Методическая разработка программы ОДОД "Юный корреспондент"
методическая разработка (2 класс)

Терешкова Дарья Сергеевна

Направленность программы - социально-педагогическая - направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения.

Уровень освоения дополнительной образовательной программы – общекультурный. Данный уровень предполагает удовлетворение познавательных интересов обучающихся, расширение информированности, освоение понятий и технологий в области журналистской деятельности.

Уровень усвоения содержания образования – творческий, предполагает поиск учащимися действий и применение знаний, ведущих к достижению поставленной цели, а также умение младшего школьника поставить перед собой определенную творческую задачу и самостоятельно наметить пути и способы ее выполнения (при выполнении разных видов журналистской деятельности).

Дополнительная образовательная программа «Юный корреспондент» по направленности освоения материала является вертикальной. Программа основана на системе концентрического усложнения теоретических и практических заданий.

Актуальность программы.

Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее время стала характерной особенностью современного общества. Использование информационных технологий привело к увеличению объема информации, к ее быстрому старению и постоянному обновлению. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Сегодня от учащихся начальной школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации.

Цель образования – воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного культурного человека, способного к постоянному жизненному совершенствованию.

Учебный процесс предоставляет мало возможностей для реализации чувства взрослости и учащиеся находят другие возможности для его проявления. Нашей задачей является направить их в нужные русла.

В настоящее время разработано достаточное количество образовательных программ, направленных на формирование первичных журналистских навыков, но ориентированы они, чаще всего, для учащихся среднего звена или старших классов.

Педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети на занятиях кружка, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для учащихся познавательных, социальных и духовных потребностей.

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы, направлена не только на совершенствование речевой деятельности и развитие творческих способностей ребенка, но и главное - на создание продукта, имеющего значимость для других людей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_odod_yun._korrespondent_1.doc289 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 690

НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

ГБОУ школа № 690

Невского района Санкт – Петербурга

протокол № ____ от __________ 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ школа № 690

Невского района Санкт – Петербурга

___________________ Соловьева В.Ю

Приказ № ____ от _____________2019 г.

ДОПОЛНИТЕЛНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Юный корреспондент»

Возраст учащиеся: 9-11 лет

Срок реализации: 1 год.

Разработчик:        Терешкова Дарья Сергеевна,

педагог дополнительного образования.


Пояснительная записка

Направленность программы - социально-педагогическая - направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения. 

Уровень освоения дополнительной образовательной программы – общекультурный. Данный уровень предполагает удовлетворение познавательных интересов обучающихся, расширение информированности, освоение понятий и технологий в области журналистской деятельности.

Уровень усвоения содержания образования – творческий, предполагает поиск учащимися действий и применение знаний, ведущих к достижению поставленной цели, а также умение младшего школьника поставить перед собой определенную творческую задачу и самостоятельно наметить пути и способы ее выполнения (при выполнении разных видов журналистской деятельности).

Дополнительная образовательная программа «Юный корреспондент» по направленности освоения материала является вертикальной. Программа основана на системе концентрического усложнения теоретических и практических заданий.

Актуальность программы.

Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее время стала характерной особенностью современного общества. Использование информационных технологий привело к увеличению объема информации, к ее быстрому старению и постоянному обновлению. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Сегодня от учащихся начальной школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации.

Цель образования – воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного культурного человека, способного к постоянному жизненному совершенствованию.

Учебный процесс предоставляет мало возможностей для реализации чувства взрослости и учащиеся находят другие возможности для его проявления. Нашей задачей является направить их в нужные русла.

В настоящее время разработано достаточное количество образовательных программ, направленных на формирование первичных журналистских навыков, но ориентированы они, чаще всего, для учащихся среднего звена или старших классов.

Педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети на занятиях кружка, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для учащихся познавательных, социальных и духовных потребностей.

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы, направлена не только на совершенствование речевой деятельности и развитие творческих способностей ребенка, но и главное - на создание продукта, имеющего значимость для других людей.

Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир.

Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учебе и в целом ко всей школьной жизни. Открывает новые возможности для поддержки интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Программа «Юный корреспондент» целесообразна для детей с нарушениями зрения для адаптации их в социум, способствует совершенствованию умения учащихся свободно владеть устной речью, красиво и грамотно формулировать связное высказывание в письменной речи. У обучающихся появляется дополнительная возможность для практического применения знаний литературного русского языка не только в устной, но и в письменной речи.

Отличительные особенности программы

Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение журналистики должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности.

Форма реализации программы – очная.

Адресат программы – учащиеся начальной школы №690 в возрасте 9 – 11 лет, владеющие навыками письменной речи, а также навыками пользования фотоаппаратурой.

Цель программы - раскрыть творческий потенциал учащихся в сфере журналистики.

Задачи программы дополнительного образования «Юный корреспондент» базируются на требованиях ФГОС начального общего образования и заключаются в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный корреспондент» включает в себя:

  • Формирование активной жизненной позиции.
  • Формирование умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
  • Формирование умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный корреспондент» включает в себя:

  • Формирование умения самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания.
  • Формирование умение осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
  • Формирование саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий).
  • Формирование умение давать самооценку результату своего труда.

Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный корреспондент» включает в себя:

  • Формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества.
  • Упражнение в поиске и выделении необходимой информации для поддержания читательского интереса к школьной прессе.
  • Упражнение обучающихся в осознанном и произвольном построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
  • Формирование умения осуществлять сбор информации для газетного издания, используя различные методы (анкетирование, опрос, интервью).
  • Формирование умения выстраивать логическую цепочку при изложении материала на страницах газеты.
  • Формирование практических навыков при выпуске школьного печатного издания (обучение кружковцев приѐмам компьютерной верстки газеты).
  • Развитие творческих способностей обучающихся.
  • Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, компьютерных технологий.
  • Формировать умения обучающихся презентовать свои достижения.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный корреспондент» включает в себя:

  • Создание атмосферы сотрудничества кружковцев при решении общих задач.
  • Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  • Формирование уважения к собеседнику.
  • Формирование у учащихся толерантного сознания.

Обучающие задачи:

  • Знакомство с основными терминами журналистики.
  • Представление о сущности журналистской профессии.
  • Знакомство со способами сбора информации.
  • Содействие овладению первоначальными навыками работы в программах Word и Power point в процессе создания школьной газеты, освещения школьных мероприятий.

Развивающие задачи:

  • Содействие овладению первичными навыками работы с содержащейся в текстах (различной направленности) информации.
  • Формирование у обучающихся первичных навыков готовности слушать собеседника и вести диалог.
  • Содействие овладению навыками работать в проектном режиме при создании выпусков газеты.
  • Содействие овладению навыками самооценки и рефлексии.

Воспитательные задачи:

  • Содействие формированию активной гражданской позиции учащихся.
  • Развитие культуры общения и поведения в социуме.
  • Воспитание нравственных основ личности будущего журналиста.

Условия реализации программы

Срок реализации программы – 1 год, объем - 72 часа в год, всего 144 часа. Основные формы организации образовательного процесса – практические занятия и самостоятельная работа (проектная деятельность) обучающихся. Режим занятий – два раза в неделю по 1 часу.

Занятия проходят в группах по 7 – 10 человек, набор в группы происходит на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся. Зачисление в группы второго и последующих годов происходит на основании собеседования и  заявления родителей (законных представителей) учащихся.

Материально-техническое обеспечение:

- компьютерной сети для монтажа школьной газеты – компьютеры в классах и в кружке,

- наличие соответствующего программного обеспечения на компьютерах (программы Word)

- принтера,

- цифрового фотоаппарата,

- диктофона.

Форма организации деятельности учащихся:

индивидуально-групповая – выполнение поручений при подготовке проекта; в подгруппах – выполнение групповых частей КТД; индивидуальная – выполнение индивидуальной части проектной работе; коллективная – подготовка коллективного проекта.

Формы проведения занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие, праздник, мастерская, дискуссия, пресс-конференция, фестиваль, творческая встреча, концерт.

Учебный план

1 года обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

 

Всего

Теория

Практика

Введение  (1 час)

1.

Вводное занятие  

1

1

 Устный опрос

Газета в моих руках (2 часа)

2.

Современные газеты

1

1

Семинар -практикум

3.

Газета в моей семье

1

1

Семинар -практикум

Профессия фоторепортера (5 часов)

4.

Работа в редакции

1

1

Устный опрос

5.

Фоторепортер школьной газеты

1

1

Устный опрос

6-7.

Газета «Школярики»

2

2

Творческие конкурсы, публикации

8.

Посвящение в юные фоторепортеры

1

1

Творческий конкурс

Мастерская «Школярики» (16 часов)

9-12.

Заметка

4

1

3

Устный опрос, творческий конкурс

13-17.

Интервью

5

1

4

Устный опрос, публикации

18-21.

Репортаж

4

1

3

Устный опрос, творческий конкурс

22-24.

Отчет

3

1

2

Устный опрос, публикации

Техника (10 часов)

25.

Устройство фотоаппарата и диктофона

1

1

Устный опрос

26-29.

Работа с фотоаппаратом

4

4

Творческий конкурс

30-31.

Работа с диктофоном

2

2

Устный опрос

32-34.

Работа с компьютером, планшетом

3

3

Творческий конкурс, публикации

Оформление (12 часов)

35

Структура газеты

1

1

Устный опрос

36-37.

Макет газеты «Школярики»

2

2

Творческий конкурс, публикации

38-39.

Заголовок

2

1

1

Устный опрос

40-41.

Шрифт

2

1

1

Устный опрос

42-46.

Фотографии

5

1

4

Творческий конкурс

Газета «Школярики» (14 часов)

47-60.

Подготовка заметок для газеты «Школярики»

14

14

Творческие конкурсы, публикации

Верстка газеты (10 часов)

61-70.

Компьютерное редактирование газеты

10

10

Творческие конкурсы, публикации

Обобщение (2 часа)

71-72.

Контрольные и итоговые

занятия  

2

1

1

Устный опрос

Итого

72

13

59

 

Планируемые результаты освоения 1 года программы

В результате изучения курса «Юный корреспондент» (при условии регулярного посещения занятий) должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты освоения курса предполагают:

  • приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков газеты «Школярики»;
  • получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
  • понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой и отражают:

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.

Предметные результаты изучения курса «Юный корреспондент» отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы кружка «Юный корреспондент» школьники:

  • получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
  • приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;
  • приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
  • научатся давать самооценку результатам своего труда;
  • приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;
  • приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты;
  • научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях кружка и следовать им;
  • поймут, на доступном младшему школьнику уровне, сущность профессии фоторепортера как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций.

Содержание программы

Введение

Теория: Ознакомление с направлениями деятельности кружка «Юный корреспондент», цель и задачи. Правила работы и поведения в коллективе. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов.

Газета в моих руках.

Современные газеты

Практическая работа: рассматривание разных видов газет, их оформление, назначение, ориентированность на определенный круг читателей, тираж, рубрики, привлекательность. Составление плана для рассказа о печатном издании.

