Внеурочная деятельность - Азбука добра 1-4
элективный курс
Предварительный просмотр:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы факультатива.
В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всѐ это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер,
позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать
начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учѐбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4 классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Занятия «Этика: азбука добра» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо
использовать яркую наглядность и электронные ресурсы.
В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребѐнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Содержание курса
№ | Наименование раздела | Часы учебного времени |
1 класс | 34 часа | |
1 | Правила поведения в школе | 6 |
2 | О добром отношении к людям | 10 |
3 | Как стать трудолюбивым | 7 |
4 | Правила опрятности и аккуратности | 5 |
5 | Правила поведения на улице и дома | 2 |
6 | Школьный этикет. | 3 |
2 класс | 34 часа | |
1 | Школьный этикет | 5 |
2 | Правила общения | 11 |
3 | О трудолюбии | 7 |
4 | Культура внешнего вида | 4 |
5 | Внешкольный этикет | 7 |
3 класс | 34 часа | |
1 | Школьный этикет | 5 |
2 | Правила общения | 11 |
3 | О трудолюбии | 8 |
4 | Культура внешнего вида | 4 |
5 | Внешкольный этикет | 6 |
4 класс | 34 часа | |
1 | Школьный этикет | 8 |
2 | Правила общения | 8 |
3 | О трудолюбии | 7 |
4 | Культура внешнего вида | 4 |
5 | Внешкольный этикет | 7 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Наименование тем. | Кол-во часов |
1. | Правила поведения на уроке и на перемене. | 1 |
2. | Правила поведения в общественных местах. | 1 |
3. | Правила поведения в гардеробе. | 1 |
4. | Правила поведения в столовой. | 1 |
5. | Правила поведения в библиотеке. | 1 |
6. | Правила поведения на школьном дворе. | 1 |
7. | Что такое «добро и зло». | 1 |
8. | Что такое «добро и зло». | 1 |
9. | «Ежели вы вежливы». | 1 |
10. | «Ежели вы вежливы». | 1 |
11. | Добрые и не добрые дела. | 1 |
12. | Добрые и не добрые дела. | 1 |
13. | Ты и твои друзья. | 1 |
14. | Ты и твои друзья. | 1 |
15. | Помни о других – ты не один на свете. | 1 |
16. | Помни о других – ты не один на свете. | 1 |
17. | «Ученье-Свет, а неученье - тьма». | 1 |
18. | «Как быть прилежным и старательным». | 1 |
19. | «Как быть прилежным и старательным». | 1 |
20. | Наш труд в классе. | 1 |
21. | Наш труд в классе. | 1 |
22. | Мой труд каждый день дома. | 1 |
23. | Мой труд каждый день дома. | 1 |
24. | Культура внешнего вида. | 1 |
25. | Культура внешнего вида. | 1 |
26. | Каждой вещи своё место. | 1 |
27. | Каждой вещи своё место. | 1 |
28. | Умейте ценить своё и чужое время. | 1 |
29. | Как вести себя на улице и дома. | 1 |
30. | Как вести себя на улице и дома. | 1 |
31. | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | 1 |
32. | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | 1 |
33. | Чему нас научили уроки нравственности? | 1 |
2 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Дисциплина в школе | 1 |
2 | Дисциплина в классе | 1 |
3 | В библиотеке | 1 |
4 | Книга — твой друг, береги её | 1 |
5 | Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. | 1 |
6 | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 1 |
7 | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 1 |
8 | Преданный друг. | 1 |
9 | О доброте и бессердечие. | 1 |
10 | О доброте и бессердечие. | 1 |
11 | Об уважительном отношении к старшим. | 1 |
12 | О зависти и скромности. | 1 |
13 | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится | 1 |
14 | О доброте и жестокосердии. | 1 |
15 | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам | 1 |
16 | Чего в другом не любишь, того и сам не делай | 1 |
17 | Самообслуживание | 1 |
18 | Учусь всё делать сам | 1 |
19 | Взаимопомощь дома и в школе | 1 |
20 | Труд моих родных | 1 |
21 | Труд людей вокруг нас | 1 |
22 | В мире мудрых мыслей | 1 |
23 | Что значит беречь результаты труда? | 1 |
24 | Правила личной гигиены | 1 |
25 | Игра «Узнай по описанию» | 1 |
26 | Бережное отношение к своей одежде | 1 |
27 | Ремонт одежды | 1 |
