Методическая разработка урока развития речи для 1 класса (вариант 2.2) по теме: «Зоопарк»
методическая разработка (1 класс)
Автор: М.В.Рябцова, учитель начальных классов ГБОУ школы-интернат №20 Петроградского района Санкт-Петербурга
Целевая аудитория: учащиеся 1 класса (вариант 2.2)
Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных учащимися 1 класса в предметной области «Развитие речи» по теме: «Зоопарк».
Учебные задачи:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки;
- стимуляция мыслительных процессов; повышение устойчивости внимания, снятие утомления;
- выражение положительных эмоций.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные УУД:
- формирование волевых усилий по развитию слухового восприятия и произношения;
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других, развитие слухового восприятия;
- уметь задавать вопросы и использовать речь для регуляции своего действия;
- уметь аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- обогащение словаря на материале урока, развитие устной коммуникации, овладение основными речевыми формами и правилами их применения, умение применять новый материал в жизненных ситуациях.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, элементы технологии сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, информационно-коммуникационной технологии.
Формы организации работы на занятии: фронтальная, индивидуальная.
Раздаточный материал: мозаики, карточки с заданиями, листы самооценки.
Оборудование: ПК, мультимедиа-проектор, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_dlya_nsportala.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока развития речи для 1 класса
по теме: «Зоопарк»
Автор: М.В.Рябцова, учитель начальных классов ГБОУ школы-интернат №20 Петроградского района Санкт-Петербурга
Целевая аудитория: учащиеся 1 класса (вариант 2.2)
Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных учащимися 1 класса в предметной области «Развитие речи» по теме: «Зоопарк».
Учебные задачи:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки;
- стимуляция мыслительных процессов; повышение устойчивости внимания, снятие утомления;
- выражение положительных эмоций.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные УУД:
- формирование волевых усилий по развитию слухового восприятия и произношения;
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других, развитие слухового восприятия;
- уметь задавать вопросы и использовать речь для регуляции своего действия;
- уметь аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- обогащение словаря на материале урока, развитие устной коммуникации, овладение основными речевыми формами и правилами их применения, умение применять новый материал в жизненных ситуациях.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, элементы технологии сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, информационно-коммуникационной технологии.
Формы организации работы на занятии: фронтальная, индивидуальная.
Раздаточный материал: мозаики, карточки с заданиями, листы самооценки.
Оборудование: ПК, мультимедиа-проектор, презентация.
Содержание учебного материала и этапы урока
в 1 классе (вариант 2.2.)
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1. Организация начала занятия. 1.1. Проверка звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА). (2 мин.) | Приветствует учащихся; включает учащихся в учебную деятельность; формирует самооценку готовности к занятию, организует проверку ЗУА, за экраном говорит начало предложения. | Приветствуют учителя, оценивают свою готовность, проверяют ЗУА, говорят концовку предложений учителя. | Личностные: -выражать положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: - формирование волевых усилий по развитию слухового восприятия и произношения. |
1.2. Настрой на занятие. (4 мин.) | Проводит «мозговую гимнастику». Настраивает учащихся на продуктивную работу. Читает стихотворение за экраном вместе с учениками. | Выполняют упражнения «мозговой гимнастики» вместе с учителем. Настрой на работу, чтение стихотворения. | Личностные: - повышение устойчивости внимания; - стимуляция мыслительных процессов; - выражение положительных эмоций. Регулятивные: - формирование волевых усилий по развитию слухового восприятия и произношения. |
2. Основная часть. 2.1. Формулирование темы урока. (7 мин.) | Демонстрация картинок. Организует беседу, выявляющую знания учеников по теме. Мотивирует учащихся к деятельности; организовывает устную коллективную работу; контролирует степень усвоения основных знаний, умений и навыков по данной теме. Организует работу у доски. | Рассматривают картинки. Аргументируют свои ответы, опираясь на имеющиеся знания. Отвечают на вопросы учителя. Активно участвуют в обсуждении. Выдвигают предположения о теме урока. | Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: - нацеливание на успешную работу; - выполнять задание в соответствии с поставленной целью. Познавательные: - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме; - умение слушать и слышать друг друга; - уметь задавать вопросы и использовать речь для регуляции своего действия. |
2.2. Собирание мозаики. «Кто лишний?» (7 мин.) | Организует индивидуальную работу и беседу о животных. Постановка задания: собрать мозаики, назвать, кто изображён, определить, кто лишний. Контроль за выполнением задания. Предлагает определить верно или неверно выполнено задание и аргументировать свою точку зрения. | Выполняют задание, работая индивидуально. Активно участвуют в беседе. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свои ответы, опираясь на имеющиеся знания. | Личностные: - проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу. Регулятивные: - принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; - расширить знания по теме. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других. |
2.3. Работа с сюжетной картинкой «Зоопарк». (5 мин.) | Демонстрирует картинку. Организует беседу. Задаёт вопросы. | Рассматривают картинку. Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свои ответы. Активно участвуют в беседе. | Личностные: - проявлять познавательную активность. Регулятивные: - уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные: - осуществлять анализ объектов. Коммуникативные: - уметь аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач. |
2.4. Физкультурная пауза. (4 мин.) | Предлагает выполнить упражнения. Выбирает «маленького учителя», который проведёт зарядку. | Учащиеся выполняют физические упражнения. «Маленький учитель» следит за выполнением упражнений. | Личностные: - выражение положительных эмоций; - снятие утомления, повышение внимания. Регулятивные: - планировать свои действия, самоконтроль. |
2.5. Работа с текстом. Закрепление знаний. (12 мин.) | Чтение текста вместе с учащимися. Постановка задания (на карточках): вставить пропущенные слова в тексте. Контроль за выполнением задания. Организует взаимопроверку работ. | Сначала читают текст вместе с учителем, затем сами. Выполняют задание самостоятельно. Взаимопроверка работ. | Личностные: - проявляют познавательную активность, творчество. Регулятивные: - выполнять задание в соответствии с поставленной целью; - осуществлять взаимоконтроль. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; - при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ. |
3.Организация окончания урока. Рефлексия. (4 мин.) | Предлагает проанализировать и оценить результаты своей работы на уроке, своё настроение. Анализирует работу учащихся, выделяет успехи каждого ребёнка, вручает животное-символ. | Анализируют и оценивают свою работу на уроке и настроение. Отвечают на вопросы учителя, воспроизводя полученную новую информацию на уроке. Оценивают свою работу на уроке, солнышко, тучку и солнышко или тучку. | Личностные: - демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки. Регулятивные: - осуществлять итоговый контроль; - уметь оценивать правильность выполнения действий. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Текст методической разработки
1. Организация начала урока.
1.1. Проверка звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА).
- Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы?
- Тогда вперёд! Как ты слышишь, Игорь? (аналогично с каждым учеником)
- В каком классе ты учишься, Гюля? Скажем вместе.
- Как зовут твою учительницу, Диана? Скажем вместе.
- Какое сейчас время года, Лиза? Скажем вместе.
1.2. Настрой на урок.
- Чтобы подготовиться к работе, давайте выполним упражнения «мозговой гимнастики». «Качания головой»: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. «Шапка для размышлений»: «наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.
- Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Основная часть.
2.1. Формулирование темы урока.
- Ребята, посмотрите на картинки. Скажите, кто это?
- Скажем вместе. Это животные.
- Назовите этих животных.
- Скажем вместе. Это слон. Это кошка. Это жираф. Это тигр. Это собака. Это корова.
- Прочитайте, что написано на табличках.
Домашние животные. Дикие животные.
- Где живут домашние животные?
- Скажем вместе. Домашние животные живут дома.
- Где живут дикие животные?
- Скажем вместе. Дикие животные живут в лесу, на природе.
- Теперь выберите домашних животных. Иди к доске, Диана. Кто это? (аналогично с каждым учеником)
- Давайте назовём домашних животных ещё раз. Кошка. Собака. Корова. Где живут домашние животные? … Дома, вместе с нами.
- Выберите диких животных. Иди к доске, Лиза. Кто это? (аналогично с каждым учеником)
- Давайте назовём диких животных ещё раз. Слон. Жираф. Тигр. Где живут дикие животные? … В лесу, на природе.
- Ребята, а где мы можем увидеть диких животных в городе?
- Скажем вместе. В зоопарке.
- Ребята, сегодня мы отправимся на экскурсию в зоопарк.
- Тема урока «Зоопарк». Скажем вместе.
2.2. Собирание мозаики. «Кто лишний?».
- Посмотрите, что у вас в конвертах. Вам нужно собрать мозаику и назвать животное, которое у вас получилось.
- Кто у тебя получился, Игорь? (аналогично с каждым учеником)
- Скажите, кто лишний?
- Правильно. Корова. А почему?
- Скажем вместе. Лиса, медведь, зебра, тигр и слон – дикие животные. Корова – домашнее животное.
2.3. Работа с сюжетной картинкой «Зоопарк».
- Посмотрите внимательно на картинку. Скажите, кто это? Куда они пошли?
- Скажем вместе. Дети пошли в зоопарк.
