Программа факультативного курса в начальной школе "ОСНОВЫ ЛОГИКИ"
рабочая программа на тему

Мертюкова Татьяна Александровна

Программа "Основы логики" разработана на весь курс начальной школы. Занятия можно проводить на группе продлённого дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fakultativnrgo_kursa_osnovy_logiki.doc430.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Муниципальное общеобразовательное учреждение

               « Тарко-Салинская общеобразовательная средняя школа № 2 »

         Программа  факультативного курса:

                       « Основы логики»

                               1-4 класс.

                                                                              Разработала: Мертюкова Т.А.

                                                                                 учитель начальных классов.

                                           Тарко-Сале.

                                                 2011 г.

                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Одним из важнейших этапов в обучении детей младшего школьного возраста  является развитие логического мышления, главная цель которого - формирование у младших школьников логической интуиции и эле ментов логической грамотности. Используя способ ность к непосредственному зрительному схватыва нию объектов в их целостности, развиваем детское воображение.

Логическое мышление лежит в основе решения многих видов задач, с которыми сталкиваются в школе дети.

Предлагаемая программа познакомит детей  младшего школьного возраста с обобщающими понятиями: "Одежда",  "Обувь", "Го ловные уборы", "Посуда", "Мебель", "Электроприбо ры", "Школьные принадлежности", 'Игрушки", "Спортивные принадлежности", "Инструменты"; по зволит научить детей описывать признаки предме та, узнавать предметы по заданным признакам, оп ределять различные и одинаковые свойства пред метов, сравнивать предметы между собой, прививать навыки классификации предметов по форме, цвету, величине; ориентироваться в пространстве, обобщать, быть внимательней; развивать сообрази тельность, мышление, память, находчивость.

В программу введены дидактические игры, кото рые несут обучающий характер: "Разложи правиль но вещи", "Дорисуй, что нужно для работы" и т.д.

Включены в программу игры со словами, которые помогают понимать лексическое значение слов и более глубоко проникать в грамматику, вызывая при этом интерес к изучению русского языка. Решение кроссвордов будет способствовать обогащению сло варного запаса у детей.

На занятии логикой используется раздаточный дидактический материал, где, кроме выполнения за дания, ребенок развивает моторику пальцев (рас крашивает, проводит линии, дорисовывает, продол жает узор и т. д.).

Курс "Основы логики" должен обеспечивать раз витие познавательного интереса и способностей, свойственных практически всем детям  в раннем возрасте.

Для успешного обучения и понимания учащимися материала  в среднем звене,  у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления:

1) высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синте за, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации;

2) высокий уровень  раскованности мышления, активности:

 3) высокий уровень организованности и целенаправленности.

Содержание обучения:

1   Формирование первоначальных логических представлений и умений, логической интуиции. Оперирование признаками предметов: выделение призна ков, сравнение предметов по признакам, описание их посредством признаков.

Отношение рода и вида, части и целого, эквивалентности и порядка. Клас сификации  и сериации.

Обобщение, ограничение, конкретизация. Родственные отношения, дедук ция. Простейшие умозаключения, рассуждения, доказательства на основе логического вывода, смысла логических связок.

2  Формирование некоторых общих речевых (языковых) умений. Слова, выра жающие модельность суждения: верно, неверно, истинное, ложное. Эквива лентные переформулировки  вопросов и ответов, адекватных им по форме.

3 Формирование простейших эвристических (поисковых) умений. Поиск и выявление закономерностей, умозаключения по индукции, аналогии.

4 Формирование элементов творческого мышления, развитие наблюдатель ности, воображения, сообразительности, чувства гармонии, визуального мыш ления. Загадки, шарады, ребусы, кроссворды, анаграммы. Игры и головолом ки со счетными палочками,   геометрическими фигурами.

В каждом последующем курсе программа углубляет знания и умения преды дущего курса и ставит перед учащимися все новые задачи, которые усложня ются в зависимости от возраста.

