Статья "Возможности уроков риторики в развитии коммуникативно-нравственных качеств младших школьников"
статья
Предварительный просмотр:
Худорожкова Ольга Евгеньевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Никольская основная
общеобразовательная школа»
Усть – Ишимского муниципального района
Омской области
Возможности уроков риторики в развитии коммуникативно-нравственных качеств младших школьников
В настоящее время наблюдается тенденция к возрождению риторики в школьной программе. РИТОРИКА – школьный предмет о воспитании речевой культуры, а также культуры личности в целом. Эти вопросы изучали следующие методисты: Ладыженская Т.А., Никольская Р.И., Сорокина Г.И., Львов М.Р. Наше общество нуждается в подготовке широко образовательных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Возникает необходимость в воспитании коммуникативно-нравственных качеств, но специальные уроки по детской риторике во многих учебных программах для начальной школы отсутствуют. Следовательно, необходимо использовать какие-то основные возможности этого предмета и приемы реализации этих возможностей и на других уроках. При этом нужно четко их обозначить, вникнуть в методические особенности. Это я и попыталась сделать в своей работе.
Коммуникативно-нравственный аспект лежит в основе риторической идеи и всего риторического образования. Поэтому необходимо воспитание у детей таких качеств как:
- уважение к собеседнику;
- доброжелательное, внимательное, осознанное слушание;
-соответствующее речевой ситуации ответное поведение, выражающееся в поддержке, помощи собеседнику в форме речевого высказывания.
Вооружение нравственности знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, принятого в обществе, но и дают представления о последствиях нарушения этих норм или совершенствования какого – либо поступка.
Анализируя работу в своем исследовании, я определила возможности уроков риторики, которые реализуются через следующие приемы:
- риторическое задание;
- риторическая задача;
- риторическая игра.
Использование риторических приемов позволит поддержать уровень познавательного интереса, а значит, и более «эффективно» рассмотреть все наиболее важные понятия, явления, события, сформировать представление о поведении в речевой ситуации в соответствии с понятием нравственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие физических качеств младших школьников как результат реализации программы внеурочной деятельности «Подвижные игры»
Программа внеурочной деятельности «Подвижные игры», реализуемая в 1-2 классах....
Развитие духовно-нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос...
"Развитие познавательно-творческой активности младших школьников с помощью применения ИКТ как фактор повышения качества образования".
На начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жиз...
Выступление на ШМО «Интерактивные игры на уроках, как средство развития познавательной активности у младших школьников»
Выступление на ШМО «Интерактивные игры на уроках, как средство развития познавательной активности у младших школьников»...
Исследовательская работа «Использование приемов риторизации для развития коммуникативно-нравственных качеств младших школьников»
Приемы, которые педагог может использовать для своей работы...
Статья «Квест - игра» как средство развития социально – коммуникативных качеств младших школьников с ОВЗ
laquo;Квест - игра» как средство развития социально – коммуникативных качеств младших школьников с ОВЗ...
«Квест - игра» как средство развития социально – коммуникативных качеств младших школьников.
Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлек...