«Организация образовательного процесса с учетом физиологических и психологических особенностей обучающихся.»
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Якушова Екатерина Александровна

ШМО

«Организация образовательного процесса с учетом физиологических и психологических особенностей обучающихся.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo2.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация образовательного процесса с учетом физиологических и психологических особенностей обучающихся.»

Стремительный ритм современной жизни требует от человека самых разнообразных умений и качеств личности. Чтобы достичь определённого уровня благополучия, необходимо быть не только хорошо образованным, культурным, но и здоровым человеком.

Одним из наиболее действенных средств, способствующих сохранению здоровья, высокому уровню работоспособности, является двигательная активность. Как отметил президент России Дмитрий Медведев: «Коренной модернизации требует система физического воспитания в образовательных учреждениях. Большинство школьников ведут малоподвижный образ жизни или после уроков проводят время за компьютером. Цена такой неповоротливости – ухудшение здоровья учащихся».

Для правильного управления процессами развития было создано большое количество классификаций периодов жизни. Любая периодизация (педагогическая, психологическая, врачебная, физиологическая и т.д.) основывается на выделении возрастных особенностей.

Возрастные особенности – это характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психологические качества человека.

В педагогике разработаны критерии границ. К ним относятся показатели состояния организма.

Анатомические

Физиологи- ческие

Психологи- ческие

Физические

Педагоги- ческие

Костная, сердечно-сосудистая, мышечная, половая системы организма

Показатели деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем организма

Память, речь, мышление

Масса тела, длина тела, сила мышц, сформирован ные двигательные умения

Возможности образования в разных периодах жизни человека

Таким образом, большое значение для управления процессом физического воспитания имеет знание и учет возрастных особенностей.

Однако, физическое воспитание ориентируется на «условного» мальчика и девочку: одни и те же упражнения, нагрузка, методика обучения. А половые различия учитываются только при выполнении нормативов (тестировании).

Таким образом, учет половозрастных особенностей является основополагающим педагогическим принципом, который необходимо соблюдать.

Учет анатомо-физиологических особенностей:

1. Подбор упражнений зависит от способа организации занятия, от места проведения (улица, помещение). Они должны учитывать особенности пола и иметь два варианта проведения: раздельные занятия, на которых обучают упражнениям; совместные занятия, где часть заданий различается по дозировке.

2. Дозирование физической нагрузки. Нормирование нагрузки и формирование двигательных умений происходит с учетом анатомо-физиологических особенностей:

а) костно-мышечная система – необходимо следить за правильностью поз, использовать физкультурные паузы, длительность объяснения перед выполнением упражнения не должна превышать 30 секунд. Подбор упражнений должен соответствовать возрасту (нельзя – канат, штанга; исключить прыжки на полную стопу на твердую поверхность с большой высоты). Не допускать чрезмерных физических нагрузок.

Половые отличия: имеются отличия в реакциях организма на нагрузку: телосложение девочек подвергается большим изменениям, чем у мальчиков, поэтому их организм сложнее приспосабливается к нагрузкам.

б) дыхательная система: проводить занятия в хорошо проветренных помещениях; максимально выносить физкультурные занятия на улицу; подбирать упражнения, которые не требуют чрезмерного натуживания и задержки дыхания; учить дышать носом с акцентом на выдох.

в) сердечнососудистая система: не допускать продолжительных физических и психических напряжений; знать признаки утомления, параметры допустимых нагрузок при развитии физических качеств.

г) центральная нервная система: чаще менять задания, выполнять ОРУ из различных исходных положений; использовать наглядность, показ, избегать резких окриков.

3. Методика обучения сложным двигательным действиям. Есть упражнения, которыми мальчики овладевают легче, чем девочки, поэтому руководитель должен строить технологические схемы обучения двигательным действиям (выбор подводящих упражнений, количество повторов, вспомогательные средства).

4. Педагогическое руководство. Учитывая, что мальчикам присущ больший объем двигательной активности, им предлагаются дополнительные занятия на улице, кружки, секции, а девочек необходимо побуждать к двигательной деятельности, включать их в подвижные игры. В этот период мальчики подвержены стрессам больше, чем девочки.

5. Участие детей в играх и соревнованиях. Необходимо подбирать игры и эстафеты нейтрального содержания, интересные как для девочек, так и для мальчиков. Также необходимо учитывать тип поло-ролевого поведения (мускулинные, феминные, андрогенные – организаторы, недефференцируемые).

6. Взаимодействие детей в процессе выполнения физических упражнений.

7. Система поощрений и наказаний. Следует учитывать реакции детей на оценку деятельности. Важно оценивать девочек и мальчиков (молодец, умница).

8. Требования к инвентарю и оборудованию. Методика обучения упражнениям предусматривает различную разметку для мальчиков и девочек. Например, для 6-летних мальчиков для метания в цель оптимальное расстояние больше, а для девочек меньше. Следует привлекать детей к расстановке инвентаря (мальчики – скамейки, девочки – обручи, кегли).

9. Диагностика физической подготовленности. При ее оценке ориентируются на пол и возраст ребенка.

Учет психологических особенностей:

1. Мышление – конкретно-образное. При обучении следует подкреплять словесные инструкции наглядным примером («Полетели как птички!»).

2. Память – наглядные методы должны преобладать над словесными. Для успешного выполнения программы обучения необходимо варьировать физические упражнения, повторять, подкреплять и грамотно распределять их по времени.

3. Внимание – утомление главный враг внимания.

4. Восприятие – важен цвет инвентаря, звук, форма, т.к. любое обучение начинается с восприятия.

5. Ведущий вид деятельности – игра. Важен грамотный подбор подвижных игр, чтобы создать условия не только для физического, но и для нравственного, трудового и эстетического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные подходы к организации познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе с учетом требований ФГОС нового поколения

Основные подходы к организации познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе с учетом требований ФГОС нового поколения...

Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях обучающихся.

Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях о...

Особенности организации образовательного процесса с применением инновационных технологий для обучающихся с расстройством аутистического спектра и ТМНР.

Организация образовательного процесса обучающегося с расстройством аутистического спектра и ТМНР. Три основных этапа: организационный, основной и заключительный....

Статья Учет индивидуальных психологических особенностей учащихся в организации образовательного процесса

Статья Учет индивидуальных психологических особенностей учащихся в организации образовательного процесса...