РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
рабочая программа

Голотвина Нина Николаевна

для I дополнительного и  I-IV классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya.docx287.65 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ  Г. УСМАНЬ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

для I дополнительного и  I-IV классов

Рабочую программу составила:                                                                         Голотвина Нина Николаевна                                                                               учитель высшей категории

г. Усмань, 2023 г.

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» разработана на основе:

-        Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-        Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации №1026 от 24 ноября 2022 г.;

-    Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) (АООП УО (вариант 2) на 2023 – 2035 учебные года;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни   человека.

 Обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыковс использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.

Раздел «Чтение и письмо» включает предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Учебный предмет, охватывающий область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого. Предшественником продуктивного взаимодействия является интерес и потребность в общении с окружающими людьми.

Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающемуся пределах выстраиваются взрослым путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Учебный предмет позволяет сосредоточить внимание учителя на создании специальных условий для активизации и формирования у обучающихся разных средств коммуникации с учетом актуальных возможностей: от невербальных, альтернативных до вербальных. Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.

Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.

3. Место предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» относится к обязательной части учебного плана.

В соответствии с календарным учебным графиком ГБОУ «Специальная школа-интернат г.Усмань» курс «Речь и альтернативная коммуникация» в 1* классе рассчитан на 99 ч. (33 учебные недели). Количество часов в неделю, отводимых на изучение «Речь и альтернативная коммуникация» в 1* классе, определено Недельным учебным планом и составляет 3 часа в неделю.

В 1 классе рассчитан на 99 ч. (33 учебные недели). Количество часов в неделю, отводимых на изучение «Речь и альтернативная коммуникация» в 1 классе, определено Недельным учебным планом и составляет 3 часа в неделю.

Во 2 классе рассчитан на 136 ч. (34 учебные недели). Количество часов в неделю, отводимых на изучение «Речь и альтернативная коммуникация» в 2 классе, определено Недельным учебным планом и составляет 4 часа в неделю.

В 3 классе рассчитан на 102 ч. (34 учебные недели). Количество часов в неделю, отводимых на изучение «Речь и альтернативная коммуникация» в 3 классе, определено Недельным учебным планом и составляет 3 часа в неделю.

В 4 классе рассчитан на 102 ч. (34 учебные недели). Количество часов в неделю, отводимых на изучение «Речь и альтернативная коммуникация» в 4 классе, определено Недельным учебным планом и составляет 3 часа в неделю.

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты освоения учебного предмета

Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определѐнному полу, как «Я»);

Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;

Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;

Владение правилами поведения в учебной ситуации;

Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;

Владение   навыками   сотрудничества   со   взрослыми   и   детьми   в   разных социальных ситуациях доступным образом;

Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;

Владение доступными знаниями, умениями,  навыками,  отражающими индивидуальный вариант содержания образования.

Предметные результаты освоения учебного предмета

Пропедевтический уровень

1)Восприятие внимания к себе:

Умение принимать партнёра по коммуникации. Умение воспринимать обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители

Умение обращать внимание на другого человека и получение ответа на внимание

Умение согласиться на контакт и отказаться от контакта

Установление ребёнком контакта доступным способом

Способность поддерживать контакт.

2) Сообщение:

Умение распознавать, что поступает сообщение. Умение высказываться (вербально и невербально).

3) Накопление речевого опыта:

Умение воспринимать речевое сообщение и реагировать на него. Внимание к речевому обращению и реагирование на него доступным образом. Умение получать вербальные ответы на свои сообщения (в том числе и невербальные).

4) Узнавание голоса:

Умение различать голос и прочие шумы. Умение узнавать голоса знакомых людей.

5) Понимание речевых сигналов:

Умения реагировать на имя, просьбу, запрет. Умение понимать похвалу и простые формы вежливости.

Базовый уровень

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий,  других графических знаков.

Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, тетрадями.

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

пользование карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

4) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму,обучение чтению и письму.

Узнавание и различение образов графем (букв).

Копирование с образца отдельных букв

Начальные навыки чтения и письма.

5. Содержание предмета

Содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" представлено следующими разделами: "Коммуникация", "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации", "Чтение и письмо".

