Методическая разработка программы по СБО (VIII вид II вариант)
рабочая программа по окружающему миру на тему
Особенности психофизического развития школьников с умеренной умственной отсталостью (имеющих сложный дефект развития) предполагают построение всего учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы он был направлен на развитие личности ребенка, его потенциальных возможностей и способностей.
Учитывая сложный контингент учащихся (с тяжелыми нарушениями речевой, двигательной, эмоционально-волевой и сенсорной сферы), наиболее эффективно обучение при реализации следующих принципов:
- единства диагностики и коррекции;
- коррекционно – развивающей направленности образовательного процесса;
- индивидуализации обучения;
- комплексного воздействия на развитие познавательной сферы и эмоционально – волевых качеств личности, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка программы по СБО | 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
7 класс
(VIII вид 2 вариант)
Социально – бытовая ориентировка
Пояснительная записка
Рабочая программа для учащихся 7 класса VIII (II вариант) составлена на основе « Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.
Приоритетным направлением работы с детьми, имеющими умеренные и тяжелые формы умственной отсталости, является:
- улучшение качества их жизни;
- формирование элементарных навыков;
- адаптация к окружающей среде.
Особенности психофизического развития школьников с умеренной умственной отсталостью (имеющих сложный дефект развития) предполагают построение всего учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы он был направлен на развитие личности ребенка, его потенциальных возможностей и способностей.
Учитывая сложный контингент учащихся (с тяжелыми нарушениями речевой, двигательной, эмоционально-волевой и сенсорной сферы), наиболее эффективно обучение при реализации следующих принципов:
- единства диагностики и коррекции;
- коррекционно – развивающей направленности образовательного процесса;
- индивидуализации обучения;
- комплексного воздействия на развитие познавательной сферы и эмоционально – волевых качеств личности, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
В рабочую программу включена программа по учебному предмету:
Наименование предмета | Количество часов (в неделю) по учебному плану | Количество часов (в год) по учебному плану |
- Социально – бытовая ориентировка | 1 | 34 |
Методы обучения
-все методы мотивации учебной деятельность; - методы обобщения и систематизации: словесные методы, наглядные, игровые, практические, наблюдение за работой учеников в обучении; -методы психологии | - фронтальная беседа; - индивидуальная беседа; - объяснительно–иллюстрированный метод; - эвристическая беседа; - тестирование; - самостоятельная работа; - частично – поисковые методы; - аналогия; - проблемные методы; - исследовательские методы |
Педагогические технологии, используемые на уроках.
1.Здоровье сберегающие технологии.
2. Игровые технологии.
3. Технология адаптивного обучения.
4. Информационно – коммуникативные технологии.
5. Гуманно – личностная технология (с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, гуманистической направленностью, педагогическим сотрудничеством).
6. Проблемно – диагностические технологии.
7. Обучение на основе деятельностного подхода.
Итогом обучения детей с умеренной умственной отсталостью, имеющих множественные тяжелые нарушения в развитии, является выработка у них практических умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и ориентировки в ближайшем окружении. Это, в конечном счете, и будет способствовать их интеграции в общество.
Программа подготовлена на основе образовательного минимума и рассчитана на количество часов, отводимое на изучение каждым блоком.
Характеристика класса
В классе обучается 9 детей: 5 мальчиков и 4 девочки. 4 человека обучаются на дому (по состоянию здоровья).
Дети с интеллектуальным недоразвитием характеризуются стойкими нарушениями психической деятельности, отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов особенно - в словесно-логическом мышлении. Ограниченность всех видов восприятия у детей данной категории, а также затруднения анализа и синтеза воспринимаемого препятствует созданию адекватной ориентировки в окружающей действительности, установлению наиболее полных связей между объектами реального мира.
Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное и, как правило, неспособное к образованию отвлеченных понятий.
У детей медленно развивается понимание и использование речи. Часто речь сопровождается дефектами. Она косноязычна и аграмматична. Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений.
Данное недоразвитие серьезно затрудняет адаптацию детей в обществе: они с трудом усваивают общепринятые нормы поведения, не всегда понимают эмоциональное состояние других людей, мало интересуются окружающим их миром.
Дети одного возраста, но сильно отличаются друг от друга своим развитием. У каждого ребёнка имеются свои особенности.
20 % детей умеют читать, могут ответить на вопросы по тексту. Самостоятельно выполняют знакомые учебные задания, но при усвоении нового программного материала, пока не выработается стойкий алгоритм выполнения, испытывают затруднения. Дети хорошо владеют навыками самообслуживания, оказывают посильную помощь, как взрослым, так и другим детям.
Остальные дети – 40% нуждаются в постоянном контроле и помощи со стороны взрослых в бытовых ситуациях, и в работе при усвоении программного материала. Каждый учащийся требует дифференцированного подхода.
Все дети доброжелательные, в свободное время могут самостоятельно организовать совместную игру, при этом соблюдают правила.
Социально-бытовая ориентировка (СБО)
7 класс
( 1 час в неделю)
Пояснительная записка
Учащийся с умеренной умственной отсталостью испытывает большие трудности в ориентировке в окружающем мире. Особенности психофизического развития детей с выраженной умственной отсталостью затрудняют их вхождение в социум. Реализация данной программы, направленной на подготовку учащихся к самостоятельной жизни, позволит ребенку познать себя, определить свое место в жизни, обучиться навыкам самообслуживания, практически подготовиться к жизни, адаптироваться к окружающей среде.
Программный материал позволяет систематизировать знания, умения и навыки, полученные при изучении других предметов, закрепляет их. Расширение кругозора учащегося, умение ориентироваться в условиях большого города, в быту позволит ребенку быстрее интегрироваться в современный мир.
Содержанием обучения должны быть реальная жизнь, реальный быт, реальный социум, обеспечивающий и поддерживающий этот быт. Учащемуся необходимо усвоить значение причинно-следственных связей в быту, семейных отношениях, в обеспечении своего здоровья. Задачи предмета – научить ребенка правилам ведения семейного домашнего хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи, организовывать собственный досуг, развивать коммуникативность и социальные навыки поведения в общественных местах, заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.
Целью занятий СБО является подготовка учащегося к взрослой жизни через овладение им навыками самообслуживания, общения, приспособления к жизни в обществе, формирование у ребенка максимально возможного уровня самостоятельности.
Занятия направлены на коррекцию личности ребенка при практической подготовке к самостоятельной жизни и труду.
Значительное место отведено проведению практических занятий.
Особое внимание на занятиях СБО обращается на умение:
- ориентироваться в окружающей действительности;
- оказывать посильную помощь семье в уборке, закупке продуктов;
- быть самостоятельным в элементарных хозяйственно-бытовых делах в семье;
- заботиться о себе в отсутствии взрослых;
- организовать свой досуг;
- отражать в речи свои желания и действия.
Проводя занятия по СБО - следует помнить о воспитании положительного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, о воспитании правильного и разумного отношения к различным экстремальным ситуациям, в том числе и криминогенного характера.
На занятиях СБО необходимо помочь ребенку приобрести практические навыки путем проигрывания ситуаций, с которыми учащийся может столкнуться в различных учреждениях, на улицах города, в природе. Сами ситуации и пути выхода из них анализируются и учителем, и учеником (на доступном уровне). Важную роль в данной работе имеет просмотр кино и видеофильмов, работа с материалами периодической печати, с наглядными пособиями.
Содержание программного материала
Первое полугодие
Одежда и обувь. Продолжить знакомство учащихся со способами чистки, стирки и сушки брюк, носков. Отбор одежды для стирки в зависимости от расцветки (однотонное, светлое, темное, цветное) и вида ткани (хлопок, синтетика).
Выбор средств для стирки (брюк в соответствии с ярлычком на изделии) в дидактических упражнениях.
Питание. Обучение учащихся приготовлению яиц. Блюда из яиц (вареное, яичница-глазунья) Обучение технологии варки яйца.
Наблюдение за правильным безопасным включением электрической плиты педагогом.
Обучение учащихся умению ставить кастрюлю (ковш) на плиту, снимать с плиты (с помощью учителя) с соблюдением правил безопасности; по часам с помощью педагога засекать время варки яиц.
Жилище. Дальнейшее знакомство учащихся с видами и назначением жилых помещений, гигиеническими требованиями к ним, требованиями к организации спальных мест.
Обучение учащихся называнию постельных принадлежностей и их назначения. Формирование представлений о требованиях к хранению постельных принадлежностей. Дидактические игры и упражнения в узнавании и номинации постельных принадлежностей. Уборка постели после сна, смена постельного белья.
