Роль внеурочной деятельности в период адаптации первоклассников
статья (1 класс) на тему
Роль внеурочной деятельности в период адаптации первоклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vneurochnoy_deyatelnosti_v_period_adaptatsii_pervoklassnikov.docx | 33.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль внеурочной деятельности в период адаптации первоклассников Новые федеральные государственные образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность.
Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Внеурочная деятельность- это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребенку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.
Итогом такой работы должен быть заданный образовательный результат-научить детей осознано применять базовые знания в ситуациях отличных от учебных, в более широком смысле- научить их социализироваться, адаптироваться в разных общественных формациях.
Внеучебная деятельность для младших школьников- это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.
Ученики начальной школы- это самые благодарные слушатели и участники учебного процесса. Они же с энтузиазмом включаются в активную внеурочную деятельность. Получение ребенком такой возможности означает не только и не столько включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования- безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и безотносительности к уровню успеваемости по обязательным учебным предметам. По сути дела, дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Во внеурочной деятельности ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью образовательного пространства. Главным аспектом системы дополнительного образования является преемственность и взаимосвязь программ дополнительного образования с программами основного образования.
Учителя кафедры «Начальная школа» разработали программу внеурочной деятельности с 1-го по 4-й класс.
Внеурочная деятельность нашей школы состоит из следующих направлений
1.гражданско-патриотическое
2.научно-познавательное
3.художесвенно-эстетическое
4.проектная деятельность младших школьников
5.духовно-нравственное – («Мир вокруг нас»)
6.спортивно-оздоровительное.
Гражданско-патриотическое направление представлено курсом «Богатыри Земли русской»
«Богатыри Земли русской»
Цели и задачи Программы
Гражданско-патриотическое направление.
Цель: воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, уважения к историческому прошлому страны.
Ее достижение становится возможным через решения следующих задач:
- Пробуждение интереса к истокам русской истории, культуре и народному творчеству;
- Воспитание чувства патриотизма, используя достижения русского искусства, фольклора;
- Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны;
- Пробуждать желание знакомится с историей своей страны;
- Углубление знаний об истории, традициях, культуре, святынях России;
- Воспитание уважения к защитникам Отечества;
- Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу.
Виды деятельности и предлагаемые формы работы
- Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.
- Изучение символики округа, города, школы.
- Изучение традиций, истории России.
- Организация встреч с ветеранами и участниками воин.
- Изучение основ государства и права.
- Изучение культуры народов России.
- Изучения края и страны, через организацию экскурсий, заочных путешествий.
- Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам Российского, краевого и городского значения.
- Исследовательская деятельность.
- Встречи с ветеранами.
- Встречи с участниками современных воин.
- Экскурсии в городской музей (по тематическим экспозициям).
- Спортивно-конкурсные программы.
Научно-познавательное направление представлено курсом «Риторика» и «Разведчики природы». Курс «Риторика» призван помочь начинающему первокласснику ярко, убедительно, сжато представлять свою мысль, воздействовать на людей интонацией, правильно строить фразы и предложения, так как для ребенка хорошая речь-залог успешного обучения.
Программа курса «Риторика»
Многолетний опыт работы словесников убеждает, что развитие речи как один из многочисленных аспектов работы на уроках родного языка не решает важной задачи- обучение общению.
В наше время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, ориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе по своим замыслам, коммуникативным намерениями. Значит, этим умениям надо целенаправленно учить, что и является предметом курса школьной риторики со своим содержанием и логикой построения. У этого предмета есть свои задачи и цели.
Цель: основная цель курса риторики- обучение эффективному (результативному) общению, формирование коммуникативно - риторических умений и навыков. Для достижения цели настоящей образовательной программой необходимо решить следующие задачи:
- Обучить умелой, искусной, эффективной речи.
- Обучить эффективному общению.
- Прививать любовь к родному языку, к писателям и поэтам Родины.
- Развивать в учащихся такие качества характера, как объективность, доброжелательность, уважение, нравственность.
- Создавать условия для получения опыта выступлений перед аудиторией, устанавливать с ней контакт для умения реализовать свой замысел, оценивать свою речь.
Отличительной особенностью программы»Разведчики природы» является то, что в содержание программы включены эколого- биологические знания не только о видовом составе флоры и фауны, их отдельных представителях, но и понятия и определения, законы и закономерности. Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действительный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Новизна программы в том, что она позволяет обогащать практический опыт общения с окружающим миром природы через наблюдение за живыми объектами, опыты и эксперименты, экскурсии в природу.
