«Организация и проведение уроков по предмету – речь и альтернативная коммуни-кация»
материал

«Организация и проведение уроков по предмету – речь и альтернативная коммуникация»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_i_provedenie_urokov_rech_i_alt_komm.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Основная общеобразовательная школа № 7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам».

Доклад на семинар учителей начальных классов

«Организация и проведение уроков по предмету – речь и альтернативная коммуникация»

Учитель начальных классов

                                                                                           Орлова Т.Е.    

г. Сергиев Посад, 2017


Обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

I. Планируемые результаты

1. Ожидаемые предметные результаты Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися предмета является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с их психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
 Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
 Умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. Навыки пользования средствами альтернативной коммуникации формируются в рамках коррекционного курса «Альтернативная коммуникация».
 Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
 Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
 Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей, воспроизводящих (синтезирующих) речь устройств (персональные компьютеры).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
 Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
 Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
 Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
 использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
 пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
 общение с помощью электронных средств коммуникации (компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
 Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
 Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.  Узнавание и различение образов графем (букв).
 Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
 Начальные навыки чтения и письма.

2. Ожидаемые личностные результаты
 основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»
 социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
 освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

3.Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
 - принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
 - следовать предложенному плану и работать в нужном темпе;
 - фиксирует взгляд на изображении;
 - фиксирует взгляд на экране монитора.
 - понимает инструкцию по пиктограммам;
 - выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником);
 - использование по назначению учебных материалов: бумаги; цветной бумаги; пластилина.
 - выполняет действие способом рука-в-руке;
 - подражает действиям, выполняемым педагогом;
 - последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
 - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
 - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

 II. Содержание учебного предмета

 1. Содержание учебного предмета, курса Коммуникация.

2. Установление контакта. Формирование умения устанавливать зрительный контакт с собеседником. Формирование умения реагировать на собственное имя. Формирование умения приветствовать собеседника. Формирование умения привлекать к себе внимание различными средствами

3. Поддержание контакта. Формирование умения поддерживать зрительный контакт в процессе общения. Формирование умения выражать свои желания взглядом, жестом, изображением, словом. Формирование умения обращаться с просьбой о помощи. Формирование умения выражать согласие\несогласие в ответ на заданный вопрос или предложенную ситуацию. Формирование умения выражать благодарность. Формирование умения соблюдать очередность в разговоре. Формирование умения отвечать на вопросы. Формирование умения задавать вопросы Формирование умения соблюдать дистанцию в разговоре.

4. Завершение контакта. Формирование умения прощаться с собеседником Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
1. Импрессивная речь. Формирование умения понимать слова, обозначающие предметы и объекты, действия предметов, признаки предметов, признаки действий, состояний. Формирование умения понимать слова, указывающие на предмет, его признак. Формирование умения понимать слова, обозначающие число и количество предметов Формирование умения понимать предложения. Формирование умения понимать содержание текста Формирование умения понимать слова, обозначающие взаимосвязь слов в предложении
2. Экспрессивная речь. Формирование умения употреблять отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы. Формирование умения согласовывать слова в словосочетаниях, предложениях. Формирование умения употреблять в речи простые и сложные предложения. Формирование умения употреблять слова, обозначающие взаимосвязь слов в предложении. Формирование умения пересказывать текст по плану. Формирование умения отвечать на вопросы по содержанию текста. Формирование умения определять последовательность событий. Формирование умения составлять рассказ по последовательно продемонстрированным действиям. Формирование умения составлять рассказ о себе. Формирование умения составлять рассказ по сюжетным картинкам
3. Глобальное чтение. Письмо букв и слов. Формирование умения различать напечатанные слова, обозначающие имена, предметы, действия Формирование умения называть буквы Формирование умения писать буквы
4. Формы организации учебных занятий построение уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности. Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения. Виды уроков: Урок-практикум; урок изучения нового материала
5. Основные виды учебной деятельности - наблюдение; - упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные, аудиально-визуальные; - рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка; - предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка, аппликация, резание; - обводка, письмо элементов букв и букв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по предмету речь и альтернативная коммуникация

конспект урока по предмету речь и альтернативная коммуникация "Яблоко"...

Открытый урок по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» Тема: Жили у бабуси…

Открытый урок по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация»Тема: Жили у бабуси&helli...

Конспект урока по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» Тема урока: «Мои желания. Покупка школьных принадлежностей»

1 (дополнительный) класс для детей У/О (ИН) вариант2Развитие речевой коммуникации учащихся как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьм...

Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» (слепые и слабовидящие обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР))

  Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. У слепого или слабовидящего ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не достат...

урок по предмету речь и альтернативная коммуникация по теме "Семья"

урок для детей с ОВЗ по программе 8.2 во 2 классе по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме "Семья"...

Конспект урока по предмету "речь и альтернативная коммуникация" в 3 классе по теме "Что такое море. Морские обитатели."

Данный урок является завершающим в проектной деятельности обучающихся четвёртого года обучения с умеренной умственной отсталостью по теме "Водоёмы. Море"....

Офлайн урок по предмету Речь и Альтернативная коммуникация. Тема урока: Буква В.

Звук и буква В.Произносить звук [В].Соотносить звук [В] с буквой В.Находить букву В среди других букв.Обводить по контуру букву В.Смотрят презентацию «Звук и буква В». Работают в тетрадях ...