статья "Способность и одарённость в младшем школьном возрасте".
статья на тему
Статья предназначена для работы учителей начальных классов. В ней говорится о том, как можно выделить одаренных детей из общего коллектива, о том, что такое «специальные способности» и как их обнаружить. Подробно описывается проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста. Рассматриваются подробно особенности конструирования образовательных проектов для начальной школы в рамках информационно-категориального подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Способность и одарённость в младшем школьном возрасте.
Автор: Л. Д. Швера
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Митрофановская средняя общеобразовательная школа Кантемировского района Воронежской области
Аннотация: Статья предназначена для работы учителей начальных классов. В ней говорится о том, как можно выделить одаренных детей из общего коллектива, о том, что такое «специальные способности» и как их обнаружить. Подробно описывается проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста. Рассматриваются подробно особенности конструирования образовательных проектов для начальной школы в рамках информационно-категориального подхода.
Ключевые слова: Одаренность, способности, специальные способности, проективная работа с одаренными, категории одаренности, самоценность личности.
Одаренные дети — какие они? Они очень разные, непохожие друг
на друга. Впрочем, это справедливо для всех детей. Но одаренного ребенка
нельзя не заметить, он всегда бросается в глаза, выделяется среди других
своими особыми склонностями и возможностями в каком-либо виде
деятельности. Чтобы обнаружить одаренного ребенка, не обязательно
использовать специальные психодиагностические методы. Достаточно
уметь наблюдать, беседовать, анализировать увиденное и услышанное.
Проблема детской одаренности давно исследовалась в психологии, и
относительно нее накоплен большой материал. Чтобы понять, как нужно
проводить в школе работу с одаренными детьми, следует уяснить, что
представляет собой феномен ранних способностей и как с научных
позиций объясняется их развитие.
Способности — это такие индивидуально-психологические осо-
бенности человека, которые содействуют успешному выполнению им той
или иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям,
умениям и навыкам. Способности, которые проявляются у школьника,
чаще всего относятся к учению или к тем видам деятельности, которыми
он занимается дополнительно (рисование, музыка, техническое
конструирование и т. д.). Соответствующая деятельность является
необходимым условием не только для выявления, но и для развития
способностей.
Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными
являются лишь задатки, т. е. анатомо-физиологические предпосылки
формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и
воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром
развиваются его способности.
Специальные способности — это способности к отдельным видам
деятельности, например к тем или иным видам искусства, к языкам, 3
математические, технические и т. д.
Как обнаруживают себя высокие способности? По легкости и
быстроте продвижения их обладателя в каком-то виде деятельности, по
значительности и своеобразию достигаемых результатов. Известный
исследователь способностей Н. С. Лейтес предлагает различать три
категории способных детей. Первая категория — это учащиеся с ранним
подъемом интеллекта. Ко второй категории относятся дети с ярким
проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам
деятельности (в том числе и внешкольной). Третья категория — это дети
с потенциальными признаками одаренности.
Для учащихся с ранним подъемом общих способностей характерен
быстрый темп обучения в школе. Некоторые из них (интеллектуальные
вундеркинды) стремительно развиваются в умственном отношении и
далеко опережают своих сверстников. Особенности их ума бывают
настолько удивительными, что не заметить их невозможно.
Как правило, такие дети к 3—4 годам обучаются чтению, письму и
счету, затем увлекаются какой-либо областью знания и далеко
продвигаются в ней. Возможно, что одно увлечение сменится другим, но
постоянным остается только неудержимое стремление к умственным
занятиям, умственной нагрузке.
Бывают и менее очевидные случаи детской одаренности. Нередко
встречаются дети, обнаруживающие незаурядные способности в более
старшем возрасте.
Дети с ярким проявлением специальных способностей чаще всего
характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой
склонностью к какой-либо области искусства, науки или техники.
Специальные способности раньше проявляются в тех видах деятельности,
где требуются особые специальные задатки (музыкальные,
художественные) или формальные качества ума. Позже они
обнаруживают себя там, где нужен определенный жизненный опыт.
Известно, например, что рано раскрываются музыкальные и
художественные способности. Яркая одаренность Моцарта была очевидна
уже в 3—4 года. Рано раскрылись выдающиеся музыкальные способности
наших современников Вадима Репина и Жени Кисина. И. Е. Репин и В.
А.. Серов с 6 лет заявили о себе как о талантливых художниках, а Карл
Брюллов в 9 лет поступил в Академию художеств.
Способные дети, которых можно отнести к третьей категории, не
идут впереди сверстников по общему развитию, не их отличает особое
своеобразие умственной работы, которое указывает на незаурядные
способности. В чем заключается это своеобразие? В особой
оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки
зрения по разным вопросам и пр. Возможно, эти особенности ребенка
указывают на высокие способности к тем видам деятельности, для
развития которых в школе пока нет условий.
Как нужно относиться к фактам проявления одаренности у
школьников? Одаренный ребенок в отличие от одаренного взрослого—
это еще не сформировавшийся человек, его будущее пока неопределенно,
его способностям только еще предстоит раскрыться. Детские способности
— явление специфическое.
