Рабочая программа курса по психологии "Жизненные навыки" для обучающихся 1 класса.
рабочая программа (1 класс)
Программа «Жизненные навыки» направлена на развитие эмоционального интеллекта детей, темами уроков выбраны личные проблемы детей данного возраста, решение которых требует от ребенка навыков обращения с чувствами.
В основе программы лежит уважение к субъективному миру чувств и потребностей ребенка. Курс учит серьезно относиться к своим и чужим чувствам, понимать этот особый мир. Метод, применяемый для получения знаний в этой области, - это самопознание, проживание изучаемых феноменов. Занятия проходят в форме психологического тренинга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhiznennye_navyki_1_kl_1.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса по психологии «Жизненные навыки» 1 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе программы курса «Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе» под редакцией С.В.Кривцовой. Данный курс рассчитан на 34 часа.
Основная цель:
- развитие эмоционального интеллекта детей.
Основные задачи данного курса:
- дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;
- создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;
- передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.
Общая характеристика курса
Программа «Жизненные навыки» направлена на развитие эмоционального интеллекта детей, темами уроков выбраны личные проблемы детей данного возраста, решение которых требует от ребенка навыков обращения с чувствами.
В основе программы лежит уважение к субъективному миру чувств и потребностей ребенка. Курс учит серьезно относиться к своим и чужим чувствам, понимать этот особый мир. Метод, применяемый для получения знаний в этой области, - это самопознание, проживание изучаемых феноменов. Занятия проходят в форме психологического тренинга.
Описание места данного курса в учебном плане
Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Занятия проводятся в рамках внеурочного компонента в малых группах (половина класса). Каждая тема укладывается в один урок. Занятия сгруппированы в четыре самостоятельных блока, по принципу один модуль - одна четверть.
Описание ценностных ориентиров
Основная идея курса: создание психологически безопасной среды для ребенка, где его чувства и потребности имеют первостепенное значение; формирование чувства ответственности, совести и самоуважения, уважения к окружающим.
Содержание программы «Жизненные навыки». (34ч.)
Тема 1. Я – особенный. 8 часов
Осознание того, что на занятиях безопасно, меня принимают, тепло ко мне относятся. Мои чувства, потребности, то есть мой внутренний мир, важнее моих успехов и даже моего поведения.
Тема 2. «Нравиться – не нравится» каждый день. 9 часов
Понимание важности своего отношения к тому с чем они сталкиваются в своей жизни. «Нравится» и «не нравится» и есть разновидности таких отношений. Подвести детей к чувству: «моя жизнь имеет ценность».
Тема 3. Дружба. 10 часов
Осознание понятия дружбы, развитие умения присоединяться к группе, знакомиться. Понимание того, какое поведение разрушает дружбу, как другие люди воспринимают их дружеское поведение, понимание важности взаимодействия при выполнении разных задач.
Тема 4. Я и другой. Мир начинается с меня. 7 часов
Приобретение собственного опыта восприятия инакости другого, осознание своего отношения к тому человеку, который не похож на других. Сопереживание человеку, переживающему ситуацию неприятия, осознать, что непринятие может смениться со временем хорошим отношением. Почувствовать свою неповторимость, непохожесть на других и принять ее.
Результаты освоения курса «Жизненные навыки» на конец учебного года
Личностные результаты освоения курса | Метапредметные результаты освоения курса |
Учащиеся научатся:
| Учащиеся будут знать:
|
Учащиеся получат возможность научиться:
| Учащиеся могут научиться:
|
Могут быть сформированы:
|
Тематическое планирование
№ | Название темы | Примечания |
1 | Знакомство. | |
2 | Что такое чувства? | |
3-4 | Делимся чувствами. | |
5 | Я такой разный… | |
6 | Я – особенный. | |
7 | Чувства другого. | |
8 | Завершающее. | |
9 | Что мне нравится. | |
10 | Какое бывает время (на то, что мне нравится). | |
11 | Время – пространство для встреч. | |
12 | Ценности. | |
13 | Что мне не нравится. | |
14 | Нравится – не нравится. | |
15 | Наши чувства. | |
16 | «Разрешение» на гнев. | |
17 | Обобщающее. | |
18 | О дружбе и друзьях. | |
19 | Такие разные друзья. | |
20 | Знакомство. | |
21-22 | Что мешает дружбе. | |
23 | Просим прощения. | |
24 | Помогаем сами и принимаем помощь. | |
25 | Я – член команды. | |
26 | На меня можно положиться. | |
27 | Обобщающее. | |
28 | Я и Другой, не похожий на меня. | |
29 | Другой – не значит плохой | |
30 | Мы похожи! | |
31 | Мы – миротворцы. | |
32 | Мы разные, - и это здорово! | |
33 | Толерантность – это уважение к другому, не такому, как я. | |
34 | Обобщающее. |
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств МТО | Кол-во | Примечание |
Библиотечный фонд | ||
1. Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе. Методическое пособие – М.: Генезис 2002. – 208 с. 2. Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе. Рабочая тетрадь школьника – М.: Генезис, 2009. – 64 с., ил. | 1 экземпляр комплект | |
Технические средства обучения | ||
1. Компьютер | 1 экземпляр | |
2. Интерактивная доска | 1 экземпляр для фронтальной работы | |
3. Мультимедиа проектор | 1 экземпляр для фронтальной работы | |
4. Магнитофон | 1 экземпляр | |
5. Принтер /сканер струйный | 1 экземпляр | |
Экранно-звуковые пособия | ||
1. Видеофильмы, соответствующие тематике программы | 1 экземпляр для фронтальной работы | |
2.Мультимедийные образовательные ресурсы | 1 экземпляр для фронтальной работы | |
Оборудование класса | ||
1. Ученические столы с комплектом стульев | Класс-комплект | |
2. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов и пособий | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для второго класса по программе "Школа России"
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для второго класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для второго класса по программе "Школа России"
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для второго класса составлена на основе Федерального гоcударственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...
Рабочая программа курса "Учимся исследовать" для обучающихся 1-4 классов
Программа курса «Учимся исследовать» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, на основе программы «Исследовательская деятел...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-х классов "Динамическая пауза"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-х классов "Динамическая пауза" построена таким образом, что обучающиеся реализуют потребность в двигательной активности при ...
Рабочая программа курса «Русский язык» для обучающихся с ОВЗ
Учебная программа по русскому языку является традиционной, но адаптированной для обучающихся с задержкой психического развития. Разработана на основе Примерной программы по русскому языку, автор...
Адаптированная рабочая программа курса «Окружающий мир» для обучающихся 3б класса с ОВЗ (ЗПР)
Адаптированная рабочая программа разработана для третьего общеобразовательного класса. Трое обучающихся имеют рекомендацию ТПМПК для обучения по адаптированной программе для обучающихся с за...
Адаптированная рабочая программа курса «Русский язык» для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ЗПР)
Адаптированная рабочая программа разработана для третьего общеобразовательного класса. Трое обучающихся имеют рекомендацию ТПМПК для обучения по адаптированной программе для обучающихся с за...