Программа коррекционных занятий "Развитие мелкой моторики рук"
рабочая программа (1,2,3,4 класс) по теме

Программа предназначена для проведения коррекционных занятий с детьми с ЗПР  и имеет следующую цель:                     

  • Развитие мелкой моторики рук у детей, направленной на поддержку личности, преодоления отклонений в психофизическом и умственном развитии.

Материал программы  подобран с опорой на принцип «Учите, играя».

Программа адресована учителям начальных классов специальных коррекционных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

             

ОГСОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа- интернат VII вида г. Вязники»

                                   

                                         

Авторская программа

 коррекционных занятий

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК»

Учителя начальных классов

Кузнецовой И.Н.

Вязники

2011 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………..3

2. Содержание программы………………………………………………………………………...11

3. Литература………………………………………………………………………………………19

Пояснительная записка.

Введение.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает не только формирование базовых знаний, умений и навыков, но и развитие психических функций, обеспечивающих высокий уровень общего развития обучающихся.

В процессе учебной деятельности у детей развиваются: внимание, память, восприятие, мышление, но на уроках прослеживается дефицит  упражнений для развития мелкой моторики рук.         

        А этот психический процесс у детей с ЗПР недостаточно развит по причине микроорганической недостаточности мозга, обусловленной вредоносными факторами в период внутриутробного развития, родового периода или раннего детства, чаще всего в первые годы.

          Психическое развитие детей закладывается в раннем возрасте (умение хватать, ходить, говорить), а из - за отсутствия адекватных для этих детей педагогических условий и неправильно организованного воспитания в семье приобретаются стойкие пониженные признаки обучаемости. Таким образом, возникает социальная ситуация, оказывающая негативное влияние на развитие ребенка:

  1. Дефицит общения со взрослыми способствует недостатку развития эмоциональных, познавательных процессов, речи в периоды, когда общение является для ребенка ведущим видом деятельности.
  2. Травмирующее действие социальной микросреды вызывает нарушение психики ребенка.
  3. Отсутствие в быту полноценной, соответствующей его возрасту деятельности, обеспечивающей «присвоение» и смену ведущего вида деятельности в каждом календарном периоде развития ребенка.
  4. Отсутствие адекватных педагогических условий, обеспечивающих реализацию полноценного развития ребенка и коррекцию неблагоприятных вариантов его развития.
  5. Отсутствие внимания родителей к развитию ребенка.
  6. Состояние здоровья (соматические заболевания, переходящие в хронические формы с частыми обострениями, могут привести к нарушениям обменных процессов мозга, более стойкой задержке развития).

        Чем менее адекватными состоянию детей были условия  микросоциальной и микропедагогической среды, чем длительнее они находились в них, тем более выражены и стойкие трудности в развитии.

В связи с этим  возросла потребность в разработке и создании программы «Развитие мелкой моторики рук», предназначенной для учащихся начальных классов с диагнозом - задержка психического развития. Эта программа обеспечивает коррекцию негативных тенденций  развития, препятствующих успешному освоению образовательного стандарта, так как решает проблему не только развития руки и подготовки к овладению навыкам письма, но и косвенным образом влияет на развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребенка.

        Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развита память, внимание,  связная речь. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действия руки. Еще  В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

        Главным образом, нарушение моторики сказывается при обучении детей письму, в первую очередь на внешней картине письма, в каллиграфии. Недоразвитие детской руки приводит к ряду трудностей, возникающих уже  на первой неделе обучения ребенка в школе.

        К ним относятся:

  1. Неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную) без отрыва карандаша.
  2. Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры).
  3. Трудности с овладением навыкам письма.
  4. Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие растянутые, разнонаклонные буквы).
  5.  Очень медленный темп письма.
  6. Недостаток интеллектуального развития.
  7. Недостаточность развития памяти, внимания, связной речи.
  8. Недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Возникающие трудности, которые неизбежны вследствие того, что дети поступают в школу с низким уровнем подготовленности к обучению, так как они в основном все испытали на себе синдром «социальной ситуации», описанной выше, необходимо предотвратить или преодолеть, потому что ребенку, не имея элементарных навыков развития, тяжело пройти школьный адаптационный период, связанный с базовыми учебными установками, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность школьного обучения.

Работу в этом направлении необходимо начинать с учащимися в возрасте до 9 лет, так как это самый благоприятный период для развития детей, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована.  Именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка, позволяющее в известной степени компенсировать задержку психического развития. Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на весь учебный процесс.

