Коррекционный курс "Сенсорное развитие"
план-конспект занятия (2 класс)
Тематическое планирование
по сенсорному развитию к АООП
для учащихся с тяжелыми множественными нарушениями в развитии по модулям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработала учитель-дефектолог Смолина Е.И. | 33.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»
Тематическое планирование
по сенсорному развитию к АООП
для учащихся с тяжелыми множественными нарушениями в развитии
1-ый модуль
Тема | Часы | Виды деятельности | Отрабатываемые понятия | Упражнения | Ожидаемый результат | |
1. | Обследование учащегося | 1 | Диагностика сенсорного развития | |||
Зрительное восприятие – 4 ч | Фиксация взгляда и реакция на прикосновение. | 2 | Фиксация взгляда на лице. Установление тактильного контакта через прикосновение | посмотри погладь потрогай | 1.Посмотри на меня, на игрушку. 2.Где мишка? Где кукла? Погладь мишку. Пожалей куклу. | Фиксация взгляда ребенка на лице, на неподвижном предмете |
Фиксация взгляда на неподвижном предмете. | 2 | Фиксация взгляда на неподвижном предмете (фонарик, светящаяся игрушка и т.п.) | посмотри погладь потрогай | 1.Найди пирамидку. 2. Где огонек? Посмотри на фонарик. | Фиксация взгляда ребенка на лице, на неподвижном предмете | |
Слуховое восприятие – 4 ч | Локализация близко расположенного источника звука. | 2 | Локализация близко расположенного источника | далеко близко справа слева | 1.Посмотри, где звенит. 2. Послущай, как играет дудочка. | Нахождение близко расположенного источника звука. |
Локализация далеко расположенного источника звука. | 2 | Локализация удаленного источника | далеко близко справа слева | 1.Посмотри, откуда раздается звук. 2. Где мышка пищит? | Нахождение удаленного источника звука. | |
Кинестетическое восприятие – 4 ч | Соприкосновение с материалами разной фактуры. | 4 |
| теплый холодный мягкий твердый | 1.Погладь киску (мягкая, теплая шерстка) 2.Потрогай бутылочку с водой (теплая, холодная вода) 3. Твердые предметы (кубики, баночки, шарики) 4. Мягкие предметы (игрушки, мячики, губка) | Эмоционально-двигательная реакция на прикосновение человека и соприкосновение с различными материалами. |
Восприятие запаха – 2 ч | Реакция на запах. | 2 | Формирование адекватной реакции на предметы, обладающие выраженным ароматом. Соотнесение предмета и запаха. | запах пахнет нюхать | 1.Как пахнет! (обучение глубокому вдоху) 2. Понюхай лимон, шоколад. | Различение некоторых запахов, узнавание объектов по запаху (лимон, шоколад) |
Восприятие вкуса – 2 ч | Реакция на вкус продуктов. | 2 | Формирование восприятия и адекватной реакции на вкус продуктов, различных по вкусовым качествам (сладкий, кислый). | сладкое кислое | 1.Какой кислый лимон (лизни, попробуй). 2. Попробуй шоколад (сладкий, вкусный). | Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, сахар, лимон). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (сладкий, кислый). |
18. | Итоговое обследование учащегося. | 1 | Выявление достижений учащегося по результатам занятий. | Индивидуальные достижения учащегося по сенсорному развитию |
2-ой модуль
Тема | Часы | Виды деятельности | Отрабатываемые понятия | Упражнения | Ожидаемый результат | |
1. | Обследование учащегося | 1 | Диагностика сенсорного развития | |||
Зрительное восприятие – 2 ч | Слежение за движущимся предметом. | 2 |
| далеко близко вправо влево | 1.Посмотри, куда покатился мячик. 2.Покатаем мишку на машине. | Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. |
Слуховое восприятие – 2 ч | Слежение за перемещающимся источником звука. | 2 | Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. | далеко близко справа слева | 1.Послушаем, как гудит самолет. 2. Посмотри туда, где играет музыка. | Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. |
