Кружок "Школа мастеров"
рабочая программа (1, 2 класс)
Предварительный просмотр:
Программа «Школа мастеров»
Программа «Школа мастеров» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы «Школа мастеров» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Школа мастеров» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Системно - деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Школа мастеров» предусматривает большое количество развивающих
заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Для того чтобы вызвать у ребят устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы, вместо
заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Многие задания предполагают разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах и больших группах, коллективный творческий проект, инсценировки, коллективные игры и праздники.
Содержание программы представлено на 33 часа в первом и по 34 часа в 2 - 4 классах. Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.
1 класс
Содержание программы (33 часа)
№ темы | Кол-во часов | Тема | Материалы | |
Раздел 1. Аппликация и моделирование. 21 час. По книгам серии «Любимый образ» | ||||
1 | 4 | Аппликация из природных материалов на картоне. | Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка. | |
2 | 3 | Аппликация из геометрических фигур. | Цветная, журнальная, тетрадная бумага, картон. | |
3 | 2 | Аппликация из пуговиц. | Пуговицы, картон. | |
4 | 2 | Мозаика из бисера и пайеток. | Картон, бисер, блёстки, бусины, пайетки | |
5 | 2 | Аппликация из круглых салфеток. | Салфетки для торта, картон |
6 | 2 | Динамическая открытка с аппликацией. | Картон, цветная бумага |
7 | 2 | Моделирование из бумаги и проволоки. | Белая бумага, гофрированная бумага, проволока. |
8 | 4 | Выпуклая аппликация. Коллективная работа. | Калька, гофрированная бумага, цветная бумага. |
Раздел 2. Работа с пластическими материалами. 12 часов. По книгам серии «Любимый образ» | |||
1 | 2 | Отпечатки на пластилине | Пластилин, картон. |
2 | 2 | Рисование пластилином | Пластилин, картон. |
3 | 2 | Обратная мозаика на прозрачной основе | Пластилин, прозрачные крышки. |
4 | 2 | Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе | Скорлупа фисташек, пластилин, веточки |
5 | 2 | Разрезание смешанного пластилина проволокой | Пластилин, тонкая проволока |
6 | 2 | Лепка из теста | Солёное тесто |
2 класс
Содержание программы (34 часа)
№ темы | Часы | Название темы | Материалы | |
Раздел 1. Аппликация и моделирование. 25часа. По книгам серии «Любимый образ» | ||||
1 | 2 | Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги | Журнальная бумага, картон | |
2 | 1 | Аппликация из птичьих перьев | Перья, картон | |
3 | 2 | Аппликация из деталей оригами | Бумага, картон | |
4 | 2 | Мозаика из ватных комочков | Вата, бумага, картон | |
5 | 2 | Прорезная аппликация | Картон, различные материалы | |
6 | 2 | Гофрированные цепочки | Гофрированная бумага, картон | |
7 | 2 | Складывание гармошкой | Журнальная бумага | |
8 | 2 | Выпуклая мозаика из плотной бумаги | Цветная бумага, картон | |
9 | 2 | Моделирование из картона. Рамочка | Картон, цветная бумага | |
10 | 2 | Моделирование объёмного изделия из гофрокартона | Гофрированный картон | |
11 | 2 | Моделирование из гофрированной бумаги | Гофрированная бумага | |
12 | 2 | Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки. | Гофрированная бумага, проволока | |
13 | 2 | Многослойное торцевание на плоскости. | Гофрированная бумага, картон | |
Раздел 2. Работа с пластическими материалами. 9 часов. По книгам серии «Любимый образ» | ||||
1 | 2 | Раскатывание и обрубовка пластилина | Пластилин | |
2 | 2 | Выпуклая аппликация из пластилина | Пластилин | |
3 | 2 | Торцевание на пластилине | Пластилин, гофрированная бумага | |
4 | 2 | Разрезание слоёного пластилина | Пластилин, проволока | |
5 | 1 | Лепка из теста | Солёное тесто |
Тематическое планирование занятий курса «Школа мастеров»
1 класс-33 часа, 2 класс -34 часа
1 класс | 2 класс | ||||
№ занятия | Кол-во часов | Темы | Поделки | Дата проведения | Темы |
1-2 | 2 | Отпечатки на пластилине. Вспомним лето | Цветы | Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. | |
3 | 1 | Аппликация из геометрических фигур. Бабочки из кругов | Бабочки | Аппликация из птичьих перьев. | |
4-5 | 2 | Аппликация из листьев и цветов. | Бабочки | Аппликация из кружев и ткани. | |
6-7 | 2 | Аппликация из различных природных материалов | Бабочки | Аппликация из деталей оригами. | |
8-9 | 2 | Обратная пластилиновая мозаика. Фрукты | Деревья | Мозаика из ватных комочков | |
10-11 | 2 | Аппликация из геометрических фигур (части круга и прямоугольники) | Собачки | Прорезная аппликация. | |
12-13 | 2 | Разрезание смешанного пластилина | Бабочки | Гофрированные цепочки. | |
14-15 | 2 | Аппликация из пуговиц | Деревья | Складывание гармошкой | |
16-17 | 2 | Динамическая открытка с аппликацией | Собачки | Моделирование из картона. Рамочка | |
18-19 | 2 | Аппликация из круглых салфеток | Деревья | Моделирование объёмного изделия из гофрокартона | |
20-21 | 2 | Мозаика из блёсток и бисера | Бабочки | Моделирование из гофрированной бумаги | |
22-23 | 2 | Лепка из солёного теста | Собачки | Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки. | |
24-25 | 2 | Рисование пластилином | Кошки | Многослойное торцевание на плоскости. | |
26-27 | 2 | Моделирование цветов из бумаги и проволоки | Цветы | Раскатывание и обрубовка пластилина | |
28-29 | 2 | Выпуклая аппликация из кальки и цветной бумаги. Коллективная работа | Цветы | Выпуклая аппликация из пластилина | |
30-31 | 2 | Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе. Фисташковое дерево | Деревья | Торцевание на пластилине | |
32-33 | 2 | Выпуклая аппликация из гофрированной бумаги | Деревья | Разрезание слоёного пластилина | |
34 | 1 | Лепка из солёного теста |
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Учащийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Учащийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...
Конспект урока технологии на тему "Мастера и их профессии. Традиции и творчество мастеров"
Мастер — человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё реме...