Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  "Занимательная грамматика" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_zan.grammatika.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Илирская средняя общеобразовательная школа №1»

Рабочая программа

факультатива

«Занимательная грамматика»

для учащихся 2 класса

на 2019-2020 учебный год

                       

Разработала: Васильева Анастасия Васильевна

Учитель начальных классов

2019 г.

                                             

Пояснительная записка

Программа  факультатива «Занимательная грамматика» для обучающихся   2 класса МКОУ «Илирская СОШ №1» разработана на основе авторской программы                                Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы  / под редакцией Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 192 с.) по общеинтеллектуальному направлению, предусмотренному  Министерством образования и науки РФ, в соответствии с  Федеральными  Государственными образовательными стандартами начального общего образования и основной образовательной программой «Школа России» и на основе авторской адаптационной педагогической разработки О.П. Черновой  учителя начальных классов МКОУ «Кардойская ООШ».

               Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.      Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения

Задачи курса:

Обучающие:

- развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- развитие мотивации к изучению русского языка;

- развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

- совершенствование общего языкового развития учащихся;

- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

- воспитание культуры обращения с книгой;

- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

- развивать  смекалку и сообразительность;

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

- развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

 Особенности программы  «Занимательная грамматика»

2кл.  «Секреты орфографии»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят. 

Содержание программы.

Тема 1. Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование.

Тема 2. Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”.

Тема 3. Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания.

Тема 4. Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”.

Тема 5. Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются . Игра – сказка “Пропавшие имена”.

Тема 6. Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки”.

Тема 7. «Грамматическое домино».

Тема 8. Щипящие согласные. Игра «Волшебный клубок орфограмм (жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн).

Тема 9. Что такое азбука? Алфавит. Игра «Кто-кто в алфавите живет?».

Тема 10. Легкие головоломки. Технология составления головоломок.

Тема 11. Слог. Перенос слов. Правила переноса. Игра «Собери слово».

Тема 12 - 13. Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении.

Тема 14. Играем в загадки. Технология составления загадок.

Тема 15. Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”.

Тема 16. Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. Тема 17. Игра «Волшебный клубок орфограмм» (безударная гласная в корне слова).

Тема 18. Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник.

Тема 19. Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака.    Тема 20. Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.

Тема 21. Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное”.

Тема 22. Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. Игра «Лишнее слово».

Тема 23. Звонкие и глухие «двойняшки». В стране «Двойняшек» (парные согласные на конце слов).

Тема 24. Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии.

Тема 25. Прилагательные – слова называющие признаки. Сказка приключения в стране “Имя прилагательное”.

Тема 26. Дружба имени существительного с именем прилагательным.  

Тема 27-28. Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол! Тема 29. Сколько слов вы знаете? Рассказ – беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …”.

Тема 30. Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря.

Тема 31. Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.

Тема 32. Для чего нужно изучать грамматику. Технология составления кроссвордов. Мастерская «Учусь составлять кроссворд».

Тема 33-34. Крылатые слова и выражения.

Тема 35. Итоговое занятие.

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;

      -     практическая.

Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

Описание места курса  в учебном плане

Программа рассчитана на учащихся 2 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40-45 минут.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу   2-го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.

Состав слова.                                                                                                                         Признаки родственных слов.                  

Виды пересказа.                                                                                                                                                                                                            

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.         Пересказать текст

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1-4 класс

Программа курса «Занимательная математика» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» для 3 класса на 2019 - 2020 учебный год.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»:разработана на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Мищенковой Л.В. &la...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» на 2019 - 2020 учебный год для 3 класса.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»:разработана на основе авторского курса О. А. Холодовой «Заниматика.»  для третьего класса;имеет ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» 2 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» 2 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" для 5б класса на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" состоит из 5 разделов, вкллючая календарно - тематическое планирование. Разработана для обучающихся, воспитанников ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" для 7б класса на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" состоит из 5 разделов, включая календарно - тематическое планирование. Разработана для обучающихся, воспитанников с...

Рабочая программа. Курс внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" . 1 класс.

Основная цель курса: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.  Занятия курса способствуют закреплению учащимися изученного на уроках русского языка матери...