"Проектная деятельность". Программа кружка
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Любовь Ивановна Пискунова

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании методического совета ________________________

Протокол №___ от_______

Подпись руководителя________

Согласовано

Подпись заместителя директора по УВР________

Дата__________________

Утверждаю

Подпись  директора ________

Дата__________________

   П Р О Г Р А М М А   К Р У Ж К А

Проектная деятельность

для  _______________ класса

учителя   _________________________________ 

 

построенная на основе авторской программы Поглазовой О.Т. по окружающему миру

 для 4 класса

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект по курсу «Окружающий мир», рекомендованный Министерством образования и науки РФ:

– Поглазова, О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир: учебник для 4 класса в 2 частях. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2008;

– Поглазова, О. Т. Рабочая тетрадь. 2 ч. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2008;

– Поглазова, О. Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 4 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006.

День проведения кружка — __________

Время проведения кружка — ___________

Количество учащихся —__________ чел


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.

Д.И.Писарев.

Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у школьников.

Цель программы: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей; обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы; навыкам общения при групповой работе; использованию различных методов организации и планирования своей деятельности.

Задачи программы: 

- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

- создавать условия для развития интереса обучающихся к изучению проблемных вопросов;

  1. развивать умения планировать, осуществлять и анализировать свою деятельность; 
  2. воспитание любви к своей малой Родине;
  3. изучение истории и природы Московской  области, Пушкинского района, г. Красноармейска;
  4. формирование патриотизма;
  5. пропаганда экологических знаний, формирование у учащихся активной   жизненной позиции;
  6. формирование духовного мира ребенка, его нравственно-эстетических идеалов;
  7. способствовать формированию поисковой мотивации краеведческой деятельности.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению младшими школьниками первоначальных навыков исследовательского поиска: от теоретических вопросов к практической деятельности.

Занятия способствуют формированию следующих умений и навыков:

- формулировать проблему;

- работать с источниками информации;

- планировать, осуществлять и анализировать свою деятельность;

- оформлять сообщения.

По окончании работы кружка проводится публичная защита выполненных работ.

Учебно-методический план кружка

"Проектная деятельность»

№ п/п

Тема занятий

Проект №1: «Ориентирование в пространстве и во времени» - 7 часов

1

Определение темы и цели исследования.

1

2

 Сбор материала о том как раньше измеряли время

1

3

Исследование на тему: «Как люди раньше измеряли время»

1

4

Самостоятельная работа с литературой: различные приёмы ориентирования на местности

1

5

Экскурсия в лес, с целью поиска ориентиров на местности

1

6

Рассмотрение и обсуждение готовых исследовательских работ. Оформление стенда «Ориентирование на местности»

1

7

Викторина «Как я умею ориентироваться в пространстве»

1

Проект №2 «Мой город  на   карте России» - 6 часов

8

Определение темы и цели исследования. Мой город на карте России

1

9

Исследовательские работы на тему: «История моего города»

1

10

Сбор материала по теме: «Моя улица»

1

11

Анализ и корректировка написанных работ.

1

12

Оформление фотовыставки и стенда «Мой город»

1

13

Конкурс: «История моего города»

1

Проект №3. «Природные зоны и сообщества Подмосковья»- 8 часов

14

Определение темы и цели исследования.

1

15

Исследование природной зоны, в которой мы живём

1

16

Оформление аппликаций, иллюстрирующих растительный и животный мир  родного края

1

17

Исследования на тему «Полезные ископаемые родного края»

1

18

Экскурсия в природу. Наблюдения за растительностью и животными родного края.

1

19

Знакомство с мультимедийной презентацией. Сбор материала для мультимедийной презентации.

1

20

Самостоятельная  работа с литературой: экологические проблемы леса

1

21

Составление мультимедийной презентации: «Как вести себя в лесу»

1

Проект №4. «Важнейшие события в истории Отечества и моей семьи» - 8 часов

22

Сбор материала о племенах, живших на территории  современной России

1

23-24

Старинные русские города. Оформление стенда «Путешествие по золотому кольцу России»

2

25

Генеалогическое древо моей семьи. Конкурс «Герб моей семьи»

1

26

Исследовательские работы: Семейные традиции. Семейные династии.

1

27

Экскурсия в краеведческий музей города

1

28-29

Исследовательская работа: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»

2

30

Подготовка литературной композиции «Никто не забыт...»

1

31

Утренник. Встреча с ветеранами ВО войны и труда

32-33

Исследовательские работы на тему: «Школьные годы моих бабушек и дедушек»

34

Подведение итогов работы кружка

1

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методы работы

  1. Словесный (рассказ, беседа)
  2. Наглядный (демонстрация, иллюстрация)
  3. Исследовательский метод
  4. Метод проектов
  5. Деятельностный  (познавательные игры, викторины, инсценировки, погружение в прошлое, экспедиция, поход)

Формы работы

  1. беседа;
  2. выставка;
  3. инсценирование;
  4. защита проекта;
  5. утренник;
  6. конкурс;
  7. фотовыставка;
  8. экскурсия;

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

        В ходе занятий вызвать у ребят интерес к своему роду, связи времен, связи поколений, усилить связь между членами семьи путем заинтересованности. Усвоить, что наше Отечество имеет более чем тысячелетнюю историю; народы нашего многонационального государства прошли вместе трудный и славный путь его создания, отстояли

 независимость России; россияне могут гордиться нравственным наследием своих предков, памятниками истории и культуры, поэтами, писателями, художниками, композиторами,

 скульпторами, полководцами, путешественниками, космонавтами, снискавшими мировую славу и признание народов нашей планеты; родной край – частица нашего великого Отечества, и он

 имеет свою богатую историю.

По прохождению данной программы учащиеся должны знать историю своей семьи, уметь составлять генеалогическое древо, отбирать важные сведения в потоке информации.

        Проведение классных часов, защиты проектов и участие в        краеведческой конференции считать итогом работы кружка «Проектная деятельность».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Будет прослеживаться положительная динамика по следующим показателям развития педагогической и воспитательной системы школы:

  1. Мотивированность учащихся на познавательную, исследовательскую деятельность и развитие;
  2. Готовность педагогов и учащихся к саморазвитию;
  3. Соответствие ценностных ориентаций учащихся гуманистическим ценностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Программа кружка "Эрудит" 2 класс.

Кружок рассчитан на 34 часа.Цели программы:  создание условий для формирования интеллектуальной активности...

Внеурочная деятельность.Программа кружка "Радуга". 1 класс (ФГОС)

Главной целью кружка «Радуга» является раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения с помощью чтения книг и театра....

Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь».

Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь".       Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...

Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"

Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь".       Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...

Внеурочная деятельность. Программа кружка "Занимательная информатика"

Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Занимательная информатика".     Данная программа построена на основе авторской программы Тур С.Н., Бокучава Т.П. ...

Внеурочная деятельность. Программа кружка "Умники и умницы"

Рабочая программа кружка "Умники и умницы" для обучающихся 1 класса....

Творческая и проектная деятельность на кружке "Эрудит"-3 класс

В данной публикации представлены цели и задачи работы кружка"Эрудит"-3 класс. Дано календарно-тематическое планирование, представлены возможные технологии,УУД...