Презентация «Газета в моей семье».

Практическая работа: презентация выбранной газеты (публичное выступление, построенное по составленному на предыдущем занятии плану).

Профессия фоторепортера.

Работа в редакции.

Теория: формирование представлений о профессии журналиста. Ознакомительная презентация функциональных обязанностей членов редакции газеты.

Практическая работа: выбор приоритетных направлений работы для каждого кружковца в редакции школьной газеты.

Фоторепортер школьной газеты.

Теория: компетентность, объективность, соблюдение профессиональных этических норм, владение литературным языком, знания в области русского языка и литературы.

Практическая работа: ролевая игра «Журналист берет интервью» (положительные и отрицательные стороны личности журналиста с анализом ситуации).

Газета «Школярики»

Практическая работа – подготовка кружковцев к ответственной миссии – презентация школьной газеты для всех учащихся школьного звена с целью привлечения к чтению школьной газеты большого круга читателей и проведение презентации газеты (выступление агитбригады кружковцев).

Посвящение в юные фоторепортеры.

Практическая работа: подготовка клятвы юного корреспондента, организация мероприятия, проведение мероприятия перед школьниками всех классов. Вручение юным фоторепортерам рабочих инструментов.

Мастерская «Школярики».

Заметка.

Теория: Заметка как один из газетных жанров, передающих информацию. Виды заметок: заметка – информация, заметка-благодарность, заметка-критика, заметка на обсуждение.

Практическая работа: разбор видов заметок - работа с газетной продукцией в кружке. Работа со справочным материалом буклета «Заметка. Как еѐ написать?» Оформление заметки на выбранную тему.

Интервью.

Теория : Особенности жанра, его виды: интервью – монолог, интервью –диалог, интервью-зарисовка, коллективное интервью, анкета.

Практическая работа: обучение кружковцев проведению интервью-диалога (условия, от которых зависит успех интервью, приемы установления доверительных отношений с интервьюируемым, постановка вопросов и их предъявление). Цитирование. Способы передачи чужого высказывания в письменной речи. Работа со справочным материалом буклета «Золотые правила для проведения интервью» . Подготовка для публикации интервью на выбранную тему.

Репортаж.

Теория: отличие репортажа от других информационных жанров. Характерные особенности жанра — оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское «я», которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия», позволяет читателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущать событие.

Практическая работа: упражнение кружковцев в написании репортажа на определенную тему, разбор речевых и орфографических ошибок в процессе организации проверки готовых статей, дидактические игры для расширения словарного запаса юного журналиста. Работа со справочным материалом буклета «Я пишу репортаж».

Отчет.

Теория: Отчет — это развернутое информационное сообщение о событии сферы окружающей действительности. Главное требование к автору отчета — точность передачи сути высказываний говорящих. Виды отчета.

Практическая работа: учить кружковцев составлять прямой информационный отчет о каком-то общешкольном мероприятии (например, интеллектуальной олимпиаде). Самостоятельная работа с документами.

Техника

Теория: Устройство фотоаппарата, видеокамеры и диктофона. Основные технические термины. Правила работы с аппаратурой.

Практическая работа: Обучение основным приемам работы с фотоаппаратом, видеокамерой и диктофоном (работа в подгруппах).

Оформление

Структура газеты. Макет.

Теория: Ознакомление с понятиями «страница», «колонка», «рубрика», «заголовок», «тираж», «шрифт», «иллюстрации», «макетирование».

Практическая работа: создание макета номера газеты (на бумажном носителе).

Заголовок.

Теория: Понятие и основные функции заголовка.

Практическая работа: Придумывание заголовков к заметкам, статьям с ориентировкой на содержание (творческая работа кружковцев).

Шрифт.

Теория: Знакомство с видами шрифта различных изданий периодической печати. Изучение особенностей некоторых видов шрифта, соответствие его содержанию информации в газете.

Практическая работа: Упражнение в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформление заголовков, плакатов. Работа в программе Word.

Фотографии

Теория: Роль и функция фотоиллюстраций в школьной газете. Фотокорреспондент. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Понятие «компьютерная обработка фотографий и рисунков».

Практическая работа: Формирование и закрепление умений и навыков работы с газетной иллюстрацией. Фотографирование объектов, просмотр работ, выбор более удачных. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.

Газета «Школярики»

Практическая работа: Определение рубрик, выбор темы для освещения в газете, написание статьи, обсуждение и проверка на наличие речевых ошибок. Подбор иллюстративного материала.

Верстка газеты.

Теория: «компьютерная верстка газеты».

Практическая работа: Печатание материала , подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер. Обработка фотографий и рисунков в программе Word. Размещение печатных статей и фотоматериалов на страницах макета газеты. Подпись под фотографией (рисунком). Цветовое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение. Оформление названия газеты и обработка фотографий с помощью программы Photoshop.

Обобщение

Теория: Подведение итогов занятий за год.

Практика: Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Обработка анкет. Участие в презентации «Портфель творческих успехов». Награждение самых активных кружковцев.

