Рабочая программа. Курс внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" . 1 класс.
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Основная цель курса: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий. Занятия курса способствуют закреплению учащимися изученного на уроках русского языка материала, более полному его усвоению, а также знакомству с такими понятиями, которые, как правило, остаются за рамками школьной программы. Кроме того, курс направлен на формирование общеинтеллектуальных умений, обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора, развитие познавательных способностей, привитие чувства любви и уважения к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_russkiy_yazyk.docx | 64.28 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Занимательный русский язык»
1 класс
Учитель Гриваченко О.Е.
Санкт-Петербург
учебный год 2019 – 2020
Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:
- Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2012.
- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2012.
Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи курса:
-развитие лингвистических компетенций учащихся;
-формирование любви и уважения к русскому языку;
-развитие познавательных способностей младших школьников;
-развитие творческих способностей младших школьников;
-расширение кругозора учащихся.
Программа реализуется в течении четырёх лет обучения в начальной школе (с 1 по 4 класс). Внеурочная деятельность позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Приоритетными на этапе начального образования являются:
- познавательная деятельность
- информационно-коммуникативная деятельность
- рефлексивная деятельность.
Результаты изучения программы «Занимательный русский язык» изложены в разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса».
Достижения обучающихся имеют качественную характеристику.
Общая характеристика курса
Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.
Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
- Работа над темой занятия.
- «Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчиненного теме занятия, на другой- отвлеченный, а также проведение физминутки).
- Продолжение работы над темой.
- «Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса текстового характера, готовящих школьников к участию в конкурсе «Русский медвежонок»).
- Рефлексия (подведение итогов занятия).
Каждое четвертое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для предыдущих занятий. В нем отсутствует рубрика «Мишуткина академия».
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 33 учебных часа в 1 классе (1час в неделю) и 34 учебных часа во 2-4 классах (1 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания курса.
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:
1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.
2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.
3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.
Все занятия курса строятся на основе занимательности, которое способно возбудить у детей непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний.
На занятиях с первоклассниками, особенно на первых порах, когда они ещё не овладели техникой чтения, используется «звучащее слово» (чтение учителем или аудиозапись произведений). Звучащее слово повышает эмоциональное воздействие на ребёнка, помогает детскому воображению создать живописные картины, яркие образы.
Ещё одна главнейшая задача – развитие познавательных интересов детей.
Формирование познавательных интересов - не самоцель, а воспитание творческой личности, готовой свои познавательные возможности использовать на общее дело.
Познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека. Ребёнок не родится с готовым умом, готовой способностью к познанию. Учебная деятельность требует от ребёнка вполне определённых познавательных средств. Познавательные действия необходимы не только для теоретической, но и для практической деятельности.
Принцип активности хорошо известен педагогам. Без деятельности ученика учитель не сможет достичь поставленных целей.
В программе предусмотрен материал для обучения детей литературному творчеству (умение пользоваться письменной речью).
Занятия кружка рекомендуется проводить в атмосфере сотрудничества между учениками и между учениками и учителем. Сотрудничество должно быть основано на уважении к ребёнку; работа организовывается в атмосфере непринуждённости и раскованности.
На занятиях кружка должны быть созданы условия, которые требовали бы естественного использования письменной речи. Другими словами, необходимо обеспечить мотивацию деятельности обучающихся, открыть им личностный смысл использования письменной речи. Письменная речь должна формироваться как единство действий порождения смыслового содержания текста и его выражения. Создавая игровые ситуации, письменная речь используется как средство общения: дети сначала пишут короткие тексты, письма товарищам, потом сочинения занимательного характера (небылицы, сказки, фантазии…). Став старше, дети сочиняют на более сложные, научно-познавательные темы, инсценируют сказки, свои произведения и т. п.
Планируемые результаты изучения курса 1 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- положительного отношения к урокам русского языка;
- уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
- интереса к языковой и речевой деятельности;
- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
- первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
- мотивации к творческой проектной деятельности.
-умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-интерес к изучению языка;
-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
МЕТАПРЕДМЕНТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебных пособиях;
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
- понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
- проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге;
-задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
-принимать участие в работе парами и группами;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие предметные результаты освоения программы:
- представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;
- представление о значимости языка и речи в жизни людей;
- умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
- практические умения работать с языковыми единицами;
- представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
- представление о правилах речевого этикета;
- адаптация к языковой и речевой деятельности.
Содержание курса «Занимательный русский язык»
1. Речь устная и письменная (1ч.)
Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная. Что такое речь письменная.
2. Что такое слово? (1ч.)
Слово-название предмета, явлений, действий. Знакомство с ребусом.
3. В мире звуков (1ч.)
Уточнение представления детей о звуках. Понятия: «фонетика», «фонема», «фонематический слух».
4. Игротека. (1ч.)
Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма».
5. Звуки и буквы - не одно и то же. (1ч.)
В чем заключается различие между звуками и буквами.
6. Что такое метаграммы? (1ч.)
Знакомство с метаграммами. Разгадывание метаграмм.
7. Жили-были гласные и согласные. (1ч.)
Отличие гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.
8. Игротека. (1ч.)
Повторение: буквы и звуки; гласные и согласные. Разгадывание метаграмм.
9. Волшебник Ударение. (1ч.)
Роль ударения в слове. Понятие «омограф».
10. Такие разные согласные. (1ч.)
Способы отличия твердых согласных звуков от мягких.
11. Такие разные, разные согласные. (1ч)
Парные и непарные, звонкие и глухие согласные.
12. Игротека (1ч.)
Поиск омографов в предложениях. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости-глухости, твердости-мягкости.
Решение метаграмм. Рифмование слов.
13. Русские народные загадки. (1ч.)
Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.
14. Зачем шипят шипящие? (1ч.)
Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима».
15. Познакомьтесь: алфавит! (1ч.)
Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнения в правильном назывании букв и звуков.
16. Игротека (1ч.)
Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке.
17. Здравствуй, пословица! (1ч.)
Упражнения в выявлении скрытого смысла пословицы.
18. Поговорим о предложении. (1ч.)
Разновидности предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Упражнения в умении различать данные предложения, приводить примеры.
19. Еще немного о предложении. (1ч.)
Разновидности предложения по интонации. Упражнения в умении различать данные предложения, произносить с соответствующей интонацией.
20. Игротека (1ч.)
Понятие «шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту. Придумывание предложений разнообразных по цели высказывания и по интонации.
21. Знакомимся с анаграммами. (1ч.)
Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграмм.
22. Что такое текст? (1ч.)
Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.
23. Что мы пишем с большой буквы? (1ч.)
Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать заглавные буквы в именах собственных.
24. Игротека. (1ч.)
Разгадывание анограмм. Придумывание анограмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы.
25. О безударных гласных. (1ч.)
Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.
26. О парных звонких и глухих согласных. (1ч.)
Уточнение знаний учащихся о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова.
27. Слова-приятели. (1ч.)
Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары.
28. Игротека (1ч.)
Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди группы слов синонимов, подборе синонимов к данному слову.
29. Слова-неприятели. (1ч.)
Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к данным словам, находить среди слов антонимичные пары.
30. Волшебное слово предлог. (1ч.)
Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.
31. Что за зверь такой- фразеологизм? (1ч.)
Знакомство с фразеологизмами и их значениями. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.
32. Учимся различать слова разных частей речи. (1ч.)
Упражнение в умении различать слова разных частей речи.
33. Игротека. (1ч.)
Понятие «омоним». Упражнение в умении различать синонимы, антонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значение.