Содержание предмета 1* класс

Коммуникация с использованием вербальных средств.

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом). Привлечение к себе внимания звуком (словом). Выражение своих желаний звуком (словом). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).Выражение согласия (несогласия) звуком (словом).Выражение благодарности звуком (словом).Ответы на вопросы словом. Установление зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре.  Прощание с собеседником звуком (словом).

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).

Развитие речи

средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание простых предложений.

Экспрессивная речь.

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) простых предложений.        

Чтение и письмо

Глобальное чтение.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

Содержание предмета 1 класс

Коммуникация

Коммуникация с использованием вербальных средств.

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя.Приветствие собеседника звуком (словом). Привлечение к себе внимания звуком (словом).Выражение своих желаний звуком (словом).Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).Выражение согласия (несогласия) звуком (словом).Выражение благодарности звуком (словом).Ответы на вопросы словом. Установление зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре.  Прощание с собеседником звуком (словом).

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).

Развитие речи

средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание простых предложений.

Экспрессивная речь.

        Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) простых предложений.        

Чтение и письмо

Глобальное чтение.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

Содержание предмета 2 класс

Коммуникация

Коммуникация с использованием вербальных средств.

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом). Привлечение к себе внимания звуком (словом). Выражение своих желаний звуком (словом). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом). Выражение благодарности звуком (словом). Ответы на вопросы словом. Установление зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре.  Прощание с собеседником звуком (словом).

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).

Развитие речи

средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание простых предложений.

Экспрессивная речь.

        Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) простых предложений.        

Чтение и письмо

Глобальное чтение.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

Содержание предмета 3 класс

Коммуникация

Коммуникация с использованием вербальных средств.

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом). Привлечение к себе внимания звуком (словом). Выражение своих желаний звуком (словом).Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом). Выражение благодарности звуком (словом). Установление зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением.  Прощание с собеседником звуком (словом).

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).

Развитие речи

средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений.

Экспрессивная речь.

        Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста.        

Чтение и письмо

Глобальное чтение.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

Содержание предмета 4 класс

Коммуникация

Коммуникация с использованием вербальных средств.

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом). Привлечение к себе внимания звуком (словом). Выражение своих желаний звуком (словом).Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением.  Прощание с собеседником звуком (словом).

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).

Развитие речи

средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь.

Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Экспрессивная речь.

        Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста.        Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

Чтение и письмо

Глобальное чтение.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

Начальные навыки чтения и письма.

Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).

6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

1* класс

Тема урока

Кол-во часов

Виды

работ

Коммуникация.

Коммуникация с использованием вербальных средств.

1

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учёт эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя.

   1

Установление зрительного контакта с собеседником, учёт эмоционального состояния собеседника.

2

Приветствие собеседника звуком (словом).

   1

Приветствие собеседника звуком (словом).

3

Привлечение к себе внимания звуком (словом).

   1

Привлечение к себе внимания звуком (словом).

4

Выражение своих желаний звуком (словом).

   1

Выражение своих желаний звуком (словом).

5

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).

   1

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).

6

Выражение согласия (несогласия) звуком (словом).

   1

Выражение согласия (несогласия) звуком (словом).

7

Выражение благодарности звуком (словом).

   1

Выражение благодарности звуком (словом).

 8

Ответы на вопросы звуком (словом).

   2

Ответы на вопросы звуком (словом).

9

Установление зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очерёдности) в разговоре.

   1

Практическая работа

10

Прощание с собеседником звуком (словом).

   1

Прощание с собеседником звуком (словом).

Коммуникация с использованием невербальных средств.

11

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.

   2

Практическая работа

12

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия).

   1

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия).

13

Приветствие (прощание) с использованием мимики.

   1

Приветствие (прощание) с использованием мимики

14

Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний.

   1

Практическая работа

15

Приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.

   2

Приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста

16

Привлечение внимания звучащим предметом.

   1

Игра: «Колокольчик динь-динь»

17

Выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом.

   2

Игра: «Лайк» с предметными картинками, изображающими смайлики (нравится/не нравится)

18

Обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.

   2

Обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета

19

Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

   2

Работа с предметными картинками

20

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, чёрно-белая картинка)

   2

Работа с графическим изображением

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь.

