«Основы проектной деятельности» программа факультативного курса
рабочая программа (3 класс)
Проектный метод можно использовать в любой школьной дисциплине. Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся. Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.
Для ученика проект - это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация , а также поиск информации, практическое применение знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_osnovy_proektnoy_deyatelnosti.docx | 29.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Зеленоборск
«Основы проектной деятельности»
программа факультативного курса
для 3 класса
Составитель: Балакина Лилия Валерьевна учитель начальных классов |
п.Зеленоборск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проектный метод можно использовать в любой школьной дисциплине. Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся. Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.
Для ученика проект - это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация , а также поиск информации, практическое применение знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Факультативный курс по теме: «Основы проектной деятельности» рассчитан на учащихся 3 класса.
Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, где целью познавательных действий является не просто усвоение содержания, а решение определенной проблемы на основе этого содержания, то есть активное применение полученных знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания.
Формирует у школьников специальные знания и развивает умения и навыки необходимые в проектной работе:
умение видеть проблемы;
умение ставить вопросы;
умение выдвигать гипотезы;
умение давать определение понятиям;
умение классифицировать;
умение наблюдать;
умения и навыки проведения экспериментов;
умение делать выводы и умозаключения;
умение структурировать материал;
умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Применяя проектную деятельность, можно добиться следующих целей:
- воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
- развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
- развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
- развитие критического мышления.
Цели курса:
-образовательные:
- ввести понятие о методе проектов,
- систематизация, расширение и углубление теоретических знаний школьника;
- овладение методикой исследования и проектирования при решении технических задач.
-развивающие:
-развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения применять решения (поиск направления и методов решения проблемы);
-развитие критического мышления, умения творческой деятельности.
-воспитательная:
-воспитывать умение сотрудничества учащихся в процессе общения, коммуникации.
Задачи учителя:
1.Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования.
2.Помочь школьнику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
3. Способствовать реализации поставленных задач.
Объем курса: 34 часа.
Планируемые результаты:
1.Обучающиеся должны четко представлять себе, как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике (метод проекта).
2. Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно конструировать свои знания;
- ориентироваться в информационном пространстве;
- анализировать полученную информацию;
- самостоятельно выдвигать гипотезы, применять решения;
3.Защита проектной работы в конце учебного года.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | В том числе: | |
Практические работы | Творческие работы | |||
1. | Введение. Что такое проект? Типология проектов. | 1 | ||
2. | Организация проектной деятельности | 8 | 5 | |
3. | Работа с информацией по тематике проекта | 3 | 22 | |
4. | Планирование работы | 7 | 5 | |
5. | Написание проекта и подготовка к его защите | 14 | 14 | 11 |
6. | Итоговое повторение | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 27 | 11 |
Содержание курса.
Введение (1час).
Ознакомление с целями, задачами и формой ведения курса. Содержание деятельности в процессе изучения курса. Обзор школьных, городских, областных, республиканских научно-практических конференций и конкурсов школьников. Роль научного познания в истории человечества. Что такое интеллект? Как его развивать? Правила техники безопасности.
Организация проектной деятельности (8 часа).
Этапы работы над проектом. Тематика проектов. Постановка проблемы и цели научного проекта. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования.
Работа с информацией по тематике проекта (3 час).
Сбор, изучение и анализ информации по теме научного проекта.
Планирование работы (7 часа).
Пошаговое планирование работы над проектом. Составление пошагового плана реализации проекта.
Написание проекта и подготовка к его защите (14 часов).
Написание проекта. Правила оформления работы (паспорт проекта, проектная папка). Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Подготовка презентационных материалов (презентация, модель, макет и т.п.). Стратегия проведения презентации. Подготовка к публичному выступлению. Правила успешного выступления. Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему. Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы. Классификация вопросов и виды ответов. Критерии оценки проекта.
Итоговое повторение (1 час).
Защита проектов. Подведение итогов работы. Анализ сделанного, сравнение того, что было задумано, с тем, что получилось (Сопоставить цель и результаты). Рефлексия.
Всего: 34 часа.
Методологическое обеспечение программы
Мультимедийный проектор
Компьютер
интерактивная доска.
Список литературы
- Воронина О.В. Информационные и коммуникационные технологии как фактор формирования условий для научных исследований учащихся.// Применение современных информационных технологии в образовании. Материалы 2-го учебно – методического семинара. - Омск: Издательство ОмГПУ, 2003.- С. 12-15.
- Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». – Самара, 2003.
- Кузнецова Л.М. Оценка знаний учащихся и новая технология обучения // Образование в современной школе. 2001. № 9.
- Полат Е.С "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". – М.: Академия, 2000.
- Полат Е.С .Современные образовательные технологии. – М.: Академия, 1998.
- Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. – Ярославль: Академия развития, 2008.
- Федорова Г.А. Информационные и коммуникационные технологии в проектной деятельности учащихся.// Применение современных информационных технологии в образовании. Материалы 2-го учебно – методического семинара. - Омск: Издательство Ом ГПУ, 2003.- С. 18-21.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | дата | корректировка |
1. | Введение. Что такое проект? Типология проектов. | 1 | ||
2. | Этапы организации проектной деятельности. | 1 | ||
3. | Выбор темы. Требования к теме проекта. | 1 | ||
4. | Определение и анализ проблемы; Постановка цели проекта. | 1 | ||
5. | Сбор и изучение информации. | 1 | ||
6. | Составление плана реализации проекта. Анализ ресурсов. | 1 | ||
7. | Написание проекта. Правила оформления работы. | 1 | ||
8. | Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. | 1 | ||
9. | Подготовка презентационных материалов. | 1 | ||
10. | Подготовка к публичному выступлению. | 1 | ||
11. | Критерии оценки проекта. | 1 | ||
12-14 | Краткосрочный проект по теме: «Мое генеалогическое древо». | 3 | ||
15-16 | Защита проектов. | 2 | ||
17-18 | Анализ, самооценка деятельности. | 2 | ||
19-23 | Среднесрочные проекты учащихся. | 5 | ||
24 | Защита проекта. | 1 | ||
25-26 | Анализ, самооценка деятельности. | 2 | ||
27-31 | Долгосрочные проекты учащихся. | 5 | ||
32-33 | Защита проекта. | 2 | ||
34 | Итоговое занятие. Рефлексия. Чему мы научились? | 1 | ||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса « Основы проектной деятельности».
В комплекте учебников «Школа России» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Уже здесь дети делают первые шаги по проектной деятельности, та...
Рабочая учебная программа факультативного курса " Основы культуры мышления"
Главное в программе - ориентация на познавательную и творческо-поисковую деятельность учащихся 2-4 классов...
Программа факультативного курса в начальной школе "ОСНОВЫ ЛОГИКИ"
Программа "Основы логики" разработана на весь курс начальной школы. Занятия можно проводить на группе продлённого дня....
Программа факультативного курса для младших школьников "Проектная деятельность"
Программа факультатива «Проектная деятельность» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на умение сознательно и творчески выбирать оптимальные способы и подходы для решения пра...
"Проектная деятельность". Программа кружка
Программа кружка "Проектная деятельность" составлена на основе программы Поглазовой О.Т. по окружающему миру для 4 класса....
Внеурочная деятельность. Программа по надпредметному курсу "Мир деятельности " 1 класс.
Программа по надпредметному курсу «Мир деятельности» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Курс рекоме...
проектная деятельность, программа
Програма. Проектная деятельность....