Образец СИПР
материал

Чинская Олеся Евгеньевна

Вопросы образования детей с особыми образовательными потребностями являются актуальными в педагогике и в системе профессионального образования. С 1 сентября 2016 года введены федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 

Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью. Предлагаю мой вариант СИПРа для детей с глубокой умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazets_sipr.docx54.7 КБ

Предварительный просмотр:

Россия, Краснодарский край, город Сочи

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24

СОГЛАСОВАНО

Управляющий  совет

                                                               УТВЕРЖДЕНО  

Решением педсовета МОБУ СОШ № 24                                                                          протокол № 1 от «   » августа 20   г.

                 председатель педсовета

                    Директор ________________

                                                                              ________________________________

СПЕЦИАЛЬНАЯ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

2016 - 2022

 


СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

  1.  Индивидуальные сведения о ребёнке

ФИО ребенка: А.А,

Возраст ребенка: 8 лет

Место жительства: ….

Мать:  ….

Отец: ….

2016-2017

2017-2018

2018 -2019

2019 -2020

2020 -2021

2021 -2022

Год обучения

1

2

3

4

5

6

Класс

1 подготовительный

1

подготовительный

1

2

3

4

  1. Структура СИПР

  1. Индивидуальные сведения о ребёнке.
  2. Структура СИПР.
  3. Психолого-педагогическая характеристика.
  4. Индивидуальный учебный план.
  5. Таблица-сетка часов индивидуального учебного плана
  6. Индивидуальный образовательный маршрут.
  7. Расписание индивидуальных занятий со специалистами (указать дни и время):
  8. Содержание образования.

6.1. Базовые учебные действия.

6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

6.3. Нравственное воспитание.

6.4. Внеурочная деятельность.

  1. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
  2. Программа сотрудничества с семьей.
  3. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
  4. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

3. Психолого-педагогическая характеристика

        А. А., 8 лет. Обучается в школе первый год. До школы посещал МДОУ №….

Семья полная, А. живет с мамой и папой. Мама и папа заботливо, доброжелательно относятся к ребенку, адекватно воспринимают трудности сына, заинтересованы в его успешном развитии.

По заключению ПМПК у А. последствия перинатального поражения ЦНС, с выраженным расстройством экспрессивной речи.

Физическое развитие. А. передвигается самостоятельно. Развитие общей и мелкой моторики не соответствует возрасту.

Сенсорное развитие. Состояние слуха соответствует норме. Нарушение зрения не диагностировано. А. может фиксировать взгляд на предмете и лице человека непродолжительное время. Затрудняется при прослеживании взглядом за перемещающимся предметом.  Вестибулярная и тактильная чувствительность предположительно снижена, о чем свидетельствуют резкие, неритмичные движения, гиперактивность, любовь к сильным тактильным ощущениям, склонность к самоповреждениям не зафиксирована.

Речь и коммуникация. Понимание обращенной речи ограниченно. А. реагирует на свое имя, может выполнять простые речевые инструкции, сопровожденные жестом. Собственная речь представлена вокализациями, отдельными словами (при стимуляции другим человеком).

Избегает контакта с детьми. Находясь в хорошем настроении, соглашается на общение со знакомым педагогом, положительно реагирует на тактильный контакт, не избегает взгляда в глаза. Может самостоятельно подойти к учителю, взять за руку. При необходимости (например, если требуется помощь) берет взрослого за руку, тянет в нужном направлении.

Предпосылки к учебной деятельности. «Учебное поведение» не сформировано. Действия по подражанию не выполняет.  Объем и концентрация внимания существенно сужены, наблюдается его быстрая истощаемость. Большое количество предметов, деталей приводит к пресыщению, нарастает двигательное и эмоциональное возбуждение, итогом которого может стать аффективный срыв. При выполнении учебного задания Артёму требуется посторонняя физическая и организующая помощь в связи со сниженной произвольностью действий.

Действия с предметами представлены неспецифическими манипуляциями. Понимание назначения бытовых предметов ограниченно.

Познавательная активность снижена. При группировке предметов по форме  допускает ошибки. По цвету и величине предметы не группирует. Восприятие плоскостных изображений затруднено. Умение ориентироваться в схеме тела, во времени не выявлено.

К игровым материалам и игрушкам интереса не проявляет. По инициативе взрослого может собирать мозайку, азбуку (методом проб и ошибок).

А. иногда реагирует на похвалу, однако к результатам своей деятельности равнодушен. Выполняет задание, если есть понятный стимул.

Эмоциональное развитие. Эмоциональное состояние А. нестабильно. Эмоции не выражены, слабо дифференцированы. Наблюдаются частые аффективные срывы (2-3 в течение 4 часов), которые могут быть вызваны усталостью, чувством голода, изменением привычного распорядка дня, изменением среды (новые люди, помещения и т.п.), а также стремлением избежать занятий. В ряде случаев причины резкого изменения настроения остаются неочевидными.

Проблемы поведения. Присутствует немотивированный крик, смех. Эмоциональные вспышки не сопровождаются агрессией по отношению ко взрослым и детям.

Самообслуживание. Навыки самообслуживания сформированы частично.  При одевании и раздевании требуется словесная инструкция.  Просится в туалет жестом, в туалете действует самостоятельно, руки моет по словесной инструкции.

Приоритетные образовательные предметы:

1. Речь и альтернативная коммуникация.

2. Окружающий социальный мир.

3. Математические представления.

4. Индивидуальный учебный план:

Образовательная область

Предмет

Количество часов в неделю

Язык и речевая практика

Письмо и развитие речи

2

Чтение и развитие речи

2

Математика

Математические представления

2

Окружающий мир

Окружающий социальный мир

0,5

Искусство

Изобразительная деятельность

0,5

Технология

0,5

Учебный предмет из части, формируемой участниками образовательных отношений.

Кубановедение

0,5

ИТОГО: 8 часов

Внеурочная деятельность

Духовно- нравственная

Маршруты моего города

1

Я – гражданин России

1

Общеинтеллектуальная

Земля – наш дом

1

Социальная

Тропинка к своему я

1

ИТОГО: 4 часа

5. Таблица-сетка часов индивидуального учебного плана

Количество часов

в неделю

№№

п/п

Учебные предметы

На дому

Частично

инклюзивно

С использованием ДОТ

(если в проекте)

Семейное

Всего

Письмо и развитие речи

2 часа

2 часа

4

Чтение и развитие речи

2  часа

3 часа

5

Математика

2  часа

2 часа

4

Окружающий мир

(социальный мир)

0,5 часа

0,5 часа

1

Кубановедение

0,5 часа

0,5

1

Музыка

1 час

1

Изобразительное искусство

0,5 часа

0,5 часа

1

Занимательный труд

0,5 часа

0,5 часа

1

Физкультура

3 часа

3

ИТОГО

8 часов

 13 часов

21

5. Индивидуальный образовательный маршрут

  1. Преобладающая форма работы (домашнее обучение):
  2. Способы коммуникации:

Согласие

Несогласие

Привлечение внимания

Требование желаемого

Жесты

+

Пиктограммы

Вокализации

+

+

Речь

Другое

Сопротивляется, уходит

Тянет за руку, кричит

Тянет за руку

  1. Самостоятельная активность: прыгает, играет с предметами.
  2. Трудности поведения: вокализация, крик
  3. Одевание и раздевание (самостоятельность, помощь): по словесной инструкции с небольшой физической помощью.
  4. Особые условия нахождения ребенка в классе/на занятии: лучше слушает, когда с ним разговаривают тихо и спокойно; для привлечения внимания Артёма нужно прикоснуться к его плечу.

Режим посещения школы:

Режим/четверть

I

II

III

IV

Домашнее обучение

+

+

+

+

  1. Расписание индивидуальных занятий со специалистами (указать дни и время):

Специалист/четверть

I

II

III

IV

Логопед

Понедельник

11.00 – 12.00

Вторник

11.00 – 12.00

Среда

9.00 – 10.00

Четверг

11.00 – 12.00

Пятница

11.00 – 12.00

Понедельник

11.00 – 12.00

Вторник

11.00 – 12.00

Среда

9.00 – 10.00

Четверг

11.00 – 12.00

Пятница

11.00 – 12.00

Понедельник

11.00 – 12.00

Вторник

11.00 – 12.00

Среда

9.00 – 10.00

Четверг

11.00 – 12.00

Пятница

11.00 – 12.00

Понедельник

11.00 – 12.00

Вторник

11.00 – 12.00

Среда

9.00 – 10.00

Четверг

11.00 – 12.00

Пятница

11.00 – 12.00

Психолог

Понедельник

17.00 – 18.00

Вторник

16.00 – 17.00

Четверг

16.00 – 17.00

Пятница

17.00 – 18.00

Понедельник

17.00 – 18.00

Вторник

16.00 – 17.00

Четверг

16.00 – 17.00

Пятница

17.00 – 18.00

Понедельник

17.00 – 18.00

Вторник

16.00 – 17.00

Четверг

16.00 – 17.00

Пятница

17.00 – 18.00

Понедельник

17.00 – 18.00

Вторник

16.00 – 17.00

Четверг

16.00 – 17.00

Пятница

17.00 – 18.00

Педагог художественно-практического труда

Среда

11.00 – 13.00

Среда

11.00 – 13.00

Среда

11.00 – 13.00

Среда

11.00 – 13.00

Инструктор ЛФК

Понедельник

15.00 – 16.00

Вторник

12.00 – 13.00

Среда

10.00 – 11.00

Четверг

12.00 – 13.00

Пятница

15.00 – 16.00

Понедельник

15.00 – 16.00

Вторник

12.00 – 13.00

Среда

10.00 – 11.00

Четверг

12.00 – 13.00

Пятница

15.00 – 16.00

Понедельник

15.00 – 16.00

Вторник

12.00 – 13.00

Среда

10.00 – 11.00

Четверг

12.00 – 13.00

Пятница

15.00 – 16.00

Понедельник

15.00 – 16.00

Вторник

12.00 – 13.00

Среда

10.00 – 11.00

Четверг

12.00 – 13.00

Пятница

15.00 – 16.00

8. Содержание образования.

8.1. Базовые учебные действия.

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

- направленность взгляда:

Смотрит на задание

Смотрит на задание, на говорящего взрослого, сохраняет контакт глаз во время общения

  • на говорящего взрослого
  • на задание

- выполнение инструкций педагога:

  • «Дай»
  • «Посмотри на меня»
  • «Сядь»
  • «Встань»  

Выполняет инструкции с физической подсказкой.

Выполняет инструкции самостоятельно

- выполнение действия по подражанию:

Действия по подражанию выполняет с физической подсказкой

По подражанию стучит по парте, хлопает в ладоши, руки вверх не поднимает

  • стучит по парте
  • хлопает в ладоши
  • поднимает руки вверх

- выполнение задания от начала до конца

Требуется организующая помощь взрослого для выполнения задания до конца

Выполняет задание до конца без организующей помощи

8.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий. 

Речь и альтернативная коммуникация

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Артём приветствует собеседника в ответ на его приветствие

  • жестом (машет рукой из стороны в сторону)

Смотрит в сторону здоровающегося взрослого

Приветствует только жестом

2

Артём прощается

  • жестом (машет рукой)
  • словом «Пока»

Смотрит в сторону прощающегося взрослого

Прощается только жестом

3

Понимает имена педагогов

Понимает имена педагогов, имена соучеников не знает

Понимает имена педагогов, учащихся класса

Математические представления

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Артём сортирует предметы по форме.

Не сортирует

2

Артём соотносит форму предмета и отверстие в коробке (отверстие больше, чем предмет).

Не соотносит

3

Сортирует предметы по цвету (красный, синий)

Не сортирует

Окружающий социальный мир

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Соотносит с названием предметы одежды, обуви (футболка, штаны, носки, кроссовки, куртка, шапка)

Не соотносит

2

Соотносит с названием предметы мебели (стол, стул, диван, шкаф)

Не соотносит

3

Соотносит с названием учебные принадлежности (кисточка, краски, карандаши, пластилин, бумага, ножницы)

Не соотносит

4

Соотносит с названием предметы посуды (тарелка, ложка, кружка)

Не соотносит

Изобразительная деятельность

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

А. отщипывает кусочки пластилина.

Разрывает пластилин на большие куски

2

А. разминает и катает пластилин между ладоней.

Разминает пластилин с помощью взрослого

3

А. рисует в границах листа (использует трафарет).

Закрашивает лист хаотичными движениями заходя за пределы трафарета

8.3. Нравственное воспитание.

Содержание

Наблюдения

Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;

осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

А. с удовольствием приходит в школу, радуется встрече с педагогами. С интересом наблюдает за происходящим.

Доброжелательное отношение к окружающим;

умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;

доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).

А. доверяет педагогам, работающим с ним, быстро идет на контакт с хорошо знакомым взрослым. Изредка проявляет инициативу в общении со взрослыми.

Умение выражать свои желания, делая выбор;

умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий;

умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей;

контроль своих эмоций и поведения.

Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.

8.4. Внеурочная деятельность.

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

«1 сентября – День Знаний»

Присутствие на торжественной линейке, концерте

Присутствовал на торжественной линейке. Был возбужден, беспокоен, из-за чего не смог досмотреть концерт до конца.

Ярмарка «Дары осени»

Подготовка к мероприятию: изготовление поделок, рисунков;

участие в ярмарке и концерте.

Принимал участие в изготовлении поделок и рисунков. Во время концерта беспокоился, досмотреть до конца не смог.

Рождественская ярмарка, праздник «Новый год»

Подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса, поделок для ярмарки, новогодних открыток;

участие в новогоднем празднике

Принимал участие в изготовлении поделок, украшений, открыток. В празднике не участвовал по причине болезни.

Тематическая неделя «В гостях у сказки»

Посещение школьной медиатеки, участие в школьном спектакле, посещение театра вместе с классом

Вместе с классом А. посетил школьную медиатеку, был на спектакле в «Театре Сказок». В школьном спектакле не участвовал.

«Пасха»

Подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений, посещение праздничного концерта

Принимал участие в подготовке к мероприятию, праздничный концерт досмотрел до конца

Праздник «8 марта»

Подготовка к мероприятию: изготовление рисунков, поделок, открыток, участие в праздничном концерте

Не участвовал по причине болезни

Тематическая неделя «По дороге к доброму здоровью»

Посещение школьного музея гигиены, тематических станций, участие в школьном кроссе

Вместе с классом принимал участие во всех мероприятиях

«Последний звонок»

Подготовка к мероприятию: изготовление открыток для выпускников, участие в праздничном концерте

Принимал участие в изготовлении открыток, на концерте не присутствовал (не был в тот день в школе)

           9. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

Учитель, педагог-психолог, учитель-логопед.

10. Программа сотрудничества с семьей.

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  • индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в четверть и по запросу родителей);
  • индивидуальные консультации родителей по темам: «Организация совместного досуга», «Формирование социально – бытовых навыков»
  • посещение родителями информационных семинаров (1 раз в месяц)

обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

  • участие родителей в разработке СИПР
  • посещение родителями уроков/занятий;
  • просмотр и обсуждение видеозаписей уроков/занятий
  • консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы;

организация регулярного   обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

  • информирование электронными средствами;
  • личные встречи, беседы;
  • ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка;
  • просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в школе и дома.

Организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях

  • привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий:
  • «1 сентября – День Знаний»
  • ярмарка «Дары осени»  
  • праздник «Новый год»
  • «Пасха»
  • праздник «8 марта»

10. Перечень необходимых технических средств и

 дидактических материалов.

  • Набор пиктограмм, фотографии с изображением педагогов, родителей учащегося;
  • Предметы для нанизывания на шнур (бусины, пуговицы), нить, мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, шнуровки.
  • Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам:  «Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные»,  «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Музыкальные инструменты».
  •  Конструктор «Лего», логические блоки Дьенеша, «Почтовый ящик», набор предметов для группировки по цвету, форме и  величине, вкладыши по форме и величине, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.
  • Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик  «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
  • Настольная песочница, песок, инструменты (грабельки, совок)
  • Компьютер, проектор, презентации, видеозаписи, экран для проектора

11. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

В течение года мониторинг динамики обучения ребенка ведется посредством структурированного наблюдения, выполнения тестовых заданий, проб. По итогам психолого-педагогической диагностики в середине и в конце учебного года педагогами, работающими с данным ребенком, дается качественное описание состояния формируемых навыков, представлений, на основании чего проводится оценка эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы, корректировка поставленных в СИПР целей, планирование дальнейшей работы с учащимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИПР для детей с ЗПР

специальная индивидуальная программа для детей с ЗПР...

СИПР для детей с нарушением интеллекта

специальная индивидуальная программа развития для детей с нарушением интеллекта, стойким нарушеним познавательной деятельности...

СИПР для детей с ТМНР

Специальная индивидуальная программа развития для детей с ТМНР...

Методические рекомендации по взаимодействию специалистов в разработке СИПР для обучающихся осваивающих 2 вариант АООП

Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость создания специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для их обучен...

СИПР

индивидуальная программа развития предназначена для учащихся с ОВЗ...

СИПР для учащегося 1 класса специальной (коррекционной) школы (2 вариант)

В данном документе представлена разработка специальной индивидуальной программы развития для учащегося 1 класса (2 вариант программы) в рамках внедрения СФГОС....