Статья Учет индивидуальных психологических особенностей учащихся в организации образовательного процесса
статья
Статья Учет индивидуальных психологических особенностей учащихся в организации образовательного процесса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Б.Д. Саидова
МАОУ «Прогимназия «Созвездие»
г. Пыть-Ях, ХМАО - Югра, Россия
«Учет индивидуальных психологических особенностей учащихся в организации образовательного процесса».
Современное образование становится психолого-педагогическим и подчеркивает необходимость такого содержания, которое позволит учителю осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Как никогда, актуальным для учителя, становится умение использовать в своей ежедневной работе психологические знания об индивидуальных личностных особенностях обучающихся, применять эти знания в различных видах и формах деятельности и способствовать, таким образом, полноценному развитию и самоопределению обучающихся на каждом возрастном этапе.
Считается, что идеальных типов темперамента не существует и чистого темперамента нет в реальной жизни, один из типов будет оказывать превосходство над остальными. Имеет смысл говорить о «плюсах» и «минусах» нервной системы, которые важно использовать в процессе обучения. Если речь идет о детях со слабым типом темперамента, важно отметить, что их ресурсы не велики, они имеют низкую выносливость и довольно утомляемы. А значит, на выполнение заданий им требуется больше времени. Если при организации процесса обучения не будут учитываться особенности, то такие ученики будут часто впадать в так называемое охранительное торможение, сильно запаздывая с выполнением задания.
Меланхолик – представитель слабого и неуравновешенного типа. Легко утомляемы, болезненны. Обладает слабой неритмичной речью, стеснителен, застенчив, малоактивен, необщителен. Их не нужно оставлять без должного внимания.
Холерик вспыльчив, суетлив, нетерпелив. Если ярко выраженный холерик сидит за партой, он всегда готов вскочить; если выполняет интересную или важную для него работу, он – весь внимание, все его мысли, эмоции, движения сконцентрированы на ней. Но потом ребенок испытывает упадок сил и, пока не восстановит их, организовать его очень трудно.
Сангвиник сопровождает речь выразительными жестами и мимикой, он весел, энергичен, деловит. Сидит за партой обычно непринужденно. Они позитивны и настойчивы, очень энергичны, но энергия их направлена. Если им скучно, они начинают играть с ручками, карандашами и т.д. или заниматься посторонними делами.
Флегматик – человек весьма уравновешенный, без резко выраженных эмоций; флегматик спокоен, рассудителен, молчалив, медлителен. Такие люди выглядят как тугодумы, но их действия очень выверены, последовательны и тщательны. Они могут долго «раскачиваться», но однажды начав, они не останавливаются, уделяя работе большое внимание. За партой сидит спокойно, непринужденно, не вертится, даже когда прозвенит звонок встает как бы нехотя, не сразу. Флегматики не любят быть на виду, но они стабильнее в работе, чем представители других типов темперамента.
Зная особенности типа нервной системы, наблюдая и анализируя, педагог может с большей долей вероятности определиться с тем, кто перед вами: эмоциональный, взрывной холерик или невозмутимый, медлительный флегматик, подвижный легкомысленный сангвиник или поэтичный, чувствительный меланхолики учитывать это при планировании и проведении разного рода занятий или мероприятий.
Например, многие школьники стесняются, испытывая неловкость в процессе публичных выступлений, тяжело выносят сконцентрированное на них внимание и теряют от этого много возможностей в собственной реализации.
Слабый тип темперамента (меланхолик) затрачивает много моральных сил от одной только мысли о необходимости публичного выступления и защиты своей точки зрения. В данном случае групповая работа может решить эту закономерную проблему, нужно только смоделировать ситуацию, составив группу таким образом, чтобы она вынудила «сложных» учащихся выступать с демонстрацией результата совместной работы.
Группа должна состоять, из разнородных по темпераменту и личностному складу ребят, тогда они будут друг друга дополнять, «продвигать» и контролировать.
Немаловажным для понимания, насколько мы все индивидуальны, является разделение людей по доминированию канала восприятия информации. Любой человек принимает информацию тремя основными способами – с помощью зрения, слуха и через ощущения. Т.е. через визуальный, аудиальный и кинестетический каналы. Мы все пользуемся данными способами восприятия, но наша природа такова, что один канал является избирательно предпочитаемый, поэтому людей с ведущей функцией зрения называют визуалами, слуха – аудиалами, ощущения – кинестетиками.
ВИЗУАЛ – в своей речи употребляет слова, связанные в основном со зрением, на занятиях, при работе шум им практически не мешает, помнит то, что видел, запоминает картинами. От визуала можно требовать быстрого решения задач.
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется: разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
АУДИАЛ – характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием. Он легко отвлекается на звуки при работе. Помнит то, что обсуждал; запоминает слушая. От аудиала – можно требовать немедленного повторения услышанного им материала .
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется: не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием.
КИНЕСТЕТИК произносит слова, описывающие чувства или движения. Емутрудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно. Помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь. От кинестетика лучше не ждать быстрой реакции - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется: не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, писать на доске, дома – сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке". Для этого при подаче учебной информации пользоваться разнообразными приемами достижения результата, создавая визуальный ряд образов для визуалов, тщательно проговаривать и побуждать повторять за вами информацию аудиалов, стимулировать «внутреннюю», чувственную или логическую проработку кинестетиков.
Например, при объяснении нового материала я использую графики, схемы, рисунки, различные иллюстрации, презентации. Меняю интонацию голоса, использую жесты. При введении нового материала выделяю рассматриваемые элементы цветным мелом для наилучшего визуального восприятия; некоторые определения, правила, свойства записываю кратко на доске (или предлагаю ученикам посмотреть их в учебнике) и прочитать вслух.
Дети самостоятельно могут ознакомиться с предложенным теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на мои устные вопросы. Провожу математические диктанты, практикую решения не сложных заданий на местах с устным комментированием, давая возможность ответить каждому ребенку, провожу устный счет, так как во время устной работы можно задействовать всех учащихся класса, что позволяет значительно оживить урок, сделать его более динамичным и эмоциональным. Даю детям задание подготовить сообщение по теме в виде доклада или презентации (для холерика), составить кроссворды и ребусы (для флегматика).
У учащихся, как правило, разные установки и различный жизненный опыт, они по-разному реагируют на стимулы, в виду того, что имеют разную скорость и силу нервных процессов. Преодоление этой проблемы –это поиск индивидуальных путей к целому классу различных учащихся. Учитель должен быть не только транслятором нужной и важной учебной информации, а мотиватором, тренером, психологом и диагностом.
Учет психологических особенностей помогает вовлечь каждого ученика в учебный процесс, где каждый выполняет задание определенной сложности в соответствии со своими возможностями. Понимание личности ребенка, умение признать и принять его индивидуальные особенности, способствует созданию той комфортной образовательной среды, в которой происходит развитие личности обучающегося, где он познает и осваивает окружающий мир, овладевает основами умения учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учет индивидуально-психологических особенностей учащихся в организации образовательного процесса и формировании индивидуального стиля деятельности учащихся
Личный опыт работы с одарёнными детьми....
Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
В данном разделе отражён учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...
Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения....
«Организация образовательного процесса с учетом физиологических и психологических особенностей обучающихся.»
ШМО«Организация образовательного процесса с учетом физиологических и психологических особенностей обучающихся.»...
3.3.Учёт индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
3.3.Учёт индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...
3.3.Учёт индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
3.3.Учёт индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показать, как выявляются и развиваются способности обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показать, как выявляются и развиваются способности обучающихся...