- Кого они увидели?
- Скажем вместе. Они увидели диких животных.
- Назовите их.
- Скажем вместе. Вот зебра.
- А это кто? Что он делает?
- Скажем вместе. Вот стоит слон.
- Это кто? Что он делает?
- Скажем вместе. Вот лежит тигр.
- Где живут животные?
- Скажем вместе. Животные живут в клетках.
- Как вы думаете, они добывают еду сами, или их кормит специальный человек?
- Скажем вместе. Животных кормит человек, который работает в зоопарке.
- Как вы думаете, животные сами убирают в клетках, или там убирает человек?
- Скажем вместе. В клетках убирает человек.
2.4. Физкультурная пауза.
- Сейчас сделаем зарядку, чтобы отдохнуть. Повторяйте за мной.
- Мы шагаем в зоопарк,
Побывать там каждый рад.
Вот медведи и пингвины,
Попугаи и павлины.
Вот жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы.
Все мы весело играем
И движенья повторяем.
2.5. Работа с текстом. Закрепление знаний.
- Ребята, сейчас мы прочитаем текст про зоопарк. Слушайте внимательно.
Зоопарк.
Дети пошли в зоопарк. Они увидели диких животных. Вот зебра. Вот стоит слон. Вот лежит тигр.
- А сейчас скажите, куда пошли дети?
- Скажем вместе. Дети пошли в зоопарк.
- Кого они увидели?
- Скажем вместе. Они увидели диких животных.
- Кто это?
- Скажем вместе. Вот зебра.
- А это кто? … Что он делает?
- Скажем вместе. Вот стоит слон.
- Кто это? … Что он делает?
- Скажем вместе. Вот лежит тигр.
- Возьмите карточки с этим текстом. Вставьте пропущенные слова.
- Что у тебя получило, Лиза. Прочитай.
- У всех так получилось?
- Хорошо. Молодцы.
3. Организация окончания урока. Рефлексия.
- Ребята, вам понравилась экскурсия в зоопарк? Было интересно?
- Я рада, что наш урок был для вас полезным и интересным. Вы занимались очень хорошо, были внимательными и активными. Игорь хорошо и внятно говорил. Никита ловко справился с мозаикой. Лиза быстро и правильно выполнила задание на карточке.
- Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнем урок опять.
Библиография:
- Выготский Л.С. «Мышление и речь». –М.: Лабиринт, 2008. – 352с.
- Красильникова О.А. «Развитие речи младших слабослышащих школьников на уроках литературного чтения: Учебно-методическое пособие». – СПб: КАРО, 2005. – 176с.
- Красильникова О.А. «Формирование грамматического строя речи слабослышащих школьников: Учебно-методическое пособие». – СПб: КАРО, 2005. – 176с.
- Под редакцией О.А. Красильниковой «Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха». – СПб: КАРО, 2006. – 112с.
- Зыкова Т.С., Зыкова М.А., Соловьева Т.А. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования глухих детей. Проект. – М.: Просвещение, 2013. – 59с. – (Стандарты второго поколения).
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО.2007. -208 с.
- Малофеев Н.Н., Кукушкина О.И., Никольская О.С., Гончарова Е.Л. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Просвещение, 2013. – 42с. – (Стандарты второго поколения).
- Савинов Е.С. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа». (Стандарты второго поколения). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 204с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс
Методическая разработка урока развития речи с применением информационных технологий. 3 класс. Из портфолио учителя ГБОУ школа №559 Выборгского района Санкт - Петербурга Лёвиной Натал...
Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс
Методическая разработка из портфолио учителя ГБОУ школа № 559 Выборгского района Санкт-Петербурга Лёвиной Наталии Николаевны...
Методическая разработка урока развития речи во 2 классе (изложение)
Урок обучающего изложения по коллективно составленным вопросам к тексту . УМК "Школа России"...
Методическая разработка - урок развития речи в 3 классе по теме "Готовим подарки"
Методическая разработка - урок развития речи в 3 классе коррекционной школы VII вида сочинение по теме "Готовим подарки маме"Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС, презентация Power ...
Методическая разработка урока развития речи для обучающихся с ЗПР. 3 класс
Обучающее изложение для детей с ЗПР....
Методическая разработка урока развития речи. 4 класс. "Морж"
Данная методическая разработка опробирована. Методичекий материал получил положительные отзывы коллег, интересен и поучителен для обучающихся....
Методическая разработка урока развития речи в 1 классе по теме: "Осень в парке"
Конспект урока развития речи предназначен для более полного раскрытия методики работы над содержанием картины в первом классе слабослышащих и позднооглохших детей....