Рабочая программа по курсу "Шахматы" 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс)
Рабочая программа по курсу "Шахматы" Сухов.2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp.docx | 24.75 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование
2 класс (34 часа)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата по плану | Дата по факту |
Краткая история шахмат (4 часа) | |||||
1. | Повторение пройденного материала (шахматная доска, начальное положение, ходы фигур, шах, мат, пат) | 1 | Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья; знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | ||
2. | Повторение пройденного материала. | 1 | |||
3. | Краткая история шахмат. | 1 | |||
4. | Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. | 1 | |||
Шахматная нотация (2 часа) | |||||
5. | Шахматная нотация. | 1 | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Обобщать, делать несложные выводы; проводить элементарные комбинации; планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации. | ||
6. | Шахматная нотация. | 1 | |||
Ценность шахматных фигур (4 часа) | |||||
7. | Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. | 1 | Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, знать правила хода и взятия каждой фигурой; различать диагональ, вертикаль, горизонталь. Ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации; определять последовательность событий; выявлять закономерности и проводить аналогии. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им. | ||
8. | Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | 1 | |||
9. | Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | 1 | |||
10. | Ценность шахматных фигур. Защита. | 1 | |||
Техника матования одинокого короля (4 часа) | |||||
11. | Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. | 1 | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Знать правила хода и взятия каждой фигурой; проводить элементарные комбинации; планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить. | ||
12. | Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. | 1 | |||
13. | Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля. | 1 | |||
14. | Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. | 1 | |||
Достижение мата без жертвы материала (3 часа) | |||||
15. | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в 2 хода в эндшпиле. | 1 | Определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить. Работать по предложенному учителем плану. Отличать верно выполненное задание от неверного, совместно с учителем и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей, проводить элементарные комбинации; планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. | ||
16. | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в 2 хода в миттельшпиле. | 1 | |||
17. | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в 2 хода в дебюте. | 1 | |||
Шахматная комбинация (15 часов) | |||||
18. | Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема завлечения. | 1 | Проводить элементарные комбинации; планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им. Выполнять различные роли в группе (исполнителя, критика). Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Определять последовательность событий; выявлять закономерности и проводить аналогии. Совместно с учителем и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. | ||
19. | Шахматная комбинация. Тема отвлечения. | 1 | |||
20. | Шахматная комбинация. Тема блокировки. | 1 | |||
21. | Шахматная комбинация. Тема разрушения королевского прикрытия. | 1 | |||
22. | Шахматная комбинация. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». | 1 | |||
23. | Шахматная комбинация. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приёмов. | 1 | |||
24. | Шахматная комбинация. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. | 1 | |||
25. | Шахматная комбинация. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. | 1 | |||
26. | Шахматная комбинация. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. | 1 | |||
27. | Шахматная комбинация. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. | 1 | |||
28. | Шахматная комбинация. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тематических приёмов. | 1 | |||
29. | Шахматная комбинация. Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. | 1 | |||
30. | Шахматная комбинация. Комбинации на вечный шах. | 1 | |||
31. | Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте. | 1 | |||
32. | Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте. | 1 | |||
Повторение и закрепление программного материала (2 часа) | |||||
33. | Повторение и закрепление программного материала. | 1 | |||
34. | Повторение и закрепление программного материала. | 1 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Шахматы - школе» И.Г. Сухина. Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 недели).
Планируемые личностные результаты:
У ученика сформируется:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию;
- мотивация к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- возможность определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Ученик получит возможность для формирования:
- возможности продвижения каждого ребенка своим темпом;
- понимания взаимосвязи новых знаний с предметами и явлениями окружающего мира;
- умения осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- собственного опыта творческой деятельности;
- устойчивого интереса к занятиям шахматами;
- умений выстраивать внутренний план действий;
- пространственного воображения;
- целеустремленности, настойчивости в достижении цели;
- самостоятельности выбора решения и ответственности за них.
Планируемые метапредметные результаты:
Ученик научится:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
- проговаривать последовательность действий;
- высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
- совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
Ученик получит возможность научиться:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды (средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.);
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Планируемые предметные результаты:
Обучающиеся должны знать:
- шахматные правила FIDE;
- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- ценность шахматных фигур.
- записывать шахматную партию;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
Ученик получит возможность научиться:
рокировать;
объявлять шах, мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
Содержание учебного предмета
На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
«Шахматы, второй год» – логическое продолжение начатой работы. Учебно-методический комплект состоит из программы «Шахматы, второй год», учебника для второго класса «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем», пособия для учителя «Шахматы, второй год, или Учусь и учу», книга «Шахматный задачник, второй год обучения».
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а также знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи.
Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь детям предстоит усваивать простейшие методы реализации материального и позиционного преимуществ.
Важной вехой в овладении шахматными основами становится умение учащихся ставить мат.
Учебный курс включает пять тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала».
I. Краткая история шахмат.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.
II. Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.
III. Ценность шахматных фигур.
Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).
IV. Техника матования одинокого короля.
Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
V. Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре 1 класс...
рабочая программапо физической культуре 3
рабочая программа по физической культуре...
Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программапо Кубановедение
Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....