Учебный план

2 года обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

 

Всего

Теория

Практика

Введение  (1 час)

Вводное занятие  

1

1

Устный опрос

Из истории … (1 час)

 История журналистики в России

1

1

Устный опрос

Зачем нужна журналистика (2 часа)

Зачем нужна журналистика

2

1

1

Устный опрос

Способы сбора информации (4 часа)

 Способы сбора информации

1

1

Устный опрос

Анкетирование и опрос

1

1

Творческий конкурс

Интервью

1

1

Конкурс - игра

Работа с кореспонденцией

1

1

Устный опрос

Мастерская «Школярики» (16 часов)

Заметка

4

1

3

Творческий конкурс, публикация

Интервью

5

1

4

Творческий конкурс

Репортаж

4

1

3

Творческий конкурс

Отчет

3

1

2

Публикации

Техника (10 часов)

Устройство фотоаппарата и диктофона

1

1

Устный опрос

Работа с фотоаппаратом

4

4

Творческий конкурс, публикации

Работа с диктофоном

2

2

Устный опрос, конкурс - игра

Работа с компьютером, планшетом

3

3

Творческий конкурс, публикации

Культура речи (4 часа)

Газетный язык

1

1

Устный опрос

Речевые ошибки в тексте

1

1

Устный опрос

Упражнения по формированию выразительной письменной речи

1

1

Устный опрос

Типы текстов

1

1

Устный опрос

Газета «Школярики» (18 часов)

Подготовка заметок для газеты «Школярики»

18

18

Творческие конкурсы, публикации

Верстка газеты (14 часов)

Компьютерное редактирование газеты

14

14

Творческие конкурсы, публикации

Обобщение (2 часа)

Контрольные и итоговые

занятия  

2

1

1

Устный опрос

Итого

72

12

60

 

Планируемые результаты освоения 2 года программы

В результате изучения курса «Юный корреспондент» (при условии регулярного посещения занятий) должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты освоения курса предполагают:

  • приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков газеты «Школярики»;
  • получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
  • понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой и отражают:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
  • развитие умения осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.

Предметные результаты изучения курса «Юный корреспондент» отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы кружка «Юный корреспондент» школьники:

  • познакомятся с основными терминами журналистики;
  • приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;
  • будут уважительно относиться к своему творчеству и творчеству других людей;
  • разовьют навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты;
  • научатся работать над выполнением задания редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы фоторепортеров - научатся распределять работу между участниками проекта;
  • разовьют навыки слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Содержание программы

Введение

Теория: Ознакомление с направлениями деятельности кружка «Юный корреспондент», цель и задачи. Правила работы и поведения в коллективе. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов.

Из истории…

Теория: Выпуск первой газеты в России. Разнообразие способов печати в процессе развития книгопечатания. Разновидности газет. Начало книгопечатания на Руси.

Зачем нужна журналистика

Теория: Функции журналистики - информационная, коммуникативная, выражение мнений определенных групп, формирование общественного мнения. Факт как объект интереса журналиста и основа для его работы.

Практическая работа: на примере выпусков центральных печатных изданий провести анализ некоторых статей для определения направленности каждой из них, учить определять какую функцию выполнял журналист при работе над статьѐй, заметкой .

Способы сбора информации.

Теория: Основные методы - это наблюдение (два вида наблюдения: открытое и скрытое), работа с документами, интервьирование, опрос, анкетирование.

Практическая работа: составление анкет, подготовка и проведение опросов по разным темам, подготовка к интервью. Деловые игры с выбором наиболее доступных и подходящих к обстановке способов сбора информации (применительно к выбранной теме). Переписка. Обработка корреспонденции.

Мастерская «Школярики».

Заметка.

Теория: Заметка как один из газетных жанров, передающих информацию. Виды заметок: заметка – информация, заметка-благодарность, заметка-критика, заметка на обсуждение.

Практическая работа: разбор видов заметок - работа с газетной продукцией в кружке. Работа со справочным материалом буклета «Заметка. Как еѐ написать?» Оформление заметки на выбранную тему.

Интервью.

Теория : Особенности жанра, его виды: интервью – монолог, интервью –диалог, интервью-зарисовка, коллективное интервью, анкета.

Практическая работа: обучение кружковцев проведению интервью-диалога (условия, от которых зависит успех интервью, приемы установления доверительных отношений с интервьюируемым, постановка вопросов и их предъявление). Цитирование. Способы передачи чужого высказывания в письменной речи. Работа со справочным материалом буклета «Золотые правила для проведения интервью» . Подготовка для публикации интервью на выбранную тему.

Репортаж.

Теория: отличие репортажа от других информационных жанров. Характерные особенности жанра — оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское «я», которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия», позволяет читателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущать событие.

Практическая работа: упражнение кружковцев в написании репортажа на определенную тему, разбор речевых и орфографических ошибок в процессе организации проверки готовых статей, дидактические игры для расширения словарного запаса юного журналиста. Работа со справочным материалом буклета «Я пишу репортаж».

Отчет.

Теория: Отчет — это развернутое информационное сообщение о событии сферы окружающей действительности. Главное требование к автору отчета — точность передачи сути высказываний говорящих. Виды отчета.

Практическая работа: учить кружковцев составлять прямой информационный отчет о каком-то общешкольном мероприятии (например, интеллектуальной олимпиаде). Самостоятельная работа с документами.

Техника

Теория: Устройство фотоаппарата, видеокамеры и диктофона. Основные технические термины. Правила работы с аппаратурой.

Практическая работа: Обучение основным приемам работы с фотоаппаратом, видеокамерой и диктофоном (работа в подгруппах).

Культура речи.

Теория :Знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ. Газетные штампы. Выразительные средства газетного языка.

Практическая работа: Формы речи: устная и письменная (особенности). Речевые ошибки в тексте. Упражнения по формированию выразительной письменной речи. Функционально-смысловые типы текстов: определение основных отличительных особенностей.

Газета «Школярики».

Практическая работа: Определение рубрик, выбор темы для освещения в газете, написание статьи, обсуждение и проверка на наличие речевых ошибок. Подбор иллюстративного материала.

Верстка газеты.

Теория: «компьютерная верстка газеты».

