Статья «Внеурочная исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как способ формирования познавательных УУД»
статья (1 класс) на тему
Говоря об исследовательской деятельности, следует разграничивать понятия научно-исследовательская деятельность и учебно-исследовательская деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vneurochnaya_deyatelnost.docx | 30.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Быковская Светлана Алексеевна
Статья
«Внеурочная исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как способ формирования познавательных УУД»
Российское общество вступило в такой период развития, когда произошло неосознаваемое многими, но болезненное переосмысление приоритетов в общей направленности личности. Направленность
« совершенствуй себя, чтобы быть полезны членом общества» сменилась девизом « совершенствуй себя, чтобы быть успешным в обществе».
Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения. Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Одной из важных ключевых компетентностей является- готовность к самообразованию. [ 2]
Исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время – одна из прогрессивных форм, успешно решающих данную проблему. Она позволяет наиболее полно формировать познавательные универсальные учебные действия.[4, 15 ]
Базовым положением ФГОС служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий, в том числе и познавательных, выступающих в качестве основы образовательного процесса.[ 6, 6 ]
В рамках межшкольной конференции « Первые шаги в науку» у детей, вовлечённых в поисково- исследовательскую деятельность, успешно формируются познавательные универсальные учебные действия.
Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.[ 1, 29 ]
Говоря об исследовательской деятельности, следует разграничивать понятия научно-исследовательская деятельность и учебно-исследовательская деятельность.
Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.[ 8 ]
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
[ 8 ]
Можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:
- выделение и постановка проблемы;
- выработка гипотез;
- поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов);
- формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация);
- представление результатов исследовательской деятельности.
[ 4, 10-12]
Исследования можно классифицировать по-разному:
- по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);
- по месту проведения (урочные и внеурочные);
- по времени (кратковременные и долговременные);
- по теме (предметные или свободные),
- по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).[ 8, ]
Формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование.
Ежегодно в нашей школе проходит школьная научно-исследовательская конференция, в которой принимают участие представители каждого класса начальной школы. Основная цель конференции – стать первым опытом представления собственной исследовательской работы, что в дальнейшем поможет облегчить вхождение детей в более сложный этап исследовательской деятельности.
Рассмотрим способы формирования познавательных УУД на примере исследовательской деятельности ученика 2 класса.
Тема исследования:« Свойства поваренной соли и её значение в жизни человека».
Действия постановки и решения проблем
- этап выделения и постановки проблемы(умение видеть и формулировать проблему, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера) Ученик увидел проблему в том, что соль, являясь обычным продуктом, имеет большое значение в жизни человека с давних времён. Почему? Могут ли люди в век технического прогресса обойтись без неё?
Универсальные логические действия
• выработка гипотез(выдвижение гипотез и их обоснование);
Поваренная соль имеет важное значение в жизнедеятельности человека. Для подтверждения этой гипотезы учеником была проанализирована литература и проведена опытно- экспериментальная работа.
• формулирование выводов (анализ объектов исследования с целью выявления существенных и несущественных признаков, умения и навыки наблюдения, умение и навыки проведения экспериментов, умение делать выводы и умозаключения, синтез как составление целого из частей, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, подведение под понятия, установление причинно- следственных связей, доказательство).
Ученик применял теоретические методы ( анализ), эмпирические методы ( эксперимент, наблюдение, опыты), которые позволили ему выделить существенные свойства соли, установить причинно- следственные связи, привести доказательство, сделать выводы.
Опытно- экспериментальная работа содержала опыты ( « Обогащение соли», « Соляная игра», « Соль в воде разной температуры», « Соль повышает плотность воды», « Температура замерзания воды», « Соль может сохранять продукты». В результате эксперимента ученик выявил влияние соли на кожу, металл и растения. ( см. Приложение 1-10 )
Общеучебные универсальные действия
• поиск путей решения(самостоятельное выделение и формулирование цели и задач исследования, обоснование гипотезы, поиск информации, определение основной и второстепенной информации, смысловое чтение, умение структурировать знания, выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий );
В результате исследования были поставлена цель: теоретически разработать проблему значения соли в жизни человека и окружающего мира: какую приносит пользу и какой вред и провести опытно- экспериментальную работу по изучению свойств поваренной соли.
Для учителя очень важно оценивание степенисформированности УУД: умений и навыков исследовательской деятельности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. [ 7, ]
Планируемые результаты формирования УУД
Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление):
• умение выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
• умение анализировать результаты опытов, элементарных исследований;
• умение фиксировать их результаты;
• умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
• умение проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
• умение применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
• умение презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции:
• умение сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
• умение сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам;
• умение выявлять сходство и различия объектов;
• умение выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
• умение классифицировать объекты (объединять в группы по
существенному признаку);
• умение приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
• умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
• умение выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.
Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность высказывать предположения:
• умение обсуждать проблемные вопросы;
• умение составлять план простого эксперимента;
• умение выбирать решение из нескольких предложенных, кратко
обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);
• умение выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
• умение преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
• умение моделировать различные отношения между объектами
окружающего мира, строить модели с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);
• умение исследовать собственные нестандартные способы решения;
• умение преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
Исследовательская деятельность во внеурочное время помогает создать благоприятные условия для интеллектуального, личностного роста младших школьников и формирования познавательных УУД.
Литература
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г.Асмолов,Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.); под ред. А.Г.Асмолова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.- 125 с.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- Самара: Издательство « Учебная литература», 2007.- 208 с.
- Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. / А. И. Савенков. – М.: Просвещение, 2006.- 434 с.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова.- М.: Просвещение, 2009.-48 с.
- Чижова С.А. Поисково- исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения // Самарский вестник начального образования. 2010, №1, 15с.
- Интернет- ресурсы
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=466851
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию»
Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож...
Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках и в системе внеурочной деятельности" с презентацией
Бикбаева Людмила Фарсановна....
Формирование исследовательской деятельности обучающихся младшего школьного возраста
Данная статья рассказывает о методах и приемах формироования исследовательской деятельности с использованием сети Интернет...
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В СИСТЕМЕ Л.В.ЗАНКОВА
В статье говорится о работе педагога по формированию долговременной памяти...
Методика исследовательского обучения детей младшего школьного возраста.
Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития – основа исследовательс...
Статья : Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста с использованием нетрадициооных видов рисования на занятиях в группе продленного дня.
В помощь молодым специалистам....
Внеурочная исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как способ формирования универсальных учебных действий.
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формировани...