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
1. Печатные пособия | ||
1. 2. | Л.В. Мищенкова Методическое пособие для 1 класса Программа факультативного курса «Занимательный русский язык», М: РОСТ, 2012г. Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2012( комплект учителя, 2 части) | 1 шт. 1шт. |
3. Технические средства обучения | ||
1 2 3 4 | Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. | 1 шт. |
7. Оборудование класса | ||
1 2 3 4 5 | Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставка для книг, держатели для схем и таблиц. |
Тематическое планирование курса «Занимательный русский язык» в 1 классе.
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащегося | Дата | Корректировка | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
1 | Речь устная и письменная (1ч.) | Обучающиеся получат представление о том, зачем людям нужна речь, что такое устная и письменная речь. | Регулятивные: - принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения с помощью учителя; - высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; - проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. -составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: - целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; - понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебных пособиях; - работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя; - понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию; -понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя); - осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); - проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя). Коммуникативные: - слушать собеседника и понимать речь других; - оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - принимать участие в диалоге; -задавать вопросы, отвечать на вопросы других; -принимать участие в работе парами и группами; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; -признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение; - оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. | - формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; - положительного отношения к урокам русского языка; - уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; - интереса к языковой и речевой деятельности; - представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; - представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.); - первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности; - мотивации к творческой проектной деятельности. -умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; -интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; -интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; -интерес к изучению языка; -осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||
2 | Что такое слово? (1ч.) | Обучающиеся получат представление о слове. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Учатся разгадывать ребусы. Выполняют задания учителя. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
3 | В мире звуков. (1ч.) | Уточнят представление о звуках, познакомяться с понятиями «фонетика», «фонема», «фонематический слух» | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Играют в дидактическую игру. Выполняют задания учителя. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
4 | Игротека (1ч.) | Развивать умение формулировать смысловое значение слова, познакомить с понятием «рифма», умение рифмовать слова. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Играют в дидактические игры «Загадай слово», «Узнай по описанию». Выполняют задания учителя. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
5 | Звуки и буквы- не одно и то же. (1ч.) | Уточнить представления о различиях между звуками и буквами. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя, направленные на развитие фонематического слуха. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
6 | Что такое метаграммы? (1ч.) | Познакомить учащихся с понятием «метаграммы», формировать умение разгадывать метаграммы. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя, тренируются разгадывать метаграммы. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
7 | Жили-были гласные и согласные. (1ч.) | Уточнить представления об отличиях гласных звуков и букв от согласных; учить находить в слове буквы гласные и согласные; расширять словарный запас. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя Отгадывают загадки, в словах отгадках отмечают гласные и согласные буквы.. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
8 | Игротека (1ч.) | Закреплять знания и умения о звуках и буквах, формировать умение различать гласные и согласные, разгадывать метаграммы, развивать фонематический слух. | - формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; - положительного отношения к урокам русского языка; - уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; - интереса к языковой и речевой деятельности; - представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; - представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.); - первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности; - мотивации к творческой проектной деятельности. -умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; -интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; -интерес к изучению языка; -осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя. Играют в дидактическую игру «Слушай и запоминай!». Разгадывают метаграммы. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | |||
9 | Волшебник Ударение. (1ч.) | Показать роль ударения в слове, познакомятся с понятием «омографы». | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя Выделяют омографы в текстах. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
10 | Такие разные согласные. (1ч.) | Формировать умение различать твердые и мягкие согласные. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Тренируются в произнесении твердых и мягких согласных. Выполняют задания учителя Играют в игру «угадай слово!», называют все твердые и мягкие звуки в угаданном слове. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
11 | Такие разные, разные согласные. (1ч.) | Уточнение представления о парных и непарных звонких и глухих согласных звуках, формирование умения различать звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя Разгадывают ребусы, анализируют согласные в словах- отгадках. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
12 | Игротека (1ч.) | Формирование умения находить омографы в предложениях, определять ударный слог в слове, различать гласные и согласные, согласные по звонкости-глухости, твердости- мягкости, решать метаграммы, умение рифмовать слова. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Разгадывают ребусы, находят омографы в предложениях, определяют ударный слог в слове, различают гласные и согласные, согласные по звонкости-глухости, твердости- мягкости, решают метаграммы, рифмуют слова. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
13 | Русские народные загадки (1ч.) | Познакомятся с загадкой как с жанром устного народного творчества, научатся выделять свойства и признаки загаданного предмета. | Регулятивные: - принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения с помощью учителя; - высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; - проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. -составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: - целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; - понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебных пособиях; - работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя; - понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию; -понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя); - осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); - проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя). Коммуникативные: - слушать собеседника и понимать речь других; - оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - принимать участие в диалоге; -задавать вопросы, отвечать на вопросы других; -принимать участие в работе парами и группами; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; -признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение; - оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. | .Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Отгадывают русские народные загадки. Выполняют задания учителя. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | |||
14 | Зачем шипят шипящие? (1ч.) | Уточнение знания детей о шипящих согласных, познакомить с понятием « пантомима», развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата. | - формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; - положительного отношения к урокам русского языка; - уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; - интереса к языковой и речевой деятельности; - представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; - представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.); - первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности; - мотивации к творческой проектной деятельности. -умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; -интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; -интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; -интерес к изучению языка; -осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Играют в игру « Угадай по трем словам!». Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | |||
15 | Познакомьтесь: алфавит! (1ч.) | Обобщение знания об алфавите, умение правильно называть буквы и звуки, формирование умения отличать гласные буквы от согласных. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя. Отгадывают загадки, в словах отгадках называют буквы и звуки. Разгадывают ребусы, анализируют согласные в словах- отгадках. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
16 | Игротека (1ч.) | Умение разгадывать русские народные загадки, произносить скороговорки, записывать слова в алфавитном порядке, называть буквы и звуки в слове. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Разгадывают кроссворд. Выполняют задания учителя. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
17 | Здравствуй, пословица! (1ч.) | Вводить в речь русские народные пословицы, объяснять их скрытый смысл. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Играют в игру : «Нарисуй-вспомни-повтори!» Выполняют задания учителя. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
18 | Поговорим о предложении. (1ч.) | Познакомятся с разновидностями предложения по цели высказывания, формирование умения различать данные предложения, приводить примеры. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе.. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
19 | Еще немного о предложении. (1ч.) | Познакомятся с разновидностями предложений по интонации, формировать умение различать данные предложения, произносить с соответствующей интонацией | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя. Восстанавливают стихотворение –перевертыш, читают каждое предложение с восклицательной и с обычной интонацией. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
20 | Игротека (1ч.) | Знакомятся с понятием «шарада», формировать умение разгадывать шарады, подбирать пословицу к тексту, придумывать предложения, разнообразные по цели высказывания и по интонации. | - формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; - положительного отношения к урокам русского языка; - уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; - интереса к языковой и речевой деятельности; - представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; - представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.); - первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности; - мотивации к творческой проектной деятельности. -умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - -интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; -интерес к изучению языка; -осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Разгадывают шарады. Играют в игру « Нарисуй-запомни-повтори!». Подбирают пословицу к тексту, прочитанному учителем. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | |||
21 | Знакомимся с анаграммами. (1ч.) | Знакомятся с понятием «анаграмма», формирование умения разгадывать анаграммы. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Разгадывают анаграммы. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
22 | Что такое текст? (1ч.) | Уточнение знаний о тексте, формирование умения составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Читают текст, определяют тему Слушают текст, определяют основную мысль . Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
23 | Что мы пишем с большой буквы? (1ч.) | Обобщение имеющихся знаний о правилах написания заглавной буквы, закрепление умения писать с заглавной буквы имена собственные. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе.. Выполняют задания учителя. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
24 | Игротека (1ч. | Закрепление умений: разгадывать анаграммы, придумывать анаграммы к данным словам, определять тему и основную мысль текста, писать имена собственные с заглавной буквы. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Разгадывают анаграммы. Слушают текст, определяют тему и главную мысль текста. Выполняют задания учителя. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
25 | О безударных гласных. (1ч.) | Закрепление знаний о безударных гласных в корне, требующих проверки и о способе их проверки, формирование умения подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки | Регулятивные: - принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения с помощью учителя; - высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; - проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. -составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы с этими критериями. Познавательные: - целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; - понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебных пособиях; - работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя; - понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию; -понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя); -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: - слушать собеседника и понимать речь других; - оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - принимать участие в диалоге; -задавать вопросы, отвечать на вопросы других; -принимать участие в работе парами и группами; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; -признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение; - оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания: исправление ошибок, подбор проверочного слова. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | |||
26 | О парных звонких и глухих согласных. (1ч.) | Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах, умение подбирать проверочные слова | - формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; - положительного отношения к урокам русского языка; - уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; - интереса к языковой и речевой деятельности; - представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; - представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.); - первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности; - мотивации к творческой проектной деятельности.
-умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; -интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; -интерес к изучению языка; -осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. -умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - интереса к языковой и речевой деятельности; | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Отгадывают загадки, подбирают проверочные слова к словам-отгадкам. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | |||
27 | Слова-приятели. (1ч.) | Знакомство с понятием «синонимы», формирование умения подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары, расширение словарного запаса. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя, подбирают синонимы к данным словам, находят среди слов синонимичные пары. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
28 | Игротека. (1ч.) | Закрепление грамотно писать безударные гласные и парные согласные в корне слова, находить среди группы слов синонимы, подбирать синоним к данному слову, расширение словарного запаса. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя, применяют правило правописания безударной гласной и парной согласной, подбирают синонимы к данным словам, находят среди слов синонимичные пары. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
29 | Слова-неприятели. (1ч.) | Знакомство с понятием «антоним», формирование умения подбирать антонимы к данным словам, находить среди слов антонимичные пары, расширение словарного запаса. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя, подбирают антонимы к данным словам, находят среди слов антонимичные пары. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
30 | Волшебное слово предлог. (1ч.) | Знакомство с предлогами, формирование умения подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя. Разгадывают кроссворд. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
31 | Что за зверь такой- фразеологизм? (1ч.) | Знакомство с некоторыми фразеологизмами и их значением, формирование умения подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя, Объясняют значение некоторых фразеологизмов, устно подбирают фразеологизмы к ситуации, определяют неверное употребление фразеологизма. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
32 | Учимся различать слова разных частей речи. (1ч.) | Формирование умения называть имена существительные, имена прилагательные и глаголы. | Слушают учителя, осмысляют, сопоставляют и анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя. Подводят итог занятия: « Сегодня я узнал (понял)…» | ||||
33 | Игротека (1ч.) | Знакомство с понятием «омонимы»,формирование умения различать синонимы, антонимы и омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения. | Слушают учителя, осмысляют, анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в беседе. Выполняют задания учителя. Подбирают омонимы. Играют в игру « Почтальон» ( умение различать синонимы, антонимы и омонимы), соотносят фразеологизмы и их значения. |
Лист коррекции и внесения изменений
Дата | Форма коррекции (объединение тем, домашнее изучение + кр) | Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу) | |
Урока, который требует коррекции (пропущенный по причине) | Урока, который содержит коррекцию | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс
Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
тематическое плпнирование на 4 года...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Вежливые ребята» в соответствии с ФГОС II поколения
Духовно - нравственное направлениев соответствии с ФГОС II поколения...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов, составленная на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Н...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Здоровячок" (2 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Здоровячок» составлена в соответствии с требованиями Федерального го...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. ШАГ ЗА ШАГОМ".
Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих в рамках курса внеурочной деятельности с 1,2,3,4 классами по программе "Spotlight"....