Практическая работа: Печатание материала , подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер. Обработка фотографий и рисунков в программе Word. Размещение печатных статей и фотоматериалов на страницах макета газеты. Подпись под фотографией (рисунком). Цветовое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение. Оформление названия газеты и обработка фотографий с помощью программы Photoshop.

Обобщение

Теория: Подведение итогов занятий за год.

Практика: Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Обработка анкет. Участие в презентации «Портфель творческих успехов». Награждение самых активных кружковцев.

Методическое обеспечение

Методы подачи нового материала:

  • словесные
  • наглядные
  • практические
  • игровые

Приемы организации работы:

  • решение проблемных ситуаций
  • ролевые игры
  • объяснение
  • показ приемов работы с техникой
  • тренинговые упражнения по развитию устной и письменной речи
  • разбор речевых ошибок
  • презентация
  • опрос
  • распределение обязанностей
  • анализ, обобщение и систематизация материалов при подготовке выпуска школьной газеты
  • практическая работа с ПК, фотоаппаратом и диктофоном
  • издание и распространение выпусков школьной газеты

Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный для публикации в школьной газете материал. Так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и склонности обучающихся).

Дифференциация и индивидуализация обучения обеспечиваются деятельностью каждого учащегося, на базе которой формируются различные универсальные учебные действия с учетом структуры личности каждого ученика.

Список литературы

Для педагога

  1. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2016, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
  2. В.В. Бергаут, И.С. Чардин. Интернет: первые шаги. М., 2012
  3. Основы современных компьютерных технологий: Уч. пособ./ Под ред. Проф. Хомоненко А.Д. СПб., 2012
  4. Работа современного фоторепортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2016.
  5. Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 2015.
  6. В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 2016.

Для учащихся

  1. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 2016
  2. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 2012

Информационные ресурсы

http://ru.wikipedia.org/

http://www/solnet.ee

http://www.km.ru

http://vschool.km/ru

http://www.skazochki.narod.ru/index

http://www.obruch.msk.ru


 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе

«Юные корреспонденты»

Год обучения: 2 год

Возраст учащихся: 9 – 10 лет

Цель программы - раскрыть творческий потенциал учащихся в сфере журналистики.

Задачи программы дополнительного образования «Юный корреспондент» базируются на требованиях ФГОС начального общего образования и заключаются в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный корреспондент» включает в себя:

  • Формирование активной жизненной позиции.
  • Формирование умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
  • Формирование умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный корреспондент» включает в себя:

  • Формирование умения самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания.
  • Формирование умение осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
  • Формирование саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий).
  • Формирование умение давать самооценку результату своего труда.

Формирование познавательных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный корреспондент» включает в себя:

  • Формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества.
  • Упражнение в поиске и выделении необходимой информации для поддержания читательского интереса к школьной прессе.
  • Упражнение обучающихся в осознанном и произвольном построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
  • Формирование умения осуществлять сбор информации для газетного издания, используя различные методы (анкетирование, опрос, интервью).
  • Формирование умения выстраивать логическую цепочку при изложении материала на страницах газеты.
  • Формирование практических навыков при выпуске школьного печатного издания (обучение кружковцев приѐмам компьютерной верстки газеты).
  • Развитие творческих способностей обучающихся.
  • Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, компьютерных технологий.
  • Формировать умения обучающихся презентовать свои достижения.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в рамках программы «Юный корреспондент» включает в себя:

  • Создание атмосферы сотрудничества кружковцев при решении общих задач.
  • Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  • Формирование уважения к собеседнику.
  • Формирование у учащихся толерантного сознания.

Обучающие задачи:

  • Знакомство с основными терминами журналистики.
  • Представление о сущности журналистской профессии.
  • Знакомство со способами сбора информации.
  • Содействие овладению первоначальными навыками работы в программах Word и Power point в процессе создания школьной газеты, освещения школьных мероприятий.

Развивающие задачи:

  • Содействие овладению первичными навыками работы с содержащейся в текстах (различной направленности) информации.
  • Формирование у обучающихся первичных навыков готовности слушать собеседника и вести диалог.
  • Содействие овладению навыками работать в проектном режиме при создании выпусков газеты.
  • Содействие овладению навыками самооценки и рефлексии.

Воспитательные задачи:

  • Содействие формированию активной гражданской позиции учащихся.
  • Развитие культуры общения и поведения в социуме.
  • Воспитание нравственных основ личности будущего журналиста.

Условия реализации программы

Срок реализации программы – 2 года, объем - 72 часа в год, всего 144 часа. Основные формы организации образовательного процесса – практические занятия и самостоятельная работа (проектная деятельность) обучающихся. Режим занятий – два раза в неделю по 1 часу.

Занятия проходят в группах по 7 – 10 человек, набор в группы происходит на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся. Зачисление в группы второго и последующих годов происходит на основании собеседования и  заявления родителей (законных представителей) учащихся.

Материально-техническое обеспечение:

- компьютерной сети для монтажа школьной газеты – компьютеры в классах и в кружке,

- наличие соответствующего программного обеспечения на компьютерах (программы Word)

- принтера,

- цифрового фотоаппарата,

- диктофона.

Форма организации деятельности учащихся:

индивидуально-групповая – выполнение поручений при подготовке проекта; в подгруппах – выполнение групповых частей КТД; индивидуальная – выполнение индивидуальной части проектной работе; коллективная – подготовка коллективного проекта.

Формы проведения занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие, праздник, мастерская, дискуссия, пресс-конференция, фестиваль, творческая встреча, концерт.