Чтобы помочь ребенку хорошо учиться, необходимо создать для него условия, позволяющие успешно функционировать и развиваться в образовательной среде.

В учебном процессе большое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья детей не только физического, но и психического. Развитие мелкой моторики помогает решить ряд проблем, связанных с охраной здоровья. Несформированные двигательные навыки осложняют процесс обучения письму, создавая дополнительную  нагрузку на центральную нервную систему, а своевременное развитие тонких движений рук обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки. Простые движения пальцев помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ, избавляют от умственной усталости. При повышенных стрессовых ситуациях в жизни необходимо создание благоприятного эмоционального фона, а данная программа, составленная преимущественно с опорой на принцип «Учите, играя», снижает тревожность, а также формирует учебную мотивацию через мотив достижения успеха в игровой деятельности.

Одной из проблем современного общества является - развитие речевой компетентности учащихся. Дети с ЗПР испытывают затруднения в  речевом оформлении своих мыслей. Словесные ответы недостаточно точны, так как словарный запас резко ограничен, беден. Эти причины препятствуют полноценному общению с людьми, приводят к замкнутости, неуверенности в себе. А это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на развитие коммуникативных навыков. Исследователи отмечают, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук формируют словесную речь ребенка, поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности.

Наиважнейшей проблемой системы образования является – преемственность между начальной и основной школами. Немаловажную роль в её решении играет развитие мелкой моторики рук, так как ребенок может испытать ряд трудностей при переходе на II ступень образования, связанных со скоростью письма, графическими умениями. Адаптационный период будет проходить медленно и болезненно. На этой основе может снизиться мотивация учебной деятельности.

Чтобы помочь ребёнку хорошо учиться, необходимо преодолеть проблемы  раннего развития, описанные выше. А для этого надо создать условия, позволяющие успешно функционировать и развиваться в образовательной среде.

Цели и задачи программы.

В основу создания программы положен личностно - ориентированный подход, который ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка здесь является целью образовательной  системы, а не средством достижения какой- либо цели.

Эта программа характеризуется гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеет следующую цель:

  1. Развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР, направленной на поддержку личности, преодоления отклонений в психофизическом и умственном развитии.

        Для достижения поставленных целей в работе предполагается решение следующих задач:

  1. Выявление индивидуальных способностей детей в развитии мелкой моторики.
  2. Создание ребёнку условий для накопления двигательного и практического опыта.
  3. Укрепление рук, ручной умелости, плавных, точных и координированных движений.      
  4. Подготовка руки ребенка к навыкам письма, формированию почерка.
  5. Формирование у  учащихся предпосылок, необходимых для учебной деятельности, требующих развитой двигательной сферы.

        Занятия по данной программе способствуют стимулированию развития центральной нервной системы, всех психических процессов; созданию атмосферы творчества, сотрудничества, развитию коммуникативных навыков, эффективной и быстрой адаптации школьника к учебной деятельности; профилактике школьных неврозов и созданию психологического комфорта.

Эта программа даёт возможность проведения диагностики развития мелкой моторики рук, что позволяет реализовать принцип единства диагностики и  коррекции заложенный в концепции коррекционно - развивающего обучения и позволяет планировать индивидуальную работу с обучающимися. Возможность непрерывного мониторинга обусловлена тем, что выполнение развивающих игр и упражнений предоставляют информацию о текущем уровне развития детей.

Программа составлена так, что она может быть использована не только на коррекционных занятиях, но и некоторые её элементы введены в учебный процесс.

 Имеет место связь с объединениями дополнительного образования, ориентирование на интеграцию образовательных и оздоровительных процессов, использование педагогических технологий: игровых,  социально- коммуникативных; интерактивных форм; личностно-ориентированной системы; использование передового педагогического опыта.

Данная программа реализует следующие принципы:

  1. единства диагностики и коррекции;
  2. коррекционно-развивающей направленности процесса;
  3. индивидуализации обучения;
  4. комплексного воздействия на развитие познавательной сферы и эмоционально-волевых качеств личности, сохранения и укрепления здоровья учащихся;
  5. обеспечение преемственности между начальной и основной ступенями общего образования;
  6. самоутверждения и самореализация обучающихся.

Организация и проведение занятий.

Предлагаемая программа коррекционно - развивающих занятий предназначена для учащихся начальных классов с диагнозом - задержка психического развития, обучающихся в специальных коррекционных школах, классах.

