РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Азбука профориентации ХХI века» для обучающихся 9 класса
рабочая программа
Настоящая программа предназначена для содействия социально-психологической адаптации подростков в области профориентации. Данный курс ставит своей целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире профессий и самостоятельно анализировать профессии, составить представление о том, как функционирует рынок труда и какие особенности существуют на региональном рынке труда, и в результате сформировать информационную готовность молодёжи к профессиональному выбору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_proforientatsii.docx | 56.01 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Азбука профориентации ХХI века»
для обучающихся 9 класса
Пояснительная записка.
Настоящая программа предназначена для содействия социально-психологической адаптации подростков в области профориентации. Данный курс ставит своей целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире профессий и самостоятельно анализировать профессии, составить представление о том, как функционирует рынок труда и какие особенности существуют на региональном рынке труда, и в результате сформировать информационную готовность молодёжи к профессиональному выбору.
Данная программа рекомендована для учащихся 9-х классов. Курс реализовывается в течение всего учебного года. Регулярность занятий - один раз в неделю.
Курс рассчитан на 35 часов, состоит из пяти разделов, введения и заключения. Каждый раздел разбит на темы. Каждое занятие состоит из практической и теоретической части. Теоретическая часть включает изучение личности, мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно – поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
Цель курса: создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества, региона в кадрах; сформировать способности к социально-профессиональной адаптации в обществе.
Задачи курса:
- расширить представления учащихся о современном «рынке профессий»;
- сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией;
- сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;
- способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.
Ожидаемые результаты.
Реализация данной программы позволит:
- сформировать у учащихся адекватные представления о себе и своём профессиональном соответствии;
- сформировать знания учащихся о специфике современного рынка труда и его развития;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;
- помочь учащимся принять осознанное решение о профессиональном выборе и направлении дальнейшего обучения;
- повысить мотивацию молодёжи к труду.
Форма и средства контроля:
Оценивание знаний обучающихся предполагается осуществлять по системе зачёт//незачёт по полугодиям.
Для работы имеются учебники, тетради для учащихся, курс презентации к тематическому планированию.
Учебно-тематический план.
№ раздела | Наименование раздела | Тема | Общее кол-во часов | |
1 | Введение | 1 | Понятие «Профориентация». Три составляющие правильного выбора профессии. Край в котором ты живёшь: особенности Ханты-Мансийского автономного округа –Югры. Социально-психологическое исследование (анкетирование) | 2 |
2 | Психологический аспект профессионального выбора «Что я знаю о себе» | 1 | Понятие личности. Эмоции. Природная основа личности. Темперамент. | 10 |
2 | Изучение интересов и мотивов. | |||
3 | Ценностные ориентации. | |||
4 | Способности (общие и специальные способности, качества успешного человека). | |||
5 | Профессионально важные качества. | |||
6 | Коммуникативная успешность. Барьеры коммуникации. | |||
7 | Самооценка. | |||
8 | Целеполагание и образ будущего. | |||
9 | Этапы профессионального самоопределения. | |||
10 | Карта самопознания. | |||
3 | Мир профессий. «Что я знаю о профессиях» | 1 | Понятие «профессия». Классификация профессий. | 9 |
2 | Классификация профессий по предмету труда. | |||
3 | Профессии типа «человек-человек». | |||
4 | Профессии типа «человек-знак». | |||
5 | Профессии типа «человек - художественный образ». | |||
6 | Профессии типа «человек-техника». | |||
7 | Профессии типа «человек-природа». | |||
8 | Профессии типа «человек-бизнес». | |||
9 | Просмотр профессиограмм. | |||
4 | Система профессионального образования. «Что я знаю об образовании?» | 1 | Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты. | 3 |
2 | Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации. Правила поступления. Информация, необходимая при выборе учебного заведения | |||
3 | Система профессиональных учебных заведений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. | |||
5 | Анализ современного рынка труда. «Что я знаю о рынке труда?» | 1-2 | Основные понятия и определения. Факторы, влияющие на состояние рынка труда. | 4 |
3 | Особенности и тенденции развития труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Проблемы трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. | |||
4 | Многообразие форм занятости. Программы временной занятости молодёжи. Особенности организации временной занятости молодёжи в Ханты - Мансийском автономном округе – Югре | |||
6 | Технологии выбора профессии. «Как выбрать профессию». | 1 | Типичные ошибки при выборе профессии. | 3 |
2 | Стратегии принятия решения при выборе профессии. | |||
3 | Самостоятельная работа по пройденному разделу. | |||
7 | Заключение. «Моя профессиональная карьера» | 1-2 | Социально-психологическое исследование (анкетирование). Индивидуальный профессиональный план. | 4 |
3-4 | Индивидуальный профессиональный план. | |||
35 |
Содержание учебной дисциплины
Введение.
