Статья - «Возможности детских певческих голосов младшего школьного возраста» Авторы-педагоги: Орехова С. Г.,Ларина Т.А., концертмейстер, педагог-организатор Егиазарян С.С.
статья

Ларина Татьяна Альбертовна

Данная статья даст возможность учителям музыки, педагогам вокала, акцентировать своё внимание на особенности певческого голоса детей младшего школьного возраста. Учитывать возрастные характеристики голоса для благополучного развития вокальных возможностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья - «Возможности детских певческих голосов младшего школьного возраста».

Авторы:

                                           Орехова Светлана Геннадьевна

Педагог дополнительного образования по вокалу

ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района С-Пб.,

  Ларина Татьяна  Альбертовна

Педагог дополнительного образования по вокалу

ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района С-Пб.,

Егиазарян Сусанна Степановна 

Педагог-организатор, концертмейстер

ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района С-Пб.

Санкт-Петербург

2020 г.

При приёме новых воспитанников в детский музыкальный театр, педагог, прежде всего, обращает  внимание на  то, как эмоционально он рассказывает стихи. Если  при  показе музыкального материала попадает в ноты, то это тоже хорошо. Педагог видит перспективу ребёнка при приёме, но он ещё не готовый артист. Приступая к обучению с нового учебного года, воспитанники начинают осваивать новые театральные предметы, такие как: актёрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение и конечно вокальные предметы, на которых разучивают музыкальный материал.

Основные условия, которые важны при певческих занятиях с детьми:

- Проводить занятия в хорошо проветриваемых помещениях.

- Выбор песенного репертуара детей осуществлять с учётом диапазона голоса.

- Следить, чтобы дети пели без напряжения, не кричали.

- Пение должно быть естественным, не форсированным.

- Учить брать дыхание перед началом пения, между фразами, а не посередине слова.

- Не допускать исполнения песен из взрослого репертуара.

- Не петь на улице при низкой температуре воздуха.

- При разучивании песен не использовать фонограмму.

Это одни из основных требований к гигиене и охране детского голоса, которые очень важны на самом начальном этапе  обучения детей младшего школьного возраста. Которые способствуют интенсивному и равномерному формированию голосового аппарата, в период, когда укрепляются голосовые связки.

Важно помнить педагогам по вокальному предмету, что  детский голосовой аппарат отличается от взрослого, прежде всего величиной и формой. Он находится в состоянии непрерывного роста и развития. Детский голос проходит несколько этапов развития, связанных  с общим физическим и нервно-психическим развитием ребёнка. Общие свойства  младшего домутационного возрастного периода детского певческого голоса (7-10лет):

- мягкость;

- "серебристость" звучания;

- фальцетное (головное) звукообразование, ограниченность силы звука;

- диапазон голоса от "до" первой октавы – до "ре" второй октавы.

Тренировать голос ребёнка - это значит развивать диапазон, силу, тембр, лёгкость звучания. Петь следует с расправленной грудью. Наиболее удобной позой для полноценного лёгкого и свободного звучания голоса, является поза стоя. Дышать во время пения следует легко, свободно, без напряжения с фазой вдоха, что короче фазы выдоха. Мастерство певческого дыхания заключается не в глубоком вдохе, при котором набирается очень много воздуха, а в освоении привычки вдохнуть нужное количество воздуха и тратить его постепенно на фоне выдоха, чтобы его хватало на нужную фазу.

Педагог должен устранять такие процессы во время дыхания, как поднятие плеч, поверхностное дыхание, неестественное положение корпуса, напряжение шеи с набухшими венами.

Для охраны детского голоса, сохранения и нормального развития, нужно с большей ответственностью относиться к выбору репертуара и позволять исполнять юным певцам лишь произведения доступной тесситуры, не допускать форсированного пения, особенно на крайних верхних и низких нотах диапазона. Учитывая, что дети любят петь громко, педагог должен их сдерживать, особенно во время разучивания новых произведений. Динамический диапазон  голоса развивается, а спешить с его расширением очень вредно.

К сожалению, у некоторых детей встречается большое количество  дефектов: несмыкания голосовых связок, их вялость и т.д., вызванных, прежде всего неправильным поведением в повседневной жизни. Поэтому важно помнить, что нельзя выходить на улицу сразу же после пения, потому что слизистая оболочка физиологически раздражена, разогрета. Нужно побыть в помещении  10-15 минут после занятия. Нельзя пить воду сразу же  после пения, а также разговаривать на улице в холодную, влажную погоду. Заболевание носа, глотки, ротовой полости, трахеи, лёгких, нервной системы приводит к нарушению голосовой функции.

Все перечисленные моменты важны для дальнейшего правильного вокального формирования детей младшего школьного возраста.

Литература:

1. Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» Москва, издательство «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1992.

2. «Развитие детского голоса» (ред. В.Н. Шацкой) Москва, 1963.

3. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей». М-Л. Сов. композитор. 1967.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию»

Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож...

статья "Способность и одарённость в младшем школьном возрасте".

Статья предназначена для работы учителей начальных классов. В ней говорится о том, как можно выделить одаренных детей из общего коллектива, о том, что такое «специальные способности» и как их об...

Статья «Внеурочная исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как способ формирования познавательных УУД»

Говоря об исследовательской деятельности, следует разграничивать понятия научно-исследовательская деятельность и учебно-исследовательская деятельность....

Особенности общения со сверстниками у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста

Материал выступления на I Международной научно-практической конференции "Детство-мир без границ. Образование и социализация детей с ОВЗ в современных условиях"...

Статья "Роль навыков общения детей младшего школьного возраста в социуме, через развитие полноценного и позитивного отношения к окружающему и своему внутреннему миру"

В период младшего школьного возраста у учащихся активно формируется способность делать логические выводы, логически размышлять о физических преобразованиях (строить гипотезы о физическом мире).Дети да...