Внеурочная деятельность - Азбука добра 1-4
элективный курс

Гойман Людмила Викторовна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1-4_klass_azbuka_dobra.docx34.83 КБ

Предварительный просмотр:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

программы факультатива.

В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всѐ это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер,

позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать

начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез,

обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учѐбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4 классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

Занятия «Этика: азбука добра» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо

использовать яркую наглядность и электронные ресурсы.

В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребѐнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Содержание курса

Наименование раздела

Часы учебного времени

1 класс

34 часа

1

Правила поведения в школе

6

2

О добром отношении к людям

10

3

Как стать трудолюбивым

7

4

Правила опрятности  и  аккуратности

5

5

Правила поведения  на  улице  и  дома

2

6

Школьный этикет.

3

        2 класс        

34 часа

1

Школьный этикет

5

2

Правила общения

11

3

О трудолюбии

7

4

Культура внешнего вида

4

5

Внешкольный этикет

7

3 класс

34 часа

1

Школьный этикет

5

2

Правила общения

11

3

О трудолюбии

8

4

Культура внешнего вида

4

5

Внешкольный этикет

6

4 класс

34 часа

1

Школьный этикет

8

2

Правила общения

8

3

О трудолюбии

7

4

Культура внешнего вида

4

5

Внешкольный этикет

7

Календарно-тематическое планирование

1 класс

п/п

Наименование тем.

Кол-во

часов

1.

Правила поведения на уроке и на перемене.

1

2.

Правила поведения в общественных местах.

1

3.

Правила поведения в гардеробе.

1

4.

Правила поведения в столовой.

1

5.

Правила поведения в библиотеке.

1

6.

Правила поведения на школьном дворе.

1

7.

Что такое «добро и зло».

1

8.

Что такое «добро и зло».

1

9.

«Ежели вы вежливы».

1

10.

«Ежели вы вежливы».

1

11.

Добрые и не добрые дела.

1

12.

Добрые и не добрые дела.

1

13.

Ты и твои друзья.

1

14.

Ты и твои друзья.

1

15.

Помни о других – ты не один на свете.

1

16.

Помни о других – ты не один на свете.

1

17.

«Ученье-Свет, а неученье - тьма».

1

18.

«Как быть прилежным и старательным».

1

19.

«Как быть прилежным и старательным».

1

20.

Наш труд в классе.

1

21.

Наш труд в классе.

1

22.

Мой труд каждый день дома.

1

23.

Мой труд каждый день дома.

1

24.

Культура внешнего вида.

1

25.

Культура внешнего вида.

1

26.

Каждой вещи своё место.

1

27.

Каждой вещи своё место.

1

28.

Умейте ценить своё и чужое время.

1

29.

Как вести себя на улице и дома.

1

30.

Как вести себя на улице и дома.

1

31.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

1

32.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

1

33.

Чему нас научили уроки нравственности?

1

2 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Дисциплина в школе

1

2

Дисциплина в классе

1

3

В библиотеке

1

4

Книга — твой друг, береги её

1

5

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.

1

6

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

1

7

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

1

8

Преданный друг.

1

9

О доброте и бессердечие.

1

10

О доброте и бессердечие.

1

11

Об уважительном отношении к старшим.

1

12

О зависти и скромности.

1

13

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится

1

14

О доброте и жестокосердии.

1

15

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам

1

16

Чего в другом не любишь, того и сам не делай

1

17

Самообслуживание

1

18

Учусь всё делать сам

1

19

Взаимопомощь дома и в школе

1

20

Труд моих родных

1

21

Труд людей вокруг нас

1

22

В мире мудрых мыслей

1

23

Что значит беречь результаты труда?

1

24

Правила личной гигиены

1

25

Игра «Узнай по описанию»

1

26

Бережное отношение к своей одежде

1

27

Ремонт одежды

1

28

Правила поведения в общественном транспорте

1

29

Правила поведения в музее, кино, театре

1

30

Растения в жизни человека

1

31

Братья наши меньшие

1

32

Бережное отношение к природе

1

33

В мире мудрых мыслей

1

34

Итоговое занятие

1

3 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Правила поведения в школе

1

2

Перемена с увлечением

1

3

Долг воспитанных ребят — режим школьный выполнять

1

4

Взаимопомощь: учёба и труд

1

5

Школьное имущество надо беречь

1

6

Добрый день. Здравствуйте

1

7

По стране вежливых слов

1

8

Поговорим о доброте

1

9

Без друга в жизни туго

1

10

Порадовать близких — как это просто!

1

11

Можно и не ссориться

1

12

Большое значение маленьких радостей

1

13

Этикет познавая, дружно, весело играем!

1

14

Время надо беречь

1

15

Слово лечит, слово ранит

1

16

Я и мои друзья (справедливость, коллективизм)

1

17

Твой труд дома

1

18

Учись учиться

1

19

Ответственность

1

20

Труд кормит, а лень портит

1

21

Как организовать свой труд

1

22

Даже будни может труд сделать праздничными днями

1

23

Цена ломтика

1

24

 Профессии людей

1

25

Уход за своими вещами

1

26

Одежда будничная и праздничная

1

27

По одёжке встречают

1

28

Есть обычай у ребят — гигиену соблюдать

1

29

Разговор по телефону

1

30

Поведение в гостях

1

31

Я пишу письмо

1

32

Правила безопасности при общении с животными

1

33

Поведение на природе

1

34

Я в роли прохожего. Путь от дома до школы

4 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим

1

2

Забота о младших

1

3

«Познай самого себя»

1

4

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю

1

5

Как я работаю над собой

1

6

О терпении 

1

7

Конец каждого дела обдумай перед началом

1

8

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри»

1

9

Традиции общения в русской семье. «Домострой»

1

10

Культура общения в  современной семье

1

11

Правила приличия в житейских ситуациях

1

12

Культура спора

1

13

Правила этикета: знакомство

1

14

Язык, мимика и жесты

1

15

«Приветливость — золотой ключик, открывающий сердца людей»

1

16

Игра «Город вежливости»

1

17

Культура физического и умственного труда

1

18

Положительные герои в былинах и сказках

1

19

Книга — источник знаний

1

20

Золотые руки

1

21

Кем быть?

1

22

Твоя малая родина

1

23

Герои труда

1

24

Что такое культура внешнего вида?

1

25

Одежда и осанка

1

26

Вежливость и внешний вид

1

27

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

1

28

Осваиваем правило «так нельзя»

1

29

Услышать собеседника

1

30

Совесть — основа нравственности

1

31

Что такое хорошо и что такое плохо

1

32

В мире мудрых мыслей

1

33

Россияне о любви к Родине

1

34

Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" 1 класс

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" .начальная школа. ФГОС . духовно -нравственное напрвление...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра" содержит: пояснительную записку, УУД, содержание, учебный план. учебно-тематический план, материально-техническое обеспечение....

Программа внеурочной деятельности "Азбука добра"

В прграммае внеурочной деятельности "Азбука добра" содержится тематическое планирование 1-4 года обучения, УУД....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добрых дел" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добрых дел" 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука добра"

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 6имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра" для 2 класса

Данная программа адресована обучающимся 2-ых классов и рассчитана на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Курс внеурочной деятельности «Азбука добра» реализуется в...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука добра»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука добра»...