Статья "Роль навыков общения детей младшего школьного возраста в социуме, через развитие полноценного и позитивного отношения к окружающему и своему внутреннему миру"
статья (4 класс) на тему

Григораш Олеся Валерьевна

В период младшего школьного возраста у учащихся активно формируется способность делать логические выводы, логически размышлять о физических преобразованиях (строить гипотезы о физическом мире).

Дети данного возраста могут справляться с одним стрессом, но не в силах противостоять большему количеству стрессов. После преодоления кризиса 7 лет, для ребенка становится важными знания о чувствах другого человека (эмпатия), также оценка действий друг друга. Также у ребенка возникает осмысленная ориентировка собственных переживаний. Помимо вышеизложенного, у детей активно формируется чувство собственного достоинства и самоуважения, но при условии, что родители, учителя и сверстники относятся к нему положительно, поэтому учебная деятельность занимает главное место для ребенка.

Учитывая, что в данном возрасте у детей часто ярко выражена тревожность и переживания, поддержка педагога-психолога и умение самого ребенка справляться со своими эмоциями крайне важно.

Исходя их вышеизложенного, возникает актуальность данной темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль навыков общения детей младшего школьного возраста в социуме, через развитие полноценного и позитивного отношения к окружающему и своему внутреннему миру.

Григораш Олеся Валерьевна

Педагог-психолог ГБОУ СОШ №77

(с углубленным изучением химии)

Санкт-Петербург., ул. Блохина, д. 31

Аннотация

В период младшего школьного возраста у учащихся активно формируется способность делать логические выводы, логически размышлять о физических преобразованиях (строить гипотезы о физическом мире).

Дети данного возраста могут справляться с одним стрессом, но не в силах противостоять большему количеству стрессов. После преодоления кризиса 7 лет, для ребенка становится важными знания о чувствах другого человека (эмпатия), также оценка действий друг друга. Также у ребенка возникает осмысленная ориентировка собственных переживаний. Помимо вышеизложенного, у детей активно формируется чувство собственного достоинства и самоуважения, но при условии, что родители, учителя и сверстники относятся к нему положительно, поэтому учебная деятельность занимает главное место для ребенка.

Учитывая, что в данном возрасте у детей часто ярко выражена тревожность и переживания, поддержка педагога-психолога и умение самого ребенка справляться со своими эмоциями крайне важно.

Исходя их вышеизложенного, возникает актуальность данной темы.

Ключевые слова

Межличностное общение, коммуникативность, гармоничная личность, младший школьный возраст.

Введение

В настоящее время, большинство людей имеет проблемы в межличностном взаимодействии, что обусловлено все большим возрастанием виртуального общения, вследствие приводящее к дезадаптации в обществе, а также к возможности формирования неуспешной личности. Это касается не только взрослых людей, но и также детей школьного возраста.

Именно в младшем школьном возрасте, при переходе детей из начальной школы, где большую часть общения составляет игра, в среднее звено, которое абсолютно отличается структурой, многие дети ощущают себя беспомощными, социально изолированными, возрастает тревожность, негативизм и формируется социальная робость. Очень важно в данный период времени помочь ученику адаптироваться к школе, которая стала для него совершенно другой. И наиболее лучшим вариантом для ребенка будет подготовка к среднему звену еще с начальной школы.

Одна из главных тенденций младшего школьного возраста – формирование способности делать логические выводы, логически размышлять о физических преобразованиях (строить гипотезы о физическом мире).

Дети данного возраста могут справляться с одним стрессом, но не в силах противостоять большему количеству стрессов. После преодоления кризиса 7 лет, для ребенка становится важными знания о чувствах другого человека (эмпатия), также оценка действий друг друга. Также у ребенка возникает осмысленная ориентировка собственных переживаний. Помимо вышеизложенного, у детей активно формируется чувство собственного достоинства и самоуважения, но при условии, что родители, учителя и сверстники относятся к нему положительно, поэтому учебная деятельность занимает главное место для ребенка.

Учитывая, что в данном возрасте у детей часто ярко выражена тревожность и переживания, поддержка учителя, а также педагога-психолога и умение самого ребенка справляться со своими эмоциями крайне важно.

Исходя из вышесказанного, возникает актуальность данной статьи, чтобы показать насколько важно умение выстраивания межличностных отношений учащихся не только со своими сверстниками, но и с родителями, учителями и другими людьми, общение с которыми становиться неотъемлемой частью их жизненного пути. Общение есть процесс непосредственных взаимоотношений, обращения людей друг с другом, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществляемой ими деятельности. Данный феномен является одним из главных компонентов успешной личности, в чем, как было сказано выше, в современном обществе возникает проблема.

Роль навыков общения детей младшего школьного возраста в социуме, через развитие полноценного и позитивного отношения к окружающему и своему внутреннему миру.

Общение не только обуславливает совместную коллективную деятельность, оно выступает также и важнейшим фактором формирования личности человека, средством воспитания. Ведь воспитывать человека – значит не только воздействовать на его представления и понятия, формировать убеждения, но и обеспечивать практическую регуляцию его поведения, отношений с другими людьми. И очень важно, чтобы общение всегда было умением объективно оценивать себя и других, уважительным отношением к мнению другого, умением понять другого, способностью к сопереживанию. Учитывая особенности младшего школьного возраста, нужно понимать, что сами дети не способны научиться управлять своими чувствами, осознанно воспринимать действительность, трезво оценивать и контролировать себя в общении с другими людьми, правильно развивать и обучаться навыкам хорошего межличностного взаимодействия. Очень важно, чтобы в данном вопросе им помог и направил учитель, либо педагог-психолог.

Говоря о периоде адаптации 5-классников, о котором было заявлено в аннотации статьи, он характеризуется появлением внутренних и внешних изменений в их жизни.

Внутренние изменения – обретение чувства взрослости, постепенная замена ведущей учебной деятельности (характерной для младшего школьника) на ведущую деятельность общения.

Внешние изменения – новые учителя, новый режим, новые требования, новые правила, необходимость вступать в контакт со старшеклассниками.  

Признаки дезадаптации:

- усталый утомленный вид ребенка;

- нежелание делиться своими впечатлениями о проведенном дне;

- стремление переключить внимание взрослых от школьных событий;

- нежелание выполнять домашнее задание;

- негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;

- беспокойный сон;

- трудности утреннего пробуждения, вялость;

- жалобы на плохое самочувствие.

Каждый учитель, когда к нему приходят дети из четвертого класса, конечно же, старается их поддержать, сделать им психологический комфорт, но и также самим детям нужно быть готовыми к этому переходу в среднее звено.

Вид поведения, при котором у учащихся имеются проблемы с учебной адаптацией и социализацией, которая проявляется в негативной оценке к себе и другим, повышенная агрессивностью, конфликтность и неконструктивное поведение, требует контроля со стороны педагога-психолога, ведь очень важно для прохождения успешной адаптации иметь навыки установления контакта, коммуникации. Помощником для ребят в этот период будет умение понимать свои чувства, умение дифференцировать свои эмоции. Способность справляться с трудностями самостоятельно, обладание такими качествами как дружелюбие, взаимопомощь, как следствие получать ее взамен.

Существует множество способов решения проблем общения как у детей, так и взрослых, которые непосредственно направлены на развитие коммуникативности, эмпатии, социальной смелости, снятие тревожности и повышение самооценки. Однако, как уже говорилось выше, очень важно решать проблему социальной робости еще в младшем школьном возрасте.

Именно педагог-психолог может способствовать развитию навыков конструктивного поведения и формирования адекватной самооценки, также развития навыков дружбы, через развивающие занятия в группе. Исходя из вышеизложенного, возникает актуальность проведения данных занятий с детьми младшего школьного возраста.

Вне какой-либо непосредственной деятельности общение невозможно. Учитывая то, что у ребенка младшего школьного возраста в межличностном общении крайне преобладает игра, стоит предполагать то, что и развитие коммуникативных навыков и способов общения будет более благоприятным путем игротерапии.

Говоря об игротерапии, нужно сказать, что такой способ работы с детьми очень обширный и предполагает огромное количество различных упражнений, техник и собственно игр.  

Для меня, как психолога имеется опыт создания пространства, основанного на игротерапии. Хотелось бы поделиться опытом такого открытого пространства для полноценного развития и социализации детей.

Основная цель такого пространства – это научиться дружить, избавиться от робости, стеснения, комплексов, преодоление страха в общении через развитие полноценного и позитивного отношения к окружающему и своему внутреннему миру. Формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей, в том числе при возникновении жизненных трудностей.

Работа данного пространства основана на игровой терапии. Что же такое игровая терапия – это терапия, которая формирует полноценное позитивное отношение к окружающему и своему внутреннему миру посредством сочинения сказок, рассказов, выстраивания отношений в ролевых играх.

Занятия направлены на формирование навыков вербального и невербального общения, рабочего самочувствия, коммуникативности, умения понимать себя.

Все игры направлены на сплочение, раскрепощение, на умение дружить, на умение выходить из трудных ситуаций, на умение раскрыться, на снятие тревожности, робости, и внутренних страхов. Говоря о рабочем самочувствии ребят, работа также ведется с воображением, вниманием.  

Педагог-психолог на занятиях выступает в разных ролях, зависящих от методов и содержания работы группы - руководитель дискуссии, ведущий игровой ситуации, тренер личностных и социальных навыков.

Он создает на занятиях комфортную психологическую атмосферу и доверительное отношение участников друг к другу.

Для наибольшего понимания о данном пространстве, следует привести примеры игр, которые проводились с учащимися:

- «Я возьму с собой на Север» (развитие навыков рабочего самочувствия);

- «Преступники» (развитие навыков взаимодействия);

- «Инопланетяне» (развитие эмпатии);

- «Картонная башня» (развитие навыков командного взаимодействия);

- «Клубочек» (рефлксия).