Термин «одаренность» по отношению к детям нужно считать
условным. Он служит для обозначения своеобразной психологической
реальности. Зная особенности детской одаренности, школьный психолог
может помочь учителю в организации процесса обучения способного
ребенка.
Проектирование в работе с одаренными детьми младшего
школьного возраста. Современная гуманистическая образовательная парадигма исходит из признания самоценности личности каждого ребенка, ее неповторимости и уникальности. Одаренные дети представляют собой особую категорию учащихся, нуждающихся в специальных условиях организации обучения и развития, гак как они характеризуются более высоким уровнем любознательности, оригинальности мышления, склонны к решению задач дивергентного тина. Эти дети способны к прогнозированию не только учебных задач, но и жизненных ситуаций. Они отличаются высокой концентрацией внимания и хорошей памятью. Раскроем одну из форм работы с одаренными детьми младшего школьного возраста —проекти-
рование.
В рамках процесса обучения проектный метод можно определить
как образовательную технологию, нацеленную па приобретение 13
учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики,
формирование у школьников специфических умений и навыков
посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска.
Иными словами, проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж. Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно
формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой
информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает
выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам»
новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Этот метод может найти применение на различных этапах обучения
в работе с учащимися различных возрастных категорий и при работе с
материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям
практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несет в себе
черты универсальности.
Рассмотрим подробнее особенности конструирования
образовательных проектов для начальной школы в рамках инфор-
мационно-категориального подхода.
Суть данного подхода в том, что содержание обучения
конструируется на основе системы обобщенных межпредметных понятий-
категорий: форма, пространство, величина, модель, изменение и
многообразие.
Принципы отбора категорий заключаются в следующем:
1.Каждая категория — фундаментальное понятие, определяющее
«язык» данной предметной области и обладающее широким прикладным
значением.
2.Категория может быть адаптирована к определенному этапу
обучения.
3.Категории, составляющие основу содержания одной предметной 14
области, могут быть интегрированы в любую другую.
Информационное пространство действия каждой категории
складывается из понятий, свойств, операций и моделей.
Для младшего школьного возраста образовательными областями
могут стать различные учебные предметы, существовавшие ранее:
математика, естествознание и т.д., — и новые: начала экономики, инфор-
матика и т.д.
Образовательный проект может быть представлен как совокупность
учебных задач межпредметного характера, объединенных общей
сюжетной линией. В ходе решения учащимися учебной задачи происходит
процесс осмысления категориального знания и формируются способы его
освоения, важнейшими из которых мы считаем кодирование,
алгоритмизацию и моделирование. Образовательный проект охватывает
сразу несколько сфер знаний, поэтому выполняет функцию урока (уроков)
межпредметного характера. Работа с образовательными проектами
проводится в тот период, когда учащиеся уже прошли несколько тем по
различным дисциплинам, и в этом случае может быть проведен
комплексный обобщающий урок.
Для разработки образовательного проекта необходимо провести
тщательный анализ отбора учебной информации из различных дисциплин и
сформулировать задачи при изучении отдельных предметных тем. Далее
придумывается сюжет, вокруг которого выстраивается образовательный
процесс.
Литература:
1. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления.- М., 1999.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1996.
3. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.
Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера.- М., 1998.
4.Землянухова Т.М., Лисина М.И. Особенности общения и
любознательности у воспитанников детских учреждений в раннем возрасте.
Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1996.
5. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1997.
6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.,
1997
7. Менчинская Н.Л. Вопросы умственного развития ребенка – М., 2000.
8. Начальная школа. 2001. №1, 2004. №4, №6., 2007. №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/15/picture-179893-1358262688.jpg)
Работа над проектно-исследовательской деятельностью школьников, как одно из направлений поддержки и развития одарённости детей младшего школьного возраста
Проектная деятельность в начальной школе Подготовила: Голяева Людмила Николаевна, учитель начальных классов 1.Актуальность проектаОдной из приоритетных задач современной школы является...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/04/picture-702337-1446652225.jpg)
Программа внеурочной деятельности педагога, направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера».
Программа внеурочной деятельности педагога,направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗмладшего школьного возраста.Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/03/picture-748231-1454522228.jpg)
Использование игровых технологий в работе с интеллектуально одарёнными детьми младшего школьного возраста
Выступление на районном семинаре учителей младших классов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/01/picture-868828-1483291783.jpg)
Организация работы с одарёнными детьми младшего школьного возраста
Обобщение педагогического опыта было представлено на районном МО в форме доклада по теме "Организация работы с детьми младшего школьного возраста". Это направление является одним из ведущих ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/13/picture-994871-1515841368.jpg)
Одарённость и её проявления в младшем школьном возрасте
Статья на тему одарённости...Всем приходилось слышать о вундеркиндах, еще в дошкольные годы поражающих своими удивительными способностями. Но как они проявляют себя в дальнейшем?...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/30/picture-102934-1364667633.jpg)
Методы выявления одарённости у детей младшего школьного возраста
Данный методический материал позволит учителям начальных классов выявить одарённых детей при помощи разнообразных методик...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/09/picture-512743-1415544060.jpg)
ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В данной статье говорится о системе работы с одарёнными детьми, о способах выявления детской одарённости. Рассказываю о том, как провожу эту работу на различных уроках- математике, русском языке. Расс...