Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» для 3 класса на 2019 - 2020 учебный год.
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»:
- разработана на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык» для третьего класса;
- имеет общеинтеллектуальную направленность;
- ориентирована на учащихся 3 класса общеобразовательной школы.
Используемый учебно-методический комплект состоит из:
- Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет). Методическое пособие, 3 класс. – М.: Издательство РОСТ. 2012.
- Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык : Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
- Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык : Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»:
- составлена в соответствии с ФГОС НОО, основной образовательной программой школы, учебным планом школы, положением о Рабочей программе на 2019 – 2020 учебный год;
- разработана на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык» для третьего класса;
- имеет общеинтеллектуальную направленность;
- ориентирована на учащихся 3 класса общеобразовательной школы.
Используемый учебно-методический комплект состоит из:
- Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет). Методическое пособие, 3 класс. – М.: Издательство РОСТ. 2012.
- Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык : Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
- Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык : Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане:
Курс внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» рассчитан на 1 учебный год – 34 учебные недели, 34 часа соответственно. Занятия проводятся 1 раз в неделю; на каждое занятие отводится 45 минут.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.
Курс «Занимательная грамматика» представляет собой комплекс развивающих занятий, нацеленных на:
- закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского;
- формирование общеинтеллектуальных умений, расширение кругозора;
- привитие любви к родному языку и стремление к его изучению;
- создание условий для развития познавательных способностей школьников и их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.
Данная программа имеет своей целью расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, лингвистический кругозор учащихся через систему развивающих занятий.
Задачи курса:
- развитие лингвистических компетенций учащихся;
- формирование любви и уважения к русскому языку;
-развитие познавательных способностей младших школьников;
-развитие творческих способностей младших школьников;
-расширение кругозора учащихся.
Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени ориентированы на самостоятельную умственную деятельность, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.
Формы организации: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу.
Учитывая возрастные особенности учащихся, оценивание на занятиях осуществляется путем анализа того, что ученик выполняет хорошо и над чем ему следует поработать. Оценки не выставляются.
Предполагаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика».
Личностные результаты
- Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты
- умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
- умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
- умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
- умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
- умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
Основное содержание курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
В занимательной форме школьникам предлагается поближе познакомиться с пословицами, поговорками, фразеологизмами, активно включая их в свой лексикон, а также получить удовольствие от разгадывания кроссвордов, ребусов, шифровок, загадок, анаграмм, знакомства с грамматическими сказками.
Занятия имеют следующую структуру:
- Работа над темой занятия.
- Рубрика «Занимательный привал» - позволит поупражняться в инсценировке юморесок, проявить свою эрудицию в ответах на шуточные вопросы, поработать с головоломкой «танграм», потренироваться в рисовании фигур по клеточкам и т.п.
- Продолжение работы над темой.
- Рубрика «Мишуткина академия» - в данной рубрике учащихся ждут каверзные вопросы, которые способствуют подготовке детей к участию в международном конкурсе «Русский медвежонок».
- Рефлексия (подведение итогов занятия).
Каждое четвертое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для предыдущих занятий. В нем отсутствует рубрика «Мишуткина академия».
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Да здравствует русский язык! | 02.09 – 06.09 | |
2 | Вежливые слова | 09.09 – 13.09 | |
3 | Поговорки и пословицы. | 16.09 – 20.09 | |
4 | Игротека. | 23.09 – 27.09 | |
5 | Запоминаем словарные слова . | 30.09 – 04.10 | |
6 | Растения во фразеологизмах. | 07.10 – 11.10 | |
7 | Животные во фразеологизмах. | 14.10 – 18.10 | |
8 | Игротека. | 21.10 – 25.10 | |
9 | Я не поэт, я только учусь… | 04.11 – 08.11 | |
10 | Как Морфология порядок навела. | 11.11 – 15.11 | |
11 | Игры с пословицами. | 18.11 – 22.11 | |
12 | Игротека. | 25.11 – 29.11 | |
13 | И снова животные во фразеологизмах. | 02.12 – 06.12 | |
14 | Кое-что о местоимении. | 09.12 – 15.12 | |
15 | Познакомимся поближе с наречием и числительным. | 16.12-20.12 | |
16 | Игротека. | 23.12-27.12 | |
17 | Состав слова. Основа слова. Формы слова. | 13.01-17.01 | |
18 | Про корень и окончание. | 20.01-24.01 | |
19 | Про суффикс и приставку. | 27.01-31.01 | |
20 | Игротека. | 03.02-07.02 | |
21 | Непроизносимые согласные. | 10.02-14.02 | |
22 | Учимся различать приставку и предлог. | 17.02-21.02 | |
23 | Учимся писать не с глаголами. | 24.02-28.02 | |
24 | Игротека. | 02.03-06.03 | |
25 | Имена существительные с шипящим звуком на конце. | 09.03-13.03 | |
26 | Его величество Ударение. | 16.03-20.03 | |
27 | Поговорим о падежах. | 30.03-03.04 | |
28 | Игротека. | 06.04-10.04 | |
29 | Сложные слова. | 13.04-17.04 | |
30 | От архаизмов до неологизмов. | 20.04-24.04 | |
31 | По страницам энциклопедий. | 27.04-01.05 | |
32 | Игротека. | 04.05-08.05 | |
33 | Повторяем… | 11.05-15.05 | |
34 | Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок». | 18.05-22.05 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
Для учителя:
- Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет). Методическое пособие, 3 класс. – М.: Издательство РОСТ. 2012.
- Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык : Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
- Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык : Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
- Сборник «Пословицы русского народа» В. И Даля.
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Экран
Для учащихся:
- Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык : Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
- Мищенкова Л. В. Занимательный русский язык : Рабочая тетрадь для 3 класса, часть 1. – М.: Издательство РОСТ. 2019.
- Цветные карандаши.
- Счетные палочки.
- Головоломка «танграм».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 1 класс
Внеурочная деятельность...
Рабочие программы по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" (3 класс)
Рабочая программа к курсу «Занимательная грамматика» для 3 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Занимательная грамматика. 2 класс
Внеурочная деятельность. Рабочая программа ....
Рабочие программы по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 2 класс 2017-2018 уч. год.
Рабочая программа составлена учительницей начальных классов Кирилловой В.Н. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на осн...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 2 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 2 класс...