Статья "Возможности уроков риторики в развитии коммуникативно-нравственных качеств младших школьников"
статья

Худорожкова Ольга Евгеньевна

Для дете младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hudorozhkova_statya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Худорожкова Ольга Евгеньевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Никольская основная

общеобразовательная школа»

Усть – Ишимского муниципального района

Омской области

Возможности уроков риторики в развитии коммуникативно-нравственных качеств младших школьников

В настоящее время наблюдается тенденция к возрождению риторики в школьной программе. РИТОРИКА – школьный предмет о воспитании речевой культуры, а также культуры личности в целом. Эти вопросы изучали следующие методисты: Ладыженская Т.А., Никольская Р.И., Сорокина Г.И., Львов М.Р. Наше общество нуждается в подготовке широко образовательных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Возникает необходимость в воспитании коммуникативно-нравственных качеств, но специальные уроки по детской риторике во многих учебных программах для начальной школы отсутствуют. Следовательно, необходимо использовать какие-то основные возможности этого предмета и приемы реализации этих возможностей и на других уроках. При этом нужно четко их обозначить, вникнуть в методические особенности. Это я и попыталась сделать в своей работе.

Коммуникативно-нравственный аспект лежит в основе риторической идеи и всего риторического образования. Поэтому необходимо воспитание у детей таких качеств как:

- уважение к собеседнику;

- доброжелательное, внимательное, осознанное слушание;

-соответствующее речевой ситуации ответное поведение, выражающееся в поддержке, помощи собеседнику в форме речевого высказывания.

Вооружение нравственности знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, принятого в обществе, но и дают представления о последствиях нарушения этих норм или совершенствования какого – либо поступка.

Анализируя работу в своем исследовании, я определила возможности уроков риторики, которые реализуются через следующие приемы:

- риторическое задание;

- риторическая задача;

- риторическая игра.

Использование риторических приемов позволит поддержать уровень познавательного интереса, а значит, и более «эффективно» рассмотреть все наиболее важные понятия, явления, события, сформировать представление о поведении в речевой ситуации в соответствии с понятием нравственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие духовно-нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос...

"Развитие познавательно-творческой активности младших школьников с помощью применения ИКТ как фактор повышения качества образования".

На начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жиз...

Выступление на ШМО «Интерактивные игры на уроках, как средство развития познавательной активности у младших школьников»

Выступление на ШМО «Интерактивные  игры на уроках, как средство развития познавательной активности у младших школьников»...

Статья «Квест - игра» как средство развития социально – коммуникативных качеств младших школьников с ОВЗ

laquo;Квест  - игра»  как средство развития     социально – коммуникативных качеств младших школьников с ОВЗ...

«Квест - игра» как средство развития социально – коммуникативных качеств младших школьников.

Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлек...