Рабочая учебная программа факультативного курса " Основы культуры мышления"
рабочая программа по теме
Главное в программе - ориентация на познавательную и творческо-поисковую деятельность учащихся 2-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_uchebnaya_programma_fakultativnogo_kursa_osnovy_kultury_myshleniya.doc | 425.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по факультативному курсу «Основы культуры мышления» составлена на основе примерных программ Н.В.Бабкиной - Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2001г., Н.К.Винокуровой – Развиваем способности детей. – М.: Росмэн-Пресс, 2004г. для общеобразовательных учреждений(1-4 класс) и предусмотрена для работы с учащимися 2-4 классов.
Отличительной особенностью рабочей учебной программы по факультативному курсу «Основы культуры мышления» является то, что данный курс реализует гимназический компонент, через внешнюю дифференциацию, формирование информационной и коммуникативной компетенции.
Данная рабочая программа модифицирована и ориентирована на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка. В частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью самостоятельно решать нестандартные задачи.
Данная рабочая программа предполагает активное введение в учебный процесс разнообразных занятий, целенаправленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.
Актуальность курса «Основы культуры мышления» заключается в повышении познавательной и творческо-поисковой деятельности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или опережает её, так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными с недостаточным развитием базовых психических функций.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ:
1.Занятия, направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе начальной школы. Это обусловлено психофизиологическими особенностями младших школьников, а именно – тем, что в этом возрасте наиболее интенсивно протекает и по существу завершается физиологическое созревание основных мозговых структур.
Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка, которое может компенсировать в известной степени задержку психического развития, не имеющую органический характер (вызванную зачастую недостаточным вниманием к восприятию и развитию детей со стороны родителей).
2.Развивающие занятия и упражнения дают возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей, являющейся основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы с ними. Возможность такого непрерывного мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения базируются в большинстве своем на различных психодиагностических методиках, и, таким образом, показатели выполнения учащимися тех или иных заданий предоставляют школьным психологам непосредственную информацию о текущем уровне их развития.
3.Возможность предъявления заданий и упражнений в игровой форме, наиболее доступной для детей на этапе характерной для первых месяцев пребывания ребенка в школе смены ведущей деятельности (переход от игровой деятельности к учебной), способствует более гладкому протеканию и сокращению адаптационного периода. Следует также отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, смягчает ситуацию стресса при проверке уровня развития, что позволяет детям, отличившимся повышенной тревожностью продемонстрировать свои истинные возможности в более полной мере.
Проведение занятий по курсу «Основы культуры мышления» направлено на достижение следующих основных целей:
1.Эффективная и быстрая адаптация школьников к учебной деятельности;
2.Формирование навыков произвольности и самоконтроля, усвоение простейших приемов эффективного восприятия и запоминания вербальной и визуальной информации, достижение высокого уровня развития наглядно-образного мышления и создание фундамента для эффективного последующего развития абстрактно-логического мышления;
3.Формирование практических навыков решения широкого круга логических задач, требующих творческого подхода и развивающих познавательную активность.
Таким образом, использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации младшего школьника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей учебной деятельности.
В основу программы входят следующие направления:
1.Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
2.Развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль);
3.Развитие памяти (расширение объема, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
4.Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
5.Развитие учебной мотивации;
6.Развитие личностной сферы (в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).
Программа факультативного курса «Основы культуры мышления» имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Так, например, более интенсивное развитие логического мышления учащихся, их внимания и памяти помогает лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективнее использовать накопленные знания и навыки на уроках математики, а формирование у школьников пространственного восприятия и конструкторских навыков способствует более эффективной деятельности на уроках труда.
Отличительные особенности программы
1.Систематические занятия по программе факультативного курса «Основы культуры мышления» оказывают положительное влияние на развитие познавательных процессов младших школьников: значительно расширяются объем и концентрация внимания, учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приемами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогащается словарный запас, формируется умение оформлять в словесную форму свои суждения, обоснования, объяснения.
2.Введение в учебный процесс регулярных занятий по курсу, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизируют начальное образование. Такой систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенной программе происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.
3.Следует отметить, что, вне зависимости от выбираемой формы проведения занятий, максимальная их эффективность достигается при условии тесного сотрудничества преподавателя со школьным психологом. В этом случае обеспечивается индивидуальный подход, основанный на данных проводимого психологом непрерывного мониторинга уровня развития психических функций. Рекомендации психолога учитываются так же при планировании групповой и индивидуальной работы учителя с детьми; в необходимых случаях проводится индивидуальная коррекционная работа психолога с детьми, результаты, тестирования которых показывают отклонения от возрастной нормы, а также консультации для их родителей.