    Основу преподавания курса составляют следующие принципы:

-обучение ведется преимущественно на наглядно-действенной и наглядно-образной основе;

-  детям дается не готовая информация, а материал для манипулирования наблюдений и размышлений;

-  обучение ведется на материале математики, русского языка, познания и других школьных предметов, а также на жизненном материале, знакомом уча щимся;

- уровень абстрактности дидактического материала постепенно повышается;

-  обучаясь,  дети должны получать полноценное интеллектуальное удовольствие.

Работа на каждом уроке должна быть построена так, чтобы ее результатом было согласованное и гармоничное развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.

   Предполагаемый курс дает возможность использовать на уроке элементы новых технологий: продуктивной, интегративной, КСО, технологии развивающего обучения, что предполагает применение таких методов, как: эвристический, исследовательский, проблемный.

Цель курса "Основы логики":

- формировать  мыслительные операции логического мышления:              сравнения, анализа, обобщения, систематизации, классификации;

-  развивать познавательную активность, способы ориентирования в пространстве, развивать моторику пальцев.

Задачи курса "Основы логики":  организация практической деятельности и познавательной активности.

                               

                                        ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

                                                1-4 КЛАСС

       Если перечисленные составляющие мышления будут сформированы в начальной школе, то в среднем звене будет облегчен процесс усвоения знании, умений, навыков.

        Регулярные занятия логическими упражнениями позволят научить детей:

-  описывать признаки предметов, слов и чисел;

- узнавать предметы по заданным признакам,

-  определять различные и одинаковые свойства предметов, слов, чисел;

-  выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать предметы, слова, числа;

- определять последовательность событий;

-  определять отношения между предметами типа род - вид;

-  давать определения тем или иным понятиям;

-  развивать мыслительные операции анализа и синтеза;

-  развивать речь, находчивость и сообразительность.

У детей формируется возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

        Формируется интерес к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний.

        К окончанию начальной школы у ребенка формируются трудолюбие, приле жание, дисциплинированность.

  Для того чтобы занятие по «Основам логики» были особенно интересны, можно включить в занятия давно полюбивших детьми героев мультфильма  «Простоквашино», которые будут изучать вместе с детьми новый предмет.

Каждый герой курса несет свою смысловую нагрузку.

Задания в курсе разделены по уровням сложности.

Шарик предлагает учащимся самые легкие задания.

Матроскин – более сложные.

Дядя Федор – творческие и самые сложные.

Галчонок – задает домашние задания, которые мы предлагаем проверить родителям (или учителю).

Познакомить с героями курса можно и организовав небольшое театрализованное представление.

Логистик ставит перед детьми проблемные ситуации, дает определение основных логических понятий: “ощущение”, “восприятие”, “представление”, “понятие”, “суждение” и т. д. Любое определение логического понятия в курсе дается с помощью текста и голоса.

                          ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ ЛОГИКИ

                                              1 КЛАСС (33 ч.)

I.  Формирование обобщающих понятий     11ч.

1) Одежда, 2) Обувь, 3) Головные уборы, 4) Посуда, 5) Электроприборы, 6) Игрушки, 7) Школьные принадлежности, 3) Спортивные принадлежности, 9) Транспорт.

II.  Развитие речи -5 ч.

Узнавание предмета по описанию его признаков. Определение различных и одинаковых свойств.

III.  Развитие внимания -5 ч.

Классификация предметов по форме, цвету, величине.

IV.  Развитие памяти, мышления, моторики пальцев -5 ч. Запоминание картинки из геометрических фигур и воспроизведение на ли сте бумаги.

Решение задач в стихах. Составление узоров по образцу и продолжение на писания узоров.

V.  Игры со словами -5 ч.

Подбор слов на заданную букву. Образование новых слов от данного. Отгадывание ребусов и кроссвордов.                                                                        

VI.  Развитие сообразительности, находчивости, ориентирования в про странстве -2 ч.

                   

            ТРЕБОВАНИЯ К  ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

Овладеть  понятиями:  «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Школьные принадлежности», «Инструменты»,  «Транспорт»;  называть признаки предмета, классифицировать предметы, обобщать, называть геометрические фигуры и их отличительные признаки, решать простейшие ребусы и кроссворды.  

Уметь:

  1. узнавать и называть предметы;
  2. выделять признаки предметов;
  3. классифицировать предметы;
  4. обобщать простейшие понятия;
  5. сравнивать предметы между собой и называть отличительные признаки.