Формы занятий в основном носят игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта  для развития личности учащегося.

Занятия, которые  способствуют развитию мелкой моторики, проводятся один раз в неделю и предназначены для индивидуальной и групповой коррекционной работы.

Программа занятий условно разделена на три этапа, отличающихся типом и уровнем сложности упражнений. В программе не дается точной разбивки  на классы, так как дети   имеют разный уровень развития и по  разному усваивают предлагаемый изучению материал, поэтому педагог самостоятельно планирует деятельность учащихся, опираясь на результаты диагностического обследования,  распределяя учащихся на уровни по степени развития мелкой моторики. Зная стартовые возможности каждого ребенка, учитель определяет периодичность и продолжительность занятий. Примерно один этап соответствует одному году обучения,   но может уменьшаться или увеличиваться количество времени на отработку упражнений.

На каждом этапе предполагается осуществление четырёх периодов.

I период начинается в сентябре месяце и продолжается не более двух недель. В рамках этого периода необходимо:

  1. Провести психолого - педагогическую диагностику, направленную на определение уровня развития мелкой моторики и координации движения рук;
  2. Выявить группу детей нуждающихся в коррекционной помощи;
  3. Продумать стратегию и тактику развития ребенка с учетом выявленных особенностей и возможностей, разработать образовательные маршруты;
  4. По результатам диагностики составить индивидуальную карту стартовых возможностей учащихся, помогающую организовать индивидуальную работу и прогнозировать конечный результат, на который ориентируется учитель, проводя коррекционную работу.

II период – непосредственное проведение коррекционных занятий с учащимися, имеющими недостаточное развитие мелкой моторики. Продолжительность этого периода с  сентября по май месяц.

III период – промежуточное изучение. Проводится в январе, с целью выявления качественных изменений в развитии ребенка и дальнейшем планировании работы.

IV период – диагностический срез, помогающий определить эффективность проведения коррекционных занятий, выявить положительную динамику развития учащихся и уточнить механизмы дальнейшей работы.

Эта работа реализует принцип дефектологической науки - принцип динамического изучения развития ребенка.

 Элементы данной программы могут быть  введены и в учебную деятельность детей. Упражнения по развитию ручной умелости можно использовать на уроках трудового обучения;  графические упражнения -  на уроках русского языка, изобразительного искусства, математики; пальчиковая гимнастика может быть использована на любом основном предмете начального обучения в качестве проведения физкультминуток (см. Приложение 1).

Систематические занятия по данной программе оказывают положительное влияние на развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук: формируются графические навыки, движения становятся более плавными и ритмичными, исчезает тремор; развитие руки косвенно влияет на общее развитие ребенка: речи, памяти, внимания, мышления; повышается работоспособность головного мозга.

С целью определения эффективности проводимых занятий можно использовать методики тестирования В.А. Калябина – доцента кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека ВГПУ; методику «Домик», разработанную Н.И. Гуткиной; методику «Дорожки» по Л.А. Венгеру; матометрический тест  Н. И.  Озерецкого  ( см. Приложение 2).

Проведение коррекционных занятий по данной программе требует соблюдения следующих правил:

  1. Ребенок самостоятельно  выбирает вид упражнения, предлагаемого учителем.
  2. Учитель и учащиеся находятся в состоянии сотрудничества: совместно ставят задачи данного занятия, дают оценку выполненной работе.
  3. Темп и скорость работы выбирают сами дети.
  4. В ходе занятий не следует торопить детей.
  5. Занятия строятся по принципу: от простого к сложному.
  6. В ходе занятий необходимо поощрять каждый правильный шаг, что дает ребенку свободу действия, стимулируя  дальнейшую работу.
  7. Любое задание должно быть направлено на отработку одной задачи;  только после того как учащийся выполнит данное задание правильно, можно переходить к отработке следующего.
  8. Перед выполнением задания четко формулировать задачу, чтобы ребенок мог представить, что и как ему выполнять.
  9. При выполнении заданий важна не быстрота, а правильность выполнения каждого задания.
  10. Для работы на начальном этапе использовать тетради с крупной клеткой, высотой строки 8 мм. или нелинованные листы.
  11. Работу проводить регулярно.
  12. Занятия должны приносить ребенку радость.
  13. Не допускать скуки и переутомления.

Каждый этап программы содержит несколько разделов:

  1. Развитие движений рук и ручной умелости.

