«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДОДА ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ».
проект (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.doc | 203 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРБАЧЕВА СВЕТЛАНА БОРИЕВНА
Воспитатель МОУ «СОШ с. Колокольцовка Калининского района Саратовской области».
Статья к публикации на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДОДА ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ».
Поступление ребенка в школу – сложный и значимый период в жизни ученика. Именно в первые месяцы обучения формируются системы отношений ребенка с миром и с самим собой, устойчивые формы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, определяющие в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде. Этот период называется адаптацией.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
От благополучности протекания этого периода у первоклассников зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учебе.
Сталкиваясь с такими трудностями у младших школьников, не имеющих достаточного личностного опыта, проявляются негативные изменения в поведении: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т. д. При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела, возрастает заболеваемость в этот период.
Однако, благодаря своевременному вмешательству окружающих его взрослых, данные проявления могут быть успешно преодолены. Но наиболее продуктивным преодоление трудностей будет тогда, когда педагог и родители прилагают равноценные усилия, действуют сообща, оказывая тем самым поддержку и помощь ребенку в овладении знаниями.
Учащиеся первого класса, в силу возрастных и индивидуальных психофизических особенностей с трудом справляются с режимом работы на уроке, не всегда способны принять темп школьной жизни, внимание у них неустойчивое, преобладающая форма мышления – наглядно-действенная, что сказывается на развитии познавательных процессов. Дети быстро утомляются и, в конечном счете, теряют интерес к учебному процессу.
Решая проблему психолого-педагогической поддержки обучающихся первого класса в период адаптации, мы должны были подойти к этой проблеме системно, т. е. так, чтобы одновременно способствовать решению нескольких задач:
- создать условия щадящего режима, распределяя нагрузки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей,
- организовать сотворческую деятельность, способствующую развитию творческого мышления, снижению тревожности и агрессивности младших школьников,
- развить конструктивные способы взаимодействия в детском коллективе, побуждая к речевой активности и корректируя коммуникативную сферу личности у младших школьников,
- способствовать развитию познавательных интересов и формированию положительной мотивации к учению,
- вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс посредствам совместной деятельности с детьми.
Основные требования классно-урочной системы это усвоение учебной программы, а нам надо было еще и способствовать снятию эмоционального дискомфорта у первоклассников, создать ситуацию успеха, а также повысить интерес к учению. Все это возможно во внеурочное время в процессе изобразительной и игровой деятельности.
Таким образом, мы нашли разрешение этой проблемы – это создание новой обучающей среды, которая сочетает в себе элементы учебной деятельности, но и соответствует возрастным особенностям первоклассников: большую ее часть составляет привычная для ребенка игровая деятельность. В таких условиях дети под наблюдением педагога, который принимает на себя роль помощника, партнера сближаются друг с другом и с педагогом посредством событийности. То есть применить метод проектов во внеурочной деятельности первоклассников. Так как именно проектная деятельность позволяет реализовывать учебный процесс в игровой форме, а также, следуя методике, помогает решить первую из педагогических задач: осуществить целеполагание и поставить перед детьми актуальную для них цель (личностно и социально значимую). Игровая форма выполнения проекта позволяет учащимся воспринимать игру не как самоцель, а как средство достижения поставленной цели.
Тем более что из опыта многих педагогов, работающих над внедрением метода проектов в учебную деятельность, мы знаем, что апробация проектной деятельности в современных условиях позволяет повысить эффективность и реализовать новые возможности в программировании учебно-воспитательного процесса. Тем самым, повышая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, одновременно способствует развитию социальных и коммуникативных навыков и умений школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности. Что наиболее актуально в наше время, в стремительно меняющихся условиях общественного и технического развития, когда особенно важными качествами человека становятся творческая активность и нестандартность решений, позволяющие человеку не только самореализовываться, но и адаптироваться в быстро изменяющихся социальных условиях.
