Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" для 7б класса на 2019-2020 учебный год
рабочая программа по математике
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" состоит из 5 разделов, включая календарно - тематическое планирование. Разработана для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika_7b.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 10»
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР _____________ В.Ф.Бравков _____________ 2019г. | РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на заседании МО учителей начальных классов и гуманитарных наук Протокол № __________ 2019г. Руководитель МО _______________ Т.Б. Сидельникова
| УТВЕРЖДАЮ: Директор общеобразовательной организации ______________ В.И. Часнык _______________ 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
ДЛЯ 7б КЛАССА
НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Настоящая Программа составлена на основе
адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Занимательная математика» для 1-4 классов (автор Е.Э. Кочурова) Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).
Разработчик программы: Верещак Ирина Николаевна, учитель начальных классов, учитель, аттестованный на соответствие, занимаемой должности Педстаж – 18 лет |
с. Александровское, 2019 г.
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………....
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами 7 б класса.
1.2. Методологические и концептуальные условия реализации адаптированной программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами 7 б класса.
2. Особенности организации деятельности обучающихся, воспитанников со сложными дефектами по адаптированной программе курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 7 б классе.
3. Годовое планирование адаптированной программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами в 7 б классе.
4.Учебно-тематическое планирование адаптированной программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами в 7 б классе.
5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения адаптированной программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 7 б классе.
- Пояснительная записка.
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года N 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 года N 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года N 11-ФКЗ).
2. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года, Конвенция ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 года N 1559-I).
3. Конвенция ООН о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года, ратифицирована Российской Федерацией в 2012 года, Федеральный закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»).
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
7. Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436 – ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
9. Основы государственной молодежной политики до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р.
10. Концепция развития математического образования в Российской Федерации, распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013г. №2506-р.
11. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р.
12. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р.
13. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 года № 2723-р;
14. Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации до 2020 года (раздел Концепция развития образования Российской Федерации до 2020 года), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2018 года N 1151.
15. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р.
16. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации 09 мая 2018 года № Пр-203.
17. Федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование».
18.Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года №26.
19.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599).
20. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 01 марта 2019 года № Р-26 «Методические рекомендации по организации процесса оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей».
21. Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 29 марта 2019 года № Р-41 «Об утверждении методических рекомендаций по материально- техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам».
22. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 № 544н, утвердивший внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
23. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1015 от 30 августа 2013года (с изменениями от 01 марта 2019 года) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
24. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
25. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 8мая 2019 года № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 8мая 2019 года № 233.
26. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 февраля 2015 года № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ».
27. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 15 марта 2019 года № МР-313/02 «О направлении методических рекомендаций».
28. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 года № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
29. Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 25 апреля 2016 года № 07-1731 «Об утверждении Федерального перечня отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включенных в реализацию мероприятия «Создание условий для обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), в том числе создание архитектурной доступности и оснащение оборудованием» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы.
30. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 9 апреля 2019 года № ТС-912/07 «О направлении методических рекомендаций».
31. Проект адаптированных основных общеобразовательных программ (http://fgos...)
32. Закон Ставропольского края от 30 июля 2013 года № 72-кз (ред. от 23 июля 2015 года) «Об образовании».
33. Постановление Правительства Ставропольского края «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Развитие образования» от 29 декабря 2018 года №628-п.
34. Распоряжение Правительства Ставропольского края от 26 октября 2018 года №442-рп «О мерах по реализации в Ставропольском крае мероприятия по поддержке образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
35. Паспорт регионального проекта протокол от 13 декабря 2018 года № 4 «Успех каждого ребенка в Ставропольском крае», утвержден Советом при Губернаторе Ставропольского края по проектной деятельности.
36.Приказ министерства образования Ставропольского края от 15 февраля 2019 года № 192-пр «Об утверждении перечня консультационных центров для родителей в 2019году».
37. Приказ министерства образования Ставропольского края от 01 марта 2019 года № 277-пр «Об утверждении Типового положения о консультационном центре для родителей».
38. Приказ министерства образования Ставропольского края от 30 апреля 2019 года № 656-пр «Об утверждении перечня государственных общеобразовательных организаций Ставропольского края, подведомственных министерству образования Ставропольского края, реализующих исключительно адаптированные основные общеобразовательные программы, принимающих участие в реализации мероприятия по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
39.Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №10», согласован письмом министерства имущественных отношений Ставропольского края № 7339706 от 9 июня 2018 года, утвержден приказом министерства образования Ставропольского края № 994-пр от 15 июня 2018 года, зарегистрирован в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Ставропольскому краю 5 июля 2018 года.