        Движение пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Своевременное развитие ручных умений положительно влияет на развитие речи детей, на формирование познавательных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения.

  1. Пальчиковая гимнастика.

        Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Маленькие стишки, считалки, загадки, песенки, приговорки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмысливать то, что дети произносят вслух. Данные игры рекомендуется проводить на каждом уроке или коррекционном занятии 2-3 минуты.

  1. Графические упражнения.

        Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений очень важно для успешного овладения письмом.

  1. Пальчиковый игротренинг.

        Пальчиковый игротренинг включает в себя:  сжатие, растяжение, расслабление кисти; использование изолированных движений каждого из

пальцев. Пальчиковый игротренинг- это профилактика школьных неврозов, речевое развитие, подготовка к письму, формирование почерка, психологическая коррекция.

  1. Подготовка к обучению письму.

        Подготовка детей с ЗПР к обучению письму идет в нескольких направлениях. Первоначальное - ориентирование на листе бумаги, в начале нелинованной, на которой отрабатываются ритмичные круговые движения рук, имеющие широкий размах. Постепенно размах движения уменьшается. Дети учатся проводить волнистые и прямые линии, полуовалы, овалы, петли. Последовательность заданий такова, что ребенок переходит от широких движений ко все более мелким.         Упражнения данного раздела дают возможность воспринимать форму букв через тактильные и кинестические ощущения, вырабатывают умения владеть карандашом и ручкой,  проводить линии по линейке, угольнику, лекалу и на глаз.

  1. Лечебная физкультура.

        Массаж и самомассаж рук оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее. Массаж улучшает функцию рецепторов, проводящих путей, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

Содержание программы.

I этап – 34 часа.

I. Развитие движений рук и ручной

 умелости.

  1. Манипуляция с крупными деталями.
  1. Работа с конструктором «Лего», мозаиками, с деталями крупных размеров.
  1. Пришивание больших пуговиц с двумя отверстиями.
  2. Нанизывание шариков на проволоку.
  1. Лепка из пластилина.
  1. Лепка способом  обрубовка крупных форм.
  2. Налепные украшения с использованием элементов: завитки, конусы, лепестки, шарики.
  3. Лепка из целого куска вытягивание.
  1. Вращательные движения мелких предметов пальцами.
  1. Запуск мелких волчков.
  2. Катание по очереди каждым пальчиком камешков, шариков.
  3. Застёгивание пуговиц (игры с куклой – одевание, раздевание).
  4. Закручивание крышек.
  5. Завод механических игрушек ключом.
  1. Работа с нитками, проволокой, шнурками.
  1. Завязывание и развязывание узелков.
  2. Наматывание тонкой проволоки  в цветной обмотке на палец  (получается колечко или спираль).
  3. Шнуровка ботинок, сапог, курточек.
  1. Складывание бумаги.
  1. Изготовление изделий способом складывания – «гармошка».
  1. Вырезание из бумаги и склеивание.
  1. Изготовление аппликаций.
  2. Изготовление закладок с элементами аппликации.
  1. Рисование, раскрашивание.
  1. Раскрашивание сюжетных картинок в «Книжках - раскрасках».
  2. Рисование различными материалами: ручкой, карандашом, мелом, восковыми мелками, акварелью, гуашью, углём, фломастерами с использованием кисточки, шерстяных ниток и пальчиков.

II. Пальчиковая гимнастика.

  1. Инсценирование руками стихов по образцу учителя.
  1. Моя семья»
  2. «Улей»
  3. «Черепаха»
  4. «Капуста»
  5. «Дружба»
  6. «Цветы»
  7. «Сидит белка на тележке»
  8. «Зайцы»
  9. «Дом и ворота»
  10. «Помощники»
  11. «Лодочка»
  12. «Рыбки»
  13. «Пылесос»
  14. «Не плачь куколка моя»
  1. Теневой театр.

III. Графические упражнения.

  1. Прямые линии.
  1. «Я самый меткий»
  2. «Дорожки»
  3. «Дождик»
  4. «Парашютисты»
  1. Штриховка.
  1. Обведение по трафаретам фигур и их штриховка  (вертикальными, наклонными, округлыми линиями).
  1. Обведение рисунка точно по линиям без отрыва карандаша.
  2. Клубочки.
  1. Рисование, наматывание клубочка от центра или от края по часовой стрелке и против.

  1. Рисование узоров по образцу не осложнённых количеством элементов.
  2. Графические диктанты.

