Дефектологическое занятие "Моя семья"
план-конспект урока (2 класс)
Лексическая тема: «Настольный театр «Репка».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Огород» Приглашаем народ (сделать руками жест к себе), Заходите в огород (развести руки в стороны перед собой), Проходите между гряд (указательные и средние пальцы как ножки, «шагают» по столу), Там огурчики лежат (сложить пальцы в форме овала), Помидоры висят (сложить пальцы в форме круга), Прямо в рот хотят. Рядом зреет репка (сложить пальцы в форме сердечка). Ни густа, ни редка. Наберем мы овощей (округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи).
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ.
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Репка» Вот репка (изобразить сердечко руками). Мы кусочек откусили (пощелкать зубами, широко открывая и закрывая рот). Пожевали: та-та-та («пожевать зубами кончик языка, приговаривая та-та-та). Проглотили: «ам» (произнести звукоподражание, широко открывая рот). Очень вкусно (почмокать губами). Ароматно (поднести ладони к лицу, глубоко вдохнуть, затем выдохнуть, произнося «ах»). Удивительно приятно! (облизать губы круговым движением языка).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Логопед: Кто посадил репку? (покажи). Кого позвал дед на помощь? (покажи) и т. д. (вопросы задаются после рассказывания сказки логопедом).
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: повторить названия персонажей сказки по образцу логопеда: дед, баба, Аня, авка, киса, мышка.
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): игра «Кто убежал?» (персонажи сказки).
7. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Логопед: выбери фломастер такого же цвета, как репка (из нескольких).
8. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование репки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
defektol_zanyatie.docx | 160.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога
разработала
учитель-дефектолог
Смолина Елена Ивановна.
Тема: «Семья»
Данное занятие рассчитано на ребёнка младшего возраста, имеющего речевой запас, состоящий их нескольких слов, или на совсем не говорящего ребёнка.
Задачи приоритетной образовательной области: познавательное развитие:
- ознакомление с социальным миром,
- знакомство с понятием «семья»,
- сенсорное развитие.
Задачи образовательных областей в интеграции:
Социально - коммуникативное развитие: формирование навыков коммуникации.
Речевое развитие: обогащение и уточнение словаря.
Физическое развитие: развитие двигательных навыков.
Демонстрационный материал: альбом с фотографиями ребёнка и членов его семьи, пособие «Домик», бумажные куклы (мама и девочка или папа и мальчик) и одежда к ним, картинка для раскрашивания с изображением семьи.
Предварительная работа: подготовка альбома с фотографиями членов семьи ребенка.
Ход занятия
Вводная часть (мотивационный этап) - сюрпризный момент Волшебная книга.
Педагог (П): Здравствуй! У меня для тебя есть сюрприз: волшебная книга! Давай посмотрим, про кого она.
Открываем и на первой странице видим фотографию ребенка.
П: Кто это?
Если у ребенка есть речь, то он говорит «Я!», если речи нет, то указательным жестом показывает на себя (при отсутствии указательного жеста, педагог выполняет задание совместно с ребёнком)
П: Эта книга про тебя, Имя ребенка!
Основная часть (содержательный, деятельный этап)
Работа с альбомом
П: Давай полистаем волшебную книгу. Это ты! А кто ещё есть в нашей книжечке? Кто это? (мама, папа, бабушка, дедушка) Чья это мама? (Моя!) Здесь вся твоя семья!
При ответе на вопросы используются слова или жесты и вокализации (в зависимости от речевых возможностей ребенка).
П: Какая у тебя мама? Хорошая! (Погладим маму или фотографию мамы.) Как она улыбается? (Смотрим в зеркало, улыбаемся) Как она тебя зовёт? (имя ребёнка)
Какой у тебя папа? Хороший! (Погладим папу или фотографию папы.) Покажи, какой он сильный.
Игра «Домик»
П: Посмотри, какой интересный домик. Кто в нем живет? Какая большая семья!
Открываем с ребенком окошечки и называем того, кого видим. Потом предлагаем ребенку самому найти за закрытыми окошечками, где спряталась мама (папа и др.). «Жильцов» можно менять местами.
Динамическая пауза
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Папа, мамочка моя,
Старший братик мой и я (показывать пальчиком, как будто считает).
Руки шире разведу
И всех сразу обниму!
П: Кого ты обнимешь? (маму, папу, сестру, брата, бабушку, дедушку).