Планируемые результаты освоения 2 года программы

В результате изучения курса «Юный корреспондент» (при условии регулярного посещения занятий) должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты освоения курса предполагают:

  • приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков газеты «Школярики»;
  • получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
  • понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой и отражают:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
  • развитие умения осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.

Предметные результаты изучения курса «Юный корреспондент» отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы кружка «Юный корреспондент» школьники:

  • познакомятся с основными терминами журналистики;
  • приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;
  • будут уважительно относиться к своему творчеству и творчеству других людей;
  • разовьют навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты;
  • научатся работать над выполнением задания редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы фоторепортеров - научатся распределять работу между участниками проекта;
  • разовьют навыки слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Календарно-тематическое планирование

2 год обучения

п.п.

Наименование разделов

тем

Количество часов

Дата проведения

Форма контроля

Теория

Практика

По плану

По факту

Вводное занятие  

1

13.09.18

Устный опрос

 История журналистики в России

1

13.09.18

Устный опрос

Зачем нужна журналистика

1

1

20.09.18

20.09.18

Устный опрос

 Способы сбора информации

1

27.09.18

Устный опрос

Анкетирование и опрос

1

27.09.18

Творческий конкурс

Интервью

1

04.10.18

Конкурс - игра

Работа с кореспонденцией

1

04.10.18

Устный опрос

Заметка

1

3

11.10.18

11.10.18

18.10.18

18.10.18

Творческий конкурс, публикация

Интервью

1

4

25.10.18

25.10.18

01.11.18

01.11.18

08.11.18

Творческий конкурс

Репортаж

1

3

08.11.18

15.11.18

15.11.18

22.11.18

Творческий конкурс

Отчет

1

2

22.11.18

29.11.18

29.11.18

Публикации

Устройство фотоаппарата и диктофона

1

06.12.18

Устный опрос

Работа с фотоаппаратом

4

06.12.18

13.12.18

13.12.18

20.12.18

Творческий конкурс, публикации

Работа с диктофоном

2

20.12.1827.12.18

Устный опрос, конкурс - игра

Работа с компьютером, планшетом

3

27.12.18

10.01.19

10.01.19

Творческий конкурс, публикации

Газетный язык

1

17.01.19

Устный опрос

Речевые ошибки в тексте

1

17.01.19

Устный опрос

Упражнения по формированию выразительной письменной речи

1

24.01.19

Устный опрос

Типы текстов

1

24.01.19

Устный опрос

Подготовка заметок для газеты «Школярики»

18

31.01.19

31.01.19

07.02.19

07.02.19

14.02.19

14.02.19

21.02.19

21.02.19

28.02.19

28.02.19

07.03.19

07.03.19

14.03.19

14.03.19

21.03.19

21.03.19

28.03.19

28.03.19

Творческие конкурсы, публикации

Компьютерное редактирование газеты

14

04.04.19

04.04.19

11.04.19

11.04.19

18.04.19

18.04.19

25.04.19

25.04.19

02.05.19

02.05.19

09.05.19

09.05.19

16.05.19

16.05.19

Творческие конкурсы, публикации

Контрольные и итоговые

занятия  

1

1

23.05.19

23.05.19

Устный опрос

Содержание программы

Введение

Теория: Ознакомление с направлениями деятельности кружка «Юный корреспондент», цель и задачи. Правила работы и поведения в коллективе. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов.

Из истории…

Теория: Выпуск первой газеты в России. Разнообразие способов печати в процессе развития книгопечатания. Разновидности газет. Начало книгопечатания на Руси.

Зачем нужна журналистика

Теория: Функции журналистики - информационная, коммуникативная, выражение мнений определенных групп, формирование общественного мнения. Факт как объект интереса журналиста и основа для его работы.

Практическая работа: на примере выпусков центральных печатных изданий провести анализ некоторых статей для определения направленности каждой из них, учить определять какую функцию выполнял журналист при работе над статьѐй, заметкой .

Способы сбора информации.

Теория: Основные методы - это наблюдение (два вида наблюдения: открытое и скрытое), работа с документами, интервьирование, опрос, анкетирование.

Практическая работа: составление анкет, подготовка и проведение опросов по разным темам, подготовка к интервью. Деловые игры с выбором наиболее доступных и подходящих к обстановке способов сбора информации (применительно к выбранной теме). Переписка. Обработка корреспонденции.

Мастерская «Школярики».

Заметка.

Теория: Заметка как один из газетных жанров, передающих информацию. Виды заметок: заметка – информация, заметка-благодарность, заметка-критика, заметка на обсуждение.

Практическая работа: разбор видов заметок - работа с газетной продукцией в кружке. Работа со справочным материалом буклета «Заметка. Как еѐ написать?» Оформление заметки на выбранную тему.

Интервью.

Теория : Особенности жанра, его виды: интервью – монолог, интервью –диалог, интервью-зарисовка, коллективное интервью, анкета.

Практическая работа: обучение кружковцев проведению интервью-диалога (условия, от которых зависит успех интервью, приемы установления доверительных отношений с интервьюируемым, постановка вопросов и их предъявление). Цитирование. Способы передачи чужого высказывания в письменной речи. Работа со справочным материалом буклета «Золотые правила для проведения интервью» . Подготовка для публикации интервью на выбранную тему.

Репортаж.

Теория: отличие репортажа от других информационных жанров. Характерные особенности жанра — оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское «я», которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия», позволяет читателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущать событие.

Практическая работа: упражнение кружковцев в написании репортажа на определенную тему, разбор речевых и орфографических ошибок в процессе организации проверки готовых статей, дидактические игры для расширения словарного запаса юного журналиста. Работа со справочным материалом буклета «Я пишу репортаж».