IV. Пальчиковый игротренинг.

  1. Игры.
  1. «Письмо на ладони»
  2. «Встречные колечки»
  3. «Рожки да ножки»
  4. «Перекаты»
  5. «Да», «Нет», «Не знаю»
  6. «Птицы»
  7. «Окно, очки»
  8. «Бегущий человек»
  9. «Горшочек, корыто»
  10. «Тарелка, гнездо»
  1. Составление фигур из пальцев.
  1. «Домик»
  2. «Стол»
  3. «Шарик»
  4. «Корзинка»
  1. Составление фигур из палочек с усложнением.
  1. «Бабочка»
  2. «Мельница»
  3. «Лодка»
  4. «Мост»

V. Подготовка к обучению письму.

  1. От рисунка к букве.
  1. Серия упражнений, направленных на выработку стереотипов движений руки слева направо, сверху вниз, способствующих исчезновению угловатости овалов.
  2. «Грибочек»
  3. «Зонтик»
  4. «Снежинка» (постепенное усложнение рисунка)
  1. Копирование рисунка на прозрачную бумагу.

  1. Использование методики Е. Н. Потаповой.
  1. Обведение указательным пальцем ведущей руки контуров букв, вырезанных из самой мелкой наждачной бумаги или бархатной.
  1. Рамки и вкладыши Монтессори.    

VI. Лечебная физкультура.

  1. Массаж, самомассаж.
  1. Разминание.
  2. Распределение.
  3. Надавливание.
  4. Пощипывание.
  5. Потягивание за кончики пальцев.
  1. Гимнастический комплекс.
  1. Сжатие и разжатие кулака.
  2. Поочерёдное сжатие и разжатие пальцев руки.
  3. Вращение кистью рук.
  4. Упражнения с карандашом, шариками, грецкими орехами.
  1. Упражнения, связанные с укреплением мышц руки.
  1. Хватательные движения.
  1. Работа с мячиками.
  1. Лазанье по гимнастической стенке.

II этап – 34 часа

I. Развитие движений рук и ручной умелости.

  1. Манипуляция с мелкими деталями.
  1. Работа с техническим конструктором.
  2. Пришивание пуговиц мелких размеров с четырьмя отверстиями.
  3. Нанизывание бусинок на нить.
  4. Обрывная аппликация.

  1. Лепка из пластилина.
  1. Лепка фигур человека и животных с использованием мелких по размерам деталей  (у человека пальцы, нос, глаза, уши, куртка с пуговицами).
  1. Вращательные движения мелких предметов пальцами.
  1. Катание по очереди каждым пальцем мелких бусинок.
  2. Закручивание шурупов, гаек.
  1. Работа с нитками, проволокой, шнурками.
  1. Наматывание ниток на катушку.
  2. Вышивание по контуру швом «вперёд иголка».
  3. Косое плетение из верёвочек.
  1. Складывание бумаги.
  1. Изготовление изделий способом оригами простых конструкций (рыбка, лягушонок, ёлочка)
  1. Вырезание из бумаги и склеивание.
  1. Изготовление игрушек с основой «конус».
  2. Изготовление ажурных закладок.
  3. Изготовление бус.
  4. Прямое плетение ковриков из полосок бумаги.
  1. Рисование и раскрашивание.
  1. Рисование различными материалами.
  2. Рисование с разным нажимом.

       «Самолёты за облаками»

       «Лодки за волнами»

       «Человек под проливным дождём и под моросящим»

      «Дом – ночью, дом – вечером»

II. Пальчиковая гимнастика.

  1. Инсценирование стихов при помощи рук самостоятельно.

III. Графические упражнения.

  1. Ломаные линии.
  1. Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен.
  2. Нырни в воду и вынырни точно в спасательный круг.
  3. Проведи корабль, чтобы не сел на мель.
  4. Попади мячом в баскетбольную корзину.
  5. Поездка по извилистой дороге.
  1. Соединение по точкам.
  1. Соединение точек одной линией, не отрывая карандаш от бумаги до получения целостного рисунка.
  1. Рисование фигур.
  1. Рисование внутри большой фигуры, постепенно уменьшая, а вокруг маленькой – постепенно увеличивая.
  1. Рисование узоров более сложной структуры с использованием наклонных линий.
  2. Дорисовывание картинок с простыми элементами.
  3. Графические диктанты.

IV. Пальчиковый игротренинг.

  1. Составление фигур из пальцев.
  1. Сначала одной рукой, потом двумя руками вместе.
  1. Составление фигур из палочек с постепенным усложнением.