Торговля. Знакомство учащихся с сетью специализированных магазинов.
Наблюдение за выбором и покупкой одежды во время экскурсии в магазин «Одежда».
Отработка порядка выбора и приобретения одежды в дидактических и ролевых играх «Одень куклу», «Помоги Кате выбрать платье к празднику (домашнюю одежду), «Магазин».
Культура поведения. Продолжать учить учащихся правилам поведения за столом. Подготовка к приему гостей (внешний вид, составление меню, сервировка стола). Обучение учащихся правилам приема гостей. В специально созданных организационно-педагогических условиях отработка умений принимать гостей, угощать их, правильно вести себя во время приема пищи, развлекать гостей.
Транспорт. Обучение учащихся умению пользоваться метро, правилам безопасного поведения на эскалаторе (спуск, подъем), на перроне, в электричке.
Второе полугодие
Одежда и обувь. Формирование знаний учащихся о значении ухода за ногами для здоровья человека и необходимости ежедневной смены носков, колготок.
Обучать учащихся умению выбирать моющее средство (хозяйственное мыло, стиральный порошок) и правильно стирать носки, колготки.
Обучение мелкому ремонту одежды (пришивание пуговиц, зашивание одежды, порванной по шву). Отработка безопасного пользования иглой и ножницами.
Питание. Дальнейшее обучение учащихся приготовлению яиц. Блюда из яиц (яичница-глазунья). Наблюдение за правильным безопасным включением электрической плиты педагогом.
Упражнения в сервировке стола к завтраку, мытье посуды после завтрака.
Жилище. Дальнейшее обучение учащихся называнию постельных принадлежностей и их назначения, формирование представлений о способах хранения постельных принадлежностей. Гигиенические требования к постельному белью. Уборка постели после сна, смена постельного белья.
Наблюдение за подготовкой постельного белья к машинной стирке.
Торговля. Знакомство детей с сетью специализированных магазинов «Обувь».
Наблюдение за выбором и покупкой обуви во время экскурсии в магазин «Обувь». Средства по уходу за обувью.
Отработка порядка выбора и приобретения обуви в дидактических и ролевых играх «Помоги Кате выбрать туфли», «Магазин», «Сложи картинку» и пр.
Культура поведения. Обучение учащихся правилам вежливого обращения к продавцу при покупке обуви, одежды.
Отработка умения вежливого обращения к кондуктору, пассажирам в транспорте с просьбами рассказать о том, как проехать до определенной станции, уступить место при выходе из транспорта. Объяснение учащимся необходимости уступать место в транспорте пожилым людям, женщинам, пассажирам с маленькими детьми. Отработка вышеперечисленных умений в ролевых играх и специально созданных организационно-педагогических условиях.
Транспорт. Обучение учащихся умению пользоваться метро. С.р «Поездка в метро». Отработка умения пользоваться турникетом (оплата проезда, проход через турникет).
Распределение часов на каждую тему дается на усмотрение учителя, исходя из психофизических и индивидуальных возможностей данной группы детей.
Название разделов | Часы по КТП |
Одежда и обувь. Питание. Жилище. Культура поведения. Транспорт. Торговля. | 10 11 3 3 4 3 |
На конец года учащиеся должны знать (уметь):
- оказывать посильную помощь семье в уборке квартиры;
- отражать в речи свои желания и действия;
- иметь представления о транспорте, его видах;
- о профессиях;
- о жилище;
- об основных продуктах питания;
- о видах магазинов;
- о торговле;
- об одежде и обуви;
- безопасно себя вести в повседневной жизни.
Список литературы:
Учебник 1 класс «Мир вокруг нас» Москва «Просвещение»2003г.
Учебник 2 класс «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков. Москва «Просвещение»2001г.
Видео энциклопедия «Кирилла и Мефодия». 2007г.
Дидактические пособия:
«Времена года»
«Явления природы»
«Домашние животные»
«Животные наших лесов»
«Профессии»
«Правила дорожного движения»
«Дорожные знаки»
«Электробытовые приборы»
Папки передвижки, плакаты, пазлы.
Видео учебник «Мир вокруг нас».