Данными занятиями в открытом пространстве, достигаются цели, которые неотъемлемо связаны с решением проблем общения и преодоления социальной робости детей: формирование навыков конструктивного поведения в конфликте у детей; снижение деструктивного влияния между участниками образовательного процесса; успешное включение в групповое обучение, тем самым создание мотивирующей образовательной среды и ориентации на продуктивную деятельность; также развитие интеллектуальной сферы.

Выводы

Так как в настоящее время умение общаться является важным фактором успешной адаптации в быстро меняющемся мире, актуальность проведения занятий направленных на снижение социальной робости и решение проблем общения выглядит бесспорной. В данной статье говорится об опыте работы, которая производится в данном направлении.

Благодаря занятиям технологией игротерапии, в младшем школьном возрасте, в тот период, когда дети переходят из начальной школы в пятый класс, и испытывают множество стрессов, возможно получить такие результаты, как развитие коммуникативных навыков (понимание чувств настроений, проявление эмпатии), а также получение социального опыта; развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки), эмоциональной сферы (чувства, переживания, настроение и т.д.) и помощь в открытие внутреннего мира человека в целом; владение навыками осуществления примирения конфликтов между учащимися в условиях образовательного учреждения.

Занятия способствовали укреплению взаимоотношений внутри школьной группы детей; а также решению задач воспитательного характера (для стимулирования самостоятельной и ответственной деятельности учащихся, осознания ценности отношений); пробуждению интереса ребенка к другим людям и к самому себе. Привитие навыков сотрудничества, уменьшение факторов риска со стороны поведения обучающихся; формирование эффективности поведенческих стратегиях и личностных ресурсов учащихся.

К завершению данной статьи хотелось бы сказать о том, что общение – это одно из самых важных аспектов для человека. Общение непосредственно связано с такими качествами как коммуникативность, эмпатия, социальная смелость, благодаря которым человек, в данном случае ребенок, способен наиболее легко находить общий язык с собеседниками, в целом приобретал социальный опыт и навыки межличностного общения, приобретал опыт решения собственных трудностей и конфликтов среди сверстников, также сформировал положительное отношение учащихся к себе и другим участникам образовательного процесса, ну и дополнительно развивал творческие навыки.

Для того, чтобы процесс решения проблем общения и снижения социальной робости был наиболее успешен у ребенка, нужно учитывать возрастные особенности данного возраста. В данной статье описывается опыт открытого пространства, за счет проведения занятий технологией игротерапии. Данное пространство способствовало тому, что дети приобрели социальные навыки, наиболее комфортно прошли период адаптации при переходе в пятый класс, также развили в себе организационно-волевые качества (терпение, воля, самоконтроль), ориентационные качества (самооценка, школьная мотивация), поведенческие качества (снижение конфликтности, сотрудничество).

Таким образом, можно говорить о том, что о преодолении социальной робости и проблем общения у индивидуума нужно задумываться еще с момента его обучения в школе. И крайне важно относиться к данной проблеме с ответственностью, так как благоприятная адаптация, социальная смелость и в целом навыки общения очень важны для человека в любом возрасте.

Список литературы

1.Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: учеб. пособие. –М. :Проспект, 2009. – 216 с.

2        Грехнев В.С. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 144с. – (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения). – ISBN 5-09-001766-2

3.Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения. Техники/ Издательство 5-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 349, (1) с.  – (Психологический практикум).

4.Карандышев В.Н., Лисянская А.С., Крылова Т.А. Курс комплексного развития младшего школьника. Программа, занятия, дидактические материалы/ Волгоград: Учитель, 2013. – 319 с.

5.Сазонова Н.П., Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье. : Учебно-методическое пособие. – СПб, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 128с.

6.Смирнова Е.О., Лаврентьева Т.В. Дошкольник в современном мире: книга для родителей/М. : Дрофа, 2006. – 270, (2) с. – (Дошкольник. Психология).

7.Устюгова И.А., Сухогузова И.Г., Басуева Г.А., Комылятова И.В. Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы: педагогические программы, социально-педагогические тренинги/Волгоград: Учитель, 2014. – 148 с.

8.Шуть Н.Н. Секреты эффективных игр для развития ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010. – 176 с., илл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста.

В своей работе автор доказывает важность общения для развития речи и как следствие успешному познанию связей в природе, и в жизни вообще....

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики Методическая цель: познакомить присутствующих на мастер-клас...

«Развитие образного мышления и графических навыков у детей младшего школьного возраста по средствам уроков ИЗО»

В статье рассказываертся о методах и приемах,используемых на уроках ИЗО, которые способствуют формированию у детей целостного взгляда на мир и ведут к пониманию законов мироздания...

«Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе.»

Программа для психологов, учителей, работающих в первых классах.  Только недавно первоклашки были дошкольниками, у них резко меняется режим, требования к ним, у детей накапливается тревожность, н...

Сборник сюжетно – ролевых игр, направленных на развитие общения детей младшего школьного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16512715","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"356","width":"480"}}]]...