Целью программы является создание ситуации, побуждающей ребёнка младшего школьного возраста к познанию природного окружения; формирование способности ребёнка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания, интерес к исследовательской деятельности, готовность к логическому познанию.
В основе построения программы лежит принцип единства познания, переживания, действия, который отражает взаимосвязь интеллекта, чувств, деятельности в процессе становления и развития ответственного отношения личности к окружающей среде.
Формы организации занятий данного направления разнообразны: логические игры, решение головоломок, тематические праздники, викторины, конкурсы и др.
Художественно-эстетическое направление представлено курсами «Гармония» и «Мир танца», «Кукольный театр». Их целью является развитие способностей обучающихся в области творчества:
1.развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека.
2.развитие воображения, фантазии, художественного вкуса;
3.расширение методов познания окружающей действительности;
4.воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально- ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Обучение бальным танцем развивает не только чувство ритма и умении двигаться, так же оно играет огромную роль в воспитании ребенка. Танец позволяет им прикоснуться к красоте, почувствовать гармонию, насладиться его грацией.
Курс «Кукольный театр»
Рабочая программа «Кукольный театр» ориентирована на обучающихся начальных классов, привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Кукольный театр – это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разносторонней одаренности: ребенок может научиться и театральному, и изобразительному искусству одновременно.
Главной целью организации детского кукольного театра является художественно- эстетическое воспитание обучающихся, создание атмосферы сотрудничества, радости детского творчества.
Как следствие, из цели вытекают следующие задачи:
- Развивать творческие способности, абстрактное и самостоятельное мышление, воображение, мелкую моторику рук;
- Накапливать и развивать эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный и трудовой опыт;
- Расширять культурный диапазон, повышать культуру поведения;
- Сплачивать коллектив младших школьников;
- Создавать благоприятный психологический климат.
Реализация поставленных задач осуществляется через использование разнообразных методов и приемов:
- Постановка этюдов, сценок, пьес.
- Изготовление кукол разных систем и конструкций, декораций.
- Упражнения с куклами, пальчиковый игровой тренинг.
- Заучивание прозаических и стихотворных произведений, скороговорок, чистоговорок, потешек, закличек, словесное рисование.
- Разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов.
- Рисование, аппликация, лепка, шитье, вязание.
- Посещение театра, музея, выставок.
- Просмотр фильмов, прослушивание музыки.
Проектная деятельность осуществляется курсом «Исследовательская деятельность». Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям. Работа над проектом дает учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, самореализации и самоанализа своей деятельности и развивает следующие общеучебные навыки: мыслительные, исследовательские, коммуникативные и социальные.
У младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача учителя начальных классов-поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основной его успешного обучения в школе. Проектная деятельность-хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.
Курс «Исследовательская деятельность»
Актуальность данной программы в том, что в обучении поисковая, научно-исследовательская деятельность учащихся способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Данная форма распространена в основном в старших классах, но целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Важно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисках активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.
Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы:
- Способствовать развитию познавательных потребностей младших школьников.
- Осуществлять обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
- Формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки исследовательского поиска.
Компоненты исследовательской культуры школьника:
- мыслительные умения и навыки: анализ и выделение главного;
- сравнение, обобщение и систематизация;
- определение и объяснение понятий;
- конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия;
- умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;
- умение и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.
Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности. Поисковая и научно-исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и дает им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
В процессе реализации программы используются пять основных методов обучения:
- объяснительно - иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемное изложение;
- частично – поисковый;
- исследовательский.
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.
Приемы поисковой активности младших школьников:
- мини-курсы в практике исследовательского обучения;
- экскурсии как способ стимулирования поисковой активности;
- коллективные игры как средство развития исследовательского поведения;
- коллекционирование как исследовательская практика ребенка.
Формы организации занятий данного курса разнообразны. Это беседы, продуктивные (инновационные) игры,эксперементы,наблюдения,экспресс-исследования,коллективные,групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, коллективные путешествия, посещение объектов с исследовательской целью. Особое значение мы придаем здоровьесбережению учащихся, с этой целью была разработана и успешно реализуется модель двигательной активности учащихся начальной школы, которая реализуется в спортивно-оздоровительном направлении. В программе внеурочной деятельности оно представлена кружком «Спортивные игры» и клубом «Веселые старты». Цель данных занятий: охрана и укрепление здоровья, развитие двигательных способностей, формирование представления о пользе физических упражнений для организма младшего школьника. Повышенная двигательная активность – биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие. По этому направлению с обучающимися работают учителя физической культуры.