40. Программа развития государственного (казённого) общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №10» на период 2019 год - 2024 год
41. Адаптированная основная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10» на 2019-2020 учебный год.
42. Адаптированная программа внеурочной деятельности по направлению «Занимательная математика» для 5-9 классов ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10».
43.Учебный план для обучающихся, воспитанников 5-8 классов со сложными дефектами ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10» на 2019-2020 учебный год.
44.Локальные акты государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №10».
1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами в 7 б классе.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана для внеурочных занятий с обучающимися, воспитанниками со сложными дефектами 7 б класса на основе:
- адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Занимательная математика» для 1-4 классов (автор Е.Э. Кочурова) Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века);
- адаптированной программы внеурочной деятельности по направлению «Занимательная математика» для 5-9 классов ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 10».
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь элективный курс «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию обучающихся, воспитанников, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Актуальность программы определена тем, что она предназначена для развития математических способностей обучающихся, воспитанников, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся, воспитанникам реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся, воспитанникам со сложными дефектами возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цели, задачи и принципы программы:
Цель:
создание условий для повышения уровня математического развития обучающихся, воспитанников со сложными дефектами, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
- обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;
- повышение уровня математического развития;
- углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- пробуждение потребности у обучающихся, воспитанников со сложными дефектами к самостоятельному приобретению новых знаний;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
- повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.
Основополагающие принципы:
- Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности обучающихся, воспитанников со сложными дефектами.
- Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность
Содержание занятий курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут обучающимся, воспитанникам со сложными дефектами принимать участие в общешкольных математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках.
- Реалистичность
Усвоение основного содержания программы 7 «Б» класса возможно за 34 часа в год.
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес обучающихся, воспитанников со сложными дефектами к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
2. Особенности организации деятельности обучающихся, воспитанников со сложными дефектами по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 7 б классе.
Пути, средства, методы достижения целей
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у обучающихся, воспитанников со сложными дефектами желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности обучающихся, воспитанников со сложными дефектами и поэтому предусматривает организацию их подвижной деятельности, которая не мешает умственной работе. С этой целью в занятия включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению обучающихся, воспитанников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации внеурочной деятельности целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Сроки реализации рабочей программы.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю), с продолжительностью занятия 40 мин.
Содержание рабочей программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от обучающихся, воспитанников со сложными дефектами дополнительных математических знаний.
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами 7 б класса составлена с учётом особенностей их познавательной деятельности, направлена на разностороннее развитие личности, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся, воспитанникам достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.
Тематика задач и заданий рабочей программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» отражает реальные познавательные интересы обучающихся, воспитанников со сложными дефектами, в рабочей программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Возрастная характеристика обучающихся, воспитанников со сложными дефектами: программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами 12-16 лет.
Адресат: программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» предназначена для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами 7 б класса общеобразовательной организации.
Срок реализации настоящей программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» - 1 учебный год.
Формы организации детского коллектива:
- игровая;
- познавательная;
- просмотр мультфильмов;
- праздники;
- конкурсы;
- викторины.
Содержание программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика».
В связи с вышеназванными особенностями обучения обучающихся, воспитанников со сложными дефектами, программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» состоит:
Программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века). | Рабочая программа ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10». |
1.Числа. Арифметические действия. Величины Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. | 1. Числа. Арифметические действия. Величины. Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. |
2.Мир занимательных задач Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. | 2.Мир занимательных задач Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. |
3.Геометрическая мозаика Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). | 3.Геометрическая мозаика Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. |
3. Годовое планирование рабочей программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами в 7 б классе.
Класс | Основные разделы | Всего часов |
7 «Б» класс | Числа. Арифметические действия. Величины. Мир занимательных задач Геометрическая мозаика | 22 7 5 Итого: 34 |
4.Учебно-тематическое планирование программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся, воспитанников со сложными дефектами в 7 б классе.
