Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_zan.grammatika.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Илирская средняя общеобразовательная школа №1»
Рабочая программа
факультатива
«Занимательная грамматика»
для учащихся 2 класса
на 2019-2020 учебный год
Разработала: Васильева Анастасия Васильевна
Учитель начальных классов
2019 г.
Пояснительная записка
Программа факультатива «Занимательная грамматика» для обучающихся 2 класса МКОУ «Илирская СОШ №1» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под редакцией Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 192 с.) по общеинтеллектуальному направлению, предусмотренному Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами начального общего образования и основной образовательной программой «Школа России» и на основе авторской адаптационной педагогической разработки О.П. Черновой учителя начальных классов МКОУ «Кардойская ООШ».
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Особенности программы «Занимательная грамматика»
2кл. «Секреты орфографии»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Содержание программы.
Тема 1. Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование.
Тема 2. Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”.
Тема 3. Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания.
Тема 4. Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”.
Тема 5. Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются . Игра – сказка “Пропавшие имена”.
Тема 6. Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки”.
Тема 7. «Грамматическое домино».
Тема 8. Щипящие согласные. Игра «Волшебный клубок орфограмм (жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн).
Тема 9. Что такое азбука? Алфавит. Игра «Кто-кто в алфавите живет?».
Тема 10. Легкие головоломки. Технология составления головоломок.
Тема 11. Слог. Перенос слов. Правила переноса. Игра «Собери слово».
Тема 12 - 13. Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении.
Тема 14. Играем в загадки. Технология составления загадок.
Тема 15. Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”.
Тема 16. Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. Тема 17. Игра «Волшебный клубок орфограмм» (безударная гласная в корне слова).
Тема 18. Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник.
Тема 19. Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. Тема 20. Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.
Тема 21. Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное”.
Тема 22. Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. Игра «Лишнее слово».
Тема 23. Звонкие и глухие «двойняшки». В стране «Двойняшек» (парные согласные на конце слов).
Тема 24. Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии.
Тема 25. Прилагательные – слова называющие признаки. Сказка приключения в стране “Имя прилагательное”.
Тема 26. Дружба имени существительного с именем прилагательным.
Тема 27-28. Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол! Тема 29. Сколько слов вы знаете? Рассказ – беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …”.
Тема 30. Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря.
Тема 31. Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.
Тема 32. Для чего нужно изучать грамматику. Технология составления кроссвордов. Мастерская «Учусь составлять кроссворд».
Тема 33-34. Крылатые слова и выражения.
Тема 35. Итоговое занятие.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на учащихся 2 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40-45 минут.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 2-го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.
Состав слова. Признаки родственных слов.
Виды пересказа.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке. Пересказать текст
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1-4 класс
Программа курса «Занимательная математика» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образов...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» для 3 класса на 2019 - 2020 учебный год.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»:разработана на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Мищенковой Л.В. &la...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» на 2019 - 2020 учебный год для 3 класса.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»:разработана на основе авторского курса О. А. Холодовой «Заниматика.» для третьего класса;имеет ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» 2 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» 2 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" для 5б класса на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" состоит из 5 разделов, вкллючая календарно - тематическое планирование. Разработана для обучающихся, воспитанников ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" для 7б класса на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" состоит из 5 разделов, включая календарно - тематическое планирование. Разработана для обучающихся, воспитанников с...
Рабочая программа. Курс внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" . 1 класс.
Основная цель курса: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий. Занятия курса способствуют закреплению учащимися изученного на уроках русского языка матери...