Игра «Большой-маленький»
Перед ребенком выкладывается две куклы (бумажных): мама и дочка (можно папа и сын) и комплект одежды к ним (платье, куртка, шапка, юбка и проч.).
П: Это мама. Она большая (для неговорящих детей допустимо сопровождать слова педагога жестом), а это её дочка. Она маленькая. Мама и дочка перепутали свою одежду. Давай поможем им навести порядок. Вот большое платье, а вот маленькое. Кому дадим большое? А кому дадим маленькое?
Сопровождаем действия фразой: «На, мама!» или «На!»
Неговорящие дети не смогут повторить слова «дочь», «платье» и др., но педагог обязательно должен проговаривать названия членов семьи, слова «большой» и «маленький» в сочетании с разными существительными (большОЕ платье, маленькАЯ юбка), называть обобщающие существительные (семья, одежда).
Заключительная часть
Раскрашивание:
П: Здесь нарисована семья. Кто это? (показываем на маму, папу, сына, дочь)
Детям, у которых нет речи, предлагаем показать, где на картинке мама, папа.
Давай сделаем эту картинку красивой. Раскрасим эту дружную семью!
Раскрашивая картинку, закрепляем названия цветов.
П: Этот рисунок мы подарим маме и папе!
Прощание.
Занятие № 1. Лексическая тема «Семья».
- РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья. (поочередно гладить пальцы от основания к кончику, начиная с большого на обеих руках по очереди).
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Поиграй в мячик с мальчиком» (подуть на бумажный мячик).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Семья» Папа, мамочка и я — вместе дружная семья. Папа улыбается, мама улыбается, улыбаюсь я (широко улыбнуться, обнажив зубы). Папа удивляется, мама удивляется-удивляюсь я. (поднять брови, губы сложить как при произнесении звука (о). Папочка ругается, мамочка ругается (погрозить указательным пальцем, нахмурить брови, губы поджать). Извиняюсь я (сделать виноватое лицо, закусить нижнюю губу).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Рассматривание сюжетной картинки «Семья». - Покажи маму, папу, дедушку, бабушку, мальчика, девочку.
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: Ребенок называет членов семьи (мама, папа, баба, дед, сын, дочь.) Затем логопед задает вопросы: Кто маленький? (сын, дочь). Кто большой? ( мама, папа, баба, дед). Мама какая? И т. д. Кто стоит? Кто сидит? Кто играет? Кто рисует? Кто готовит? (ответы ребенка).
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ): Игра «Кто убежал?» (по картинкам членов семьи).
7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Угадай, кто говорит?» (компьютерная программа «Учимся говорить правильно»)
8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Логопед: У кого красная кофта, зеленое платье?
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: нарисуем маму.
Занятие № 2. Лексическая тема: «Домашние животные».
- РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: Все пальцы « скачут» по столу: По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки:
Цок-цок-цок, цок-цок-цок,
Скачет резвый табунок.
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Поиграй с котенком» (сдуть бумажный бантик).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Кошка» Кошка очень любит молоко, она лакает его из блюдца вот так: высунуть изо рта широкий язык и совершать им лакательные движения. Кошка молоко лакала, после ротик облизала (круговым движением языка облизать губы). Умылась кошка и пошла на охоту. Возле норки лежит, мышку в норке сторожит. Вылезет мышка из норки, а кошка ее хвать и поймает. Вот так… (губы в улыбке, медленно высовывать изо рта заостренный кончик языка, затем прикусить язык зубами). Кошку Мурку мы похвалим, бантик розовый подарим. Вот такой… (открыть рот, упереться широким кончиком языка в нижние зубы, а среднюю часть языка выгнуть в виде горки и выкатить изо рта наружу, затем прикусить язык).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Найди пару» (по 2 разных игрушки коровы, кошки, собаки, лошади, свиньи).
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: Назвать домашних животных — киса, авка (собака), конь. Игра «Помоги детенышу найти свою маму». Логопед: На лужайке гуляли детеныши домашних животных и заблудились. Как позовет котенок свою маму? (если ребенок затрудняется, то дать образец звукоподражания).
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): сложить разрезную картинку домашнего животного.
7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Кто как голос подает?» В деревне живут разные домашние животные: лошадь ,собака, корова и т. д. Все они поют свои любимые песенки. Угадай, кто поет? (Му, и-го-го, бе, хрю-хрю) и т. д. (с игрушками) или компьютерная игра «Учимся говорить правильно. Скотный двор».
8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: по картинкам животных и их детенышей. Логопед: покажи, кто большой, а кто маленький.
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: раскрашивание картинки «котенок».
Занятие № 3. Лексическая тема: «Дикие животные».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Сидит белка на тележке» Сидит белка на тележке, Продает свои орешки. (правой рукой загибать по очереди пальцы на левой, а затем наоборот) Лисичке-сестричке, воробью, синичке, Мишке косолапому и заиньке усатому.
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Звери пошли гулять» (подуть на бумажных зверей).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «В лесу» Побывали мы в лесу, повстречали там лису. У лисы мордочка острая длинная, вот такая… (вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд). Под сосной дремал медведь. Как проснулся, стал реветь (длительно произносить звук (э), при этом рот открыть, губы слегка выдвинуть вперед). Услыхал его зайчишка и стал грызть корень — кочерыжку (поднять верхнюю губу, пощелкать зубами). А по веткам скок-поскок, белка — рыженький зверек. Угостим ее орешком. Смотрите, белка орешек за щеку кладет, а потом за другую. Вот так… ( кончиком языка упираться то в правую, то в левую щеку, оттопыривая ее изнутри).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Где мишка?» и т. д. (ребенок показывает игрушку).
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: (Мишка, волк, лиса).
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): «Четвертый лишний» (по картинкам или игрушкам диких животных + игрушка, не относящаяся к диким животным).
7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Кто как играет?» Мишка играет на барабане «бом-бом, зайчик играет на дудочке «ду-ду!», лиса играет на пианино «ля-ля». Угадай, кто играет: ду-ду, ля-ля, бом-бом? (следует показывать и звуки и движения).
8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Игра «Спрячь игрушку в ладошках» на формирование представлений о величине. (большая и маленькая белка).
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: штриховка медвежонка.
Занятие № 4. Лексическая тема: «Настольный театр «Репка».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Огород» Приглашаем народ (сделать руками жест к себе), Заходите в огород (развести руки в стороны перед собой), Проходите между гряд (указательные и средние пальцы как ножки, «шагают» по столу), Там огурчики лежат (сложить пальцы в форме овала), Помидоры висят (сложить пальцы в форме круга), Прямо в рот хотят. Рядом зреет репка (сложить пальцы в форме сердечка). Ни густа, ни редка. Наберем мы овощей (округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи).
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ.
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Репка» Вот репка (изобразить сердечко руками). Мы кусочек откусили (пощелкать зубами, широко открывая и закрывая рот). Пожевали: та-та-та («пожевать зубами кончик языка, приговаривая та-та-та). Проглотили: «ам» (произнести звукоподражание, широко открывая рот). Очень вкусно (почмокать губами). Ароматно (поднести ладони к лицу, глубоко вдохнуть, затем выдохнуть, произнося «ах»). Удивительно приятно! (облизать губы круговым движением языка).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Логопед: Кто посадил репку? (покажи). Кого позвал дед на помощь? (покажи) и т. д. (вопросы задаются после рассказывания сказки логопедом).
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: повторить названия персонажей сказки по образцу логопеда: дед, баба, Аня, авка, киса, мышка.
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): игра «Кто убежал?» (персонажи сказки).
7. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Логопед: выбери фломастер такого же цвета, как репка (из нескольких).
8. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование репки.
Занятие № 5. Лексическая тема: «Настольный театр «Теремок».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Вышел зайчик погулять» Раз,два, три, четыре, пять (хлопать в ладоши). Вышел зайчик погулять. (изобразить зайчика: сжать кулак, выставив из него указательный и средний пальцы — это ушки). Вдруг охотник выбегает, (указательный и средний пальцы «бегут» по столу как ножки), Прямо в зайчика стреляет! (кистью правой руки изобразить ружье: выставить из кулака указательный палец и совершить несколько «выстрелов»). Пиф-паф, ой-ой-ой. Убегает зайчик мой (указательный и средний пальцы скачут по столу).
2. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «В лесу» Были мы в лесу. Видели за елкой пробегали волки. Зарычал волчище — показал зубищи (длительно произносить звук (ы), рот открыть, зубы оскалить, губы выдвинуть вперед рупором). А потом клыками: щелк, чтобы знали, кто здесь волк (пощелкать зубами). Под сосной дремал медведь. Как проснулся, стал реветь (длительно произносить звук (э), губы слегка выдвинуть вперед). Услыхал его зайчишка. Задрожал в кустах трусишка. Он сидит и еле дышит, Даже ушком не колышит (вдох через нос, выдох через рот).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: После рассказывания логопедом сказки ответы на вопросы: Кто первый пришел в теремок? Кто пришел за мышкой? и т.д.(покажи).
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: называние персонажей сказки по вопросу логопеда «Кто это?»
6. Упражнение на развитие речевого дыхания: «Разбежались звери из теремка» (сдуть бумажных зверюшек из бумажного домика).
7. РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА: строительство из кубиков или простого конструктора нового теремка для зверей.
8. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Помоги зверюшкам попасть в теремок». Мышка должна постучать вот так: ТУК-ТУК, зайчик — ТУК-ТУК-ТУК, лисичка- ТУК- тук- тук.( большими буквами — громко, маленькими- тихо). Угадай, кто стучит? (взрослый изображает как стучали звери).
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование теремка.
Занятие № 6. Лексическая тема: «Игрушки».
1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Заводная машинка» Совсем не нужен ей водитель («крутить» в руках воображаемый руль). Ключом ее вы заведите (указательный палец левой руки – «ключик» — вставить в «замочек» — кулак правой руки — и сделать несколько поворотов). Колесики начнут крутиться (обеими руками изобразить колесики, сложив пальцы в виде колечек), Поставьте и она помчится: (положить на стол слегка выгнутые кверху ладони и двигать ими по столу). Би-би-би!
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Поиграй со щенком» (подуть на бумажный мячик).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «Игрушки» Таня с куклою играет. Кукла «мама» повторяет (по слогам, широко открывая рот, несколько раз произнести слово «мама»). Буратино улыбается, Даже если удивляется. А улыбка до ушей, Хоть завязочки пришей. (несколько раз широко улыбнуться). Вот воздушные шары. Шары большие, надувные. Вот такие… (надуть щеки и подержать их так несколько секунд). Стала Танечка играть, Куклам шарики кидать. Буратино шар поймал, Только носом шар порвал. (надуть щеки, а затем стукнуть по ним кулачками так, чтобы воздух с шумом вырвался наружу). Шарик лопнул: «ой-ой-ой!» Стал совсем-совсем худой! (из ротовой полости всосать в себя воздух и втянуть щеки внутрь). Посадила Таня Буратино на лошадку. Начал быстро он скакать, Его лошадь не догнать (цокать языком).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Поручение» (учить находить названную игрушку среди 2-3 игрушек (инструкции : покачай, покорми, дай…) Игрушки: собачка — кукла, Машина — собачка — кукла, лошадка — машина — собачка и др.
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: побуждать ребенка к повторению звукоподражаний, относящихся к данным игрушкам (би-би, ав-ав, и-го-го и др).
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): Игра «Чего не стало?» с этими игрушками.
7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Колокольчики» Большой колокольчик поет вот так: дон-дон, Маленький: динь-динь, Средний: динь-дон. Угадай, кто поет (перечислить). Или компьютерная игра «Учимся говорить правильно. Колокольчики».
8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Игра «Наоборот» (по 2 одинаковых игрушки, но разных размеров). Логопед: «Где пирамидка большая, а где маленькая? И т.д.
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование колокольчика (треугольник с палочкой).
Ознакомление с окружающим социальным миром
Конспект НОД
Тема: «Моя семья».
Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;
Коррекционно-развивающие:
- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
- закреплять знания о родственных связях слов;
- развивать понимание логико-грамматических конструкций;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
- воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Материал: плоскостные изображения деревьев, листочки с фотографиями членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме "Семья"; семейные гербы, нарисованные на листе бумаги.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; совместная работа с родителями по составлению портфолио семьи; чтение художественной литературы.
Ход НОД.
Организационный момент.
«Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
Объявление темы.
Учитель-дефектолог: Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья. В гости к нам пришел Незнайка, ему бы очень хотелось, чтобы вы рассказали ему о своей семье. Скажите, а что такое семья?
Это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, говорят друг с другом ласково.
Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родня. Как хорошо, что у вас всех есть семья. Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело живут все вместе.
Расскажите о своей семье – сколько человек в вашей семье, как их зовут, что вы любите делать вместе? (высказывания детей).
- Семья может быть большой и маленькой.
- А попробуйте разделить всех членов семьи на две группы (взрослые и дети).
- Можно разделить на взрослых и детей, пожилых и молодых, мужчин и женщин. В каждой семье есть мужчины и женщины.
Ребята, кто из вас хочет рассказать о своей семье? (По желанию дети совместно с мамами представляют портфолио своей семьи.
