Деятельность учителя в период адаптации первоклассников
статья (1 класс) на тему

Христофорова Эльвира Егоровна

 Приход ребёнка в школу сопряжён с более или менее продолжительной адаптацией. Помочь первокласснику преодолеть возникающие адаптационные затруднения в школе может учитель, в силах которого создание необходимых условий для быстрого и безболезненного вхождения ребёнка в школьную жизнь. Реализация таких условий является проявлением гуманистической позиции учителя в обучении первоклассников, служит делу сохранения психического и физического здоровья детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность учителя в период адаптации первоклассников.

   Приход ребёнка в школу сопряжён с более или менее продолжительной адаптацией. Помочь первокласснику преодолеть возникающие адаптационные затруднения в школе может учитель, в силах которого создание необходимых условий для быстрого и безболезненного вхождения ребёнка в школьную жизнь. Реализация таких условий является проявлением гуманистической позиции учителя в обучении первоклассников, служит делу сохранения психического и физического здоровья детей.

   Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает  нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда,  сосредоточенной работы на уроках и  удержания правильной рабочей позы.

   Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно устанавливать контакты со сверстниками и педагогами, учиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.

   Первый класс – один из наиболее существенных и критических периодов в жизни детей. Поступление ребёнка в школу приводит к возникновению эмоционально - стрессовой ситуации: изменяется привычный для малыша стереотип поведения, возрастает психо – эмоциональная нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных  непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребёнка влияет целый комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда  привлекательных, обязанностей. Организм ребёнка приспосабливается к этим факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш освоился в школе по – настоящему. Адаптация ребёнка к школе – довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. В  1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, учителю и родителям необходимо знать и учитывать индивидуальные особенности  детей. Для них представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе,  не отвлекаться и следить за мыслью учителя,  делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют,  сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции. Чтобы снять переутомление первоклассников, учитель проводит различные физминутки, использует игровые приемы.

Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен.

Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня. Начало обучения в школе получило название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют. Здесь важно вспомнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника - это соблюдение режима дня:  сон не менее 10 часов в сутки, полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают состояние ребенка длительные прогулки на воздухе. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. На протяжении периода адаптации общее состояние, поведение и работоспособность детей неустойчивы. Почти у всех учащихся наблюдается двигательное возбуждение, или наоборот, заторможенность, вялость, различные жалобы. Если не компенсировать нагрузки на ребенка в школе - последует утомление, переутомление и даже срыв здоровья.

Обычно дети  не сразу усваивают новые правила поведения с взрослыми, признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и  взрослыми в школе.

Поэтому необходимо и учителю, и родителю чаще беседовать с ребенком, формировать навыки социального взаимодействия, проводить этические беседы. Действительно, необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

    Учителю необходимо помочь ребенку вжиться в позицию школьника,  сформировать «внутреннюю позицию». Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного обучения  ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах,  возможностях и способностях. Положительное представление  о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и уверенно встать на позицию школьника, а так же  формирует положительное отношение к школе.

   В период первого года обучения учителю важно:

- воспитывать интерес к учебной деятельности.

- составить режим школьного дня.

-ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии (правильность,    аккуратность, красота, старательность, интерес).

- прививать навыки активной деятельности;

- развивать  способность управлять своими эмоциями, поведением.

           -развивать навыки общения.

    Школьник должен уметь сознательно подчинить свое действие правилу, внимательно слушать и точно выполнять задание. В этом ему могут помочь дидактические игры и игры по правилам. Многие дети только через игру могут прийти к пониманию многих школьных заданий.

   Процесс руководства психологической адаптацией первоклассников, включает два тесно связанных периода – предадаптационный и адаптационный. Задачей первого периода является выявление предпосылок успешной адаптации ребёнка. Этот период включает такие этапы деятельности, как сбор и анализ необходимой информации о ребёнке, прогнозирование характера адаптации и планирование пропедевтической работы, а также характера коррекционной работы в случае серьёзных адаптационных нарушений. Во второй период решается задача непосредственного создания условий для быстрой и безболезненной адаптации ребёнка. Этот период объединяет следующие этапы: реализацию пропедевтического подхода, наблюдение и анализ результатов адаптации детей и собственной деятельности учителя, а также осуществление коррекционной работы в случае серьёзных адаптационных нарушений.