Тема 1. Понятие «профориентация». Три составляющие правильного выбора профессии. Край, в котором ты живёшь: особенности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Структура курса и особенности учебника. Понятие «профориентация».
Три составляющие правильного выбора профессии.
Особенности социокультурного и экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обзор.
Раздел 1. Психологические аспекты профессионального выбора.
«Что я знаю о себе?»
Тема 1. Понятие личности. Эмоции. Природная основа личности. Темперамент.
Интеллектуальный, эмоциональный и мотивационный (поведенческий) компоненты целостности личности. Понятие «эмоции». Темперамент, его основные свойства и типы. Психологические характеристики темперамента и его проявление в деятельности.
Тема 2. Побудительные силы человека - мотивы, интересы, склонности.
Понятия мотива, интереса, склонности. Основные теории мотивации.
Влияние структуры мотивации и сформированности интересов на успешность деятельности.
Тема 3. Ценностные ориентации.
Понятие ценностей и ценностных ориентаций и их связь с выбором профессии.
Собственные ценностные ориентации.
Тема 4. Способности.
Понятие общих и специальных способностей, их влияние на продуктивность деятельности.
Присущие учащимся способности.
Тема 5. Профессионально важные качества.
Профпригодность, профессионально важные качества.
Тема 6. Коммуникативная успешность. Барьеры коммуникации.
Понятие «конфликт», его виды, стадии, источники, способы разрешения, положительные и отрицательные стороны. Навыки Эффективного поведения в конфликтной ситуации.
Коммуникация в человеческом сообществе, коммуникабельность как черта личности. Понятие коммуникативного барьера.
Способы преодоления коммуникативного барьера.
Навыки рефлексии, самопознания и самоанализа.
Тема 7. Самооценка.
Понятие самооценки. Роль самооценки на качественную и профессиональную деятельность.
Тема 8. Целеполагание и образ будущего.
Формирование позитивного образа будущего. Освоение навыков целеполагания.
Формирование навыка постановки целей разного уровня и выработки стратегии их достижения.
Тема 9. Этапы профессионального самоопределения.
Этапы, стадии и закономерности построения профессиональной карьеры. Навыки и умения в сфере анализа и планирования.
Закономерности возрастного и профессионального развития. Понятия «профессиональная карьера», «возрастной период», «развитие профессионала».
Тема 10. Карта самопознания.
Навыки самопознания, самоанализа и рефлексии.
Навыки самопрезентации и составления резюме.
Раздел 2. Мир профессий.
«Что я знаю о профессиях?»
Тема 1. Понятие «профессия». Классификация профессий по предмету труда.
Представление существующих профессий и их спецификаций.
Особенности профессий. Классификация профессий. Принципы классификации профессий. Профессиональный выбор.
Тема 2. Профессии типа «человек-человек».
Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек-человек». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек-человек». Знакомство с профессиями типа «человек-человек».
Тема 3. Профессии типа «человек-знак».
Особенности профессии типа «человек-знак». Профессиограммы наиболее востребованных профессий из этой области.
Тема 4. Профессии типа «человек - художественный образ».
Содержание, цели, условия труда, требования к личным качествам представителей профессии типа «человек - художественный образ». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек - художественный образ».
Тема 5. Профессии типа «человек-техника».
Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек-техника».
Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек-техника».
Тема 6. Профессии типа «человек-природа».
Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек-природа».
Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек-природа».
Тема 7. Профессии типа «человек-бизнес».
Представление о профессиях типа «человек – бизнес».
Особенности психологического типа представителей профессий этой группы.
Профессиограммы профессий типа «человек – бизнес».
Тема 8-9. Профессиограмма.
Профессии разного типа. Выбор профессии. Скрытые положительные и отрицательные стороны профессий разного типа.
Раздел 3. Система профессионального образования.
Что я знаю об образовании?»
Тема 1. Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты.
Виды учреждений профессионального образования. Государственные образовательные стандарты.
Тема 2. Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации. Правила поступления. Информация, необходимая при выборе учебного заведения.
Формы обучения, сроки освоения программ профессиональной подготовки с присваиваемой квалификацией. Правила приёма в учебные заведения.
Сбор и анализ информации, которая поможет сделать правильный выбор образовательного маршрута.
Тема 3. Система профессиональных учебных заведений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Обзор учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа –Югры. Филиалы и негосударственные учебные заведения.
Раздел 4. Анализ современного рынка труда.
«Что я знаю о рынке труда?»
Тема 1-2. Основные понятия и определения. Факторы, влияющие на состояние рынка труда.
Понятия рынка «труда», «спрос и предложение на рынке труда».
Механизм функционирования рынка труда.
Возможные ситуации на рынке труда. Факторы, влияющие на состояние рынка труда.
Тема 3. Особенности и тенденции развития труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Проблемы трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.
Специфические черты экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Особенности рынка труда автономного округа. Проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.
Тема 4. Многообразие форм занятости. Программы временной занятости молодёжи. Особенности организации временной занятости молодёжи в Ханты - Мансийском автономном округе – Югре.
Основные формы занятости.
Временная занятость молодёжи в Ханты - Мансийском автономном округе – Югре.
Раздел 5. Технологии выбора профессии.
«Как выбрать профессию».
Тема 1. Типичные ошибки при выборе профессии.
Типичные ошибки при выборе профессии.
Способы избегания типичных ошибок при выборе профессии.
Тема 2. Стратегии принятия решения при выборе профессии.
Стратегия принятия решений.
Способы аналитического решения в ситуации профессионального самоопределения.
Заключение.
Тема 1. Социально-психологическое исследование.
Уровень эффективности курса.
Сформированность профессиональных планов.
Тема 2. Индивидуальный профессиональный план.
Навыки планирования. Процесс профессионального самоопределения учащихся.
Ожидаемые результаты.
Реализация данной программы позволит:
- сформировать у учащихся адекватные представления о себе и своём профессиональном соответствии;
- сформировать знания учащихся о специфике современного рынка труда и его развития;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;
- помочь учащимся принять осознанное решение о профессиональном выборе и направлении дальнейшего обучения;
- повысить мотивацию молодёжи к труду.
Литература
Рабочая тетрадь учителя. Г. Ханты-Мансийск 2011 г.
Авторы:
Кудряшова Наталья Владимировна
Полякова Ирина Анатольевна
Быкова Лада Викторовна
Руппиева Елена Олеговна
Короваева Лариса Евгеньевна
Палагин Александр Анатольевич
Под общей редакцией кандидата педагогических наук Богайцевой Марины Викторовны.
Компакт диск
Учебник «Азбука профориентации ХХI века» г. Ханты – Мансийск 2011 г.
Рабочая тетрадь ученика
Авторы:
Кудряшова Наталья Владимировна
Полякова Ирина Анатольевна
Быкова Лада Викторовна
Руппиева Елена Олеговна
Короваева Лариса Евгеньевна
Палагин Александр Анатольевич
Под общей редакцией кандидата педагогических наук Богайцевой Марины Викторовны.