21

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя др.).

   2

Игра: «Семейное древо»

22

Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.

   2

Игра: «Кто есть кто»

23

Понимание слов, обозначающих предмет.

   3

Работа с предметными картинками

24

Понимание слов, обозначающих действия предмета.

   3

Игра: «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»

25

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма).

   3

Игра на развитие памяти

26

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояния (громко, тихо, плохо, хорошо и др.).

   3

Игра на развитие внимания

27

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

   3

Игра на развитие восприятия

29

Понимание простых предложений.

   3

Игры с крупой

Экспрессивная речь.

30

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

   2

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов

31

Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).

   2

Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).

32

Называние собственного имени.

   2

Игра: «Это я»

33

Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса).

   2

Практическая работа

34

Называние (употребление) слов, обозначающих предмет.

   3

Игра: «Узнай по цвету и форме»

35

Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета.

   3

Игра: «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»

36

Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).

   3

Игра на развитие памяти

37

Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояния (громко, тихо, хорошо, плохо и др.).

   3

Игра на развитие внимания

38

Называние (употребление) слов. указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

   3

Игра на развитие восприятия

40

Называние (употребление) простых предложений.

   4

Игры с крупой

Чтение и письмо

Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

41

Узнавание (различение) образов графем (букв).

   5

Игра: «На что похоже?»

42

Графические действия с использованием графем: обводка.

   5

Графические действия с использованием графем: обводка

43

Графические действия с использованием графем: штриховка.

   5

Графические действия с использованием графем: штриховка

44

Графические действия с использованием графем: печатание букв (слов).

   5

Графические действия с использованием графем: печатание букв (слов).

45

Повторение пройденного.

   3

Игра: «Что происходит?»

1 класс

Тема урока

Кол-во часов

Виды

работ

Коммуникация.

Коммуникация с использованием вербальных средств.

1

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учёт эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя.

   1

Установление зрительного контакта с собеседником, учёт эмоционального состояния собеседника.

2

Приветствие собеседника звуком (словом).

   1

Приветствие собеседника звуком (словом).

3

Привлечение к себе внимания звуком (словом).

   1

Привлечение к себе внимания звуком (словом).

4

Выражение своих желаний звуком (словом).

   1

Выражение своих желаний звуком (словом).

5

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).

   2

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).

6

Выражение согласия (несогласия) звуком (словом).

   1

Выражение согласия (несогласия) звуком (словом).

7

Выражение благодарности звуком (словом).

   1

Выражение благодарности звуком (словом).

 8

Ответы на вопросы звуком (словом).

   2

Ответы на вопросы звуком (словом).

9

Установление зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очерёдности) в разговоре.

   1

Практическая работа

10

Прощание с собеседником звуком (словом).

   1

Прощание с собеседником звуком (словом).

Коммуникация с использованием невербальных средств.

11

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.

   1

Практическая работа

12

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия).

   1

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия).

13

Приветствие (прощание) с использованием мимики.

   1

Приветствие (прощание) с использованием мимики

14

Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний.

   1

Практическая работа

15

Приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.

  2

Приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста

16

Привлечение внимания звучащим предметом.

   1

Игра: «Звенит колокольчик»

17

Выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом.

   2

Игра: «Нравится – не нравится»

18

Обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.

   2

Обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета

19

Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

   2

Работа с предметными картинками

20

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, чёрно-белая картинка)

   2

Работа с графическим изображением

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь.

21

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя др.).

   2

Игра: «Сказали - отыскали»

22

Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.

   2

Игра: «Сказали - отыскали»

23

Понимание слов, обозначающих предмет.

   2

Работа с предметными картинками

24

Понимание слов, обозначающих действия предмета.

   2

Игра: «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»

25

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма).

   3

Игра на развитие ВПФ (память)

26

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояния (громко, тихо, плохо, хорошо и др.).

   3

Игра на развитие ВПФ (внимание)

27

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

   3

Игра на развитие ВПФ (восприятие)

28

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).

   3

Игра: «Выложи фигуры из 3х палочек»

29

Понимание простых предложений.

   3

Игры с крупой

Экспрессивная речь.

30

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

   2

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов

31

Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).

   2

Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).

32

Называние собственного имени.

   1

Игра: «Найди себя»

33

Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса).

   2

Практическая работа

34

Называние (употребление) слов, обозначающих предмет.

   3

Игра: «Узнай по цвету и контуру»

35

Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета.

   3

Игра: «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»

36

Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).

   3

Игра на развитие ВПФ (память)

37

Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояния (громко, тихо, хорошо, плохо и др.).

  3

Игра на развитие ВПФ (внимание)

38

Называние (употребление) слов. указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

   3

Игра на развитие ВПФ (восприятие)

39

Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).

   3

Игры со спичками

40

Называние (употребление) простых предложений.

   3

Игры с крупой

Чтение и письмо

Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

41

Узнавание (различение) образов графем (букв).

   5

Игра: «На что похоже?»

42

Графические действия с использованием графем: обводка.

   5

Графические действия с использованием графем: обводка

43

Графические действия с использованием графем: штриховка.

   5

Графические действия с использованием графем: штриховка

44

Графические действия с использованием графем: печатание букв (слов).

   5

Графические действия с использованием графем: печатание букв (слов).

45

Повторение пройденного.

   1

Игра: «Что происходит?»

2 класс

Тема

Кол-во часов

Содержание, виды деятельности

Коммуникация

Коммуникация с использованием вербальных средств.

1

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учёт эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя.

   1

Установление зрительного контакта с собеседником, учёт эмоционального состояния собеседника.

2

Приветствие собеседника звуком (словом).

   1

Приветствие собеседника звуком (словом).

3

Привлечение к себе внимания звуком (словом).

  2

Привлечение к себе внимания звуком (словом).

4

Выражение своих желаний звуком (словом).

  2

Выражение своих желаний звуком (словом).

5

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).

  2

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).

6

Выражение согласия (несогласия) звуком (словом).

  2

Выражение согласия (несогласия) звуком (словом).

7

Выражение благодарности звуком (словом).

  2

Выражение благодарности звуком (словом).

 8

Ответы на вопросы звуком (словом).

  2

Ответы на вопросы звуком (словом).

9

Установление зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очерёдности) в разговоре.

  2

Практическая работа

10

Прощание с собеседником звуком (словом).

  2

Прощание с собеседником звуком (словом).

Коммуникация с использованием невербальных средств.

11

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.

  2

Практическая работа

12

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия).

  2

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия).

13

Приветствие (прощание) с использованием мимики.

  2

Приветствие (прощание) с использованием мимики

14

Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний.

  2

Практическая работа

15

Приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.

  2

Приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста

16

Привлечение внимания звучащим предметом.

  2

Игра: «Веселый бубен»

17

Выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом.

  2

Игра: «Нравится – не нравится»

18

Обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.

  2

Обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета

19

Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

   2

Работа с предметными картинками

20

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, чёрно-белая картинка)

   2

Работа с графическим изображением

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь.

21

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя др.).

   2

Игра: «Сказали - отыскали»

22

Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.

   2

Игра: «Сказали - отыскали»

23

Понимание слов, обозначающих предмет.

   3

Работа с предметными картинками

24

Понимание слов, обозначающих действия предмета.

   3

Игра: «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»

25

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма).

   3

Игра на развитие памяти

26

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояния (громко, тихо, плохо, хорошо и др.).

   3

Игра на развитие внимания

27

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

  4

Игра на развитие восприятия

28

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).

  4

Игры со счетными палочками

29

Понимание простых предложений.

  4

Игры с крупой

Экспрессивная речь.

30

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

  3

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов

31

Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).

   2

Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).

32

Называние собственного имени.

   1

Игра: «Найди себя»

33

Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса).

   4

Практическая работа

34

Называние (употребление) слов, обозначающих предмет.

   4

Игра: «Узнай это»

35

Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета.

   4

Игра: «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»

36

Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).

   5

Игра на развитие памяти

37

Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояния (громко, тихо, хорошо, плохо и др.).

   5

Игра на развитие внимания

38

Называние (употребление) слов. указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

   5

Игра на развитие восприятия

39

Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).

   5

Игры с трубочками

40

Называние (употребление) простых предложений.

   5

Игры с крупой

Чтение и письмо

Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

41

Узнавание (различение) образов графем (букв).

   6

Игра: «На что похоже?»

42

Графические действия с использованием графем: обводка.

   6

Графические действия с использованием графем: обводка

43

Графические действия с использованием графем: штриховка.

   6

Графические действия с использованием графем: штриховка

44

Графические действия с использованием графем: печатание букв (слов).

   6

Графические действия с использованием графем: печатание букв (слов).

45

Повторение пройденного.

   3

Игра: «Что происходит?»

3 класс

Тема

Кол-во часов

Содержание, виды деятельности

                                                      Коммуникация

                   Коммуникация с использованием вербальных средств (9ч.)

1

Приветствие собеседника звуком (словом).

   1

Приветствие собеседника звуком (словом).

2

Выражение своих желаний звуком (словом).

   1

Выражение своих желаний звуком (словом).

3

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).

   1

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).

4

Выражение согласия (несогласия) звуком (словом).

   1

Выражение согласия (несогласия) звуком (словом).

5

Выражение благодарности звуком (словом).

   1

Выражение благодарности звуком (словом).

 6

Установление зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очерёдности) в разговоре.

   1

Игра: «Давай поговорим!»

7

 Ответы на вопросы словом (предложением).

   1

Ответы на вопросы звуком (словом).

8

 Задавание  вопросов предложением.

   1

Игра: «Спроси-отвечу»

9

Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

   1

Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

Коммуникация с использованием невербальных средств (9ч.)

10

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия).

   1

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия).

11

Приветствие (прощание) с использованием мимики.

   1

Приветствие (прощание) с использованием мимики

12

Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний.

   1

Практическая работа

13

Приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.

   1

Приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста

14

Выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом.

   1

Игра: «Нравится – не нравится»

15

Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

   2

Работа с предметными картинками

16

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, чёрно-белая картинка)

   2

Работа с графическим изображением

            Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь (26ч.)

17

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя др.).

   1

Игра: «Сказали - отыскали»

18

Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.

   2

Игра: «Кто мы?»

19

Понимание слов, обозначающих предмет.

   3

Работа с предметными картинками

20

Понимание слов, обозначающих действия предмета.

   3

Игра: «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»

21

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма).

   3

Игра на развитие памяти

22

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояния (громко, тихо, плохо, хорошо и др.).

   3

Игра на развитие внимания

23

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

   2

Игра на развитие восприятия

24

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).

   3

Игра: «Выложи фигуры из ватных палочек»

25

Понимание простых предложений.

   3

Игры с крупой

26

Понимание сложных предложений.

   3

Работа с раздаточным материалом (сюжетные картинки)

Экспрессивная речь (36ч.)

27

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

   2

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов

28

Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).

   2

Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).

29

Называние собственного имени.

   1

Игра: «Найди себя»

30

Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса).

   2

Практическая работа

31

Называние (употребление) слов, обозначающих предмет.

   3

Игра: «Узнай по цвету и контуру»

32

Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета.

   3

Игра: «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»

33

Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).

   3

Игра на развитие памяти

34

Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояния (громко, тихо, хорошо, плохо и др.).

   3

Игра на развитие внимания

35

Называние (употребление) слов. указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

   3

Игра на развитие восприятия

36

Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).

   3

Игры со спичками

37

Называние (употребление) простых предложений.

   3

Игры с крупой

38

Называние (употребление) сложных предложений.

   4

Просмотр видео, работа с раздаточным материалом

39

Ответы на вопросы по содержанию текста.

   4

Просмотр видео, работа с раздаточным материалом

                                                        Чтение и письмо

Предпосылки к осмысленному чтению и письму(22ч.)

40

Узнавание (различение) образов графем (букв).

   5

Игра: «На что похоже?»

41

Графические действия с использованием графем: обводка.

   6

Графические действия с использованием графем: обводка

42

Графические действия с использованием графем: штриховка.

   5

Графические действия с использованием графем: штриховка

43

Графические действия с использованием графем: печатание букв (слов).

  6

Графические действия с использованием графем: печатание букв (слов).

4 класс

Тема

Кол-во часов

Содержание, виды деятельности

Коммуникация

Коммуникация с использованием вербальных средств (9ч.)

1

Приветствие собеседника звуком (словом).

   1

Приветствие собеседника звуком (словом).

2

Выражение своих желаний звуком (словом).

   1

Выражение своих желаний звуком (словом).

3

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).

   1

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).

4

 Ответы на вопросы словом (предложением).

   2

Ответы на вопросы звуком (словом).

5

 Задавание  вопросов предложением.

   3

Игра: «Что? Где? Когда?»

6

Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

   1

Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

Коммуникация с использованием невербальных средств (8ч.)

7

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия). Приветствие (прощание) с использованием мимики.

   1

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия). Приветствие (прощание) с использованием мимики

8

Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний. Приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.

   1

Практическая работа. Приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жест

9

Выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом.

   1

Игра: «Каждому - своё»

10

Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

   2

Работа с предметными картинками

11

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, чёрно-белая картинка)

   3

Работа с графическим изображением

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь (27ч.)

12

Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.

2

Игра: «Сказали - отыскали»

13

Понимание слов, обозначающих предмет.

1

Работа с предметными картинками

14

Понимание слов, обозначающих действия предмета.

3

Игра: «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»

15

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма).

3

Игра на развитие памяти

16

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояния (громко, тихо, плохо, хорошо и др.).

3

Игра на развитие внимания

17

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

3

Игра на развитие восприятия

18

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).

3

Игра: « Выложи фигуры из блоков»

19

Понимание простых предложений.

2

Игры с крупой

20

Понимание сложных предложений.

3

Работа с раздаточным материалом (сюжетные картинки)

21

Понимание содержания текста.

4

Игра на развитие речи

Экспрессивная речь (34ч.)

22

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).

   1

Практическая работа

23

Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса).

   2

Игра: «Я, снова я»

24

Называние (употребление) слов, обозначающих предмет.

   2

Игра: «Узнай-ка»

25

Называние (употребление) обобщающих понятий.

   3

Работа с раздаточным материалом

26

Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета.

   3

Игра: «Что мы делали не скажем, а что делалипокажем»

27

Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).

   3

Игра на развитие памяти

28

Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояния (громко, тихо, хорошо, плохо и др.).

   3

Игра на развитие внимания

29

Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

   2

Игра на развитие восприятия

30

Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).

   3

Игры со спичками

31

Называние (употребление) простых предложений.

   2

Игры с крупой

32

Называние (употребление) сложных предложений.

   3

Просмотр видео,работа с раздаточным материалом

33

Ответы на вопросы по содержанию текста.

   4

Просмотр видео,работа с раздаточным материалом

34

Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

   3

Составление рассказа по  сюжетной картинке.

Чтение и письмо

Предпосылки к осмысленному чтению и письму(24ч.)

35

Узнавание (различение) образов графем (букв).

   3

Игра: «На что похоже?»

36

Графические действия с использованием графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

   2

Графические действия с использованием графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов)

Начальные навыки чтения и письма(8ч.)

37

Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой.

   6

Игра: «Найди меня»

38

Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы.

   3

Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы

39

Чтение слога (слова).

   6

Работа со слоговой таблицей

40

Написание буквы (слога, слова, предложения).

   4

Написание буквы (слога, слова, предложения).

7. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечение:

Воронкова В.В. Букварь. Для учащихся 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Издательский центр ВЛАДОС, 2022.

Комарова С.В. Речевая практика. 1-4 класс. Учебник (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). Издательство «Просвещение», 2023.

Комарова С. В., Головкина Т. М., Саакян С. В. Речевая практика. 1-4 класс. Рабочая тетрадь (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). Издательство «Просвещение», 2023.

Технические средства:

мультимедийное обеспечение «Живой звук», «Дэльфа-142», «Радуга»; компьютерные устройства; аудио и видеоматериалы.

Учебно-практическое оборудование:

          графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий, с напечатанными словами, наборы букв, сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям

Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...

Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка  представляет собой систему комплексного психолого-педагог...

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью...

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3 б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обуча...

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...

Рабочая программа по учебным предметам: «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир», «Человек», «Домоводство», «Изобразительная деят

Рабочая программа по учебным предметам:«Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий соц...