V. Интегрирование с объединениями дополнительного образования.

  1. Занятия в кружке «Мягкая игрушка».

VI. Лечебная физкультура.

  1. Массаж, самомассаж.
  2. Гимнастический комплекс.
  3. Упражнения, связанные с укреплением мышц руки.
  1. Занятия в спортзале, министадионе: лазанье, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на лиане, вис на перекладине, занятия на трапеции.

III этап – 34 часа

I. Развитие движений рук и ручной умелости.

  1. Манипуляция с мелкими деталями.
  1. Плетение из бисера.
  2. Сортировка крупяных изделий.
  3. Аппликация из крупяных изделий.
  4. Обрывная мозаика.
  1. Лепка из теста.
  1. Лепка сложных по форме предметов (диковинные птицы, динозавры, вензеля).
  1. Работа с нитками, проволокой, шнурками.
  1. Вязание крючком, спицами.
  2. Простейшие способы плетения макраме.
  3. Вышивание крестом, гладью.
  4. Плетение из верёвочек фигуры человека и животных.
  1. Складывание бумаги.
  1. Изготовление изделий способом оригами более сложных конструкций.

«Белочка»

«Дельфин»    

«Голубь»    

«Журавль»

  1. Вырезание из бумаги и склеивание.
  1. Вырезание фигурок из старых открыток, картинок.
  2. Симметричное вырезание.
  3. Плетение картинки из полосок бумаги.
  1. Рисование и раскрашивание.
  1. Рисование различными материалами.
  2. Штриховка фигур по образцу от бледного к насыщенному.

II. Пальчиковая гимнастика.

  1. Инсценирование стихов при помощи рук самостоятельно.

III. Графические упражнения.

  1. Штриховка.
  1. Построение композиций с помощью лекал и их штриховка комбинированными линиями.
  2. Рисование фигур по образцу.
  3. Рисование узоров с их продолжением.
  1. Дорисовывание картинок сложной формы.
  2. Графические диктанты с постоянным усложнением.

IV. Пальчиковый игротренинг.

  1. Составление фигур из палочек более сложных форм.

V. Интегрирование с объединениями дополнительного образования.

  1. Занятия в кружках:
  1. «Лозоплетение»
  2. «Макраме»
  3. «Вышивка»
  1. «Мягкая игрушка»
  2. «Кукольный театр»

VI. Лечебная физкультура.

  1. Массаж, самомассаж, гимнастический комплекс.
  2. Упражнения, связанные с укреплением мышц руки.

Литература для учителя и учащихся.

  1. Васильева - Гангнус Л. Уроки занимательного труда.     Издательство    «Педагогика» 1997
  2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки - чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития 1997.
  3. Журнал «Начальная школа» № 8 1999; № 9  1988.
  4. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей 5 – 7 лет М.: Владос 2003.
  5. Калябин В. А. Физиологические основы оценки степени  готовности детей к обучению в школе. - Владимир: ВГПУ 1999.
  6. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку -  С.- П. 2004.
  7. Серия книг для развития творческих способностей учащихся.
  8. Сиротюп А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: Сфера 2003.
  9. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань 1999.
  10. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества. Издательский дом «Федоров» 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию мелкой моторики рук

Авторская адаптированная программа "По развитию мелкой моторики рук" для детей дошкольного и младшего школьного возраста на 2 года обучения с использованием инновационно-компьютерных технологий и инте...

Коррекционное занятие на тему: "Развитие мелкой моторики рук"

Данное занятие направлено на развитие тонко-координированных движений кисти и пальцев рук, формированию навыка работы с мелкими предметами и шнурками....

Коррекционное занятие по теме "Развитие зрительной памяти и мелкой моторики рук" 3 класс

Коррекционное занятие по теме "Развитие зрительной памяти и мелкой моторики рук" 3 класс. Цель: - развивать зрительное восприятие и произвольное внимание...

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана с учетом отработки  звукового ряда.  В ситему собранный материал по развитию общей и мелко...

Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »

Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по развитию и коррекции мелкой моторики рук обучающихся 1 класса «Волшебный водопад»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. В связи с этим разработан, апробирован и утвержден Федеральный...

Программа по развитию мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста, с использованием техники плетения чия

Данная  программа предназначена для работы с обучающимися  младшего школьного возраста   с ОВЗ. Программа имеет коррекционно-воспитательную, коррекционно-образовательную, коррекцио...