Современные подходы к организации коррекционно-развивающего обучения. Технология модульного обучения.
статья по теме
Сегодняшняя ситуация в области образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с нарушениями в интеллектуальном развитии. Речь идёт об организации обучения таким образом, чтобы расширились рамки коррекционной работы над личностью школьника и, тем самым, создавались условия для более успешного овладения ими программного материала. Направляющая и регулирующая роль по отношению к процессу обучения принадлежит дидактическим принципам: наглядности, сознательности, систематичности, доступности. Реализация всех этих принципов возможна при применении технологии МОДУЛЬНОГО обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulnoe_obuchenie.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы к организации
коррекционно-развивающего обучения.
(Технология модульного обучения).
Сегодняшняя ситуация в области образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с нарушениями в интеллектуальном развитии. Речь идёт об организации обучения таким образом, чтобы расширились рамки коррекционной работы над личностью школьника и, тем самым, создавались условия для более успешного овладения ими программного материала. Направляющая и регулирующая роль по отношению к процессу обучения принадлежит дидактическим принципам: наглядности, сознательности, систематичности, доступности. Реализация всех этих принципов возможна при применении технологии МОДУЛЬНОГО обучения.
Что же такое модульное обучение?
Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, включающий:
1. Законченный блок информации.
2. Целевую программу действия ученика.
3. Рекомендации (советы) учителя по её успешной реализации
Какова цель модульного обучения?
Содействие развитию самостоятельности обучающихся, их умения работать с учётом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Программа обучения в специальной (коррекционной) школе позволяет применять данную технологию на всех уроках, так как она обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения; по темпу усвоения; по уровню самостоятельности; по методам и способам учения; по способам контроля и самоконтроля.
Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причём, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, педагог должен опираться на состав учеников; ориентировать школьников на цель учебной деятельности, мотивируя её принятие; определить систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.
Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с направляющей помощью учителя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира), он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребёнка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е., один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. В модульном обучении это реализуется посредством ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ и ДОЗЫ ПОМОЩИ УЧЕНИКУ, а также ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ ФОРМАХ (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).
Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств. Ей присущи основные принципы коррекционно-развивающего обучения:
1. Динамичность восприятия.
Методы реализации в уроке: - Задания по степени нарастающей трудности;
- Включение в урок заданий, предполагающих
различный доминантный анализатор;
- Разнообразные типы структур уроков,
обеспечивающих смену видов деятельности уч-ся.
2. Продуктивная обработка информации.
Методы реализации: - Включение в урок специальных упражнений по
коррекции высших психических функций;
-Задания с опорой на несколько анализаторов.
3. Развитие и коррекция высших психических функций.
Методы реализации: - Включение в урок специальных упражнений по
коррекции высших психических функций;
- Правильный и исчерпывающий инструктаж;
- Включение в урок материалов сегодняшней жизни.
4. Мотивация к учению.
Методы реализации: -Создание условий для зарабатывания, а не получения
оценки;
- Проблемные задания, познавательные вопросы;
- Призы, поощрения, развёрнутая словесная оценка.
В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Чёткость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, индивидуальный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль.
Следствием реализации данных принципов будет социальная реабилитация и адаптация ребёнка к жизни в обществе.
Модуль представлен как учебный элемент, состоящий из следующих компонентов:
1. Точно сформулирована цель.
2. Список необходимого оборудования, материала.
3. Учебный материал в виде краткого конкретного текста, сопровождённый подробными иллюстрациями.
4. Практические занятия для отработки необходимых навыков.
5. Контрольная (проверочная) работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном учебном элементе.
Для эффективного обучения умственно отсталых детей необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их учебных способностей. Одним из способов решения этой задачи служит проведение самостоятельных практических работ учащихся в конце каждой учебной четверти. Целенаправленное изучение таких работ, наряду с другими методами наблюдения за ребёнком, позволяют выявить сильные и слабые стороны учебной деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.
Деятельность обучающегося проходит в зоне ближайшего развития, ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения, даёт возможность рационально распределять время, реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии. Сочетание этих признаков даёт основание утверждать, что данная технология является развивающей. По характеру, содержанию и структуре – обучающей. По организационной форме – технологией дифференцированного обучения. По подходу к ребёнку – личностно-ориентированной.
Литература
• Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000.
• Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001.
• Горчакова – Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. Пособие. – М., 2001.
• Загвязинский В. И. Педагогическое творчество преподавателя. — 2000.
• Федеральная программа развития образования в России. – М., 2000.
• Управление развитием инновационных процессов в школе / Науч. ред. Т.И.Шамова, П.И.Третьяков. — М., 2001.
• Фридман Л. М., Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса.— М., 2003.
• Хуторской А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения /А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2004. – 541 с. – (Серия «Учебное пособие»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.
На данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его разв...
Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.
На данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его разв...
Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.
На данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной. Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация е...
Современные подходы к организации специальной поддержки детям с нарушениями зрения в условиях школьного обучения
Постоянный рост числа детей, имеющих зрительные нарушения функционального характера, и необходимость оказания им коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной поддержки привели к тому, что за о...
Особенности организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. В нашей школе обучается 42 ребенка с ОВЗ, это дети с различными интелл...
«Особенности организации коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ средствами информационно-образовательной среды образовательного учреждения в условиях пандемии»
Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический ...
Организация коррекционно-развивающего обучения школьников
Коррекция может выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специфические действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта (коррекция речи, произношения...