Выступление на дефектологическом семинаре.Основные направления логопедической работы с детьми «Особый ребенок»
материал (логопедия) по теме
Цель работы учителя-логопеда: развитие полноценной речевой деятельности. Содержание логопедических занятий включает в себя направления: коррекция звуковой стороны речи, развитие общих речевых навыков, работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте, формирование фразовой и связной речи, работа над развитием мелкой моторики, сохранение здоровьесбережения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_defekt._seminare.doc | 758 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №113 VIII вида» г. Перми
Выступление на дефектологическом семинаре
Основные направления логопедической работы с детьми «Особый ребенок»
Учитель-логопед:
Цыпуштанова К. С.
г. Пермь 2013 г.
С 1 по 20 сентября 2012 уч.года проводилось обследование устной и письменной речи учащихся: 1А, 1Б, 2Б, 3А, 3В, 4А, 6А, 6Б,7А, 7Б. по методике Т.А.Фотековой.
По результатам обследования зачислены на логопедические занятия: 42 ученика 1-7 классов: - системное недоразвитие речи /10 учащихся: 1А, 1В классов/; - трудности формирования чтения и письма, обусловленные системным недоразвитием речи разной степени выраженности /14 учащихся: 3А, 4А, 6А,7А, 7Б классов/; - преобладающим диагнозом явилось недоразвитие языковых и речевых средств /18 учащихся: 1Б, 2Б, 3В, 6Б кл/- «Особый ребенок». - дети – инвалиды – 28 из 78 /на 8.10 2012 г/ /Слайд2/ С учётом вида речевой патологии и программой обучения было сформировано 17 групп по 2-4 человека. На основании данных обследования были составлены перспективные планы на каждую группу, в зависимости от структуры речевого дефекта. Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий /2-3 раза в неделю в часы, свободные от уроков и во время уроков с учётом режима работы учреждения/. Цель работы учителя-логопеда: развитие полноценной речевой деятельности. Содержание логопедического занятия включает в себя следующие направления:
- Коррекция звуковой стороны речи (коррекция дефектов произношения): - обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. - индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. - постановка, автоматизация и дифференциация дефектных звуков.
- Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа).
- Коррекция высших психических функций (внимание, память, мышление);
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза слов (от простого к сложному);
- Развитие лексики (обогащение словарного запаса);
- Развитие фонематических процессов и лексико - грамматического строя;
- Работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте;
- Формирование фразовой и связной речи; (простые, распространенные предложения, пересказ). Для неговорящих детей /их большая часть/ произношение звуков и аморфных слов и выражений).
- Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями); Слайд/25/
- Работа над развитием мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, лепка, конструирование, обводка, штриховка….)
- Сохранение здоровьесбережения. Слайд/3/
Этапы формирования речевых действий:
1. Материализация действия с опорой на вспомогательные средства (картинки, графические схемы, фишки разного цвета, различный бросовый материал).
2. Выполнение действия в речевом плане (проговаривание вслух).
3. Максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), а также использование разнообразной наглядности (схемы, муляжи, разрезная, магнитная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения).
4. Дифференцированный подход, который предполагает построение коррекционной работы с учётом развития возрастных индивидуальных особенностей ребёнка. 5. Учитывая тесную связь ручной и речевой моторики, включать в занятия упражнения на развитие тонких движений рук.
6. Логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы, поэтому её содержание должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка.
7. Тщательно дозировать задания и речевой материал. Любая задача должна быть разложена на простейшие задачи. Одно и тоже задание выполняется сначала на простом материале, затем на более сложном.
8. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключать ребенка с одной формы работы на другую. Слайд/4/
Артикуляционная гимнастика Каждый день зарядку делай - будет язычок умелым! (фотографии учащихся)
Есть дети, которые не понимают инструкцию, ротик не открывают, гимнастику не выполняют, да и многое другое, поэтому на занятиях вызывают некоторые трудности, что запланировано – выполнить не удается. Слайд/5/
Учащиеся, поступившие на логопедические занятия, при обследовании не имеют уверенной координации движений пальцев рук, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в переключении. Чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику.
Уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В.А.Сухомлинский. Слайд/6/
Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.
В своей логопедической практике я уделяют огромное внимание развитию пальчиковой моторики.
Слайд/7/
В чем заключается влияние пальцев на развитие речи? Движения пальцев рук находятся в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют в целом развитие речи ребёнка. Поэтому постоянное развитие и укрепление мышц мелкой моторики необходимо на уроках и на логопедических занятиях. В работе с детьми ставлю следующие задачи: 1.Формировать графические навыки – подготовить руку ребёнка к овладению письмом: - Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; - Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость руки, ритмичность. 2.Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: - произвольное внимание; - логическое мышление; - зрительное и слуховое восприятие; - память, речь детей; - умение действовать по словесным инструкциям; - умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи; - контроль за собственными действиями; - приучать учащихся работать коллективно. Слайд/8/
- Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
- Важно помнить, что все игры и задания должны быть непродолжительными по времени; они не должны утомлять ребёнка.
Слайд/9/
Пальчиковая гимнастика (фотографии учащихся) Слайд/10/
На логопедических занятиях широко использую различные виды деятельности, направленные на тренировку тонких движений пальцев рук, использую самые разнообразные приёмы, развивающие мелкую моторику: / лепка, рисование, конструирование, бросовый м-л… /. Такие занятия имеют коррекционно – развивающую направленность, которые способствуют: - развитию мыслительной деятельности; - развитию пространственно-временных представлений, лежащих в основе формирования мышления; - формированию навыков предварительного планирования; -способности к моделированию и замещению.