Известный американский психолог Э. Фромм определяет творческое мышление как способность удивляться, познавать и находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Во время работы над проектом дети учатся действовать слаженно, в группе, или самостоятельно находить информацию, а также анализировать полученные сведения и обобщать результаты своих наблюдений. Они учатся субъектному отношению к учебно-познавательному процессу, становятся активными его участниками. У учащихся, в неназидательной форме воспитываются коммуникативные способности и компетентность, развивается креативность. Ведь, открывая и исследуя мир, ребенок обогащает и насыщает свой жизненный опыт, отображает свои открытия в творчестве, отрабатывая то, что его волнует, что для него важно и развивает в себе внутреннюю свободу и раскованность, что особенно важно в период адаптации первоклассников.
Вовлекая в процесс работы над проектом родителей, мы стараемся не только вызвать у родителей интерес к деятельности ребенка, но и сформировать у детей в условиях совместной творческой деятельности с родителями чувство психологической защищенности, что особенно важно в период адаптации первоклассников т.к. способствует снижению тревожности и застенчивости младших школьников.
В период адаптации первоклассников нами были проведены такие проекты, как «Продлим жизнь книгам», «Разведка осенних примет», в ходе которых мы могли наблюдать за учащимися, их поведением, общением между собой. А также в неназидательной форме корректировать поведение и направлять. Игровые моменты помогали снять напряжение, усталость. А путем развития партнерских отношений в процессе проектной деятельности повысить интерес детей к познанию и самооценку своих возможностей.
Предлагаем вам для ознакомления наиболее подробную разработку проекта:
Экологический проект «Разведка осенних примет»
(разработка проекта для учащихся начальных классов на основе экологического творческого проекта И. В. Цветковой, адаптированного для учащихся 1 класса МОУ «СОШ с. Колокольцовка Калининского района Саратовской области»)
Цель проекта: Собрать как можно больше фактов, подтверждающих наступление осени. (Для этого дети отправляются в ближайший парк). Учить действовать слаженно, в группе, а также самостоятельно находить информацию. Учить анализировать полученные сведения, обобщать результаты своих наблюдений.
Вид проекта: Сюжетно-ролевой, творческий, краткосрочный, групповой.
Адресация: проект реализуется в рамках раздела программы «Эколог» нравственно-эстетическое развитие посредствам ознакомления с окружающим миром.
Участники проекта: Учащиеся первого класса (дети 7 лет).
Время реализации проекта: Октябрь 2011г.
Результат: газеты сообщения, ответ на письмо с Заячьей поляны.
Презентация: выступления участников проекта с докладами.
Аннотация к проекту: Наблюдения показывают, что дети часто затрудняются в отражении в речи результатов своей исследовательской работы, а также легко отвлекаются, теряют интерес к специально- организованным наблюдениям в природе. Чтобы привлечь детей к наблюдениям, сконцентрировать внимание детей на усвоении данной темы, необходимо построить работу на эмоционально-чувственном восприятии, т. е. через участие в игре, где каждый может самореализоваться, а также, работая в группе, получить гораздо больший объем знаний.
Проект может реализовываться на разных возрастных ступенях – как с детьми первого, так и второго и третьего классов с учетом их возрастных особенностей, имеющихся знаний, умений, навыков. Мы дадим наиболее общее описание проекта, ориентированного на детей первого класса.
Проект реализуется в игровой форме – играем в разведчиков. Перед детьми должна быть поставлена актуальная для них цель (личностно и социально значимая). Это значит, что при игровой форме выполнения проекта игра не является самоцелью, она лишь средство, и именно так должна восприниматься и самими детьми.
Помочь обозначить цель проекта можно, начав работу с «неожиданно» принесенного почтальоном письма следующего содержания:
КУДА: МОУ «СОШ с. Колокольцовка Калининского района Саратовской области»
КОМУ: ученикам 1 класса
ОБРАТНЫЙ АДРЕС: Заячья поляна ближайшего леса
Здравствуйте, уважаемые первоклассники!
На Заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одна половина поляны считала, что пора, а другие зайцы говорили, что рано. Одни кричали, что трава еще зеленая, а другие – что небо уже серое. Одни говорили, что осень уже наступила и скоро начнется зима, а другие думают, что осень еще только собирается в наши края.
Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста. Ведь вы учитесь в школе и, наверное, сможете определить – наступила ли осень? Говорят, что идет она к нам через ваше село. Расскажите нам, далеко ли она, когда она будет в нашем лесу?