Характеристика программы
- Тип – дополнительная образовательная программа.
- Вид – модифицированная.
- Направленность – развивающая.
- Классификация по признаку – специализированная.
- По характеру деятельности – развивающая познавательные способности.
- По возрастному принципу – разновозрастная.
- По масштабу действия – учрежденческая.
- По срокам реализации – 3 года обучения.
Организационно-педагогические основы обучения
Основной формой учебного процесса являются факультативные занятия по 45 минут. Во 2-3 классах такие занятия проводятся один раз в неделю, в 4 классах – один раз в две недели. Возраст обучающихся 7-11 лет. В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач, можно предложить следующую базовую модель урока, направленного на развитие познавательных способностей детей.
Его структура может включать в себя 4 последовательных этапа.
1.Разминка.
Цель: развитие умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
2.Развитие психических механизмов, как основа развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности).
Цель: формирование рациональных способов запоминания и припоминания, развитие непроизвольного внимания.
3.Решение частично-поисковых задач разного уровня.
Цель: овладение обобщенными приемами познавательной деятельности.
4.Решение творческих задач.
Цель: воспитание у учащихся видеть новое в неизвестном, использовать полученные знания в новых или сильно видоизмененных условиях.
Ожидаемые результаты обучения
К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
Уметь устанавливать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями.
Научиться таким элементам анализа, как выявление и других связей между явлениями и понятиями: рядоположенность, порядок следования, противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое.
К переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла. Существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений.
Школьник должен научиться правильно ставить цели для запоминания материала.
Восприятие становиться думающим:
- Более анализирующим
- Более дифференцирующим
- Принимает характер организованного наблюдения
В целом за период обучения ребенка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; он должен успешно освоить программу курса «Основы культуры мышления»; у него должны быть сформированы основные компоненты учебной деятельности.
Нормы оценки знаний, умений и навыков
по факультативному курсу «Основы культуры мышления»
Со 2 по 4 год обучения проводится проверка знаний, умений и навыков по факультативному курсу «Основы культуру мышления» без выставления отметок. Основными объектами проверки являются умения учащихся сравнивать, сопоставлять предметы, искать аналогии предметов, явлений и действий по тем или иным свойствам, овладение элементами логических операций, классификаций, анализа, синтеза и сравнения.
К концу 2 класса оцениваются умения учащихся выделять признаки предметов и явлений, определять последовательность событий, выполнять совместную работу.
К концу 3 класса оцениваются умения учащихся делить объекты на классы и относить их к роду, давать словесную характеристику классов и готовой классификации.
К концу 4 класса оцениваются умения учащихся давать определение понятиям, определять отношение между понятиями типа РОД-ВИД, самостоятельно рассуждать, делать выводы, анализировать.
Результаты проверки учащиеся получают в форме устных оценочных суждений учителя.
Литература.
- Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2001г.
- Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. – М.: Росмэн-Пресс, 2004г.
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА»,2006г.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль. «Академия развития», 2002г.
- Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе./ Начальная школа, 1998, №4.
- Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. – М.: ИНТЕРПРАКС, 2001г.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 2003г.
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся./ М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2001г.
Тематический план учебной программы факультативного курса
«Основы культуры мышления» 2 класс
Наименование разделов и тем занятий | Всего часов | Теория Комбинированное занятие | Форма контроля, подведение итогов |
Введение в курс «Основы культуры мышления». Методика Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления мл. школьников» на начало учебного года. | 1ч | 1ч | |
Раздел 1. Формирование общеинтеллектуальных умений | 9ч | 8ч | 1ч |
Тема 1. Выделение признаков предметов. | 1 | ||
Тема 2. Узнавание предметов по заданным признакам | 1 | ||
Тема 3. Учимся определять различные и одинаковые свойства предметов, слов и чисел. | 1 | ||
Тема 4. Сравнение предметов, слов и чисел. | 2 | ||
Тема 5. Учимся выделять существенные признаки предметов. | 2 | ||
Тема 6. Учимся устанавливать связи между предметами и явлениями. | 1 | ||
Тема 7. Оперирование признаками предметов. | 1 ч Тест – задание | ||
Раздел 2. Развитие внимания. | 6ч | 5ч | 1ч |
Тема 1. Упражнения на развитие внимания. | 2 | ||
Тема 2. Упражнения на развитие наблюдательности. | 2 | ||
Тема 3. Развитие умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. | 1 | ||
Тема 4. Уровень устойчивости внимания. | 1ч Диагностика | ||
Раздел 3. Развитие памяти. | 6ч | 5ч | 1ч |
Тема 1. Упражнения на развитие визуальной памяти. | 2 | ||
Тема 2. Упражнения на развитие аудиальной памяти. | 2 | ||
Тема 3. Упражнения на развитие смысловой памяти. | 1 | ||
Тема 4. Уровень объема кратковременной визуальной памяти. | 1ч Диагностика | ||
Раздел 4. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. | 3ч | 3ч | |
Тема 1. Упражнения на развитие пространственной координации. | 1 | ||
Тема 2. Упражнения на развитие воображения. | 1 | ||
Тема 3. Упражнения по развитию конструктивного мышления. Головоломки со счетными палочками. | 1 | ||
Раздел 5. Формирование простейших эвристических (поисковых) умений. | 6ч | 6ч | |
Тема 1. Учимся находить простые закономерности. | 1 | ||
Тема 2. Учимся решать логические задачи. | 1 | ||
Тема 3. Упражнения на простейшие умозаключения. | 2 | ||
Тема 4. Решение частично-поисковых задач разного уровня. | 2 | ||
Раздел 6. Формирование элементов творческого мышления. | 3ч | 2ч | 1ч |
Тема 1. Решение ребусов. | 1 | ||
Тема 2. Решение шарад, анаграмм. | 1 | ||
Тема 3. Методика Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления мл. школьников» на конец учебного года. | 1ч | ||
Итого | 34ч | 30ч | 4ч |
Тематический план учебной программы факультативного курса
«Основы культуры мышления» 3 класс
Наименование разделов и тем занятий | Всего часов | Теория Комбинированное занятие | Форма контроля, подведение итогов |
Вводное занятие. Методика Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления мл. школьников» на начало учебного года. | 1ч | 1ч | |
Раздел 1. Формирование общеинтеллектуальных умений | 9ч | 8ч | 1ч |
Тема 1. Классификация предметов и явлений. Формирование умения давать словесную характеристику классов в готовой классификации. | 1 | ||
Тема 2. Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию. | 1 | ||
Тема 3. Комбинированные задания для овладения операцией «классификация». | 1 | ||
Тема 4. Формирование умения относить предметы к роду (родовые и видовые понятия). | 1 | ||
Тема 5. Формирование умения устанавливать последовательность подчинения понятий (ограничение и обобщение понятий). | 2 | ||
Тема 6. Формирование умения давать определение понятиям. | 1 | ||
Тема 7. Задания и упражнения, закрепляющие знания, умения и навыки по составлению определений. | 1 | ||
Тема 8. . Диагностика уровня сформированности умения проводить классификацию, отношения типа род - вид, обобщение, ограничение, определение понятий. | 1 ч Тест – задание | ||
Раздел 2. Развитие внимания. | 6ч | 5ч | 1ч |
Тема 1. Упражнения на развитие внимания, наблюдательности. | 2 | ||
Тема 2. Формирование навыков произвольности. | 2 | ||
Тема 3. Развитие умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. | 1 | ||
Тема 4. Уровень сформированности произвольного внимания и работоспособности. | 1ч Диагностика | ||
Раздел 3. Развитие памяти. | 6ч | 5ч | 1ч |
Тема 1. Упражнения на развитие визуальной памяти. | 2 | ||
Тема 2. Упражнения на развитие аудиальной памяти. | 2 | ||
Тема 3. Упражнения на развитие тактильной памяти. | 1 | ||
Тема 4. Уровень развития кратковременной слуховой, смысловой памяти. | 1ч Диагностика | ||
Раздел 4. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. | 3ч | 3ч | |
Тема 1. Упражнения на развитие пространственной координации. | 1 | ||
Тема 2. Упражнения на развитие воображения. | 1 | ||
Тема 3. Упражнения по развитию конструктивного мышления. Головоломки. Задачи – смекалки. | 1 | ||
Раздел 5. Формирование простейших эвристических (поисковых) умений. | 6ч | 6ч | |
Тема 1. Учимся устанавливать закономерности. | 1 | ||
Тема 2. Упражнения на развитие мышления по аналогии. | 1 | ||
Тема 3. Логичность умозаключений. | 2 | ||
Тема 4. Решение частично-поисковых задач разного уровня. | 2 | ||
Раздел 6. Формирование элементов творческого мышления. | 3ч | 2ч | 1ч |
Тема 1. Решение ребусов. | 1 | ||
Тема 2. Решение шарад, анаграмм. | 1 | ||
Тема 3. Методика Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления мл. школьников» на конец учебного года. | 1ч | ||
Итого | 34ч | 30ч | 4ч |
Тематический план учебной программы факультативного курса
«Основы культуры мышления» 4 класс
Наименование разделов и тем занятий | Всего часов | Теория Комбинированное занятие | Форма контроля, подведение итогов |
Вводное занятие. Методика Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления мл. школьников» на начало учебного года. | 1ч | 1ч | |
Раздел 1. Формирование общеинтеллектуальных умений | 5ч | 4ч | 1ч |
Тема 1. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 1 | ||
Тема 2. Упражнения на развитие логической операции отрицания. | 1 | ||
Тема 3. Алгоритмы. | 1 | ||
Тема 4. Дедукция (умозаключения, обоснования, доказательства). | 1 | ||
Тема 5. Диагностика уровня сформированности операций анализа и синтеза, умение проводить простейшие доказательства. | 1 ч Тест – задание | ||
Раздел 2. Развитие внимания. | 4ч | 3ч | 1ч |
Тема 1. Упражнения на развитие внимания, наблюдательности. | 1 | ||
Тема 2. Формирование навыков произвольности. | 1 | ||
Тема 3. Развитие саморегуляции и переключения внимания. | 1 | ||
Тема 4. Уровень сформированности произвольного внимания и работоспособности. | 1ч Диагностика | ||
Раздел 3. Развитие памяти. | 2ч | 1ч | 1ч |
Тема 1. Упражнения на развитие визуальной, аудиальной памяти. | 1 | ||
Тема 2. Уровень развития кратковременной слуховой, визуальной памяти. | 1ч Диагностика | ||
Раздел 4. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. | 2ч | 2ч | |
Тема 1. Упражнения на развитие пространственной координации. | 1 | ||
Тема 2. Упражнения по развитию конструктивного мышления. Китайская головоломка «Танграм». | 1 | ||
Раздел 5. Формирование простейших эвристических (поисковых) умений. | 1ч | 1ч | |
Тема 1. Решение аналитических задач. | 1 | ||
Раздел 6. Формирование элементов творческого мышления. | 2ч | 1ч | 1ч |
Тема 1. Решение криптограмм, пиктограмм. | 1 | ||
Тема 2. Методика Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления мл. школьников» на конец учебного года. | 1ч | ||
Итого | 17ч | 13ч | 4ч |
Содержание программы факультативного курса «Основы культуры мышления» 2 класс.
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1. | Введение в курс «Основы культуры мышления». Методика Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления мл. школьников» на начало учебного года. | 1 |
2. | Раздел 1. Формирование общеинтеллектуальных умений. | 9 |
Тема 1. Выделение признаков предметов. На занятии происходит знакомство с понятием признак предмета. Перед учащимися ставится вопрос, существуют ли признаки отдельно от предметов. Выполняя задания, ученики осознают, что один и тот же предмет имеет много разных признаков, а один и тот же признак может быть присущ различным предметам. | 1 | |
Тема 2. Узнавание предметов по заданным признакам. Продолжается работа с признаками предметов, начатая на предыдущем занятии. Вводятся слова качество, свойство как синонимы слова признак. | 1 | |
Тема 3. Учимся определять различные и одинаковые свойства предметов, слов и чисел. Рассматриваются признаки абстрактных предметов: геометрических фигур, чисел, слов. Существенное отличие абстрактных объектов от конкретных состоит в том, что количество их признаков ограничено, и каждый объект перечислением его признаков может быть полностью охарактеризован. | 1 | |
Тема 4. Сравнение предметов, слов и чисел. На занятии идет речь о сравнении объектов по тем или иным признакам, об их сходстве и различии. Сравниваются слова, числа, геометрические фигуры. Неявно проводится различие между обозначаемым и обозначением (объектом и словом): сравниваются, с одной стороны, кот и кит как животные, а с другой стороны – слова кот и кит. | 2 | |
Тема 5. Учимся выделять существенные признаки предметов. Дается представление о том, как из признаков объекта составить его связное описание, по которому можно распознать, т. е. выделить его из других объектов, в каких-то отношениях с ним сходных. Существенные признаки – это такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных. | 2 | |
Тема 6. Учимся устанавливать связи между предметами и явлениями. Продолжается работа по сравнению абстрактных, а затем – конкретных объектов. | 1 | |
Тема 7 . Оперирование признаками предметов. Тест – задание. Требования к уровню подготовки обучающихся:
| 1 | |
3. | Раздел 2. Развитие внимания. | 6 |
Тема 1. Упражнения на развитие внимания. | 2 | |
Тема 2. Упражнения на развитие наблюдательности. | 2 | |
Тема 3. Развитие умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. | 1 | |
Тема 4. Уровень устойчивости внимания. Диагностика. Требования к уровню подготовки обучающихся:
| 1 | |
4. | Раздел 3. Развитие памяти. | 6 |
Тема 1. Упражнения на развитие визуальной памяти. | 2 | |
Тема 2. Упражнения на развитие аудиальной памяти. | 2 | |
Тема 3. Упражнения на развитие смысловой памяти. | 1 | |
Тема 4. Уровень объема кратковременной визуальной памяти. Диагностика. Требования к уровню подготовки обучающихся:
| 1 | |
5. | Раздел 4. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. | 3 |
Тема 1. Упражнения на развитие пространственной координации. | 1 | |
Тема 2. Упражнения на развитие воображения. | 1 | |
Тема 3. Упражнения по развитию конструктивного мышления. Головоломки со счетными палочками. Требования к уровню подготовки обучающихся:
| 1 | |
6. | Раздел 5. Формирование простейших эвристических (поисковых) умений. | 6 |
Тема 1. Учимся находить простые закономерности. | 1 | |
Тема 2. Учимся решать логические задачи. | 1 | |
Тема 3. Упражнения на простейшие умозаключения. | 2 | |
Тема 4. Решение частично-поисковых задач разного уровня. Требования к уровню подготовки обучающихся:
| 2 | |
7. | Раздел 6. Формирование элементов творческого мышления. | 3 |
Тема 1. Решение ребусов. | 1 | |
Тема 2. Решение шарад, анаграмм. | 1 | |
Тема 3. Методика Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления мл. школьников» на конец учебного года. Требования к уровню подготовки обучающихся:
| 1 |
Содержание программы факультативного курса «Основы культуры мышления» 3 класс.
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Методика Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления мл. школьников» на начало учебного года. | 1 |
2. | Раздел 1. Формирование общеинтеллектуальных умений | 9 |
Тема 1. Классификация предметов и явлений. Формирование умения давать словесную характеристику классов в готовой классификации. На занятии идет речь о классификации как способе упорядочивания материала. Рассматриваются примеры классификации конкретных и абстрактных объектов. Даются два основных правила классификации разбиения совокупности предметов на классы. Учащиеся анализируют готовые классификации, находят в них ошибки, исправляют их. Тем самым они подводятся к самостоятельному проведению правильных классификаций. | 1 | |
Тема 2. Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию. Вводится термин «основание классификации». Предлагаются задания на выявление оснований в готовых классификациях. Учащиеся выполняют классификации по заданным основаниям. | 1 | |
Тема 3. Комбинированные задания для овладения операцией «классификация». Учащиеся переходят от выявления оснований готовых классификаций к самостоятельному выбору основания классификации и ее выполнению. Предлагаются задания на самостоятельное проведение классификаций одной и той же совокупности объектов в зависимости от выбранного основания. | 1 | |
Тема 4. Формирование умения относить предметы к роду (родовые и видовые понятия). Вводятся понятия вид и род, показываются отношения между ними. Учащиеся готовятся к рассмотрению определений через род и видовое отличие. | 2 | |
Тема 5. Формирование умения устанавливать последовательность подчинения понятий (ограничение и обобщение понятий). Умение находить узкое понятие (ограничения) и широкое понятие (обобщение). | 1 | |
Тема 6. Формирование умения давать определение понятиям. Вводится термин «определение понятий», рассматриваются определения через род и видовое отличие; выясняется структура и способ построения. Обсуждается возможность формирования различных определений в зависимости от выбора родового понятия. | 1 | |
Тема 7. Задания и упражнения, закрепляющие знания, умения и навыки по составлению определений. Продолжается работа с определениями через род и видовое отличие. Предлагаются задания на дополнение определений путем подбора подходящего родового понятия, видового отличия или определяемого понятия, а также на самостоятельное составление определений знакомых понятий. | 1 | |
Тема 8. . Диагностика уровня сформированности умения проводить классификацию, отношения типа род - вид, обобщение, ограничение, определение понятий. Тест – задание. Требования к уровню подготовки обучающихся:
| 1 | |
3. | Раздел 2. Развитие внимания. | 6 |
Тема 1. Упражнения на развитие внимания, наблюдательности. | 2 | |
Тема 2. Формирование навыков произвольности. | 2 | |
Тема 3. Развитие умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. | 1 | |
Тема 4. Уровень сформированности произвольного внимания и работоспособности. Диагностика. Требования к уровню подготовки обучающихся:
| 1 | |
4. | Раздел 3. Развитие памяти. | 6 |
Тема 1. Упражнения на развитие визуальной памяти. | 2 | |
Тема 2. Упражнения на развитие аудиальной памяти. | 2 | |
Тема 3. Упражнения на развитие тактильной памяти. | 1 | |
Тема 4. Уровень развития кратковременной слуховой, смысловой памяти. Диагностика. Требования к уровню подготовки обучающихся:
| 1 | |
5. | Раздел 4. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. | 3 |
Тема 1. Упражнения на развитие пространственной координации. | 1 | |
Тема 2. Упражнения на развитие воображения. | 1 | |
Тема 3. Упражнения по развитию конструктивного мышления. Головоломки. Задачи – смекалки. Требования к уровню подготовки обучающихся:
| 1 | |
6. | Раздел 5. Формирование простейших эвристических (поисковых) умений. | 6 |
Тема 1. Учимся устанавливать закономерности. | 1 | |
Тема 2. Упражнения на развитие мышления по аналогии. | 1 | |
Тема 3. Логичность умозаключений. | 2 | |
Тема 4. Решение частично-поисковых задач разного уровня. Требования к уровню подготовки обучающихся:
| 2 | |
7. | Раздел 6. Формирование элементов творческого мышления. | 3 |
Тема 1. Решение ребусов. | 1 | |
Тема 2. Решение шарад, анаграмм. | 1 | |
Тема 3. Методика Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления мл. школьников» на конец учебного года. Требования к уровню подготовки обучающихся:
| 1 |
Содержание программы факультативного курса «Основы культуры мышления» 4 класс.
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Методика Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления мл. школьников» на начало учебного года. | 1 |
2. | Раздел 1. Формирование общеинтеллектуальных умений | 5 |
Тема 1. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Это занятие посвящено решению разнообразных логических задач, не требующих для своего решения каких-либо специальных знаний по логике, однако предполагающих наличие у учащихся достаточно развитой логической интуиции и умение проводить в уме несложные рассуждения. | 1 | |
Тема 2. Упражнения на развитие логической операции отрицания. Вводится представление о логических операциях отрицания (логическая связка не и логическая связка и). Даются правила построения отрицаний сложных предложений, образованных с помощью связок или и и. | 1 | |
Тема 3. Алгоритмы. Вводится термин «алгоритм». Учащимся предлагается выполнить последовательность действий по алгоритму (инструкции, предписанию). Показателем правильности выполнения всех действий, предписанных алгоритмом, служит конечный результат. | 1 | |
Тема 4. Дедукция (умозаключения, обоснования, доказательства). Занятие посвящено работе с умозаключениями разного уровня. Цель занятия – показать, что в логическом рассуждении истинность вывода гарантируется только при одновременном выполнении двух условий: рассуждение правильно по форме; все посылки истинны. | 1 | |
Тема 5. Диагностика уровня сформированности операций анализа и синтеза, умение проводить простейшие доказательства. Тест – задание. Требования к уровню подготовки обучающихся:
| 1 | |
3. | Раздел 2. Развитие внимания. | 4 |
Тема 1. Упражнения на развитие внимания, наблюдательности. | 1 | |
Тема 2. Формирование навыков произвольности. | 1 | |
Тема 3. Развитие саморегуляции и переключения внимания. | 1 | |
Тема 4. Уровень сформированности произвольного внимания и работоспособности. Диагностика. Требования к уровню подготовки обучающихся:
| 1 | |
4. | Раздел 3. Развитие памяти. | 2 |
Тема 1. Упражнения на развитие визуальной, аудиальной памяти. | 1 | |
Тема 2. Уровень развития кратковременной слуховой, визуальной памяти. Диагностика. Требования к уровню подготовки обучающихся:
| 1 | |