Календарно-тематический план
Дата | ||||||||||||||||||
Наименование раздела, темы | Цель | Формы работы | Кол-во часов | |||||||||||||||
9 «А» | ||||||||||||||||||
план | факт | Раздел 1. Введение | 2 | |||||||||||||||
| Понятие «профориентация». Три составляющие правильного выбора профессии. Край, в котором ты живёшь: особенности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Социально - психологическое исследование (анкетирование). | Составить в сознании обучающихся представление о курсе, который им предстоит изучить. Познакомить учащихся со структурой курса и особенностями учебника. | Анкетирование, групповая работа | 2 | ||||||||||||||
Раздел 2. Психологический аспект профессионального выбора « Что я знаю о себе» | 10 | |||||||||||||||||
| Понятие личности. Эмоции. Природная основа личности. Темперамент. | Познакомить обучающихся с: интеллектуальным, эмоциональным и мотивационным (поведенческим) компонентами целостности личности; понятием «эмоции»; понятием «темперамент», его основными свойствами и типами; с психологическими характеристиками темперамента и его проявлениями в деятельности. | Индивидуальная, групповая, дискуссия, анкетирование | 1 | ||||||||||||||
Изучение интересов и мотивов. | Сформировать представление о понятиях мотива, интереса, склонности. Ознакомить учащихся с основными теориями мотивации. | Дискуссия, анкетирование | 1 | |||||||||||||||
Ценностные ориентации. | Познакомить обучающихся с понятием ценностей и ценностных ориентаций и их связью с выбором профессии. Изучить систему собственных ценностных ориентаций в ходе практического занятия. | Карточная игра «Тудема-сюдема», анкетирование. | 1 | |||||||||||||||
Способности (общие и специальные способности, качества успешного человека). | Познакомить обучающихся с понятием общих и специальных способностей, их влиянием на продуктивность деятельности. В ходе практических занятий составить представление о части присущих учащимся способностей. | Беседа. Индивидуальная работа над творческими заданиями | 1 | |||||||||||||||
Профессионально важные качества. | Познакомить обучающихся с понятием профпригодность, профессионально важных качеств. В ходе эвристической беседы формировать представление учащихся о качествах, профессионально важных в значимых для них профессиях. | Эвристическая беседа | 1 | |||||||||||||||
Коммуникативная успешность. Барьеры коммуникации. | Познакомить обучающихся с понятием «конфликт», его видами, стадиями, источниками, способами разрешения, положительными и отрицательными сторонами. Развивать у учащихся навыки эффективного поведения в конфликтной ситуации. Формировать у учащихся мотивацию на развитие способности использовать конструктивные стратегии решения конфликтных ситуаций. | Организация проблемных ситуаций, рефлексия. | 1 | |||||||||||||||
Самооценка. | Познакомить обучающихся с понятием самооценки. Показать роль самооценки и разных её деформаций: завышенной и заниженной самооценки. | Беседа, анкетирование, опрос по пройденным темам | 1 | |||||||||||||||
Целеполагание и образ будущего. | Формирование позитивного образа будущего. Освоение навыков целеполагания. Формирование навыка постановки целей разного уровня и выработка стратегии их достижения. | Анкетирование, творческая работа по заполнению личного герба. | 1 | |||||||||||||||
Этапы профессионального самоопределения. | Познакомить обучающихся с этапами, стадиями и закономерностями построения профессиональной карьеры. Развить навыки и умения учащихся в сфере анализа и планирования. Информировать учащихся о закономерностях возрастного и профессионального развития и раскрыть понятия «профессиональная карьера», «возрастной период», «развитие профессионала». | Работа группами по заполнению таблиц | 1 | |||||||||||||||
Карта самопознания. | Развить у обучающихся навыки самопознания, самоанализа и рефлексии. Развить у учащихся навыки самопрезентации и составления резюме. | Анкетирование, беседа | 1 | |||||||||||||||
Раздел 3. Мир профессий. «Что я знаю о профессии». | 9 | |||||||||||||||||
Понятие «профессия». Классификация профессий. | Расширить представления обучающихся о существующих профессиях и их спецификах. Формировать представления об особенностях профессий через отработку представлений о классификациях профессий и положенных в основу этих классификаций принципах. | Беседа, работа в группах. | 1 | |||||||||||||||