Отчет.

Теория: Отчет — это развернутое информационное сообщение о событии сферы окружающей действительности. Главное требование к автору отчета — точность передачи сути высказываний говорящих. Виды отчета.

Практическая работа: учить кружковцев составлять прямой информационный отчет о каком-то общешкольном мероприятии (например, интеллектуальной олимпиаде). Самостоятельная работа с документами.

Техника

Теория: Устройство фотоаппарата, видеокамеры и диктофона. Основные технические термины. Правила работы с аппаратурой.

Практическая работа: Обучение основным приемам работы с фотоаппаратом, видеокамерой и диктофоном (работа в подгруппах).

Культура речи.

Теория :Знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ. Газетные штампы. Выразительные средства газетного языка.

Практическая работа: Формы речи: устная и письменная (особенности). Речевые ошибки в тексте. Упражнения по формированию выразительной письменной речи. Функционально-смысловые типы текстов: определение основных отличительных особенностей.

Газета «Школярики».

Практическая работа: Определение рубрик, выбор темы для освещения в газете, написание статьи, обсуждение и проверка на наличие речевых ошибок. Подбор иллюстративного материала.

Верстка газеты.

Теория: «компьютерная верстка газеты».

Практическая работа: Печатание материала , подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер. Обработка фотографий и рисунков в программе Word. Размещение печатных статей и фотоматериалов на страницах макета газеты. Подпись под фотографией (рисунком). Цветовое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение. Оформление названия газеты и обработка фотографий с помощью программы Photoshop.

Обобщение

Теория: Подведение итогов занятий за год.

Практика: Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Обработка анкет. Участие в презентации «Портфель творческих успехов». Награждение самых активных кружковцев.

Методическое обеспечение

Методы подачи нового материала:

  • словесные
  • наглядные
  • практические
  • игровые

Приемы организации работы:

  • решение проблемных ситуаций
  • ролевые игры
  • объяснение
  • показ приемов работы с техникой
  • тренинговые упражнения по развитию устной и письменной речи
  • разбор речевых ошибок
  • презентация
  • опрос
  • распределение обязанностей
  • анализ, обобщение и систематизация материалов при подготовке выпуска школьной газеты
  • практическая работа с ПК, фотоаппаратом и диктофоном
  • издание и распространение выпусков школьной газеты

Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный для публикации в школьной газете материал. Так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и склонности обучающихся).

Дифференциация и индивидуализация обучения обеспечиваются деятельностью каждого учащегося, на базе которой формируются различные универсальные учебные действия с учетом структуры личности каждого ученика.

Список литературы

Для педагога

  1. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2016, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
  2. В.В. Бергаут, И.С. Чардин. Интернет: первые шаги. М., 2012
  3. Основы современных компьютерных технологий: Уч. пособ./ Под ред. Проф. Хомоненко А.Д. СПб., 2012
  4. Работа современного фоторепортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2016.
  5. Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 2015.
  6. В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 2016.

Для учащихся

  1. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 2016
  2. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 2012

Информационные ресурсы

http://ru.wikipedia.org/

http://www/solnet.ee

http://www.km.ru

http://vschool.km/ru

http://www.skazochki.narod.ru/index

http://www.obruch.msk.ru


ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест «Быть или не быть журналистом?»

Год обучения – второй                Полугодие – первое                 Срок проведения – сентябрь

Тема – «Повторение изученного за первый год обучения»

Метод диагностических процедур – тестирование

Цель: определить склонность обучающегося к профессии «Журналист»

Время выполнения: 10 минут

Форма работы: индивидуальная

Инструкция: 

Этот тест позволит определить расположенность к профессии журналиста. Если согласен с утверждением, — обводи ответ “да”, если не согласен — обводи ответ “нет”.

ТЕСТ

1 блок. Ты хочешь…

  • выражать свои мысли и отношение к событиям письменно;
  • быть в курсе событий, жить в постоянном потоке информации;
  • быть принципиальным, иметь свое мнение, свой взгляд на события общественно-политической, культурной, экономической жизни.

Всего “да” _____

2 блок. Ты сможешь…

  • постоянно тренировать умение письменно выражать свои мысли;  
  • находить такой ракурс подачи информации, чтобы это было интересно самым разным людям;
  • много времени проводить за компьютером, набирая свои тексты.

Всего “да” _____

3 блок. Ты знаешь, что…

  • эту профессию нередко считают одной из самых продажных, потому что, подавая информацию, журналист часто вынужден считаться с мнением тех, кто сильнее его;
  • большинство журналистов в России мало зарабатывают и не имеют стабильного места работы;
  • в России журналисты погибают так же часто, как в странах Латинской Америки.

Всего “да” _____

4 блок. Ты готов…

  • потратить много времени и сил на подготовку к вступительному экзамену на факультет журналистики;
  • вырабатывать свой публицистический стиль;
  • повышать свою эрудицию (осведомленность) в самых разных сферах жизни и культуры.

Всего “да” _____

5 блок. Ты веришь, что…

  • честная, объективно поданная информация меняет мир и людей к лучшему;
  • жизнью правит информация, которую справедливо называют “четвертой властью”;
  • журналист в России — одна из самых героических профессий.

Всего “да” _____

Всего “да” по тесту _____

Обработка результатов: После каждой группы вопросов необходимо подсчитать количество положительных ответов. В конце теста подсчитать, сколько всего ответов “да” получилось.

Оценивание результатов:

Более 12 баллов - работа журналиста для тебя очень привлекательна, ты имеешь вполне точное представление о том, чем занимается журналист. Попробовать себя в качестве журналиста не так трудно, как в других профессиях.