Календарно-тематическое планирование  по развитию логического мышления.  1 класс ( 33 ч ).

 

Дата.

  Примерное содержание занятий.

Примечание.

              I. Формирование обобщающих понятий  ( 11 ч ).

1

Одежда. Дидактическая игра "Помоги Тане и Ване одеться" - раскрашивание

2

Обувь. Дидактическая игра "Разложи правильно вещи"

3

Головные уборы. Дидактическая игра "Найди лишний предмет"

4

Посуда. Дидактическая игра "Раскрась только посуду"

5

Мебель. Дидактическая игра "Что изменилось? Какую мебель поменяли?"

6

Электрические приборы. Дидактическая игра «Отдели мебель от электроприборов»

7

Игрушки. Раскрась игрушки - красным цветом, посуду -желтым, одежду – синим.

8

Инструменты. Дидактическая игра «Дорисуй, кому  что нужно для работы»

9

Школьные принадлежности. Дидактическая игра

«Помоги собраться в школу»

10

Спортивные принадлежности. Дидактическая игра «Дорисуй вторую половину»

11

Транспорт. Найди водный - раскрась синим, воздушный - желтым, наземный – красным.

II. Развитие речи. Узнавание предмета по описанию. Определение  различных и одинаковых свойств( 5 ч ).

1

Найди два одинаковых предмета.

Узнай по описанию (арбуз).

Закончи узор.

2

Найди пять отличий

Назови лишний  предмет ( кукла, сумка, игра, медведь, мяч).

Отгадай загадки.

3

Найди предмет непохожий на другие

Узнай предмет:«Без досок, без топоров

                          Через речку мост готов.»

Дорисуй

4

Какой предмет лишний ( волк, медведь, лиса, ежик).

Узнай предмет:

 «Два кольца, два конца,

 По середине гвоздик.»

Дорисуй

5

Найди два одинаковых предмета.

Узнай предмет: «Через речку лег,

                             Пробежать помог.»

Продолжи: Январь, февраль, март...

Как их можно назвать одним словом?

III. Развитие внимания. Классификация предметов по форме, цвету, величине ( 5 ч ).

1

Назови предметы округлой формы.

Найди непохожий предмет

Дорисуй

2

Найди два одинаковых предмета .

Узнай по описанию ( глобус ).

Дорисуй

3

Найди пять отличий

Выбери среди карточек только свою

Лишний предмет( капуста, помидор, яблоко,  огурец ).

4

Найди две одинаковых фигуры

Найди пять отличий

Дорисуй

5

Найди пять отличий

Узнай предмет:

«Мягкие лапки, а на них царапки.»

Чего не хватает на картинке?

     

IV. Развитие памяти, мышления. Зрительный диктант. Решение задач в стихотворной форме ( 5 ч ).

1

Запомни и нарисуй

Какие предметы спрятаны на рисунке?

Какой предмет лишний ( яблоко, груша, лук, апельсин).

2

Задачи в стихах ( 3 шт.)

Найди два одинаковых предмета

Какой предмет лишний

3

Зрительный диктант

Найди непохожий предмет

 

4

Зрительный  диктант

Найди пять отличий

Чего не хватает на рисунке ( телефон и ребенок с телефонной трубкой). ( не хватает провода).

5

Решение задач в стихах

Какой предмет лишний ( стакан, ковш, ящик, кастрюля)

Назвать два одинаковых предмета

V.  Игра со словами. Подбор слов на заданную букву. Образование новых слов от данного.

1

НИТКА       КОТ

4 5 1 2 3       3 2 1

Подбери как можно больше слов на букву «у».

2

Распредели предметы на группы. (карт.) Дать название каждой группе    

( голубь, щука, собака, тигр, медведь, воробей, скворец, карась, сом, лиса, акула).

Дорисуй узор на другом конце полотенца.

 

3

Подбери слова на букву «н».

Продолжи предложение:

Чашка- это посуда для….

Парикмахер- это человек….

Чего в реке больше: Рыбы или окуней?

4

Назвать слова со звуком «ы».

Повтори рисунок.

VII. Развитие сообразительности, находчивости, ориентирование в пространстве. ( 3 ч ).

1

Реши задачу: Мама, папа и Лена сидели на скамейке. В каком порядке они сидели, если известно, что папа сидел слева от Лены и справа от мамы?

Какое слово спрятано?

2

Срисовать ромб. Срисовать звезду.

Из каких фигур состоит рисунок?

Продолжи стишок- впиши нужное слово, рядом нарисуй картинку.

-Как бы мне пошла кор- рона!

Важно каркает __________

3

Дорисуйте кружочки в пустом квадрате

Что лишнее и почему ( повар, летчик, ученик, милиционер).

Что должно быть в пустом квадрате?

Сколько нужно дорисовать кружков в пустых квадратиках, чтобы слева было их меньше, чем справа?

ПРОГРАММА КУРСА "ОСНОВЫ ЛОГИКИ" 2 КЛАСС (34 ч)

I.        Дедукция -4 ч.

Тренируемся в простейших умозаключениях, игра "Концовка". Точное рас суждение - условие успеха.

II.        Анализ и синтез -8 ч.

Составление слов, новых слов, слов по моделям. Нахождение слова в слове, перестановка букв. Вставить в слова недостающую букву, вставить пропущен ное число. Сравнение предметов, загадки.

III.        Головоломки -8 ч.

Головоломки со счетными палочками, с геометрическими фигурами. Анаграммы.

IV.        Установка закономерности -6 ч.

Установление закономерности в ряде чисел, в рисунках, в геометрических фигурах.

  1. Решение логических задач -8 ч.

Требования к знаниям, умениям. Знать понятия: признак предмета, "сравни", анаграмма,  обобщение, геометрические фигуры, головоломки, закономерность, рассуждение, логическая задача.

Уметь:

-находить признаки предметов и выделять их;

-уметь выполнять простейшие умозаключения;

-рассуждать;

-анализировать, обобщать, выделять главное;

-устанавливать закономерность;

-решать простые логические задачи.

            Календарно-тематическое планирование 2 класс (34 ч)

Дата

Примерное  содержание занятий.

Кол-во часов

Примечание.

                  I. Дедукция ( 4 ч).

1

Игра « Концовка»

2

2

Игра « Доскажи словечко»

2

II. Анализ и синтез  ( 8 ч ).

1

Игра « Наборщик ».

1

2

Подбери слово к данной модели

1

3

Зашифрованное слово. Составить слово из вторых слогов слов: соловей, лето,…

1

4

Игра « Эхо». Составь слова, убрав первые буквы от слов: Шмель

Муха  

 Роса    

Сравни: белый гриб и мухомор.

1

5

Составь слова из первых слогов: колос, рота, ваза.

Чем похожи слова: кошка, книга, крыша.

1

6

С какой цифры начинаются числа:

18, 46, 25, 31.

1

7

Рассказать о мыши и тигре как о животных.

1

8

Рассказать о цвете, вкусе помидора.

Назвать предмет, о котором можно сказать: продолговатый, зелёный, твердый.

1

    Ш. Головоломки, анаграммы.(8ч.)

1

Найти имя мальчиков.

ОКЯЛ

ЛАЕАШ

ЕСЁРАЖ

1

2

Дорисуй фигуры

1

3

«Спрятанное слово»

ОРЗА

ЮЛИТК

АЛДНШЫ

1

4

Головоломки со счетными палочками.

3

5

Составь слово, взяв по одному слогу: ката, паутина, налёт.

1

6

Дорисуй.

1

7

Занимательная лесенка.

1

IV. Установление закономерности     (6ч.)

1

Найди закономерность

1

2

Запиши следующее число 16,14, 12,10, ...

1

3

Вставь пропущенное чи34,44,54,…74,…,94.

1

4

Продолжи: 10, 7,4, …

1

5

Установи закономерности и запиши недостающее число.