Классификация профессий по предмету труда. | ||||||||||||||||||
Профессия типа «человек – человек». | Познакомить обучающихся с содержанием, целями, условиями труда, личными качествами представителей профессий типа «человек-человек». Развить навыки анализа содержания труда и классификации профессий типа «человек-человек». | Работа с учебником, анкетирование | 1 | |||||||||||||||
Профессия типа «человек - знак» | Дать информацию об особенностях профессий типа «человек-знак». Познакомить обучающихся с профессиограммами наиболее востребованных профессий из этой области. | Задание Один день из жизни профессионала | 1 | |||||||||||||||
Профессия типа «человек – художественный образ» | Познакомить учащихся с содержанием, целями, условиями труда, требованиями к личным качествам представителей профессий типа «человек-художественный образ» при выполнении практического задания. | Беседа, тестирование. | 1 | |||||||||||||||
Профессия типа «человек – техника» | Познакомить обучающихся с содержанием, целями, условиями труда, личными качествами представителей профессий типа «человек-техника». Развить навыки анализа содержания труда и классификации профессий тип «человек-техника». | Работа в группах. | 1 | |||||||||||||||
Профессия типа «человек – природа» | Познакомить обучающихся с содержанием, целями, условиями труда, личными качествами представителей профессий типа «человек-природа». Развить навыки анализа содержания труда и классификации профессий тип «человек-природа». | Беседа. Самостоятельная работа с учебником. | 1 | |||||||||||||||
Профессия типа «человек – бизнес» | Формировать представление о профессиях «человек-бизнес». Познакомить обучающихся с особенностями психологического типа представителей профессий этой группы. | Игра « Бизнес-риск-мен». | 1 | |||||||||||||||
Просмотр профессиограмм | Конкретизировать представления обучающихся о профессиях разного типа. Формировать навык объективной оценки своего выбора в отношении профессии. | Групповая работа. | 1 | |||||||||||||||
Зачётная работа по теме «Профессия» | Систематизировать знания по пройденным темам. | Зачёт | 1 | |||||||||||||||
Раздел 4. Система профессионального образования. «Что я знаю об образовании? | 3 | |||||||||||||||||
Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты. | Формировать представление об современной системе профессионального образования. Информировать обучающихся о возможностях последовательного получения профессионального образования разного уровня. | Индивидуальная работа | 1 | |||||||||||||||
Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации. Правила поступления. Информация, необходимая при выборе учебного заведения. | Научить обучающихся самостоятельно собирать и анализировать информацию, которая поможет сделать правильный выбор образовательного маршрута. | Просмотр и беседа по правилам поступления | 1 | |||||||||||||||
Система профессиональных учебных заведений Ханты-Мантыйского автономного округа-Югры. | Помочь обучающимся сориентироваться в выборе конкретного учебного заведения в ХМАО. | Индивидуальная работа в рабочих тетрадях. | 1 | |||||||||||||||
Раздел 5.Анализ современного рынка труда. «Что я знаю о рынке труда». | 4 | |||||||||||||||||
Основные понятия и определения. Факторы, влияющие на состояние рынка труда. | Интерпретировать понятия «рынок труда», «спрос и предложение на рынке труда». Сформировать у обучащихся представление о механизме функционирования рынка труда. | Организация игровой деятельности « Моё предприятие». | 2 | |||||||||||||||
Особенности и тенденции развития рынка труда Ханты-Мансийского автономного округа Югры. Проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. | Определить возможные ситуации на рынке труда. Определить факторы, влияющие на состояние рынка труда. Выявить специфические черты рынка труда ХМАО. | Индивидуальная и групповая работа | 1 | |||||||||||||||
Многообразие форм занятости. Программы временной занятости для молодёжи. Особенности организации временной занятости молодёжи в Ханты-Мантыйском автономном округа-Югре. | Оценить с обучающимися достоинства и недостатки различных форм занятости. Уточнить, в чём достоинства временной занятости молодёжи и чем она может быть полезна. | Беседа, работа с учебником. | 1 | |||||||||||||||