5. | Раздел 4. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. | 2 |
Тема 1. Упражнения на развитие пространственной координации. | 1 | |
Тема 2. Упражнения по развитию конструктивного мышления. Китайская головоломка «Танграм». Требования к уровню подготовки обучающихся:
| 1 | |
6. | Раздел 5. Формирование простейших эвристических (поисковых) умений. | 1 |
Тема 1. Решение аналитических задач. Требования к уровню подготовки обучающихся:
| 1 | |
7. | Раздел 6. Формирование элементов творческого мышления. | 2 |
Тема 1. Решение криптограмм, пиктограмм. | 1 | |
Тема 2. Методика Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления мл. школьников» на конец учебного года. Требования к уровню подготовки обучающихся:
| 1 |
Тематический план учебной программы курса
«Умники и умницы» 1 класс
Наименование разделов и тем занятий | Всего часов | Теория Комбинированное занятие | Форма контроля, подведение итогов |
Введение в курс «Умники и умницы». Методика Г.Витцлака «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу». | 1ч | 1ч | |
Раздел 1. Языковые логические задачи. | 16ч | 16ч | |
Тема 1. Наши имена. | 1 | ||
Тема 2. Игры на превращения слов. | 2 | ||
Тема 3. Прятки с предлогами. | 1 | ||
Тема 4. Что скрывает сорока? | 2 | ||
Тема 5. Что бы это значило? | 2 | ||
Тема 6. Карусель загадок. | 2 | ||
Тема 7. Загадки – шарады. | 2 | ||
Тема 8. Путешествие в сказку. | 2 | ||
Тема 9. Секреты анаграммы. | 2 | ||
Раздел 2. Прямой и переносный смысл речевых оборотов. | 4ч | 4ч | |
Тема 1. Крылатые слова и выражения. | 1 | ||
Тема 2. Пословица недаром молвится. | 1 | ||
Тема 3. Шиворот – навыворот. | 2 | ||
Раздел 3. Математические логические задачи. | 8ч | 8ч | |
Тема 1. Волшебный квадрат. | 2 | ||
Тема 2. Головоломки со счётными палочками. | 2 | ||
Тема 3. Логическая задача. | 2 | ||
Тема 4. Весёлая арифметика. | 2 | ||
Раздел 4. Логические задачи на применение общих знаний. | 4ч | 3ч | 1ч |
Тема 1. Умные цепочки. | 1 | ||
Тема 2. Что увидел Шерлок Холмс? | 1 | ||
Тема 3. Магазин головоломок. | 1 | ||
Тема 4. Методика Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления мл. школьников» на конец учебного года | 1ч | ||
Итого | 33ч | 32ч | 1ч |
Содержание программы курса «Умники и умницы» 1 класс.
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1. | Введение в курс «Умники и умницы». Методика Г.Витцлака «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу». | 1 |
2. | Раздел 1. Языковые логические задачи. | 16 |
Тема 1. Наши имена. На занятии происходит знакомство со значением имён, нахождение соответствий русских и иностранных имён, разгадывание и составление ребусов. | 1 | |
Тема 2. Игры на превращения слов. На занятии проводятся игры с буквами и словами, например «Буква потерялась», «Слоговое лото», «Замените одну букву», «Какое слово задумано?». | 2 | |
Тема 3. Прятки с предлогами. Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги. | 1 | |
Тема 4. Что скрывает сорока? Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа. | 2 | |
Тема 5. Что бы это значило? Обучение решению и составлению рисуночных ребусов. | 2 | |
Тема 6. Карусель загадок. Обучение разгадыванию и составлению загадок. | 2 | |
Тема 7. Загадки – шарады. Обучение разгадыванию шарад. | 2 | |
Тема 8. Путешествие в сказку. Решение загадок и логических задач о сказочных героях. | 2 | |
Тема 9. Секреты анаграммы. Знакомство с анаграммами. Обучение их решению и составлению. Требования к уровню подготовки обучающихся: Личностные результаты: - с помощью учителя формировать интерес к себе, к своему имени - применять фантазию, воображение при решении ребусов, загадок, шарад Метапредметные результаты: Регулятивные УУД - с помощью учителя определять цель выполнения заданий - дифференцировать известное и неизвестное ПознавательныеУУД - с помощью учителя выстраивать лестницу имеющихся знаний, правил решения ребусов, загадок, анаграмм - использовать знаки и символы при составлении простейших ребусов Коммуникативные УУД - с помощью учителя формировать наиболее значимые решения проблем - умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на вопросы | 2 | |
3. | Раздел 2. Прямой и переносный смысл речевых оборотов. | 4 |
Тема 1. Крылатые слова и выражения. Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением. | 1 | |
Тема 2. Пословица недаром молвится. Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц. | 1 | |