Развитие мелкой моторики /конструирование, мозаика, лепка, выкладывание из семян, пробок, ваты, обводка, штриховка, пирамидка…/ (фотографии учащихся) Слайд /11-15/ Лепка из пластилина (фотографии учащихся) Слайд/16/
Наши дальнейшие действия:
- На всех занятиях проводить речевые пальчиковые игры и гимнастику.
- Проводить работу по развитию художественного творчества и изобразительной деятельности.
- Уделить внимание упражнениям, развивающим графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в заданных направлениях, графические диктанты и т.д.)
Подготовить рекомендации для учителей, родителей, воспитателей по развитию мелкой моторики. Слайд/17/
Работа над звуковым анализом и синтезом слов (фотографии учащихся) Слайд/18/
Обучение грамоте
/конструирование букв, печатание слогов, выкладывание и составление из букв слоги, из слогов - слова/ (фотографии учащихся) Слайд/19-20/
Расширение и уточнение словарного запаса слова (фотографии учащихся) Слайд/21-22/
Развитие фразовой и связной речи
/по картинке, серии сюжетных картинок, рассказ стихов и чистоговорок, для неговорящих – повторение гласных звуков и аморфных слов/ (фотографии учащихся) Слайд/23/
Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, низкий уровень развития познавательного интереса и активности, склонность к охранительному торможению на логопедических занятиях необходимо проводить смену видов деятельности. Что я и делаю (даются задания на здоровьесбережение - не только упражнения дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики, но и на развитие общей моторики и гимнастику для глаз, как же использую на занятиях релаксацию)
Сохранение здоровьесбережения «Здоровье – это не всё, но всё – ничто без здоровья!» Сократ / развитие общей моторики, физминутки, гимнастика для глаз, релаксация…/ (фотографии учащихся) Слайд/24/
Гимнастика для глаз Чтобы знания получать - нужно глазки тренировать! Слайд/25/ Релаксация
Глазки крепко закрываем.
Дружно до пяти считаем! (фотографии учащихся) Слайд/26/
Характерным является частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у учащихся такой категории трудно, долго, тяжело формируются новые умения и навыки. Несформированность контроля, слабость волевых процессов обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда с учителем, воспитателем, родителями. Часто мы сталкиваемся с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда, учителя ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь ребенок самостоятельно не может. Также после длительных пропусков занятий (особенно после летних каникул, болезни), утрачиваются приобретённые умения, и работа по устранению и коррекции речи начинается практически с самого начала. Обязательна нужна связь логопеда с родителями, учителями и воспитателями .
- Индивидуальные консультации (показ упражнений артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, речевого дыхания, приемов логопедического массажа, обсуждение динамики коррекционной работы).
- Занятия с детьми (просмотр и обсуждение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий).
Домашние задания (артикуляционная и пальчиковая гимнастика, закрепление правильного произношения дефектных звуков в слогах, слоговых рядах, словах, словосочетаниях, предложениях; выполнение заданий на развитие мелкой моторики). Слайд/27/
Добиться эффективной положительной мотивации ребенка к учению может помочь:
- Опора на положительное;
- Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащающей эмоционально-чувственную сферу ребенка;
- хорошее знание своих учеников, внимательное отношение к ним (нужно вовремя заметить усталость, переключить внимание, чтобы сохранить и без того низкую работоспособность);
- создание на занятии загадочного увлекательного мира, для зарождения познавательных и социальных мотивов.
Использование в процессе логопедических занятий специализированных компьютерных технологий позволяет также повысить эффективность коррекционного обучения.
Ожидаемый результат на момент окончания занятий (что должны знать и уметь обучающиеся…….) Отследить: научились ли учащиеся выполнять несложные манипуляции с предметами; стали ли активнее, любознательнее, эмоциональнее; появилась ли у них потребность к самовыражению и интерес к окружающему.
Задачи на 2013-14 уч. год
- совершенствовать методы и приёмы своей работы;
- дальнейшее развитие речи учащихся, зачисленных на логопедические занятия;
- укреплять взаимосвязь с родителями, учителями, воспитателями школы и другими специалистами;
- повышать квалификационный уровень через участие в городском МО учителей-логопедов;
- пополнять логопедический кабинет с целью достижения лучших результатов работы в оказании помощи детям, нуждающимся в ней.
Слайд/28/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Использование квиллинга в работе с детьми особой заботы»
Как сделать так, чтобы ребёнок с ОВЗ мог вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его развитие, способствуют приобретению уверенности в себе и облегчают его активное ...
Логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями (ДЦП)
В работе рассказывается о основных проявлениях ДЦП, речевых нарушениях у детей с ДЦП, направлениях коррекционной работы....
Логопедическая работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с элементами методики Монтессори
В статье отражаются элементы Монтессори-педагогики, позволяющие более эффективно организовать коррекционно-образовательный процесс на логопедических занятиях с детьми, имеющих умеренную и тяжелую степ...
Логопедическая работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с элементами методики Монтессори
В статье отражаются элементы Монтессори-педагогики, позволяющие более эффективно организовать коррекционно-образовательный процесс на логопедических занятиях с детьми, имеющих умеренную и тяжелую степ...
К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики следует считать проблему изучения и коррекции нарушений речи у детей с ЗПР. Симптоматика, механизмы и степень проявления речевых расстройств у дете...
Логопедическая работа с детьми с ЗПР (обобщение опыта работы)
Материал из опыта работы....