Социально-бытовая ориентировка
1 час
№ п\п | № урока по КТП | Тема | Дата |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 | Жилище Виды жилых помещений. Гигиенические требования к жилому помещению, меры по их обеспечению. Город. Улица. Домашний адрес. Практическая работа: адрес на конверте. Уход за комнатными растениями. Практическая работа: уход за комнатными растениями с опорой на алгоритм. Транспорт Виды транспорта. Беседа. Отгадывание загадок. Пассажирский транспорт (автобус, троллейбус, трамвай метро). Его значение для человека. Правила поведения в общественном транспорте. Практическая работа: наблюдение за транспортом на улицах города. Питание Основные продукты питания. Витамины. Значение витаминов для здоровья человека. Посуда. Виды посуды. Беседа. Отгадывание загадок. Классификация посуды. Кухонная посуда (кастрюля, чайник, сковорода). Д/и «Подбери по назначению». Столовая посуда (тарелка, салатник). Д/и «Подбери по назначению». Столовые приборы (ложка, вилка, нож). Д/и «Подбери по назначению». Чайная посуда (чашка, блюдце, ложка, чайник). Д/и «Подбери к чашке блюдце», «Что лишнее», «Повтори рисунок по клеточкам». Чтение стихотворения К.Чуковского «Федорино горе». Правила пользования посудой. Средства ухода за посудой. Мытьё посуды. Меры предосторожности. Торговля Продовольственные магазины, их назначение. Магазины самообслуживания. Правила поведения в магазине. Беседа о работе кассира. Знакомство с профессией «кассир». Культура поведения Правила этикета во время еды. «Волшебные слова». Как себя вести во время экскурсии. Одежда и обувь Виды одежды. Беседа. Отгадывание загадок. Классификация одежды. Гигиенические требования к одежде, уход, хранение. Закрепление Д.и «Оденем куклу на прогулку» Виды головных уборов. Классификация. Беседа. Отгадывание загадок. Гигиенические требования к головному убору, уход, хранение. Закрепление по теме. Д /и «Подбери по назначению», «Что лишнее». Виды обуви. Беседа. Отгадывание загадок. Классификация обуви. Гигиенические требования к обуви, уход, хранение. Закрепление по теме обувь. Д/и «Подбери по назначению», «Что лишнее». Культура поведения в общественных местах: в театре, в транспорте, в гостях. Игровая ситуация «К нам пришли гости». | 03.09 10.09 17.09 24.09 01.10 08.10 15.10 22.10 29.10 12.11 19.11 26.11 03.12 10.12 17.12 24.12 14.01 21.01 28.01 04.02. 11.02 18.02 25.02 04.03 11.03 18.03 01.04 08.04 15.04 22.04 29.04 06.05 13.05 20.05 |
Лист коррекции программы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС
Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС...
Методическая разработка "Территория Павловска с VIII по XVIII вв"
В разработку включена:Наш край в период с 8 по 13 века.Этнографические особенности племен, населявших наши края.Быт племен.Наш край в период с 13 по 16 века. РЕМЕСЛО«Столбовской договор». Жизнь п...
Методическая разработка "Программа по плаванию для учащихся 1-4 классов"
Методическая разработка "Программа по плаванию" при 3-х уроках физической культуры в неделю для учащихся 1-4 классов....
Методическая разработка внеурочного занятия в 1 классе (вариант 2.2) по теме: "Спорт в нашей жизни"
Цель занятия: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных учащимися 1 класса в спортивно-оздоровительном направлении по теме: «Спорт в нашей жизни&raq...
Методическая разработка дидактического пособия «Разноцветные цветы» (авторский вариант)
Учитель: учитель Пересторонина Юлия ПетровнаГБОУ школа №565 Кировского р-на г. Санкт-ПетербургаСоавтор: учитель Казакова Наталья АлександровнаГБОУ школа №565 Кировского р-на г. Санкт-Петербурга П...
Методическая разработка дидактического пособия «Времена года» (авторский вариант)
Учитель: учитель Клюева Ольга НиколаевнаГБОУ школа №565 Кировского р-на г. Санкт-ПетербургаСоавторы: учитель Лебедева Наталья Владимировна, учитель Пересторонина Юлия Петровна, учитель Казакова Наталь...
Методическая разработка дидактического пособия «Времена года» (авторский вариант)
Цель или задачи пособия:1. Формировать элементарные представления о временах года, закреплять знания о явлениях природы (умеренная и тяжелая умственная отсталость).2. Стимулировать зрительный анализат...