Кинестетическое восприятие – 4 ч | Соприкосновение с материалами разной фактуры. | 2 |
| гладкий, шероховатый | 1.Гладкий мячик – шероховатый мячик. Дай гладкий мячик. Где шероховатый мяч? 3. Гладкие предметы (кубики, баночки, шарики) 4. Шероховатые предметы (игрушки, бархатная бумага) | Эмоционально-двигательная реакция на прикосновение человека и соприкосновение с различными материалами. |
Реакция на надавливание на поверхность тела. | 2 | Формирование реакции на соприкосновение и давление на поверхность тела. | тепло холодно мягко твердо гладко шероховато | 1.Потрогай, погладь мишку. 2. Надави на кубик, на мячик, на губку. | Адекватная реакция на соприкосновение и давление на поверхность тела. | |
Восприятие запаха – 4 ч | Реакция на запах. | 4 | Формирование адекватной реакции на предметы, обладающие выраженным ароматом. Соотнесение предмета и запаха. | запах пахнет нюхать | 1.Узнай по запаху (лимон, шоколад) 2. В какой баночке лежит яблоко (огурец)
| Различение некоторых запахов, узнавание объектов по запаху (лимон, шоколад, яблоко, апельсин, огурец) |
Восприятие вкуса – 4 ч | Реакция на вкус продуктов. | 4 | Формирование восприятия и адекватной реакции на вкус продуктов, различных по вкусовым качествам (сладкий, кислый, соленый). | сладкое кислое соленое | 1.Унай на вкус (лимон, апельсин, шоколад, огурец) 2. Покажи, где сладкое, кислое, соленое (яблоко, лимон, соль). | Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, сахар, лимон). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (сладкий, кислый, соленый). |
18. | Итоговое обследование учащегося. | 1 | Выявление достижений учащегося по результатам занятий. | Индивидуальные достижения учащегося по сенсорному развитию |
3-ий модуль
Тема | Часы | Виды деятельности | Отрабатываемые понятия | Упражнения | Ожидаемый результат | |
1. | Обследование учащегося | 1 | Диагностика сенсорного развития | |||
Зрительное восприятие – 1 ч | Соотнесение цвета объектов. | 1 | Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый). | Название основных цветов: красный, желтый, синий, зеленый | 1.Посмотри, где красный кубик, принеси зеленый шарик. 2.Собери все синие колечки. | Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый) |
Слуховое восприятие – 2 ч | Соотнесение звука с источником. | 2 | Определение источника звука | громко тихо | 1.Что как звучит? 2. Покажи, что звучит. | Соотнесение звука с его источником. |
Кинестетическое восприятие – 5 ч | Реакция на надавливание на поверхность тела. | 2 | Формирование реакции на соприкосновение и давление на поверхность тела. | гладкий, шероховатый, мягкий, твердый, пушистый | 1.Найди наощупь игрушку. 2.Волшебный мешочек. 3.Постучи по предмету. | Эмоционально-двигательная реакция на прикосновение человека и соприкосновение с различными материалами. |
Реакция на изменение положения тела. | 3 | Изменение положения тела. Работа с массажерами. | сядь встань ляг | 1.Сели- встали 2. День и ночь | Выполнение установок по изменению положения тела | |
Восприятие запаха – 4 ч | Реакция на запах. | 4 | Формирование адекватной реакции на предметы, обладающие выраженным ароматом. Соотнесение предмета и запаха. | запах пахнет нюхать | 1.Узнай по запаху (банан, помидор, хлеб) 2. В какой баночке лежит банан (помидор)
| Различение некоторых запахов, узнавание объектов по запаху (банан, помидор, хлеб, апельсин, клубника) |
Восприятие вкуса – 4 ч | Реакция на вкус продуктов. | 4 | Формирование восприятия и адекватной реакции на вкус продуктов, различных по вкусовым качествам (сладкий, кислый, соленый, горький). | сладкое кислое соленое горькое | 1.Унай на вкус (печенье, сыр, лук) 2. Покажи, где сладкое, кислое, соленое, горькое (печенье, зефир, сыр, лук). | Узнавание (различение) продуктов по вкусу (печенье, зефир, конфета, сыр, лук). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (сладкий, кислый, соленый, горький). |
