Технологии для обучения
учебно-методический материал (2, 3, 4 класс)
Технологии которые можно и нужно использовать в своей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiyarazvitiyakriticheskogomyshleniya.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развития критического мышления
Введение.
В наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объема знаний человека в структуре мышления.
С точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Сегодня вопрос о развитии мыслительной деятельности учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро. Трудно себе представить сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна. Я считаю, что развитие мыслительных способностей школьников — это есть актуальная проблема, которую необходимо решать. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Развивать мышление — значит развивать умение думать.
Однако, возникает противоречие между потребностями современной личности в саморазвитии, самореализации, заказом общества на человека социально-активного, сознающего и способного отстаивать свою позицию, и отсутствием практической основы, методологической базы для системной работы, направленной на развитие критического мышления учащихся, и как следствие, их творческой самореализации.
Работая с детьми среднего и старшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Технология развития критического мышления, на мой взгляд, эта та технология, построение процесса обучения на основе которой, позволяет развивать мыслительную деятельность учащихся. Данная технология является надпредметной, проникающей, она применима в любых программах и предмете. На протяжении последних трех лет я работала над организацией обучения русскому языку по этой технологии. Мною была выдвинута гипотеза: если системно использовать методы и приемы ТРКМЧП, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся, научить их исключать лишнее, выделять главное; логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи; обобщать материал; классифицировать материал; систематизировать материал; формулировать проблемные вопросы.
Таким образом, предлагаю обобщение педагогического опыта по теме:
«Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка».
Цель: построение процесса обучения русскому языку на основе технологии развития
критического мышления.
Задачи: 1. Изучить научную литературу по теме, исследовать особенности ТРКМЧП.
2. Составить «копилку» методов и приемов ТРКМЧП, применять их на практике.
3. Разработать контрольные работы , которые позволили бы определить уровень
развития критического мышления и уровень знаний по предмету одновременно.
4. Организовать внедрение контрольных работ в практику работы
5. Вести наблюдения за динамикой развития мышления учащихся в процессе
работы с использованием приемов ТРКМЧП.
5. Внедрять ТРКМЧП в работу других педагогов
Инновационность работы на уровне целеполагания - создание условий для развития личности, способной критически мыслить, проектировать пути и способы достижения поставленных задач, анализировать собственную деятельность; на уровне технологии реализации проекта - разнообразие методов, приемов, форм реализации принципов формирования мышления учащихся посредством ТРКМЧП, диагностирование сформированности критического мышления по средствам разработанных контрольных работ.
- Технология развития критического мышления .
Технология РЧКМП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Акценты целей технологии РКМЧП
- Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлективность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
- Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлективность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
- Развитие аналитического, критического мышления. Задача научить школьников:
- выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- отвергать ненужную или неверную информацию;
понимать, как различные части информации связаны между собой;
- выделять ошибки в рассуждениях;
- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
- избегать категоричности в утверждениях;
- быть честным в своих рассуждениях;
- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
- выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
- отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.
- Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
- Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Особенности концептуала
Один из идеологов этой программы, преподаватель американской литературы профессор Дэвид Клустер, который являлся добровольцем РКМЧП в Чехии и Армении, определил пять особенностей критического мышления.
Во-первых, критическое мышление самостоятельно, поскольку мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальных характер, то есть ученик формулирует свои идеи и убеждения, дает свои оценки фактам и событиям, высказывает свое мнение. При этом собственное мнение не обязательно должно быть совершенно оригинальным: критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения.
Во-вторых, информация становится отправным пунктом критического мышления и не является его конечной целью. Ведь чтобы дать собственную оценку чему-то, необходимо сначала накопить знания, факты, идеи, теории, гипотезы, связанные с данным вопросом.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов или определения проблем, которые необходимо решить. Конечно, было бы очень неплохо, если бы это многообразие проблем и вопросов ученики могли «разглядеть» самостоятельно, но чаще учеников этому приходится учить. Поэтому при подготовке к занятиям учитель сначала сам определяет круг рассматриваемых проблем, а когда дети готовы к самостоятельной деятельности, помогает им четко их сформулировать.
В-четвертых, любое, даже самое оригинальное, мнение не должно быть голословным, то есть критическое мышление стремиться к убедительной и веской аргументации. Здесь уместны и личный или чужой опыт, и литературные реминисценции, и контраргументы, и признание иных точек зрения.
В- пятых, критическое мышление социально. Несомненно, что всякая мысль, идея проверяются и оттачиваются, если ими поделиться с другими. Когда мы обмениваемся мнениями, спорим, обсуждаем, мы уточняем и углубляем собственную позицию или понимаем и признаем ее ошибочность. Как сказал один философ, «совершенство может быть достигнуть только в чьем-либо присутствии».
Особенности организации
Технология РКМЧП – надпредметная, проникающая, она применима в любых программе и предмете.
В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
- Методы и приемы ТРКМЧП.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся, «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке — это закрепление материал, проверка усвоения. В чем же различия? Что принципиально нового несет технология развития критического мышления?
Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. В приведенной ниже таблице даны рекомендации по использованию некоторых методических приемов, которые, как показала апробация, наиболее успешно могут применяться учителем на уроках русского языка.
- Диагностика развития критического мышления.
Развивая критическое мышление, мы фактически формируем и развиваем УУД такие как: умение анализировать, делать выводы, классифицировать, выстраивать логические цепочки, проверять предположения, приводить аргументы, систематизировать полученные знания, применять знания в нестандартных ситуациях. Используя на уроках приемы ТРКМЧП, развиваются эти умения. появляется ряд вопросов: «Как проверить, происходит ли развитие критического мышления?», «На каком уровне развития оно находится?». В теории нет инструментария по диагностике развития критического мышления. Сложно адекватно оценить степень развития критического мышления в рамках предлагаемого стандарта образования; не все учащиеся в силу слабого развития мыслительных процессов готовы работать самостоятельно в рамках данной технологии. Параллельно с проверкой умения применять УУД проверяются и знания по той или иной теме.
Задание 1. Найди лишнее слово в каждой строке.
Задание 2. Закончи грамматический алгоритм.
Задание 3. Закончи высказывания.
Задание 4. Составь верные и неверные утверждения на тему «…».
Задание 5 . Разгадай кроссворд. (5,6 классы)
Составь кроссворд из 3-4 слов на тему «…» ( 7- 8 классы )
Задание 6. Продолжи логическую цепочку.
Задание 7. Раздели предложенные слова на две ( три ) группы.
Укажи по какому принципу ты их делил.
Задание 8. Можно ли проделать… Если «да», то сделай это.
Задание 9. Ответь на «толстый» вопрос. Аргументируй свой ответ.
Задание 10. Составь синквейн на тему «…».
По этим заданиям разработаны контрольные работы, которые проводятся дважды в год (в октябре и в марте). Каждое выполненное задание оценивалось в 1 балл. Кроме оценки по предмету учащиеся набирали баллы за выполнение того или другого задания. Таким образом учащиеся могли не только получить оценку за знание учебного материала, но и набрать от 0 до 10 баллов за правильное выполнение заданий. Условно разделено развитие критического мышления на пять уровней:
10 баллов – очень высокий уровень (ов)
8-9 баллов - высокий уровень (в)
4-7 баллов – средний уровень (с)
2-3 баллов – низкий уровень (н)
- баллов – очень низкий уровень. (он)
Таким образом сравнивая результаты контрольных работ в этом формате, стало возможным проследить динамику развития критического мышления у каждого ребенка. Кроме этого определить, какие задания вызывают затруднения, что помогло проводить коррекцию.
Класс Ф.И. уч-ся | 2 класс | 3класс (2015-2016уч.г.) | 4 класс (2016-2017 уч.г.) | |||
К/р №1 | К/р№2 | К/р №1 | К/р№2 | К/р №1 | К/р№2 | |
3 | 3 | 3 | ||||
5 | 6 | 6 | ||||
4 | 5 | 5 | ||||
2 | 4 | 5 | ||||
0 | 2 | 3 | ||||
1 | 2 | 3 | ||||
3 | 3 | 5 | ||||
4,5 | 6 | 7 | ||||
- | - | 3 | ||||
ИТОГО: | ов- нет в- нет с- 50% н- 25% он–25% | ов-нет в- нет с-62% н- 38% он-нет |
В этом классе диагностика развития критического мышления проходила после года внедрения в педагогическую практику ТРКМЧП, поэтому результатов по 5 классу нет. По двум контрольным, проведенным в 6 классе, можно говорить о положительной динамике. Повысился процент учащихся с средним уровнем развития на 12%, С низким уровнем развития на 13%. Хочется заметить, что учащиеся со средним уровнем развития – «хорошисты». Один из них ( Темлянцев С.) за год вышел «отличником». Подводя промежуточные результаты, можно сделать вывод о том, что развитие критического мышления повышает уровень обученности учащихся.
Судить о эффективности какой – либо технологии по результатам только одной экспериментальной группы неправильно. Поэтому в этом 2010 – 2011 учебном году в эксперимент вступил еще один класс. Эти ученики не знакомы еще с приемами работы в рамках ТРКМЧП, что повышает объективность эксперимента. Результаты первой контрольной работы приведены в таблице:
Класс Ф.И. уч-ся | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||
К/р №1 | К/р№2 | К/р №1 | К/р№2 | К/р №1 | К/р№2 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология непрерывного обучения английскому языку, Технология непрерывного обучения английскому языку "Детский сад - Школа".
Обязательное изучение иностранного языка в начальной школе начинается со второго класса. Между тем, многие дети учили иностранный язык ещё в детском саду. Получается, что первый класс выпадает и...
ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...
Современные подходы к организации коррекционно-развивающего обучения. Технология модульного обучения.
Сегодняшняя ситуация в области образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с нарушениями в интеллектуальном р...
Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.
Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....
Преемственность в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании между начальной и средней ступнями обучения
Все дети – разные, требуют учитывать их интересы, возможности, степень восприятия, психологические особенности, здоровьесберегающие моменты, согласовывать действия взрослых, учителей. Это возмож...
Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»
Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...
Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....