проект класса "Наши имена".
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дударевская средняя общеобразовательная школа»
«Наши имена»
Выполнили обучающиеся 2 класса.
Руководитель: учитель начальных классов Назаркина С.Л.
Содержание
1. Методический паспорт проекта
2. Актуальность проекта.
3.Этапы проекта
5. Имена нашего класса
6. Значение наших имен.
7.Распространенные имена в нашей школе
5.Заключение
6. Используемая литература
Методический паспорт проекта
Структура | Содержание |
Тема | «Наши имена» |
Учебный предмет | Окружающий мир, кружок «Доноведение» (внеурочная деятельность) |
Адресация | Обучающиеся начальных классов |
Участники проекта | Учитель, дети, родители |
Тип проекта | Поисково-исследовательский, индивидуально-групповой, среднесрочный, информационный; |
Обоснование темы выбранного проекта | Имя человеку даётся с рождения. Он его не выбирает, за него это делают другие. Мы хотели узнать историю происхождения и значение наших имён и имён обучающихся начальных классов, какие имена наиболее популярны в наши дни. |
Цель проекта | 1.Создание справочника «Наши имена» и книжки – малышки «Моё имя» |
Задачи проекта Гипотеза исследования | 1.Узнать, что такое имя, какая наука занимается изучением имён. 2. Узнать об истории и происхождении имен класса. 3. Выявить знаменитых людей, которые имеют такие же имена. 4.Изучить списки обучающихся начальной школы с целью определения самых популярных и самых редких имён. 5.Развивать навыки исследовательской деятельности. 6.Расширить свой кругозор при помощи различных источников информации. 7.Укрепить взаимоотношения между детьми и родителями. Существует мода на имена, и через каждые пять лет популярными становятся новые имена. |
Предмет исследования | Имена |
Методы исследования | 1.Изучение литературы. 2.Беседа с родителями. 3.Поиск информации в Интернете. 4.Собственные наблюдения. 5. Анкетирование. |
Методика исследования | 1 этап: подготовительный Постановка проблемы, формулировка темы исследования, цели и задач, определение объекта и предмета исследования, выбор методов исследования, планирование, определение источников информации, определение группы учащихся, определение направлений работы. 2 этап: работа по определённым ранее направлениям: анкетирование и опрос обучающихся начальных классов; изучение этапов истории имен; проведение социологического исследования. 3 этап: обработка и оформление собранного материала; систематизация и оформление добытых при исследовании материалов. 4 этап: защита проекта: подготовка сообщений о значении и происхождении своего имени; презентация проекта. |
Планируемый результат | Создание справочника «Наши имена» и книжки – малышки «Моё имя» |
1.Как и когда возникла идея этого проекта? Как мы выбирали тему проекта?
На уроке окружающего мира мы изучали темы «Моя семья». «Моё имя» и продолжили изучение этих тем на кружке «Доноведение».
Нам стало интересно, почему нас так назвали? Что же означают наши имена? О чём думают родители, когда дают ребёнку имя? Нам захотелось узнать больше о наших именах и мы решили выполнить проектную работу.
Цель нашей работы.
Создание справочника «Наши имена» и книжки – малышки «Моё имя»
Мы поставили перед собой задачи:
1)Узнать, какая наука занимается изучением имён?
1) Узнать о происхождении и значении наших имён.
2) Отличаются ли имена, которые родители давали детям раньше от тех, которые дают сейчас?
3)Какие имена являются самыми распространенными в нашем классе и в начальной школе?
Как мы проводили исследование.
Мы использовали следующие методы:
1.Изучение литературы.
2.Беседа с родителями.
3.Поиск информации в Интернете.
4.Собственные наблюдения.
5. Анкетирование.
Перед началом работы нами было проведено анкетирование среди обучающихся начальных классов. В анкетировании приняли участие 20 человек.
Результаты анкетирования.
Вопросы | Да | Нет |
Знаешь ли ты, что такое «имя»? | 3 | 17 |
Знаешь ли ты, что такое «именины»? | 0 | 20 |
Знаешь ли ты значение своего имени? | 4 | 16 |
Знаешь ли ты происхождение своего имени? | 0 | 20 |
Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение, день именин.
Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить исследовательскую работу.
Мы изучили справочную литературу и узнали, что
изучением имен занимается особая наука- ономастика
и её раздел антропонимика
(греч. ἄνθρωπος — человек и ὄνομα — имя)
В Токовом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова мы прочитали:
«Имя- личное название человека, даваемое при рождении»
Из словаря Владимира Ивановича Даля мы узнали:
«Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность.
Имя человека, собственное имя;
крестное, ангельское имя дается по Святому.
Как на Руси появлялись имена?
Загадочную, необъяснимую власть имён над судьбой человека заметили ещё древние.
В России, например, вплоть до XVII века родители держали в секрете, как они назвали ребенка, пытаясь обмануть злых духов.
Или ребенку давали два имени – одно было ложным, второе настоящим.