    Адаптация к школе далеко не у всех детей протекает безболезненно. У некоторых детей она не наступает совсем, и тогда приходится говорить об  социально – психологической дезадаптации ребёнка к школе, которая ведёт к серьезным последствиям для него /вплоть до невозможности получить полноценное образование и найти своё место в жизни/.

Какие же причины лежат в основе школьной дезадаптации? Одной из главных причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым существующей системой обучения в массовой общеобразовательной школе, иначе говоря, отсутствие «школьной зрелости». В числе других причин можно назвать недостаточный уровень интеллектуального развития ребёнка, его  социальную незрелость, неумение общаться с окружающими, неудовлетворительное состояние здоровья и т.д. Всё  это – комплекс «внутренних» причин, так называемые «проблемы ребёнка». Однако существуют и «внешние» причины школьной дезадаптации, «проблемы учителя»: несоответствующие возможностям ребёнка содержание обучения и методика преподавания, сама личность учителя, стиль его отношений с детьми и родителями и т.д. Чаще всего эти факторы существуют взаимосвязано, вытекают один из другого, а в целом приводят  к вполне определённым трудностям обучения.

   Все многообразие школьных трудностей можно условно разделить на два типа:

- специфические, имеющие в основе те или иные нарушения развития моторики, зрительно – моторных координаций, зрительного и пространственного восприятия, речевого развития и т.д.

- неспецифические, вызванные общей ослабленностью организма, низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, низким индивидуальным темпом деятельности.

   В результате социально – психологической дезадаптации можно ожидать у ребёнка проявления всего комплекса неспецифических трудностей, связанных  прежде всего с нарушениями в деятельности. На уроках неадаптировавшийся ученик отличается неорганизованностью, повышенной отвлекаемостью, пассивностью, замедленным темпом деятельности.  Он неспособен понять задание, осмыслить его целиком и сосредоточенно, без отвлечений и дополнительных напоминаний выполнить, он не умеет работать обдуманно, по плану и т.д.

   Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит, несомненно, учителю. Потенциально любой учитель в силу своего положения может стать посредником между ребёнком и новой для него социальной действительностью. Учителю необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребёнку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками. Однако следует помнить, что низкая учебная мотивация – тоже следствие каких – то причин, чаще всего идущих из семьи. Таким образом, успех устранения причины причин кроется в целенаправленной индивидуальной работе не только с детьми, но и с их родителями. Только совместные усилия родителей, врачей, воспитателей и педагогов способны снизить риск возникновения у ребёнка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

    Чтобы руководить психологической адаптацией первоклассников, сам учитель должен обладать высокой профессиональной компетентностью, определяемой уровнем сформированности необходимых знаний и умений в соответствии с выявленной структурой практической деятельности. Направленность личности учителя на руководство психологической адаптацией первоклассников находит отражение в отношении к адаптационному периоду первоклассников как достаточно сложному для детей. Понимание адаптационных трудностей первоклассников, осознание важности быстрого, безболезненного и успешного  прохождения адаптационного периода учащимися для последующего их обучения и развития убеждает учителя в необходимости активного содействия детям, испытывающим адаптационные затруднения.

   Завершить я бы хотела словами выдающегося педагога В.А. Сухомлинского: «Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства - это первая заповедь воспитания… Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого педагогические аспекты деятельности учителя в период адаптации первоклассников

В работе представлены психологические особенности готовности детей к школе, деятельность учителя в период адаптации первоклассников....

Роль учителя в период адаптации первоклассников

Роль учителя в период адаптации первоклассников...

Роль учителя в период адаптации первоклассников

Роль учителя в период адаптации первоклассников...

План взаимодействия учителя начальных классов с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклассников к школе

План взаимодействия состоит из направлений взаимодействия, сроков выполнения и нацелен на систематизирование взаимодействия учителя с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклас...

Выступление на родительском собрании "Роль учителя в период адаптации первоклассников"

        С первых дней школа ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие...

Деятельность учителя в период адаптации первоклассников

         Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные...