Рабочая программа по учебному курсу "Развитие речи".
рабочая программа (2, 3, 4 класс)

Беляева Ирина Ивановна

Рабочая программа для 2-4 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Мамоновская основная общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»

Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов

протокол № 1 от «28 » августа 2019 г.

Руководитель МО____________

                                 /В.И.Медведева/

   Утверждаю

  директор школы __________

                                  /А.А. Черных /

Протокол № 139 от «28» августа 2019 г.

              М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

  ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

2-4 КЛАСС

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Развитие речи»  для 2-4 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
  • Примерная программа по предмету «Развитие речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО и в соответствии с авторской программой В.П. Канакиной «Русский язык» (2-4 кл.) Москва, «Просвещение» 2014 г..

Учебно-методический комплекс «Школа России».                                                                                

УМК: Учебники                                                                                                                                      Русский язык.                                                                                                                                        2.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. Ч. 1, 2.                                         3.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. Ч. 1, 2.                                          4.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. Ч. 1, 2.                                             На обучение учебному предмету «Развитие речи» отводится  34 часа во 2 классе из расчёта  1 час в неделю;   34 часа в 3 классе из  расчёта 1 час  в неделю; 34 часа в 4 классе из расчёта 1 час в неделю.

Цели:                                                                                                                                                                    

-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;

- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,

- повышать уровень языкового развития школьников,

- воспитывать познавательный интерес к родному языку,

- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

- обогащение словарного и грамматического строя речи учащихся;

- обучение выбору точных, выразительных, адекватных речевой ситуации языковых средств

- обучение нормам языка и целесообразному, уместному применению его в зависимости от речевой ситуации, от смысла и стиля высказывания;

- совершенствование и развитие речевой деятельности учащихся, т.е. процессов порождения и восприятия речи на всех уровнях языка – фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом;

- выработка основных качеств «хорошей речи».

Задачи:

- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

- воспитание любви к великому русскому языку;

- развитие интереса к языку как учебному предмету;

- расширение и углубление программного материала;

- пробуждение в учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;

- совершенствование общего языкового развития младших школьников.

                                                                                                                                                                           

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Развитие речи».

Личностные результаты

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту;

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.

Метапредметные результаты

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Овладение следующими логическими действиями:

 сравнение;

 анализ;

 синтез;

 классификация и обобщение по родовидовым признакам;

 установление аналогий и причинно-следственных связей;

 построение рассуждений;

 отнесение к известным понятиям.

Предметные результаты

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

2.Содержание учебного предмета «Развитие речи».

2-4 класс

Содержание

Формы организации и виды деятельности

Развитие речи – 34 часа.

Устная и письменная речь. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Главные и второстепенные члены предложения. Типы текстов: рассуждение – объяснение, рассуждение – доказательство, сравнительное описание. Умение определять основную мысль текста.

Выразительная речь. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса, пользоваться дыханием в процессе речи. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения, обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи. Умение выразительно прочитать текст после предварительной коллективной подготовки. Слово. Слово имеет значение. Родственные слова и синонимы. Родственные слова и омонимы. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Изобразительные средства языка: сравнения, олицетворение.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. План текста. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором текста, сочинение по данному началу и опорным словам, по серии сюжетных картинок, по наблюдениям.

Стихотворный текст. Рифма и ритм. Сочинение считалок, потешек, загадок.

Диалог. Реплика диалога. Умение выделить диалог в художественном тексте. Умение выразительно исполнять диалог. Умение составлять диалог по аналогии с данным.

Итого: 34 часа в каждом классе.

3.Календарно - тематическое планирование по развитию речи , 2 класс.

№п/п

Тема урока

Дата

Факт

1

Текст. Заголовок. Воспоминание  о лете.

06.09.

2

Что такое тема и главная мысль текста?

13.09.

3.

Текст. Части текста.

20.09.

4.

Текст. Части текста.

27.09.

5.

Обучающее изложение «Находчивый муравей».

04.10.

6.

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

11.10.

7.

Сочинение по картине И.С.Остроухова «Золотая осень».

18.10.

8.

Обучающее сочинение по серии картинок (упр.114).

25.10.

9.

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

01.11.

10.

Обучающее сочинение по картине С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство».

15.11.

11.

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

22.11.

12.

Сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси».

29.11.

13.

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

06.12.

14.

Обучающее изложение «Помощь ласточкам».

13.12.

15.

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

20.12.

16.

Изложение повествовательного текста «Каток».

27.12.

17.

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

18.

Изложение повествовательного текста по вопросам плана (Упр.50).

19.

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

20.

Обучающее сочинение «Зимние забавы».

21.

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

22.

Сочинение «Наши домашние питомцы».

23.

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

24.

Обучающее изложение «Люлька».

25.

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

26.

Обучающее изложение «Озорник» (Упр.115).

27

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

28

Что такое текст – повествование? (Упр.144).

29

Что такое текст описание?  (Упр.165).

30

Восстановление предложений (упр.192).

31

Что такое текст рассуждение?  (Упр.180).

32.

Повторение по теме «Текст».                                     (Упр. 193,194).

33.

Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору».

34

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

Календарно тематическое планирование по развитию речи 3 класс

№п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

план

Дата

факт

1

Урок развития речи

2

Текст. Части текста

3

Сочинение «Как я провел летние каникулы»

4

Сочинение по картине К.Е.Маковског «Дети, бегущие от грозы»

5

Сочинение по картине В.Д.Поленова «Золотая осень»

6

Обучающее изложение «Путешественница»

7

Обучающее изложение «Подарки для елочки»

8

Обучающее изложение «Как медведь сам себя напугал»

9

Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе»

10

Обучающее изложение по составленному плану «Прощальная песенка скворца»

11

Сочинение «Первый снег»

12

Обучающее сочинение «Клесты»

13

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка»

14

Сочинение «Оляпка»

15

Обучающее изложение  «Скворец Лева»

16

Обучающее изложение «Мал да удал»

17

Обучающее изложение «Живи, синичка!»

18

Обучающее изложение «За добро – добро»

19

Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван – царевич и лягушка – квакушка»

20

Обучающее изложение «Настоящий хозяин»

21

Сочинение «Новый год и Рождество Христово»

22

Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»

23

Отзыв по картине М.А.Врубеля 2Царевна – лебедь»

24

Отзыв по картине В.С.Серова «Девочка с персиками»

25

Сочинение «Слава нашим защитникам»

26

Обучающее изложение «Кошкин выкормыш»

27

Обучающее изложение «Лось зимнюю шапку ломает. С весной здоровается»

28

Сочинение «Пернатые гости»

29

Обучающее изложение «Солдат и соловушка»

30

Обучающее изложение «Зайчонок»

31

Сочинение «Книга – мой друг»

32

Изложение «Помощь пришла вовремя»

33

Сочинение «почему я жду летних каникул»

34

Обобщающий урок

Тематическое планирование по учебному предмету «Развитие речи»,  4 класс.

№ п/п

Наименование разделов, тем.

Кол-во часов

Дата        план

Дата      факт

1

Текст и его план.

1

2

Изложение по вопросам «Спасение воробышка».

1

3

Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

1

4

Работа над ошибками, допущенными в изложении и сочинении.

1

5

Изложение «Первая вахта» по самостоятельно составленному плану.

1

6

Обучающее изложение  «Кот – рыбак».

1

7

Работа над ошибками, допущенными в изложении и сочинении.

1

8

Обучающее изложение  « Тревога дроздов».

1

9

Сочинение – отзыв по картинеВ.М.Васнецова «Иван царевич на Сером волке».

1

10

Работа над ошибками, допущенными в изложении и сочинении.

11

Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег».

1

12

Обучающее изложение «Отважная птичка».

1

13

Работа с деформированным текстом «Малька».

1

14

Сочинение по картине В.А.Тропина «Кружевница».

1

15

Обучающее изложение «Настоящий друг».

1

16

Сочинения «Мои новогодние пожелания».

1

17

Сочинение по картине В.А. Серова «Мика Морозов».

1

18

Описание игрушки.

1

19

Обучающее изложение «Белая лебедь» русской архитектуры.

1

20

Изложение описательного текста «Лосиха и лосенок».

1

21

Сочинение – отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости».

1

22

Обучающее изложение «Весенняя радость»

1

23

 Сочинение – отзыв по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

1

24

Изложение повествовательного текста «Мимоза»

1

25

Изложение повествовательного текста  «Утя» по цитатному плану.

1

26

Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода».

1

27

Работа с деформированным  текстом

« Звери в цирке».

1

28

Письменные ответы на вопросы по тексту «Славный обычай древних греков».

1

29

Сочинение по серии картинок «Подарок пограничникам».

1

30

Обучающее изложение «Заяц – спаситель» .

1

31

Сочинение по картине И.И.Шишкина «Рожь».

1

32

Обучающее изложение «Случай с кошельком».

1

33

Обучающее изложение «Проделки кота Мурзика».

1

34

Обобщающий урок.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи". 2 класс.

Рабочая учебная программа по чтению и развитию речи. 2 класс. Разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Учебник Иль...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету развитие речи(окружающий мир) для 1 класса на 2012-2013 учебный год

программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, объединяет программу А.А. Плешакова по окружающему миру и прогамму по развитию речи для школ V вида....

Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка  представляет собой систему комплексного психолого-педагог...

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3 б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обуча...

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...

Рабочая программа по учебным предметам: «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир», «Человек», «Домоводство», «Изобразительная деят

Рабочая программа по учебным предметам:«Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий соц...