От 8 до 12 баллов - скорее всего, у тебя противоречивое отношение к профессии “журналист” — какие-то ее стороны тебе очень нравятся, а какие-то — нет. Посмотри, по какой группе вопросов ты набрал меньше, чем 2 балла. 

Первая группа, “ТЫ ХОЧЕШЬ…”, выясняет наличие у тебя главных способностей и личных качеств, необходимых для успешной работы журналиста. Эти способности можно развивать.

Вторая группа вопросов, “ТЫ СМОЖЕШЬ…”, затрагивает особенности повседневного труда журналиста – творческие муки, работа по набору текста, умение заставить себя трудиться над репортажем, даже когда нет настроения.

Третья группа вопросов, “ТЫ ЗНАЕШЬ, ЧТО…”, касается основных “минусов” профессии журналиста. Во многом они связаны с отношением к этой профессии, – люди не доверяют журналистам, информации в газетах и на ТВ. Профессия “журналист”, так же как и профессия “артист”, становится “золотым дном” лишь для избранных. Большинство журналистов не получают “бешеных” гонораров и даже не имеют постоянной работы. С появлением Интернета у многих журналистов появился шанс заявить о себе, но для успешной карьеры этого мало. И, конечно, это опасная профессия. Журналисты погибают в горячих точках, их убивают те, кто боится разоблачений, да и сама профессия может “съесть” человека нервными перегрузками, напряжением воли, ненормированным рабочим днем и т.д.

Четвертая группа вопросов, “ТЫ ГОТОВ…”, направлена на выяснение того, что ты делаешь сейчас, чтобы стать журналистом. Эта группа вопросов очень важна, потому что касается реализации твоих склонностей на этапе подготовки. Если сейчас ты не ленишься писать, просматривать газеты, следить за новостями, то, скорее всего, твои склонности к профессии — это не просто разговоры.

И, наконец, последняя группа вопросов, “ТЫ ВЕРИШЬ, ЧТО…” затрагивает важнейшие ценности работы журналиста. Твоя вера в эти ценности означает готовность соблюдать правила работы настоящего журналиста.

От 4 до 7 баллов - профессия журналист для тебя мало привлекательна, однако какие-то ее стороны тебе интересны. Возможно, тебе подойдет какая-либо сходная профессия, например, пресс-секретарь (специалист, представляющий работу организации широкой общественности), политический консультант (специалист, который следит за СМИ, анализирует материалы и делает выводы), литературный или художественный критик.

Менее 3 баллов - профессия журналиста тебе не интересна.

Комментарий: данная диагностика проводится на втором занятии второго года обучения и  позволяет определить склонность обучающихся к профессии «Журналист». Это тестирование находит своё отражение во всех компонентах структуры достижений обучающихся.

Практическая работа «Правка - вычитка»

Год обучения – второй                Полугодие – первое                 Срок проведения – декабрь

Тема – «Правка-вычитка»

Метод диагностических процедур – практическая работа

Цель: определить уровень сформированности универсальных учебных действий посредством практической работы

Время выполнения: 45 минут

Форма работы: индивидуальная

Инструкция: обучающимся необходимо отредактировать предложенный текст только правкой-вычиткой

Оценивание результатов:

0 баллов - показатель не проявляется;

1 балл - показатель проявляется в недостаточной мере;

2 балла - показатель проявляется наполовину;

3 балла - показатель проявляется полностью.

Комментарий: данная практическая работа проводится на пятьдесят третьем занятии второго года обучения, позволяет определить уровень усвоения учебного материала и ряд универсальных учебных действий. Эта работа находит своё отражение во всех компонентах структуры достижений обучающихся.

Практическая работа «Рекламный слоган»

Год обучения – второй                Полугодие – первое                 Срок проведения – май

Тема – «Рекламный слоган»

Метод диагностических процедур – практическая работа

Цель: определить уровень сформированности универсальных учебных действий посредством практической работы

Время выполнения: 45 минут

Форма работы: индивидуальная

Инструкция: обучающимся необходимо придумать рекламный слоган и проиллюстрировать его.

Оценивание результатов:

0 баллов - показатель не проявляется;

1 балл - показатель проявляется в недостаточной мере;

2 балла - показатель проявляется наполовину;

3 балла - показатель проявляется полностью.

Комментарий: данная практическая работа проводится на шестьдесят четвёртом занятии второго года обучения, позволяет определить уровень усвоения учебного материала и ряд универсальных учебных действий. Эта работа находит своё отражение во всех компонентах структуры достижений обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС...

Методическая разработка "Программа по плаванию для учащихся 1-4 классов"

Методическая разработка "Программа по плаванию" при 3-х уроках физической культуры в неделю для учащихся 1-4 классов....

методическая разработка Программа "Школа России" Урок обучения грамоте в 1 "Б"классе ГБОУ СОШ №326 Тема:"Письмо строчной и заглавной буквы Э"

методическая разработка Программа "Школа России" Урок обучения грамоте в 1 классе "Б" Тема: "Письмо строчной и заглавной буквы Э"...

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю).

Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по  спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю)....

Методическая разработка программы спортивного мероприятия для начальной школы «Весёлые старты».

Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, ко...

Методическая разработка программы по СБО (VIII вид II вариант)

Особенности психофизического развития школьников с умеренной умственной отсталостью (имеющих сложный дефект развития) предполагают построение всего учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы...

Методическая разработка программы по внеурочной деятельности "Исторический калейдоскоп"

Методическая разработка программы по истории для младших школьников предназначена для проведения в рамках внеурочной деятельности в 3 - 4 классе (два года обучения). Первый год предполагает знакомство...