Так могли появиться следующиее имена:
Волчий Хвост, Лубяная сабля, Гнилозуб
В древней Руси детям давали осмысленные имена: Добрыня - добрый, Малуша – маленький, Крикун – крикливый, Первуша - родился первым, Зима – родился зимой и т.д. Позже их вытеснили иноземные имена, пришедшие с христианской религией. Например, имя Александр пришло из Греции: это значило «защитник людей». Пётр – «камень», Виктория – «победа».
С приходом христианства появились крестильные имена древнееврейского происхождения: Анна, Даниил, Захар, Илья.
Имя наречение совершалось при крещении. По словарю В.И.Даля
ИМЕНИНЫ ( мн.) – день ангела, соименного Святого.
Православным имя подбиралось по святцам: ребенка называли именем того святого, день памяти которого совпадал с днем рождения . Так святой становился покровителем и защитником. Этот день - день именин. Например, именины Екатерины - 7декабря, Натальи- 8 сентября, Татьяны – 25 января.
На выбор имени ребенка влияют традиции семьи, модные веяния, религиозные корни и даже политические взгляды родителей.
Вот несколько имён 20-30х годов:
• Велиор — ВЕЛИкая Октябрьская Революция
• Донэра - Дочь Новой ЭРы
• Леундеж - ЛЕнин Умер, Но Дело Его Живет
• Ворс - ВОРошиловский Стрелок
• Гертруда - ГЕРоиня ТРУДА
Эти имена трудно произносятся.
Хорошо, что мода на такие имена прошла.
Имя много значит для человека. Оно раскрывает характер человека, может повлиять на судьбу человека .
Имена – привычные на слух слова, а за ними открывается целый мир
и неповторимая судьба человека.
Рассказы ребят о своих именах.
- Значение имени-Егор Русская форма Егор произошла от древнегреческого имени Георгий и переводится как «землепашец или земледелец».
- Именины – 4 октября, 26 ноября
- Характер – общительный, дружелюбный, иногда упрямый, ворчливый. Это имя одарило своих обладателей старательностью и трудолюбием. Егор любит анализировать все происходящее вокруг, но обида и несправедливость могут привести в ярость.
- Знаменитые люди с таким именем:
- Граф Егор Петрович Толстой (1802—1874) — русский генерал-лейтенант, сенатор.
Егор Яковлевич Леман (1834 -1901) — русский живописец-портретист.
Егор Иванович Золотарев (1847-1878) — российский математик, академик Петербургской АН (1878). Разработал теорию делимости целых чисел.
- Егор Бероев (09.10.1977) - российский актёр театра и кино.
- Егор Кончаловский (15.01.1961) – российский режиссёр, актёр, сценарист.
- Значение имени- Имя Иван является русской формой древнееврейского имени Иоанн и означает «Милость Божья»
- Именины – 12 апреля, 7 июля, 9 октября
- Характер – мальчики с таким именем могут иметь самый разный характер, то они тихие и неприметные, а то становятся непоседами и буянами. Имеют широкий круг интересов и увлечений.
- Знаменитые люди с таким именем:
Иван Васильевич Грозный (1530-1584) - первый русский царь
Иван Федоров (ок. 1520 —1583) — основатель книгопечатания в России (первый букварь)
Иван Андреевич Крылов (1769-1844) -русский поэт, писатель, баснописец
Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) - выдающийся русский живописец, маринист.
Иван Иванович Шишкин (1831-1897) - известный русский художник, пейзажист, живописец .
Значение имени-Михаил. В переводе с древнееврейского языка имя Михаил переводится как «подобный Богу".
Именины – 3 января, 27 февраля, 7 марта, 20 апреля, 30 декабря.
Характер – Очень часто мальчики, носящие имя Михаил, крепкие, спортивные, здоровые. Они любят приключения, соревнования. Часто из-за своего подвижного образа жизни приносят немало хлопот родителям. Будучи взрослым, Михаил выбирает профессии, связанные с риском, путешествиями, командировками.
Знаменитые люди с таким именем:
Михаил Федорович Романов - русский царь (с 1613), первый царь из династии Романовых.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) – первый русский ученый мирового значения.
Михаил Илларионович Кутузов (1745 - 1813) — русский полководец.
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 -1841) — русский поэт.
Михаил Горбачев, первый президент СССР (р. 1931)
Я постараюсь не запятнать имени Михаил, постараюсь делать только хорошие поступки, чтобы оставить достойный след на Земле.
Мы провели социологическое исследование имён начальной школы. Всего обучающихся-…28. Имен -22 …(некоторые имена повторяются)
Исследование имен показало, что преобладают у мальчиков и девочек греческие варианты имен-12 На втором месте имена, которые имеют латинское и еврейское происхождение- (по 4).
На третьем месте имена, имеющие славянское происхождение– 2
Также анкетирование позволило ответить на вопрос – почему или в честь кого называют людей?
