотношений учителя и ученика. Ребенок должен понимать учителя как педагога и как человека. И в свою очередь учитель обязан понимать ученика не как субъекта учебно-воспитательного процесса, а как личность.

 «Смотреть», «видеть», «понимать» - а что дальше? Что является заключительным звеном в этой цепи?

Созидание… Это заключительное звено. Познавательная мотивация трансформируется в профессиональную.Четыре глагола – смотреть, видеть, понимать, созидать.Понимаем ли мы, как много эти четыре слова значат в педагогической деятельности.

Итак, что я делаю? Я учу детей коми языку, но не только…

Как я учу и зачем? Суть моей работы заключается в том, чтобы от личности ребенка перейти к развитию его способностей путем поиска, наблюдений и исследований, диалога. Не делюсь с учениками знаниями, не «разжевываю», не даю готовых рецептов – я проживаю вместе с ними постижение новых, еще не открытых детьми знаний. Но, используя только свой опыт Учителя, своё мироощущение и миропознание, я не смогла бы помочь ребёнку раскрыться навстречу жизни, как цветок навстречу солнцу.  Заинтересовать ребёнка, суметь правильно поставить перед ним вопрос, превратить его в исследователя, создать проблему, а не дать ответ – это лишь часть той интересной жизни, которую приносят для меня мои методические находки – системно-деятельностный подход и технология диалога культур.

Ответы мы ищем вместе. Я - учитель, дети – ученики, методические приёмы  - маршрут урочной и внеурочной деятельности.

Задача этих поисков – научить детей верить в себя. А для этого я должна верить в своего ученика, отдавать ему любовь, теплоту своего сердца. А главное – быть честной с ним во всем. Ученик должен точно знать и верить, что за успехом последует похвала, за неудачей – помощь, за бездельем – порицание. Для меня очень важно, чтобы ребенок был уверен в том, что у него не получится «отсидеться на уроке», что его активность на уроке, усвоение изучаемого материала небезразличны учителю.

Уважаю мысли и чувства своих учеников. Признаю главное их право – право на диалог. Диалог с учителем. Диалог с текстом. Диалог с культурой.

Развитие способности мыслить свободно, без страха за оценку, творчески – очень важная для меня педагогическая задача. Стараюсь не навязывать своего мнения. Учитель имеет право на ошибку. Ошибаться не стыдно – стыдно не думать.

        Иногда от учеников слышу, что коми язык  скучен и не нужен. Сразу же хочется переубедить таких учеников, найти слова, которые «развернули» бы их лицом к предмету. Заинтересовать при  этом не предметом, а знанием в целом. Ведь интересен не предмет сам по себе, а исследование окружающего мира посредством предмета.Для того, чтобы вовлечь ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, необходимо мотивировать его, создать проблемную ситуацию на уроке. А это  значит ввести противоречие, столкновение  с которым вызывает у детей  эмоциональную реакцию удивления или  затруднения, побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации.

        Учить языку – понимать закономерность и быть готовым к рутинному труду и при этом – способность принимать решения. Пусть ученики сомневаются во всем, что не проверено, как бы и кто бы ни старался убедить их силой авторитета. И при этом надо, чтобы проверка не стала самоцелью. Пусть на уроках коми языка учатся отличать коми слова от русских, учатся находить общее у коми слов и русских, находить параллели между текстами коми и русских писателей,  учатся находить общее у национальностей коми и русских.

        Еще нужно научить ребят пользоваться тем, что было сделано раньше, научить самостоятельно в этом ориентироваться, находя нужное в этот момент. А с другой стороны, показать, что иногда надо положиться на себя. В обществе нашем настоящей свободы явно недостаточно. И я должна вести учеников к ней через самостоятельность, через сомнения, через спор, через умение предполагать, через умение уважать.

        Китайская мудрость гласит: "Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому и я научусь."

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Мои педагогические находки"

Эссе "Мои педагогические находки"...

Эссе "Мои педагогические находки"

Каждый ребенок  уникален, неповторим. У каждого свои задатки, индивидуальные и интеллектуальные способности. Сюда можно отнести и темы усвоения нового материала. Учителя, думаю, согласятся со мно...

Педагогическое эссе "Мои методические находки"

Данное педагогическое эссе являлось заданием в конкурсе "Лучший учитель марийского языка-2017"...

Эссе "Мои педагогические находки"

В данной работе я раскрыла свою точку зрения на вопросы образования и воспитания детей, поделилась с опытом работы  обучения родному языку в начальной школе....

Эссе "Мои педагогические находки"

Эссе "Мои педагогические находки"...