Дидактическая игра «Подбери признаки».
Учитель-дефектолог: А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа - строгий, умный, сильный.
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная.
Дедушка - старый, мудрый, седой.
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.
Игра « Я звоню бабушке, дедушке, тете…»
Учитель-дефектолог: О чем можно поговорит по телефону с родственниками? (поинтересоваться здоровьем, чем занимается, поздравить с праздником, пригласить в гости).
(Учитель-дефектолог передает телефонную трубку, ребенок у которого телефонная трубка должен позвонить кому-то из родственников, воспитатель может взять на себя роль родственника).
Учитель-дефектолог: Наши пальчики, дружная маленькая семья. Поиграем с ними?
Пальчиковая игра «Дружная семейка».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – Я,
Вот и вся моя семья.
Учитель-дефектолог: Ребята, подойдите к столам, посмотрите, что лежит в коробке? (Кростики)? Давайте попробуем с помощью Кростиков изобразить свою семью? А потом рассмотрим свои работы.
Вопросы: - Кто это?
-А где ты?
-Где ты?
- Кто стоит рядом с тобой? И т.д.
Чтение стихотворения
Сейчас я вам расскажу стихотворение, а вы внимательно послушайте и потом скажите, все ли герои являются членами одной семья?
Мама с папой - моя родня
Нет роднее родни у меня
И сестренка родня и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – волшебная щетка,
Молоток настоящий - братишке,
Мяч сестренке, конфета – Тишке.
А еще есть друг у меня
Друг Сережка мне тоже родня
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Учитель-дефектолог: Ребята, как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? ( Ответы детей).
Учитель-дефектолог: Это стихотворение шуточное. Не все его персонажи являются членами одной семьи. Мама, папа, сестренка, братишка – это родня. Друг Сережка – не член семьи и не родственник. Он друг, а для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.
Домашних животных мы очень любим, заботимся о них, но животное не человек, поэтому не является родней герою стихотворения.
Ребята, а у кого из вас есть кошка? Собака?
Пожалуйста, с помощью Блоков Дьенеша и кубикив Никитина выложите своих любимых домашних животных.
Учитель-дефектолог: Дети, вот семья, живёт в квартире. А где же находится квартира? (В доме.) А дом на улице, а улица - в районе, а район – в городе, а город - в стране. А как называется наша страна? (Россия.) Да, Россия - наша родина - большая и красивая, мы должны любить и беречь ее.
Дети, а можем ли мы назвать всех нас в группе семьей? Какая она? (Большая, дружная.) Сколько нас? (Считают.)
Физминутка «Семейная зарядка».
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Федя.
Сам я бегаю трусцой
И качаю головой.
«Детский сад - моя вторая семья».
Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.
- А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).
- А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас).
- А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).
- А теперь давайте расположим листочки с вашими фотографиями на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы. Как вы думаете, у нас дружная семья? ( Ответы детей).
Итог занятия.
- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Литература:
"Говорим правильно" О. С. Гамзяк . Москва. Издательство " Гном и Д" 2010
Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов Москва " АЗЪ" 1995 2-е издание
"По дороге к азбуке" Т.Р. Кислова Методические рекомендации Москва " Баласс" 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация дефектологической работы в системе коррекционной деятельности Санаторного детского дома
В презентации представлен материал, отражающий работу учителя-дефектолога в классах ККО...
Дефектологическое сопровождение учащихся младшего школьного возраста в образовательном процессе
обобщение опыта работы учителя -дефектолога по сопровождению учащихся младшего школьного возраста в образовательном процессе...
Дефектологическое обследование детей от 3-8 лет.
Дефектологическое обследование от 3 до 8 лет (протоколы)....
ПРОТОКОЛ дефектологического обследования знаний, умений, навыков учащихся.
Протокол дефектологического обследования знаний ,умений ,навыков учащихся....
Выступление на дефектологическом семинаре.Основные направления логопедической работы с детьми «Особый ребенок»
Цель работы учителя-логопеда: развитие полноценной речевой деятельности. Содержание логопедических занятий включает в себя направления: коррекция звуковой стороны речи, развитие общих речевых навыков,...
ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В данной статье описывается система дефектологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционно-развивающегося образования....
Рабочая программа коррекционного курса дефектологических занятий для обучающихся 1 класса
Данная рабочая программа предназначена для учителей-дефектологов, проводящих коррекционные (дефектологические) занятия в школах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...