42% - были названы именами, которые были наиболее популярны в тот момент;
28% - назвали крестильными именами или в честь святого, в день которого они родились;
14% обучающихся назвали в честь близких родственников по желанию семьи;
9% - были названы именами, потому что они редкие.
7% - были названы именами, потому что они красиво звучат и легки в произношении.
Мы составили списки имён обучающихся1-5классов.
Итогом нашей работы являются следующие результаты.
1. В нашем классе-1-Егор. 1-Иван, 1-Михаил, 1-Станислав.
2.В начальных классах - 2 Сергея,2 Михаила, 2- Даниила, 2- Анастасии, 2 Олеси,
Остальные имена по одному.
Самые популярные женские имена – Анастасия, Олеся. Самые популярные мужские имена – Сергей, Даниил.
Мы изучили список имён 1-5кл.2011г
Самые популярные женские имена – Татьяна, Елена, Дарья. Самые популярные мужские имена –Александр, Иван, Сергей,
Мы сделали вывод
Наша гипотеза подтвердилась. Мода на имена существует. Но через пять-десять лет одни популярные имена сменяются другими. Все зависит от времени и места, где вы живете. На выбор имени ребенка влияют традиции семьи, модные веяния, религиозные корни и даже политические взгляды родителей, также учитывается красота звучания имени, удобство в произношении.
Занимаясь проектом, мы познакомились с книгами, в которых узнали о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека. Выяснили, являются ли именины и День рождения тождественными понятиями.
Так у нас появился словарь-справочник наших имён:
Анастасия – (греч) воскресшая, возрожденная.
Виктория – (греч.) означает «победа».
Владимир – (слав.) владеющий миром.
Дарья – (лат.)сильная, побеждающая, победительница. Женский вариант имени персидского царя Дария. И с древнеперсидского переводится приблизительно как "обладательница", "владеющая".
Данила, Даниил – (евр.) означает «судья Божий».
Евгения- (лат.) благородная.
Егор -(греч.) земледелец.
Елена - (греч) светлая.
Елизавета - (греч.) почитающая Бога.
Захар -(евр.) память Бога
Иван- (греч.) «божий подарок».
Илья - (евр.) сила божья.
Константин греч.).«постоянный»,«стойкий».
Марк – ( лат.) «молоток», есть и др. вариант (франц.) «маркиз».
Марина - (греч.) морская
Михаил- (евр.) « подобный Богу».
Никита - (греч.) означает победитель, победоносный, побеждать.
Олеся - (греч.) мужественная.
Пётр – (греч.) означает камень.
Сергей – (лат.) «уважаемый, почитаемый»
Софья (греч.)- мудрость, разумность
Станислав - (славян.) стать славой.
По частоте употребления имена распределились следующим образом.
2016г
По частоте употребления имена распределились следующим образом.
2011г
Выводы:
Наша гипотеза подтвердилась. Мода на имена существует. Но через пять-десять лет одни популярные имена сменяются другими. Все зависит от времени и места, где вы живете.
На выбор имени ребенка влияют традиции семьи, модные веяния, религиозные корни и даже политические взгляды родителей, также учитывается красота звучания имени, удобство в произношении.
Заключение.
Имя человека - это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас.
Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:
Имена – особые слова, они должны быть у всех людей, каждый человек имеет свое имя. Имя много значит для человека и может повлиять на его характер, но какие бы имена мы не носили, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.
Литература:
1.Петровский Н.А. «Словарь русских личных имён» - АСТ, 2005 г.
2.С.И. Ожегов «Словарь» - М.:ИТИ Технологии, 2008 г.
3.Л.В. Успенский «Ты и твое имя». Л., Детская литература, 1972 г.
4. А.В. Суперанская, А.В. Суслова «О русских именах». Санкт-Петербург, Азбука-классика, 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие на тему: "Откуда пришли к нам наши имена"
В данной методической разработке представлены сценарий внеклассного мероприятия и презентация по теме "Откуда пришли к нам нащи имена"....
Мастер класс "Наши имена"
Занятие по внеурочной проектной деятельности "Наши имена"...
Презентация к мастер классу "Наши имена"
Презентация к мастер классу "Наши имена"составлена для учителей, занимающихся на ИСП нашей школы...
Классный час "Наши имена"
Классный час "Наши имена"был проведён во 2 классе в рамках "Недели начальных классов". Учащиеся познакомились с историей появления имён, с их значением и т.д....
Беседа по культуре поведения и культуре речи "Мы и наши имена"
Беседа даст детям начальные сведения об именах и их функции в обществе, познакомит учащихся с этикетом знакомства, поможет совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверст...
Проектная работа "Первые шаги в науку"-"Наши имена"
Приготовила ученица 4 класса -Жульева Анна- Кратовская СОШ №28 Московской обл....
Проектная работа "Первые шаги в науку"-"Наши имена"
Приготовила ученица 4 класса -Жульева Анна- Кратовская СОШ №28 Московской обл....