18. | Итоговое обследование учащегося. | 1 | Выявление достижений учащегося по результатам занятий. | Индивидуальные достижения учащегося по сенсорному развитию |
4-ый модуль
Тема | Часы | Виды деятельности | Отрабатываемые понятия | Упражнения | Ожидаемый результат | |
1. | Обследование учащегося | 1 | Диагностика сенсорного развития | |||
Зрительное восприятие – 1 ч | Соотнесение цвета объектов | 1 | Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.). | Название основных цветов: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный | 1.Найди красные кружки, желтые квадраты и т.д. 2.Разложи разноцветные камешки в баночки по цветам. | Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный) |
Слуховое восприятие – 2 ч | Соотнесение одинаково звучащих предметов. | 2 | Нахождение одинаковых по звучанию объектов | одинаково | 1. Какая игрушка звучит так же? | Нахождение одинаковых по звучанию объектов. |
Кинестетическое восприятие – 4 ч | Реакция на изменение положения тела и частей тела. | 4 | Сгибание/разгибание конечностей. Подъем/опускание конечностей. Изменение положения тела. Работа с массажерами. | Подними опусти согни разогни сядь встань ляг | 1.Сели- встали 2. День и ночь 3. Выполнение упражнений под музыку | Выполнение установок по изменению положения тела |
Восприятие запаха – 5 ч | Реакция на запах. | 5 | Формирование адекватной реакции на предметы, обладающие выраженным ароматом. Соотнесение предмета и запаха. | запах пахнет нюхать | 1.Узнай по запаху (кофе, хвоя, ваниль) 2. В какой баночке лежит груша (перец) 3. Чудесный аромат. | Различение некоторых запахов, узнавание объектов по запаху (малина, клубника, хвоя, кофе) |
Восприятие вкуса – 5 ч | Реакция на вкус продуктов. | 4 | Формирование восприятия и адекватной реакции на вкус продуктов, различных по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). | кислое сладкое горькое соленое жидкое твердое вязкое сыпучее | 1.Унай на вкус (мармелад, хлеб, морковь) 2. Покажи, где сладкое, кислое, соленое, горькое (печенье, зефир, сыр, лук). 3. Где жидкое (молоко), вязкое (йогурт), сыпучее (сахар) | Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша, лимон, сахар и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый). |
18. | Итоговое обследование учащегося. | 1 | Выявление достижений учащегося по результатам занятий. | Индивидуальные достижения учащегося по сенсорному развитию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционных занятий "Развитие мелкой моторики рук"
Программа предназначена для проведения коррекционных занятий с детьми с ЗПР и имеет следующую цель: ...
Материал к коррекционному курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
Данные материалы представляют собой 2 конспекта занятий и таблицу-обследование ВПФ ребенка. Проблема психомоторного и сенсорного развития детей с нарушениями развития рассматривается как одна из...
Коррекционные занятия "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для 2 класса
В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков психомоторной и сенсорной деятель...
Коррекционное занятие «Развитие познавательных функций учащихся с ОВЗ»
-развитие речи;-коррекция зрительного восприятия;-развитие коммуникативных навыков....
Коррекционное занятие "Развитие познавательных способностей. Временные представления"
Данный материал предназначен для проведния коррекционных занятий в классах VII вида....
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ "Развитие мышления"
Конспект индивидуального коррекционного(дефектологического) занятия "Развитие мышления" для обучающихся 2 класса с ЗПР....
конспект группового коррекционного занятия "Развитие внимания".
Конспект группового корреционного (дефектологического) занятия по теме: "Развитие внимания" для обучающихся 3 класса с ЗПР....