Только собрание заячьей поляны просит представить убедительные доказательства! Ведь менять шубки – дело для зайцев очень непростое! Надеемся на вашу помощь!
Заячье собрание.
Ближайший лес.
Работа с письмом подводит детей к цели: узнать, наступила ли осень – не по календарю, а в природе и в селе.
Как это сделать? Цель конкретизируется: провести разведку осенних примет.
Начинается игра
Формируется команда разведчиков: весь класс. Начинается подготовительный этап проекта. Он состоит из двух частей: разработка плана проекта и подготовка к осуществлению его основного практического дела (в данном случае – путешествие в природу с целью разведки осенних примет).
Как узнать: наступила ли осень? Ответ на этот вопрос предлагает каждый ученик класса, затем все вместе разрабатывают маршрут.
В итоге получается следующее:
1 этап маршрута – «Готовность №1», после которого следует «Старт».
На первом этапе дети собирают информацию о приметах осени и готовятся к празднику – старту разведки на местности. На старте они должны продемонстрировать свою готовность к разведке – знание осенних примет, умение отличать приметы осени в природе и в селе.
Старт представляет собой конкурсную программу, в которой участвуют все ученики (разведчики) – члены разведотряда.
- Каждый представляет себя, затем все вместе произносят приветствие: «Добро пожаловать, осень!».
- Конкурс стихов об осени, в которых звучат ее приметы. Например, следующие.
Дремлет солнце,
Листья, словно птицы,
Стаей закружились над землей.
И, как листья, стая птиц кружится,
Спорит с небом, потеряв покой.
Приутихли села и дубравы,
Опустели вязкие поля,
Опалил сентябрь кусты и травы,
И сверкает лужами земля.
На селе костры – рябины гроздья –
Занялись наперекор дождям,
По земле шагает осень – гостья
И разносит радость по домам.
***
Осень, осень… солнце
В тучах отсырело –
Даже в полдень светит
Тускло и несмело.
Из холодной рощи
В поле, на тропинку,
Выдуло зайчонка –
Первую снежинку.
***
На тропинке у калины,
На дорожке у балкона
Точно частый след гусиный –
Золотые листья клена.
- Конкурс художников – «Волшебное письмо».
Думал я день, думал два и четыре:
Как рассказать всему миру о мире?
Чтобы письмо мое без перевода
Сразу дошло до любого народа?
И наконец-то меня осенило:
В этом письме не нужны мне чернила!
Яркими красками с кистью в руке
Буду писать на таком языке:
Листья на дереве – краской зеленой,
Краской коричневой – горные склоны,
Краской оранжевой – жаркое солнце,
Разною краской – мой дом и оконце,
Желтой – колосья созревшего хлеба,
Синею краской – прозрачное небо,
Белого голубя белым оставлю –
Целый рассказ я из красок составлю!
Этот рассказ мой – о счастье, о мире –
Люди читать будут в каждой квартире.
Тронет он душу любого народа:
Краскам не требуется перевода!
Художники должны выполнить задание – раскрасить заданный (в контурном черно-белом варианте) пейзаж так, чтобы он соответствовал осеннему времени года. Пейзаж может быть дополнен некоторыми деталями по усмотрению участников конкурса.
- Конкурс «Одень прохожих»: из предложенной одежды (в рисунках) участникам конкурса необходимо отобрать наиболее подходящую для осени. При этом желательно не забывать мелкие детали, такие как плащ или зонтик. Лишнюю одежду и предметы (например коньки) необходимо отложить в сторону.
- «Копилка народной мудрости» - конкурс знатоков народных примет.
- «Осенняя мелодия» (исполнение песен об осени, исполнение костюмированного танца «Листопад»).
- «Портрет осени» (домашнее задание: дети демонстрируют нарисованный заранее портрет осени и комментируют его, подробно характеризуя это время года).
- конкурсная программа заканчивается решением жюри (в составе родителей младших школьников) о готовности детей к разведке на местности и вручением призов и маршрутных листов для игры на местности.
Карта разведки может выглядеть следующим образом:
Второй этап – разведка на местности – это путешествие класса по намеченному маршруту с остановками, на которых разведгруппа выполняет определенное задание.
