Статья «Внеурочная исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как способ формирования познавательных УУД»
статья (1 класс) на тему

Светлана Алексеевна Быковская

Говоря об исследовательской деятельности, следует разграничивать понятия научно-исследовательская деятельность и учебно-исследовательская деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vneurochnaya_deyatelnost.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

Быковская Светлана Алексеевна

Статья

«Внеурочная исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как способ формирования познавательных УУД»

Российское общество вступило в такой период развития, когда произошло неосознаваемое многими, но болезненное переосмысление приоритетов в общей направленности личности. Направленность

« совершенствуй себя, чтобы быть полезны членом общества» сменилась девизом « совершенствуй себя, чтобы быть успешным в обществе».

Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения. Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Одной из важных ключевых компетентностей является- готовность к самообразованию. [ 2]

Исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время – одна из прогрессивных форм, успешно решающих данную проблему. Она позволяет наиболее полно формировать познавательные универсальные учебные действия.[4, 15 ]

Базовым положением ФГОС служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается прежде  всего формированием универсальных учебных действий, в том числе и познавательных, выступающих в качестве основы образовательного процесса.[ 6, 6 ]

        В рамках межшкольной конференции « Первые шаги в науку» у детей, вовлечённых  в поисково- исследовательскую деятельность, успешно формируются познавательные универсальные учебные действия.

Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.[ 1, 29 ]

Говоря об исследовательской деятельности, следует разграничивать понятия научно-исследовательская деятельность и учебно-исследовательская деятельность.

        Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.[ 8  ]

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

[ 8  ]

Можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:

  • выделение и постановка проблемы;
  • выработка гипотез;
  • поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов);
  • формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация);
  • представление результатов исследовательской деятельности.

 [ 4, 10-12]

Исследования можно классифицировать по-разному:

  • по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);
  • по месту проведения (урочные и внеурочные);
  • по времени (кратковременные и долговременные);
  • по теме (предметные или свободные),
  • по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).[ 8,   ]

 Формами  организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование.

Ежегодно в нашей школе проходит школьная научно-исследовательская конференция, в которой принимают участие представители каждого класса начальной школы. Основная цель конференции – стать первым опытом представления собственной исследовательской работы, что в дальнейшем поможет облегчить вхождение детей в более сложный этап исследовательской деятельности.

Рассмотрим способы формирования познавательных УУД на примере исследовательской деятельности  ученика 2 класса.

Тема исследования:« Свойства поваренной соли и её значение в жизни человека».

Действия постановки и решения проблем

  • этап выделения и постановки проблемы(умение видеть  и формулировать проблему, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера) Ученик увидел проблему в том, что соль, являясь обычным продуктом, имеет большое значение в жизни человека с давних времён. Почему? Могут ли люди в век технического прогресса обойтись без неё?

Универсальные логические действия

•        выработка гипотез(выдвижение гипотез и их обоснование);

Поваренная соль имеет важное  значение в жизнедеятельности человека. Для подтверждения этой гипотезы учеником  была проанализирована литература и проведена опытно- экспериментальная работа.

•        формулирование выводов (анализ объектов исследования с целью выявления существенных и несущественных признаков, умения и навыки наблюдения, умение и навыки проведения экспериментов, умение делать выводы и умозаключения,  синтез как составление целого из частей, выбор оснований и  критериев для сравнения, классификации объектов, подведение под понятия, установление причинно- следственных связей, доказательство).

Ученик применял теоретические методы ( анализ), эмпирические методы ( эксперимент, наблюдение, опыты), которые позволили ему  выделить существенные свойства соли, установить причинно- следственные связи, привести доказательство, сделать выводы.

Опытно- экспериментальная работа содержала опыты ( « Обогащение соли», « Соляная игра», « Соль в воде разной температуры», « Соль повышает плотность воды», « Температура замерзания воды», « Соль может сохранять продукты». В результате эксперимента ученик выявил влияние соли на кожу, металл и растения. ( см.  Приложение 1-10 )

Общеучебные универсальные действия

•        поиск путей решения(самостоятельное выделение и формулирование цели и задач исследования, обоснование гипотезы, поиск информации, определение основной и второстепенной информации,  смысловое чтение, умение структурировать знания,  выбор эффективных способов решения задач  в зависимости от конкретных условий );

В результате исследования были поставлена  цель: теоретически разработать проблему значения соли в жизни человека и окружающего мира: какую приносит пользу и какой вред и провести опытно- экспериментальную работу по изучению свойств поваренной соли.

Для учителя очень важно оценивание степенисформированности УУД:  умений и навыков исследовательской деятельности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. [ 7,   ]

Планируемые результаты формирования УУД

Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира          (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление):

•        умение выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

•        умение анализировать результаты опытов, элементарных исследований;

•        умение фиксировать их результаты;

•        умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

•        умение проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

•        умение применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

•        умение презентовать подготовленную информацию в наглядном и  вербальном виде.

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции:

•        умение сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

•        умение сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам;

•        умение выявлять сходство и различия объектов;

•        умение выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

•        умение классифицировать объекты (объединять в группы по

существенному признаку);

•        умение приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

•        умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

•        умение выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность        высказывать предположения:

•        умение обсуждать проблемные вопросы;

•        умение составлять план простого эксперимента;

•        умение выбирать решение из нескольких предложенных, кратко

обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);

•        умение выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;

•        умение преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

•        умение моделировать различные отношения между объектами

окружающего мира, строить модели с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);

•        умение исследовать собственные нестандартные способы решения;

•        умение преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Исследовательская деятельность во внеурочное время  помогает  создать благоприятные условия для интеллектуального, личностного роста младших школьников и формирования познавательных УУД.

Литература

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г.Асмолов,Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.); под ред. А.Г.Асмолова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.- 125 с.
  2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
  3. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа.
  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.-  Самара: Издательство « Учебная литература», 2007.-  208 с.
  5. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. / А. И. Савенков. – М.: Просвещение, 2006.- 434 с.
  6. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект        / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова.- М.: Просвещение, 2009.-48 с.
  7. Чижова С.А.  Поисково- исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения  // Самарский вестник начального образования. 2010, №1, 15с.      
  8. Интернет- ресурсы

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=466851


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию»

Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож...

Формирование исследовательской деятельности обучающихся младшего школьного возраста

Данная статья рассказывает о методах и приемах формироования исследовательской деятельности с использованием сети Интернет...

Методика исследовательского обучения детей младшего школьного возраста.

Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития – основа исследовательс...

Внеурочная исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как способ формирования универсальных учебных действий.

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  начального общего  образования является формировани...