Тематическое планирование
7 б класс
№ | Тема | Количество часов | Дата | Содержание | Оборудование урока |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. | Мир занимательных задач Интеллектуальная разминка. Числа. Арифметические действия. Величины. «Числовой» конструктор Геометрическая мозаика Геометрия вокруг нас Мир занимательных задач Волшебные переливания В царстве смекалки Решение задач в стихах
Геометрическая мозаика «Шаг в будущее»
«Спичечный» конструктор «Спичечный» конструктор Числа. Арифметические действия. Величины. Числовые головоломки Интеллектуальная разминка Интеллектуальная разминка Математические фокусы Математические игры Секреты чисел Математическая копилка
Математическое путешествие Выбери маршрут Числовые головоломки. В царстве смекалки В царстве смекалки Мир занимательных задач Мир занимательных задач. Геометрическая мозаика Геометрический калейдоскоп Мир занимательных задач Интеллектуальная разминка
Разверни листок Числа. Арифметические действия. Величины. Время и его единицы: час, минута, сутки, неделя, год. Одна минута в жизни класса.
Числовые головоломки. Конкурс смекалки Это было в старину Математические фокусы Энциклопедия математических развлечений Составление сборника занимательных заданий. Математический лабиринт
Итого:34 ч | 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Решение занимательных задач. Числа от 1 до 20. Составление двузначных чисел с помощью ком- плектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9. Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. Задачи на переливание. Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). Задания: «Лодочка», «Узор». Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. Математические игры, математические головоломки. Занимательные задачи, загадки Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки. Игры: «Молчанка», «Поезд».
Вычисления в группах, эстафеты. Сбор информации «Знаешь ли ты?» Путешествие в город Примеров Решение и составление ребусов, содержащих числа. Занимательные лабиринты Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Игры. Задачи - шутки Конструирование многоугольников из заданных элементов. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические игры, математические головоломки. Задачи и задания на развитие пространственных представлений. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Замена сложения умножением. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). Сбор загадок, занимательных и логических задач, ребусов. Оформление их в сборник. Занимательные задания – лабиринты «Помоги мышке», «Банан». | Тексты задач Карточки с числами Разрезные геометричес-кие фигуры Стаканы, вода Бумага, карандаши Шаблоны Спички, палочки. Карточки с ребусами, кроссворд Игры «Молчанка», «Поезд» Иллюстрации к задачам, Карточки с числами Игры: «Молчанка», «Поезд». Карточки с числами, «Математическое домино». Газеты, детские книги. Карточки с ребусами. Лабиринты «Пятёрка», «Мышка и сыр» Газеты, детские журналы Тексты задач, игра «Математическое лото». Задачи - шутки Многоугольники, разрезанные на части. Конструкторы, математические игры, математические головоломки Листы бумаги Макет часов Макет часов Карточки с ребусами Тексты задач Иллюстрации к старинным задачам Карточки с примерами Детские познавательные журналы, книги Занимательные и логические задач, ребусы. Лабиринты «Помоги мышке», «Банан». |
4. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 7 б классе.
4.1. Учебно- методическое обеспечение.
1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.
2. Комплекты карточек с числами:
1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);
2) 10, 20, 30, 40, … , 100.
3. «Математический веер» с цифрами и знаками.
4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
6. Игра «Математическое домино».
7. Математический набор «Карточки-считалочки» (карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ).
8. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
9. Наборы детских конструкторов.
10. Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100» и др.
11. Занимательные задачи.
12. Набор «Карточки с математическими заданиями».
13. Индивидуальные карточки.
14. Счётный материал.
15. Геометрический материал.
16. Таблицы по математике.
4.2. Инструменты и модели:
1. Счёты индивидуальные.
2.Набор «Геометрические тела».
3.«Математический веер» с цифрами и знаками.
4.3. Тематические папки по предмету.
4.4. Материально-техническое обеспечение:
4.4.1. Технические средства:
1.Ноутбук
2. Проектор ACER
4.5. Литература.
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.
2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —
СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,
Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.
6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.
7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.
8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной
школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.
4.6. Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
Учитель начальных классов, учитель, аттестованный на соответствие занимаемой должности: Верещак Ирина Николаевна
Учитель: Верещак Ирина Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Русский язык» 3-А класса на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование по русскому языку...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» на 2019-2020 учебный год 3 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»:разработана на основе авторского курса О. А. Холодовой «Развитие познавательных способностей» для третье...
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса на 2019-2020 г.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для обучающихся 3 класса на 2019-2020 учебный год ( в соответствии с ФГОС НОО)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо математикедля обучающихся 3 классана 2019-2020 учебный год( в соответствии с ФГОС НОО)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии для обучающихся 3 класса на 2019-2020 учебный год ( в соответствии с ФГОС НОО)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологиидля обучающихся 3 классана 2019-2020 учебный год( в соответствии с ФГОС НОО)...