Духовно-нравственное направление представлено курсом «Мир вокруг нас».
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Для реализации внеурочной деятельности в школе имеются необходимые условия: занятия 1-х классов проводятся в первую смену, имеется столовая, в которой организовано трехразовое питание, имеется медицинский кабинет, спортивный зал со спортивным инвентарем, музыкальная техника, библиотека, спортивная и игровая площадки.
Под понятие внеурочной деятельности попадают все те виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и их социализации.
Проведя первоклассника через все направления, во втором классе он сможет сделать осознанный выбор в пользу той деятельности, в которой сможет раскрыть свои способности и таланты, проявить себя в полной мере.
В целом, анализируя промежуточные результаты внеурочной деятельности, учителя обозначили факторы, способствующие достижению запланированных результатов. Это заключается в следующем:
- Все виды внеурочной деятельности, организуемые в рамках ФГОС, предоставляют обучающимся возможность участия в широком спектре занятий по различным направлениям.
- Реализуемые программы ориентированы на воспитательные результаты.
Мы уверены, что только многообразие видов деятельности и включение ученика в систему позитивных отношений с окружающей действительностью сможет выявить и развить индивидуальные особенности каждого ученика и привести к успешной социализации личности.
Нами проведено анкетирование 76 родителей. Перед вами результаты.
- Довольны ли вы тем, что во второй половине дня организована внеурочная деятельность? Довольны -73 человека.
- Не наблюдается ли в связи с этим перегрузки детей? 68 человек считают, что перегрузки нет.
- Посещает ли ваш ребенок кружки ДО? Сколько? 30 человек-1 кружок, 10-2, 4-3.
- Сколько занятий (в неделю) необходимо Вашему ребенку? Только 8 человек ответили, что достаточно 5.
- Какое направление вызвало наибольший интерес у детей?
Предпочтение отдано 2 направлениям- научно-познавательному и спортивно-оздоровительному.
Это и понятно, так как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья. А занятия по научно-познавательному направлению построены на внеучебном материале и способствует развитию познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся.
В целом сегодня родители наших первоклассников удовлетворены результатами участия детей во внеурочной деятельности и отмечают, что тревога за физическую эмоциональную перегрузку, которая изначально присутствовала в родительской среде, на данный момент исчезла.
Мы стараемся использовать все, что нас окружает, внедряем в свою внеурочную деятельность формы и методы, порожденные новым временем, и сохраняем многолетние духовные традиции воспитательной системы нашей школы. Стараемся дать хороший эмоциональный настрой, помочь с первых же дней пребывания в школе маленькому ученику почувствовать школу родной. А самое главное -чтобы он почувствовал себя сопричастным к тому, что в этой школе происходит. Мы считаем, что активное, деятельное включение ребенка в жизнь с первого дня значительно сокращает адаптационный период, создает лучшие условия для возникновения мотивации обучения. И очень хочется, чтобы малыши сказали родителям с восторгом: «Я хочу учиться в этой школе!» Как говорил венгерский математик Джордж Пойа “Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого педагогические аспекты деятельности учителя в период адаптации первоклассников
В работе представлены психологические особенности готовности детей к школе, деятельность учителя в период адаптации первоклассников....
" роль диагностики в период адаптации первоклассников"
Диагностический материал в помощь учителю 1 класса . Презентация поможет учителям, работающим в школе без психолога....
Роль учителя в период адаптации первоклассников
Роль учителя в период адаптации первоклассников...
Роль учителя в период адаптации первоклассников
Роль учителя в период адаптации первоклассников...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДОДА ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ».
Наблюдения показывают, что дети часто затрудняются в отражении в речи результатов своей исследовательской работы, а также легко отвлекаются, теряют интерес к специально- организованным наблюдениям в п...
«Игра – основной вид деятельности в период адаптации первоклассников».
Поступление в школу для многих детей является эмоционально-стрессовой ситуацией. Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной...
Выступление на родительском собрании "Роль учителя в период адаптации первоклассников"
С первых дней школа ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие...