«Игра – основной вид деятельности в период адаптации первоклассников».
методическая разработка (1 класс)
Поступление в школу для многих детей является эмоционально-стрессовой ситуацией. Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Это, прежде всего, игра – необходимый компонент учебного процесса в 1 классе. Поэтому следует, активно включать игру в учебный процесс. Мы в своей работе уделяем внимание двум видам игр – ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_-_osnovnoy_vid_deyatelnosti_v_period_adaptatsii_pervoklassnikov.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар по адаптации первоклассников
Добрый день, уважаемые коллеги, гости нашего мероприятия.
Тема моего выступления:
«Игра – основной вид деятельности в период адаптации первоклассников».
Поступление в школу для многих детей является эмоционально-стрессовой ситуацией. Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Это, прежде всего, игра – необходимый компонент учебного процесса в 1 классе. Поэтому следует, активно включать игру в учебный процесс. Мы в своей работе уделяем внимание двум видам игр – ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные).
Дидактические всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать в процессе игры. Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика.
Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо регулярно использовать наглядные пособия (схемы, фигуры, различный счетный материал, карты) и применять современные мультимедийные технологии.
Вашему вниманию предлагаю познакомиться с играми.
Например, на уроке математики в 1 разделе «Подготовка к изучению чисел», дети учатся целенаправленно проводить наблюдения над предметами и группами предметов в ходе их сравнения, классификации по признакам (цвет, форма, размер), получая при этом количественные и пространственные представления. В этом период можно предложить игру «Распредели по признакам». Цель игры: закрепить умения классификации по признакам. Детям предлагается рассмотреть фигуры и назвать, на какие группы можем их распределить, по каким признакам. Дети определяют, что 1 группа – по размеру, 2 группа – по цвету , 3 группа – по форме. Во 2 разделе, который называется «Числа от 1 до 10. Нумерация», дети узнают, как можно получить в ряду чисел при счёте каждое следующее число из предыдущего, а каждое предыдущее число из следующего за ним; учатся называть, обозначать и сравнивать числа от 1 до 10, увеличивать и уменьшать числа на несколько единиц. В этом разделе мы можем предложить игру «Парашюты», которая используется при устном счете. Цель: закрепить состав числа. К каждому парашюту прикрепляется математическая запись, дети должны решить эту запись и каждый парашют посадить на свою площадку. Так же при устном счете можно использовать мяч, игрушку.
На уроках обучению грамоте активная работа в игровой деятельности введется с использованием современных мультимедийных технологий. К Азбуке, по программе «Школа Россия», прилагается CD диск. В нём представлены игры к каждому уроку.
Вашему вниманию предлагается познакомиться с одной из игр. Тема урока: «Звуки р и р,, Буквы Р,р». Игра «Составляем слова». Цель: развитие слоговой структуры слова, чтение слов с новой буквой. Вставьте пропущенные слоги так, чтобы получились слова. Следующая игра на развитие речи. Детям очень нравится эта игра. Ученикам предлагается прослушать мультфильм, далее назвать определенное количество с изученными звуками на уроке р и р,, составить рассказ и прочитать текст. В процессе игровой деятельности дети осваивают учебную программу.
Организация уроков окружающего мира.
Адаптационный период совпадает по времени, с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведений экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Например, тема урока: «Что у нас под ногами?». Проводится целевая прогулка, цель: рассмотреть какие бывают камни по цвету, форме, размеру.
Также на уроках окружающего мира можно использовать игры «Кто больше назовет», «Живое и неживое», «Четвертый лишний», ребусы, загадки.
Первоклассники быстро утомляются на уроках. Снять усталость помогают ролевые физкультминутки. Одну из физминуток вы видите на экране.
Мы писали и считали,
А теперь все дружно встали
И зверятами все стали.
Попрыгали, как зайчата.
Покружились, как лисята.
Потоптались, как медведи,
Как жирафы, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Скачет шустрая синица.
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень
Тире-тень, тири-тень.
Игры для первоклассников на перемене — важный способ отдыха.
Играя на перемене, дети общаются, знакомятся, изучают простейшие поведения в обществе. Происходит снятие зрительного напряжения, переключения внимания. Малышам довольно тяжело сидеть целый урок на одном месте, подвижные игры выступают для них в роли своеобразной физической разрядки. А так же смена деятельности укрепляет здоровье, поднимает настроение детям и формирует у них положительное отношение к школе и учебе. Мы на переменах детям предлагаем поиграть в следующие игры: «Классики», «Резиночка». В каждом кабинете первоклассников есть зона отдыха, где дети могут поиграть в конструктор. Ученики приносят игры по своим интересам: настольные, раскраски. Так же в этом году в школах ввели кружок шахматный всеобуч, дети заинтересовались этой игрой шахматы и приносят, чтобы поиграть на переменах.
Своё выступление я хотела бы закончить словами Василий Александрович Сухомлинский: “Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности”.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого педагогические аспекты деятельности учителя в период адаптации первоклассников
В работе представлены психологические особенности готовности детей к школе, деятельность учителя в период адаптации первоклассников....
Формирование коммуникативных компетенций в период адаптации первоклассников
Статья. Формирование коммуникативных компетенций на уроках и во внеклассной деятельности. В связи с внедряемыми сегодня новыми стандартами обучения (ФГОС) процесс развития...
Роль внеурочной деятельности в период адаптации первоклассников
Роль внеурочной деятельности в период адаптации первоклассников...
Деятельность учителя в период адаптации первоклассников
Приход ребёнка в школу сопряжён с более или менее продолжительной адаптацией. Помочь первокласснику преодолеть возникающие адаптационные затруднения в школе может учитель, в силах которого созда...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДОДА ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ».
Наблюдения показывают, что дети часто затрудняются в отражении в речи результатов своей исследовательской работы, а также легко отвлекаются, теряют интерес к специально- организованным наблюдениям в п...
Психолого-педагогическая и информационно-просветительская поддержка родителей в рамках деятельности образовательных организаций в период адаптации первоклассников.
Психолого-педагогическая и информационно-просветительская поддержка родителей в рамках деятельности образовательных организаций в период адаптации первоклассников....
Деятельность учителя в период адаптации первоклассников
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные...