Рабочая программа по учебному курсу "Развитие речи".
рабочая программа (2, 3, 4 класс)
Рабочая программа для 2-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по учебному курсу "Развитие речи". | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Мамоновская основная общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»
Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов протокол № 1 от «28 » августа 2019 г. Руководитель МО____________ /В.И.Медведева/ | Утверждаю директор школы __________ /А.А. Черных / Протокол № 139 от «28» августа 2019 г. М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
2-4 КЛАСС
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие речи» для 2-4 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
- Примерная программа по предмету «Развитие речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО и в соответствии с авторской программой В.П. Канакиной «Русский язык» (2-4 кл.) Москва, «Просвещение» 2014 г..
Учебно-методический комплекс «Школа России».
УМК: Учебники Русский язык. 2.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. Ч. 1, 2. 3.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. Ч. 1, 2. 4.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. Ч. 1, 2. На обучение учебному предмету «Развитие речи» отводится 34 часа во 2 классе из расчёта 1 час в неделю; 34 часа в 3 классе из расчёта 1 час в неделю; 34 часа в 4 классе из расчёта 1 час в неделю.
Цели:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
- повышать уровень языкового развития школьников,
- воспитывать познавательный интерес к родному языку,
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
- обогащение словарного и грамматического строя речи учащихся;
- обучение выбору точных, выразительных, адекватных речевой ситуации языковых средств
- обучение нормам языка и целесообразному, уместному применению его в зависимости от речевой ситуации, от смысла и стиля высказывания;
- совершенствование и развитие речевой деятельности учащихся, т.е. процессов порождения и восприятия речи на всех уровнях языка – фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом;
- выработка основных качеств «хорошей речи».
Задачи:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
- воспитание любви к великому русскому языку;
- развитие интереса к языку как учебному предмету;
- расширение и углубление программного материала;
- пробуждение в учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
- совершенствование общего языкового развития младших школьников.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Развитие речи».
Личностные результаты
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту;
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Метапредметные результаты
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Овладение следующими логическими действиями:
сравнение;
анализ;
синтез;
классификация и обобщение по родовидовым признакам;
установление аналогий и причинно-следственных связей;
построение рассуждений;
отнесение к известным понятиям.
Предметные результаты
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
2.Содержание учебного предмета «Развитие речи».
2-4 класс
Содержание | Формы организации и виды деятельности |
Развитие речи – 34 часа. | Устная и письменная речь. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Главные и второстепенные члены предложения. Типы текстов: рассуждение – объяснение, рассуждение – доказательство, сравнительное описание. Умение определять основную мысль текста. Выразительная речь. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса, пользоваться дыханием в процессе речи. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения, обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи. Умение выразительно прочитать текст после предварительной коллективной подготовки. Слово. Слово имеет значение. Родственные слова и синонимы. Родственные слова и омонимы. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Изобразительные средства языка: сравнения, олицетворение. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. План текста. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческое изложение с языковым разбором текста, сочинение по данному началу и опорным словам, по серии сюжетных картинок, по наблюдениям. Стихотворный текст. Рифма и ритм. Сочинение считалок, потешек, загадок. Диалог. Реплика диалога. Умение выделить диалог в художественном тексте. Умение выразительно исполнять диалог. Умение составлять диалог по аналогии с данным. |
Итого: 34 часа в каждом классе.
3.Календарно - тематическое планирование по развитию речи , 2 класс.
№п/п | Тема урока | Дата | Факт |
1 | Текст. Заголовок. Воспоминание о лете. | 06.09. | |
2 | Что такое тема и главная мысль текста? | 13.09. | |
3. | Текст. Части текста. | 20.09. | |
4. | Текст. Части текста. | 27.09. | |
5. | Обучающее изложение «Находчивый муравей». | 04.10. | |
6. | Работа над ошибками, допущенными в изложении. | 11.10. | |
7. | Сочинение по картине И.С.Остроухова «Золотая осень». | 18.10. | |
8. | Обучающее сочинение по серии картинок (упр.114). | 25.10. | |
9. | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | 01.11. | |
10. | Обучающее сочинение по картине С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство». | 15.11. | |
11. | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | 22.11. | |
12. | Сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси». | 29.11. | |
13. | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | 06.12. | |
14. | Обучающее изложение «Помощь ласточкам». | 13.12. | |
15. | Работа над ошибками, допущенными в изложении. | 20.12. | |
16. | Изложение повествовательного текста «Каток». | 27.12. | |
17. | Работа над ошибками, допущенными в изложении. | ||
18. | Изложение повествовательного текста по вопросам плана (Упр.50). | ||
19. | Работа над ошибками, допущенными в изложении. | ||
20. | Обучающее сочинение «Зимние забавы». | ||
21. | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | ||
22. | Сочинение «Наши домашние питомцы». | ||
23. | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | ||
24. | Обучающее изложение «Люлька». | ||
25. | Работа над ошибками, допущенными в изложении. | ||
26. | Обучающее изложение «Озорник» (Упр.115). | ||
27 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. | ||
28 | Что такое текст – повествование? (Упр.144). | ||
29 | Что такое текст описание? (Упр.165). | ||
30 | Восстановление предложений (упр.192). | ||
31 | Что такое текст рассуждение? (Упр.180). | ||
32. | Повторение по теме «Текст». (Упр. 193,194). | ||
33. | Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору». | ||
34 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. |
Календарно тематическое планирование по развитию речи 3 класс
№п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт |
1 | Урок развития речи | |||
2 | Текст. Части текста | |||
3 | Сочинение «Как я провел летние каникулы» | |||
4 | Сочинение по картине К.Е.Маковског «Дети, бегущие от грозы» | |||
5 | Сочинение по картине В.Д.Поленова «Золотая осень» | |||
6 | Обучающее изложение «Путешественница» | |||
7 | Обучающее изложение «Подарки для елочки» | |||
8 | Обучающее изложение «Как медведь сам себя напугал» | |||
9 | Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе» | |||
10 | Обучающее изложение по составленному плану «Прощальная песенка скворца» | |||
11 | Сочинение «Первый снег» | |||
12 | Обучающее сочинение «Клесты» | |||
13 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка» | |||
14 | Сочинение «Оляпка» | |||
15 | Обучающее изложение «Скворец Лева» | |||
16 | Обучающее изложение «Мал да удал» | |||
17 | Обучающее изложение «Живи, синичка!» | |||
18 | Обучающее изложение «За добро – добро» | |||
19 | Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван – царевич и лягушка – квакушка» | |||
20 | Обучающее изложение «Настоящий хозяин» | |||
21 | Сочинение «Новый год и Рождество Христово» | |||
22 | Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» | |||
23 | Отзыв по картине М.А.Врубеля 2Царевна – лебедь» | |||
24 | Отзыв по картине В.С.Серова «Девочка с персиками» | |||
25 | Сочинение «Слава нашим защитникам» | |||
26 | Обучающее изложение «Кошкин выкормыш» | |||
27 | Обучающее изложение «Лось зимнюю шапку ломает. С весной здоровается» | |||
28 | Сочинение «Пернатые гости» | |||
29 | Обучающее изложение «Солдат и соловушка» | |||
30 | Обучающее изложение «Зайчонок» | |||
31 | Сочинение «Книга – мой друг» | |||
32 | Изложение «Помощь пришла вовремя» | |||
33 | Сочинение «почему я жду летних каникул» | |||
34 | Обобщающий урок |
Тематическое планирование по учебному предмету «Развитие речи», 4 класс.
№ п/п | Наименование разделов, тем. | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Текст и его план. | 1 | ||
2 | Изложение по вопросам «Спасение воробышка». | 1 | ||
3 | Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень». | 1 | ||
4 | Работа над ошибками, допущенными в изложении и сочинении. | 1 | ||
5 | Изложение «Первая вахта» по самостоятельно составленному плану. | 1 | ||
6 | Обучающее изложение «Кот – рыбак». | 1 | ||
7 | Работа над ошибками, допущенными в изложении и сочинении. | 1 | ||
8 | Обучающее изложение « Тревога дроздов». | 1 | ||
9 | Сочинение – отзыв по картинеВ.М.Васнецова «Иван царевич на Сером волке». | 1 | ||
10 | Работа над ошибками, допущенными в изложении и сочинении. | |||
11 | Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег». | 1 | ||
12 | Обучающее изложение «Отважная птичка». | 1 | ||
13 | Работа с деформированным текстом «Малька». | 1 | ||
14 | Сочинение по картине В.А.Тропина «Кружевница». | 1 | ||
15 | Обучающее изложение «Настоящий друг». | 1 | ||
16 | Сочинения «Мои новогодние пожелания». | 1 | ||
17 | Сочинение по картине В.А. Серова «Мика Морозов». | 1 | ||
18 | Описание игрушки. | 1 | ||
19 | Обучающее изложение «Белая лебедь» русской архитектуры. | 1 | ||
20 | Изложение описательного текста «Лосиха и лосенок». | 1 | ||
21 | Сочинение – отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости». | 1 | ||
22 | Обучающее изложение «Весенняя радость» | 1 | ||
23 | Сочинение – отзыв по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». | 1 | ||
24 | Изложение повествовательного текста «Мимоза» | 1 | ||
25 | Изложение повествовательного текста «Утя» по цитатному плану. | 1 | ||
26 | Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода». | 1 | ||
27 | Работа с деформированным текстом « Звери в цирке». | 1 | ||
28 | Письменные ответы на вопросы по тексту «Славный обычай древних греков». | 1 | ||
29 | Сочинение по серии картинок «Подарок пограничникам». | 1 | ||
30 | Обучающее изложение «Заяц – спаситель» . | 1 | ||
31 | Сочинение по картине И.И.Шишкина «Рожь». | 1 | ||
32 | Обучающее изложение «Случай с кошельком». | 1 | ||
33 | Обучающее изложение «Проделки кота Мурзика». | 1 | ||
34 | Обобщающий урок. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи". 2 класс.
Рабочая учебная программа по чтению и развитию речи. 2 класс. Разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Учебник Иль...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету развитие речи(окружающий мир) для 1 класса на 2012-2013 учебный год
программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, объединяет программу А.А. Плешакова по окружающему миру и прогамму по развитию речи для школ V вида....
Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка представляет собой систему комплексного психолого-педагог...
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3 б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обуча...
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...
Рабочая программа по учебным предметам: «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир», «Человек», «Домоводство», «Изобразительная деят
Рабочая программа по учебным предметам:«Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий соц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
для I дополнительного и I-IV классов...