Раздел 6. Технологии выбора профессии «Как выбрать профессию». | 3 | |||||||||||||||||
Типичные ошибки при выборе профессии. | Познакомить обучающихся с типичными ошибками при выборе профессии. Ориентировать учащихся на избегание типичных ошибок в выборе профессии. | Беседа | 1 | |||||||||||||||
Стратегии принятия решения в выборе профессии. | Изучение стратегий принятия решений. Обучение подростков способам аналитического решения в ситуации профессионального самоопределения. | Проблемные ситуации (работа в группах), творческие задания. | 1 | |||||||||||||||
Самостоятельная работа по пройденному разделу. | Систематизировать знания. | Индивидуальная работа. | 1 | |||||||||||||||
Раздел 7. Заключение. «Моя профессиональная карьера». | 4 | |||||||||||||||||
Социально-психологическое исследование (анкетирование) Индивидуальный профессиональный план. | Выявить уровень эффективности курса | Тестирование, представление профессиональных планов. | 2 | |||||||||||||||
Индивидуальный профессиональный план | Развитие навыков планирования. Актуализация полученных при обучении знаний. Активизация процесса профессионального самоопределения обучающихся. | Беседа, рефлексия. | 2 | |||||||||||||||
Итого: | 35 часов |
Календарно-тематический план
Дата | ||||||||||||||||
Наименование раздела, темы | Цель | Формы работы | Кол-во часов | |||||||||||||
9 «К» | ||||||||||||||||
План | факт | Раздел 1. Введение | 2 | |||||||||||||
| Понятие «профориентация». Три составляющие правильного выбора профессии. Край, в котором ты живёшь: особенности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Социально-психологичесое исследование (анкетирование). | Составить в сознании обучающихся представление о курсе, который им предстоит изучить. Познакомить учащихся со структурой курса и особенностями учебника. | Анкетирование, групповая работа | 2 | ||||||||||||
Раздел 2. Психологический аспект профессионального выбора « Что я знаю о себе» | 10 | |||||||||||||||
| Понятие личности. Эмоции. Природная основа личности. Темперамент. | Познакомить обучающихся с: интеллектуальным, эмоциональным и мотивационным (поведенческим) компонентами целостности личности; понятием «эмоции»; понятием «темперамент», его основными свойствами и типами; с психологическими характеристиками темперамента и его проявлениями в деятельности. | Индивидуальная, групповая, дискуссия, анкетирование | 1 | ||||||||||||
Изучение интересов и мотивов. | Сформировать представление о понятиях мотива, интереса, склонности. Ознакомить учащихся с основными теориями мотивации. | Дискуссия, анкетирование | 1 | |||||||||||||
Ценностные ориентации. | Познакомить учащихся с понятием ценностей и ценностных ориентаций и их связью с выбором профессии. Изучить систему собственных ценностных ориентаций в ходе практического занятия. | Карточная игра «Тудема-сюдема», анкетирование. | 1 | |||||||||||||
Способности (общие и специальные способности, качества успешного человека). | Познакомить учащихся с понятием общих и специальных способностей, их влиянием на продуктивность деятельности. В ходе практических занятий составить представление о части присущих учащимся способностей. | Беседа. Индивидуальная работа над творческими заданиями | 1 | |||||||||||||
Профессионально важные качества. | Познакомить учащихся с понятием профпригодность, профессионально важных качеств. В ходе эвристической беседы формировать представление учащихся о качествах, профессионально важных в значимых для них профессиях. | Эвристическая беседа | 1 | |||||||||||||
Коммуникативная успешность. Барьеры коммуникации. | Познакомить учащихся с понятием «конфликт», его видами, стадиями, источниками, способами разрешения, положительными и отрицательными сторонами. Развивать у учащихся навыки эффективного поведения в конфликтной ситуации. Формировать у учащихся мотивацию на развитие способности использовать конструктивные стратегии решения конфликтных ситуаций. | Организация проблемных ситуаций, рефлексия. | 1 | |||||||||||||
Самооценка. | Познакомить учащихся с понятием самооценки. Показать роль самооценки и разных её деформаций: завышенной и заниженной самооценки. | Беседа, анкетирование, опрос по пройденным темам | 1 | |||||||||||||