Тема 3. Шиворот – навыворот. Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними. Требования к уровню подготовки обучающихся: Личностные результаты: - с помощью учителя формировать интерес к крылатым выражениям, пословицам и поговоркам - знать самые распространенные пословицы и поговорки и их значение - иметь представление о фразеологизмах, синонимах, антонимах Метапредметные результаты: Регулятивные УУД - с помощью учителя вносить необходимые дополнения и коррективы в прямой и переносный смысл речевых оборотов ПознавательныеУУД - ориентироваться в крылатых словах и выражениях - сравнивать пословицы и поговорки: находить общее и различие Коммуникативные УУД - с помощью учителя участвовать в диалоге с нормами языка - слушать и понимать речь других | 2 | |
4. | Раздел 3. Математические логические задачи. | 8 |
Тема 1. Волшебный квадрат. Обучение решению и составлению «магических» квадратов. | 2 | |
Тема 2. Головоломки со счётными палочками. Знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач. | 2 | |
Тема 3. Логическая задача. Обучение решению и составлению логических задач. | 2 | |
Тема 4. Весёлая арифметика. Решение и составление задач-шуток. Требования к уровню подготовки обучающихся: Личностные результаты: - с помощью учителя формировать представление о римской нумерации, «магических» квадратах - уметь составлять задачи – шутки Метапредметные результаты: Регулятивные УУД - с помощью учителя определять последовательность действий при решении «магических» квадратов, логических задач - соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем - умение высказывать свою версию решения задач на основе полученных знаний ПознавательныеУУД - с помощью учителя выбирать наиболее эффективные способы решения логических задач Коммуникативные УУД - слушать и применять правила и команды в игре - умение договариваться со сверстниками | 2 | |
5. | Раздел 4. Логические задачи на применение общих знаний. | 4 |
Тема 1. Умные цепочки. Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего». | 1 | |
Тема 2. Что увидел Шерлок Холмс? Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей. | 1 | |
Тема 3. Магазин головоломок. Итоговое занятие – открытый интеллектуальный марафон. | 1 | |
Тема 4. Методика Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления мл. школьников» на конец учебного года. Требования к уровню подготовки обучающихся: Личностные результаты: - умение применять в жизни решение логических задач, пословиц, поговорок - с помощью учителя уметь устанавливать закономерности Метапредметные результаты: Регулятивные УУД - дифференцировать известное и неизвестное - с помощью учителя определять алгоритм действий ПознавательныеУУД - с помощью учителя устанавливать способы решения проблем поискового и творческого характера - с помощью учителя устанавливать причинно- следственные связи в решении логических задач, головоломок Коммуникативные УУД - с помощью учителя формировать наиболее значимые решения проблем | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса « Основы проектной деятельности».
В комплекте учебников «Школа России» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Уже здесь дети делают первые шаги по проектной деятельности, та...
Рабочая учебная программа по курсу «Первоначальные грамматические обобщения» в 3 классе 2011-2012 учебный год
Рабочая учебная программа по предмету «Первоначальные грамматические обобщения» в 3 классе на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант)...
Рабочая учебная программа по курсу «Математика» во 2 классе 2011 - 2012 учебный год
Рабочая учебная программа по предмету «Математика» во 2 классе составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденн...
Рабочая учебная программа по курсу «Математика», УМК «Перспектива» в 3 классе, 2017-2018 учебный год
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;с рекомендациями При...
Рабочая учебная программа по курсу «Окружающий мир», УМК «Перспектива» в 3 классе, 2017-2018 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствии:с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;с рекомендация...
Рабочая учебная программа по курсу «Литературное чтение», УМК «Перспектива» в 3 классе, 2017-2018 учебный год
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана в соответствии:с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;с рекоменд...
Рабочая учебная программа по курсу «Русский язык», УМК «Перспектива» в 3 классе, 2017-2018 учебный год
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3 класса разработана в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего о...