1

6

Вставь пропущенное число

5, 15, …, 35, 45,…

1

   V. Решение логических задач. (7ч.)

1

Мама, папа и я сидели на скамейке.
В каком порядке мы сидели, если известно, что я сидел
слева от папы, а мама - слева от меня? (отец, сын, мать)        

1

2

Взрослый и ребенок сели в лодку и отправились ловить        рыбу. Взрослый говорит ребенку: "Ты мне сын, но я тебе не отец". Кем приходится взрослый ребенку? (мать)        

1

3

Шли 2 отца и 2 сына, несли 3 апельсина. Сколько         апельсинов нес каждый?

1

4

Меня зовут Толя. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?

1

5

Коля выше Васи, но ниже Сережи. Кто выше: Вася или         Сережа?

1

 

6

Расставить 12 флажков с четырех сторон. Надо расставить так, чтобы у каждой стены было по 4 флажка. Нарисуй ответ

7

                   Тест

1

1.Чем похожи слова: море, молоко, манго.

2.Чем отличаются предметы: книга и тетрадь.

3.Продолжи  5, 10, 15, …

4.Вставь пропущенные буквы: п.ле, к.са,  р.са, к.ра, с.но, с.ни, п.с.к.

5.Загадка с числом.

ПРОГРАММА  КУРСА   «ОСНОВЫ  ЛОГИКИ»  3 КЛАСС (34ч.)

I     Оперирование признаками предметов-4ч.

Анализирование  зрительного образа.

Работа со свойствами предметов.

Узнавание объекта на основе описания  отдельных признаков. Сочетание признаков разных предметов.

II.   Анализ и синтез -7ч.

 Анаграммы. Зашифрованные слова. « Занимательные» модели. Превращение слов. Решение кроссвордов. Шарады. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Метаграммы. Танграммы.

  III . Отношения-3ч.

Классификация. Обобщение. Род-вид.

 

IV    Определение- 4ч.

V      Множества-7ч.

Понятие множества. Элемент множества. Принадлежность и непринадлежность к множеству. Пустое множество.  Объединение и перечисление множеств. Сказочные  задачи.

 VI      Игры и головоломки-5ч.  

Задачи-шутки. Игры со счетными палочками. Забавные исчезновения. Лабиринты.   Ребусы.

VII  Логические задачи -3ч.

VIII Тест-1ч.

     Требования к знаниям и умениям

Знать понятия: модели, омонимы, синонимы, элемент, метаграмма,  танграмм.

Уметь:

-анализировать зрительный образ;

-сочетать признаки разных предметов;

-распознавать синонимы, антонимы, омонимы;

-классифицировать предметы по заданному основанию;

-подбирать собирательные понятия к группе однородных объектов;

-определять принадлежность к данному объекту.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОСНОВАМ ЛОГИКИ.   3 класс. (34ч.)

Дата

Примерное содержание.

Кол-во часов

 Примечание.                

I Оперирование признаками предметов

4ч.

1

Учимся анализировать зрительный объект.

1

2

Учимся узнавать объект на основе описания отдельных признаков.

1

3

Учимся сочетать признаки разных предметов: «Что лишнее»

1

4

Учимся работать со свойствами предметов.

1

               II  Анализ и синтез

7ч.

1

Анаграмма.

2

«Зашифрованные слова».

1

3

«Занимательные модели».

1

4

«Превращение слов».

1

5

Решение кроссвордов, шарад.

1

6

Омонимы. Синонимы. Антонимы.

1

7

Метаграммы, танграммы.

1

                   III Отношения.

3ч.

1

Классификация  

Даны слова: мандарин, яблока, клубника, картофель,

арбуз, клюква, слива, лук, тыква, помидор, ежевика, апельсин, кабачок.

Назвать: 1)фрукты 2)овощи        3)ягоды

Обобщение.

2

Назвать группы предметов общим словом: А Б В С Н .  Род-вид

3

Из перечня слов выбрать предметы обуви: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка,  туфли, волчок, кеды, сандалии,   лапти,  сапоги, машинка.

Из оставшихся слов составит другую группу предметов, продолжить, озаглавить.

Озаглавить: Капуста, лук, чеснок, редис, свёкла. Малина, клубника, смородина, земляника.  

            IV     Определение.

4ч.

1

Закончи фразу:

Кастрюля- это посуда для……..

Чашка- это посуда……..

Сахарница- это посуда….

1

2

Закончи фразу:

Улей-это дом для………

Слива-это дерево на котором……

Приставка- это часть слова, которая….

Существительное- это часть речи, которая……..

1

3

Закончи фразу:

Берлога-это дом для…….

Груша-это дерево, на котором…..

Прилагательное-это часть речи, которая………

Корень-это часть слова, которая….

1

4

Заполни пропуски в определениях.

Художник-это….,который…….

Учитель-это…..,который……

Прокурор-это……..,который…..

1

             V   Множество.

7ч.

1

Понятие множества. Элементы множеств.

1

2

Принадлежность и не принадлежность к множеству.

1

3

Пустое множество.

1

4

Общие элементы множеств.

1

5

Объединение и пересечение множеств.

2

6

Сказочные   задачи.

1

          VI  Игры и головоломки.

5

1

 Задачи-шутки.

1

2

Игры со счетными палочками.

1

3

«Забавные превращения».

1

4

Ребусы.

1

5

Лабиринты.

1

           VII Логические задачи.

3ч.

1

Какие числа при чтении не изменяются от их переворачивания?

1

2

В вазе 3 гвоздики и 5 колокольчиков. Сколько гвоздик в вазе?

1

3

Летела стая гусей. Один гусь впереди, а два позади; один позади и два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько всего гусей было?

1

                             ТЕСТ

1

1

1)Закончи фразу:

Конура-это дом………

2)Продолжи перечень и назови одним словом.

Математика, чтение…….

3)Реши задачу:

Шли 5 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек?

4)Добавь 5 счетных палочек, чтобы получилось 100.  (IIII)

  1. Запиши цепочку слов, каждый раз изменяя одну букву: коза,…..

лиса…….

 

              

              ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ ЛОГИКИ

                                 4 КЛАСС ( 34 ч).

I. Оперирование признаками предметов – 2 ч.

Нахождение  общих и различающих признаков объекта. Узнавание объекта по описанию возможных действий с ним.

II. Классификация – 2 ч.

Классификация и соединение слов в предложении.

III. Описание и определения – 8 ч .

Связное описание. Художественное описание. Разные формы описаний:

контекстуальные иносказания, шифры. Адекватные описания. Вид и род. С деления и алгоритмы. Ошибки в определениях.

V.  Геометрические множества - 10 ч.

Точка, обозначение точки. Линия. Отрезок, обозначение отрезка. Ломанная, обозначение ломанной. Треугольник. Луч. Окружность, круг. 

 VI. Логические задачи -5 ч.

VII.  Установление закономерности -2 ч.

Требования к знаниям, умениям. Знать понятия: обозначение точки, конец отрезка, ломаная, окружность, круг, опровержение, доказательство, антонимы.

Уметь:

-  находить общие и различные признаки объекта;

-  классифицировать слова в предложении;

-  распознавать и формировать понятия точки, обозначение точки, линии, отрезка, ломаной, треугольника, окружности, круга;

-  составлять описание объектов путем перечисления некоторой совокупнос ти их существенных признаков;

-  выделять в готовом определении:

а) родовое понятие;

б) видовое отличие;

- уметь проводить простейшие доказательства.

        Календарно - тематическое планирование по основам логики

                                           4 класс ( 34 ч).

 

Дата

Примерное содержание.

Кол-во часов

Примечание.

I. Оперирование признаками предметов

2

1

Учимся находить общие и различающиеся признаки объекта

1

2

Узнаем объект по описанию возможных действий

1

II. Классификация

2

1

Учимся классифицировать и соединять слова

в предложении

Составить как можно больше предложений, включив

в них слова: дерево, тигр, человек

1

2

Поиск общих свойств предметов

1

III. Описание и определение

8

1

Описание

1

2

Различные виды описаний

1

3

Адекватные описания

1

4

Рассмотрение определения через род и вид

2

5

Неточные и точные описания (алгоритм)

1

6

Ошибки в определениях

1

7

Антонимы

1

IV. Дедукция

5

1

Умозаключения

1

2

Логические рассуждения

1

3

Логические выводы

1

4

Умозаключения разного вида

1

5

Опровержение   Доказательство                                                

1

V. Геометрические множества

10

1

Гонка, Обозначение точки

1

2

Внутренние и внешние точки

1

3

Линия. Отрезок  Обозначение отрезка

2

4

Ломаная  Обозначение ломанной

1

5

Треугольник. Виды треугольника

2

6

Луч

1

7

Окружность  и круг

2

VI. Логические задачи и упражнения

5

1

Сапожник решил починить 3 пэры ботинок. На каждый        1
каблук сапожник набьет набойку, каждую набойку
прибьет 3 гвоздями. Сколько набоек и гвоздей

        понадобится сапожнику?

1

2

Когда о воду можно порезать руку?

1

3

Записать такие  двузначные  числа, в которых сумма десятков и единиц равна 5

1

4

Составить слова по данной модели        

1

5

Составь предложение из-1-х слов, в которых каждое        1
слово начинается с указанной буквы.

        Последовательность букв  менять нельзя: В. С   Н. Т

1

VII. Установление закономерности

1

1

1      Вставь недостающее число:        

Продолжи ряд чисел  64   32. 16  3. ...

1

                     Тест

1 ч

1) За 10 мину ребенок должен написать как можно больше общих признаков этих предметов: карандаш и уголь        

2) Используя буквы, составить как можно больше новых слов: разговор

3) Записать цепочку слов, изменяя по одной букве:  поэт ... роза

 4) Какое растение содержит в своем составе две музыкальные ноты?

5) Расставить числа  2. 4. 5. 3. 12. 14. 16. 18 так,  чтобы, в сумме было число 30.

                         Используемая литература.

  1. Л.Ф.  Тихомирова.  Упражнение на каждый день: логика для дошкольников и школьников. Ярославль, « Академия развития», 2001 год.
  2. А.П. Тонких. Логические игры и задачи на уроках математики. Ярославль, « Академия развития », 1997 год.
  3. И.А. Никольская, Е.Е. Семенов. Учимся рассуждать и доказывать. Москва, 1989 год.
  4. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина. « Узнай, угадай, раскрась ».
  5. В.Н. Русанова. Математический кружок младших школьников, Оса Росстани-на-Каме, 1994 год.
  6. Н.Н. Рогалевич. 282 Задания для успешной подготовки детей. Москва  АСТ, Минск Харвест, 2006 год.
  7. В.Г. Махров, В.Н. Махрова. Математические задачи-сказки.  Москва « Издательство НЦ ЭНАС », 2006 год.
  8. Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина. И учеба, и игра: математика.  Ярославль, « Академия развития », 1997 год.
  9. Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. Конкурс грамотеев, Москва Просвещение АО « Учебная литература », 1995 год.
  10. В.В. Волина. Русский язык. Екатеренбург ТОО

« Издательство  АРГО ». 1996 год.

11) Н.А. Максименко. Занимательные сказочные задачи на уроках в начальной школе.  Волгоград, Издательство «Учитель», 2006 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа факультативного курса "Пишем без ошибок"

Программа по курсу "Пишем без ошибок" представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уров...

«Живое слово». Программа факультативного курса.

Введение. Пояснительная записка. Программа факультативного курса «Живое слово» по литературному чтению для 4 класса. Тематическое планирование. Методические разработки занятий....

Программа факультативного курса « Основы проектной деятельности».

В комплекте учебников «Школа России» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Уже здесь дети делают первые шаги по проектной деятельности, та...

программа факультативного курса в начальной школе: Основы народных промыслов

Дети всегда творческие личности, в данной программе предусмотренно то, что каждый отдельный ребёнок может дать волю своей фантазии и воображению. Ребёнок учится не только работать с различными материа...

Рабочая программа факультативного курса "Информатика и ИКТ" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной образовательной прогр...

Факультативный курс для начальной школы "ЖКХ - в школу" (рабочая программа)

Программа факультативного курса составлена для учеников младшего школьного возраста с учетом их возрастных особенностей, направлена на формирование жилищной культуры подрастающего поколения и рассчита...


 

Комментарии

Мертюкова Татьяна Александровна

программа факультативного курса "Основы логики"