Целеполагание и образ будущего. | Формирование позитивного образа будущего. Освоение навыков целеполагания. Формирование навыка постановки целей разного уровня и выработка стратегии их достижения. | Анкетирование, творческая работа по заполнению личного герба. | 1 | |||||||||||||
Этапы профессионального самоопределения. | Познакомить обучающихся с этапами, стадиями и закономерностями построения профессиональной карьеры. Развить навыки и умения учащихся в сфере анализа и планирования. Информировать учащихся о закономерностях возрастного и профессионального развития и раскрыть понятия «профессиональная карьера», «возрастной период», «развитие профессионала». | Работа группами по заполнению таблиц | 1 | |||||||||||||
Карта самопознания. | Развить у обучающихся навыки самопознания, самоанализа и рефлексии. Развить у учащихся навыки самопрезентации и составления резюме. | Анкетирование, беседа | 1 | |||||||||||||
Раздел 3. Мир профессий. «Что я знаю о профессии». | 9 | |||||||||||||||
Понятие «профессия». Классификация профессий. | Расширить представления обучающихся о существующих профессиях и их спецификах. Формировать представления об особенностях профессий через отработку представлений о классификациях профессий и положенных в основу этих классификаций принципах. | Беседа, работа в группах. | 1 | |||||||||||||
Классификация профессий по предмету труда. | ||||||||||||||||
Профессия типа «человек – человек. | Познакомить обучающихся с содержанием, целями, условиями труда, личными качествами представителей профессий типа «человек- человек». Развить навыки анализа содержания труда и классификации профессий типа «человек-человек». | Работа с учебником, анкетирование | 1 | |||||||||||||
Профессия типа «человек – знак» | Дать информацию об особенностях профессий типа «человек-знак». Познакомить обучающихся с профессиограммами наиболее востребованных профессий из этой области. | Задание Один день из жизни профессионала | 1 | |||||||||||||
Профессия типа «человек – художественный образ» | Познакомить обучающихся с содержанием, целями, условиями труда, требованиями к личным качествам представителей профессий типа «человек-художественный образ» при выполнении практического задания. | Беседа, тестирование. | 1 | |||||||||||||
Профессия типа «человек – техника» | Познакомить обучающихся с содержанием, целями, условиями труда, личными качествами представителей профессий типа «человек-техника». Развить навыки анализа содержания труда и классификации профессий тип «человек-техника». | Работа в группах. | 1 | |||||||||||||
Профессия типа «человек – природа» | Познакомить обучающихся с содержанием, целями, условиями труда, личными качествами представителей профессий типа «человек-природа». Развить навыки анализа содержания труда и классификации профессий тип «человек-природа». | Беседа. Самостоятельная работа с учебником. | 1 | |||||||||||||
Профессия типа «человек – бизнес» | Формировать представление о профессиях «человек-бизнес». Познакомить обучающихся с особенностями психологического типа представителей профессий этой группы. | Игра « Бизнес-риск-мен». | 1 | |||||||||||||
Просмотр профессиограмм | Конкретизировать представления обучающихся о профессиях разного типа. Формировать навык объективной оценки своего выбора в отношении профессии. | Групповая работа. | 1 | |||||||||||||
Зачётная работа по теме «Профессия» | Систематизировать знания по пройденным темам. | Зачёт | 1 | |||||||||||||
Раздел 4. Система профессионального образования. «Что я знаю об образовании? | 3 | |||||||||||||||
Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты. | Формировать представление об современной системе профессионального образования. Информировать обучающихся о возможностях последовательного получения профессионального образования разного уровня. | Индивидуальная работа | 1 | |||||||||||||
Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации. Правила поступления. Информация, необходимая при выборе учебного заведения. | Научить учащихся самостоятельно собирать и анализировать информацию, которая поможет сделать правильный выбор образовательного маршрута. | Просмотр и беседа по правилам поступления | 1 | |||||||||||||