28 | Правила поведения в общественном транспорте | 1 |
29 | Правила поведения в музее, кино, театре | 1 |
30 | Растения в жизни человека | 1 |
31 | Братья наши меньшие | 1 |
32 | Бережное отношение к природе | 1 |
33 | В мире мудрых мыслей | 1 |
34 | Итоговое занятие | 1 |
3 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Правила поведения в школе | 1 |
2 | Перемена с увлечением | 1 |
3 | Долг воспитанных ребят — режим школьный выполнять | 1 |
4 | Взаимопомощь: учёба и труд | 1 |
5 | Школьное имущество надо беречь | 1 |
6 | Добрый день. Здравствуйте | 1 |
7 | По стране вежливых слов | 1 |
8 | Поговорим о доброте | 1 |
9 | Без друга в жизни туго | 1 |
10 | Порадовать близких — как это просто! | 1 |
11 | Можно и не ссориться | 1 |
12 | Большое значение маленьких радостей | 1 |
13 | Этикет познавая, дружно, весело играем! | 1 |
14 | Время надо беречь | 1 |
15 | Слово лечит, слово ранит | 1 |
16 | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм) | 1 |
17 | Твой труд дома | 1 |
18 | Учись учиться | 1 |
19 | Ответственность | 1 |
20 | Труд кормит, а лень портит | 1 |
21 | Как организовать свой труд | 1 |
22 | Даже будни может труд сделать праздничными днями | 1 |
23 | Цена ломтика | 1 |
24 | Профессии людей | 1 |
25 | Уход за своими вещами | 1 |
26 | Одежда будничная и праздничная | 1 |
27 | По одёжке встречают | 1 |
28 | Есть обычай у ребят — гигиену соблюдать | 1 |
29 | Разговор по телефону | 1 |
30 | Поведение в гостях | 1 |
31 | Я пишу письмо | 1 |
32 | Правила безопасности при общении с животными | 1 |
33 | Поведение на природе | 1 |
34 | Я в роли прохожего. Путь от дома до школы |
4 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим | 1 |
2 | Забота о младших | 1 |
3 | «Познай самого себя» | 1 |
4 | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю | 1 |
5 | Как я работаю над собой | 1 |
6 | О терпении | 1 |
7 | Конец каждого дела обдумай перед началом | 1 |
8 | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри» | 1 |
9 | Традиции общения в русской семье. «Домострой» | 1 |
10 | Культура общения в современной семье | 1 |
11 | Правила приличия в житейских ситуациях | 1 |
12 | Культура спора | 1 |
13 | Правила этикета: знакомство | 1 |
14 | Язык, мимика и жесты | 1 |
15 | «Приветливость — золотой ключик, открывающий сердца людей» | 1 |
16 | Игра «Город вежливости» | 1 |
17 | Культура физического и умственного труда | 1 |
18 | Положительные герои в былинах и сказках | 1 |
19 | Книга — источник знаний | 1 |
20 | Золотые руки | 1 |
21 | Кем быть? | 1 |
22 | Твоя малая родина | 1 |
23 | Герои труда | 1 |
24 | Что такое культура внешнего вида? | 1 |
25 | Одежда и осанка | 1 |
26 | Вежливость и внешний вид | 1 |
27 | «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» | 1 |
28 | Осваиваем правило «так нельзя» | 1 |
29 | Услышать собеседника | 1 |
30 | Совесть — основа нравственности | 1 |
31 | Что такое хорошо и что такое плохо | 1 |
32 | В мире мудрых мыслей | 1 |
33 | Россияне о любви к Родине | 1 |
34 | Итоговое занятие | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "Азбука добра" 1 класс
программа внеурочной деятельности "Азбука добра" .начальная школа. ФГОС . духовно -нравственное напрвление...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра" содержит: пояснительную записку, УУД, содержание, учебный план. учебно-тематический план, материально-техническое обеспечение....
Программа внеурочной деятельности "Азбука добра"
В прграммае внеурочной деятельности "Азбука добра" содержится тематическое планирование 1-4 года обучения, УУД....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добрых дел" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добрых дел" 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука добра"
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 6имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра" для 2 класса
Данная программа адресована обучающимся 2-ых классов и рассчитана на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Курс внеурочной деятельности «Азбука добра» реализуется в...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука добра»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука добра»...