1-я остановка – «Облака». На открытом пространстве дети наблюдают небо, форму и скорость движения облаков. Здесь же при помощи термометра измеряется температура воздуха. На маршрутном листе делаются соответствующие записи и рисунки.
2-я остановка – «Вода». Возле речки дети наблюдают цвет воды, волны, измеряют температуру воды.
3-я остановка – «Пришкольный огород». Каждый находит «вещественное доказательство» наступления осени – любой созревший фрукт и овощ.
4-я остановка – «Рябинка». Дети обращают внимание на созревшие плоды рябины. Обращают внимание на ярко – оранжевый цвет ягод, на покрасневшие рябиновые листья. Сравнивают рябину с «костром».
5-я остановка – «Пришкольные цветы». Дети наблюдают за отцветающими растениями на клумбах, собирают в конверт семена цветов.
6-я остановка – «В гостях у пернатых». На протяжении всего маршрута дети отмечают отсутствие перелетных птиц, а на остановке слушают птичье пение, сравнивают его с весенним.
7-я остановка – «Прохожие». Дети наблюдают одежду людей, соответствие ее времени года.
8-я остановка – «Листопад». Сбор осенних листьев.
Содержание остановок зависит от особенностей окружающей природной и социальной среды.
По окончании разведки на местности дети оформляют свои донесения в форме газет с рисунками и рассказами об увиденном на маршруте. Каждый готовит свое сообщение.
Подведение итогов проводится в присутствии родителей с празднично накрытым «осенним» столом с фруктами, осенними букетами. Частью сценария итогового праздника является чествование осени, роль которой исполняет кто-то из родителей.
Не забываем ответить на письмо с Заячьей поляны: текст составляется, запечатывается в конверт, а утром (так же неожиданно, как и появился) конверт исчезает.
При подведении итогов обсуждается не только тема проекта, но и то, как действовали разведчики: кто оказался самым дружным, кто собрал больше всего народных примет и т. п., что, возможно, получилось не так, как задумывали, что надо учесть, если еще раз придется отправиться в разведку.
Наблюдая за ходом работы над проектами, проводимыми во внеурочной деятельности, мы можем сделать следующие выводы: использование методики проектной деятельности значительно повышает интерес младших школьников к обучению, способствует созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе и раскрепощению детей, помогает воспринять учебно-познавательную деятельность как социально значимую для ребенка, а самое главное содействует процессу скорейшего привыкания первоклассников к новым условиям школьной жизни, решая тем самым проблему адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого педагогические аспекты деятельности учителя в период адаптации первоклассников
В работе представлены психологические особенности готовности детей к школе, деятельность учителя в период адаптации первоклассников....
Актуальность использования динамического часа в период адаптации первоклассников
Статья. "Актуальность использования динамического часа в период адаптации первоклассников". ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Наша школа работает в системе проектов. Каждый создает различные проекты.Я хочу поделится своей разработкой. Прошлой весной я реализовала проект по благоустройству территории школы "Пришкольный участо...
Роль внеурочной деятельности в период адаптации первоклассников
Роль внеурочной деятельности в период адаптации первоклассников...
«Игра – основной вид деятельности в период адаптации первоклассников».
Поступление в школу для многих детей является эмоционально-стрессовой ситуацией. Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной...
Использование ИКТ на уроках в период адаптации первоклассников к школе
Ииспользование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач, облегчающих и упрощающих адаптационный период - одно из требований к результатам освоения основной обра...
"Использование метода проектов во внеурочной деятельности в начальной школе".
Участвуя в проектной деятельности, учащиеся учатся:находить источники информации;планировать свою работу;сотрудничать друг с другом;доводить начатое дело до конца;расширять свой кругозор в интересующе...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Использование методики
Использование методики проектной деятельности значительно повышает интерес младших школьников к обучению, способствует созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе и раскрепощению детей, помогает воспринять учебно-познавательную деятельность как социально значимую для ребенка, а самое главное содействует процессу скорейшего привыкания первоклассников к новым условиям школьной жизни, решая тем самым проблему адаптации.