Система профессиональных учебных заведений Ханты-Мантыйского автономного округа-Югры. | Помочь обучающимся сориентироваться в выборе конкретного учебного заведения в ХМАО. | Индивидуальная работа в рабочих тетрадях. | 1 | |||||||||||||
Раздел 5.Анализ современного рынка труда. «Что я знаю о рынке труда». | 4 | |||||||||||||||
Основные понятия и определения. Факторы, влияющие на состояние рынка труда. | Интерпретировать понятия «рынок труда», «спрос и предложение на рынке труда». Сформировать у обучающихся представление о механизме функционирования рынка труда. | Организация игровой деятельности « Моё предприятие». | 2 | |||||||||||||
Особенности и тенденции развития рынка труда Ханты-Мансийского автономного округа Югры. Проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. | Определить возможные ситуации на рынке труда. Определить факторы, влияющие на состояние рынка труда. Выявить специфические черты рынка труда ХМАО. | Индивидуальная и групповая работа | 1 | |||||||||||||
Многообразие форм занятости. Программы временной занятости для молодёжи. Особенности организации временной занятости молодёжи в Ханты-Мантыйском автономном округа-Югре. | Оценить с учащимися достоинства и недостатки различных форм занятости. Уточнить, в чём достоинства временной занятости молодёжи и чем она может быть полезна. | Беседа, работа с учебником. | 1 | |||||||||||||
Раздел 6. Технологии выбора профессии «Как выбрать профессию». | 3 | |||||||||||||||
Типичные ошибки при выборе профессии. | Познакомить учащихся с типичными ошибками при выборе профессии. Ориентировать учащихся на избегание типичных ошибок в выборе профессии. | Беседа | 1 | |||||||||||||
Стратегии принятия решения в выборе профессии. | Изучение стратегий принятия решений. Обучение подростков способам аналитического решения в ситуации профессионального самоопределения. | Проблемные ситуации (работа в группах), творческие задания. | 1 | |||||||||||||
Самостоятельная работа по пройденному разделу. | Систематизировать знания. | Индивидуальная работа. | 1 | |||||||||||||
Раздел 7. Заключение. «Моя профессиональная карьера». | 4 | |||||||||||||||
Социально-психологическое исследование (анкетирование) Индивидуальный профессиональный план. | Выявить уровень эффективности курса | Тестирование, представление профессиональных планов. | 2 | |||||||||||||
Индивидуальный профессиональный план | Развитие навыков планирования. Актуализация полученных при обучении знаний. Активизация процесса профессионального самоопределения учащихся. | Беседа, рефлексия. | 2 | |||||||||||||
Итого: | 35 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Азбука первоклассника» ( внеурочная деятельность ) для 1 класса
Курс «Азбука первоклассника» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе для реализации федерального государственного образовательного станда...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Школа Докторов» для обучающихся 4 класса.
В Стандартах второго поколения отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обуч...
Рабочая программа курса «Азбука нравственности» (в рамках курса ОРКСЭ)
Рабочая программа курса "Азбука нравственности "( в рамках курса ОРКСЭ) для Внеурочной деятельности в 1 классе....
Рабочая программа курса по психологии "Жизненные навыки" для обучающихся 1 класса.
Программа «Жизненные навыки» направлена на развитие эмоционального интеллекта детей, темами уроков выбраны личные проблемы детей данного возраста, решение которых требует от ребенка навыко...
Рабочая программа курса по выбору «Литературная гостиная» для обучающихся 2 класса на 2020-20201учебный год
Рабочая программа курса по выбору «Литературная гостиная» разработана в соответствии с требованиями· Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Орлята России» для обучающихся 1-4 классов
Программа внеурочной деятельности «Орлята России» составлена в соответствии с Примерной рабочей программой учебного курса «Орлята России» / авторы-составители Волкова Н.А., Кит...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Функциональная грамотность для обучающихся 1-4 классов
Данная рабочая программа при необходимости может быть реализована частично с применением электронного обучения и дистанционных технологий....