Адаптация учащихся в первый год обучения
материал (1 класс)

Корсунова Татьяна Николаевна

Адаптация учащихся в первый год  обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация учащихся в первый год обучения

В ШКОЛУ    А.Барто

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,

А теперь он новичок.

У него на новой куртке

Отложной воротничок.

Он проснулся ночью темной,

 Было только три часа.

 Он ужасно испугался,

Что урок уж начался.

Он оделся в две минуты,

 Со стола схватил пенал.

 Папа бросился вдогонку,

У дверей его догнал.

За стеной соседи встали,

 Электричество зажгли,

 За стеной соседи встали,

 А потом опять легли.

 Разбудил он всю квартиру,

 До утра заснуть не мог.

 Даже бабушке приснилось,

 Что твердит она урок.

Даже дедушке приснилось,

 Что стоит он у доски

И не может он на карте

 Отыскать Москвы-реки.

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

 Поступает в первый класс.

В большинстве своем первоклассники  с радостью идут в школу.

Но вот начались трудовые школьные будни  (показ видеоролика)

Как не погасить огонек в глазах ребенка, как уберечь  желание учиться?

В этом  заключается основной  смысл адаптационного периода в школе.

Адаптация –  естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни,         новой деятельности, новым социальным контактам.

Цель адаптационного периода:

организовать учебно-воспитательный процесс первоклассников с учетом индивидуальных  и возрастных свойств личности ребенка  в адаптационный период.

Задачи:

- воспитание качеств, нужных в общении друг с другом и совместной деятельности (сотрудничество);

- формирование навыков общения.

Планируемый результат:

создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации первоклассников.

 

Работу по формированию коллектива и адаптации детей к школе мы начинаем проводить за год до их обучения в школе. В сентябре-октябре месяце начинаются подготовительные занятия к школе, целью которых является первичное знакомство со школой, детьми, чтобы избежать дальнейших стрессовых ситуаций. Как правило, не все дети с легкостью вливаются в новый коллектив, новую среду. Поэтому первые занятия построены именно таким образом, чтобы познакомить детей и со школьным зданием, и с учебными кабинетами, и с будущими одноклассниками. Зачастую дети приходят из одного д/сада и тогда им легче осваиваться на новом для них месте.  

Так как  в этот период у детей основным видом деятельности является игра , то мы используем в своей практике различные игры такие как «Давайте познакомимся», «Воробей» Дети становятся в круг. Внутри круга стоит ведущий. Дети двигаются  по кругу в одном направлении, а ведущий внутри круга — в другом направлении, и при этом приговаривает:

Скачет, скачет воробей — бей-бей,

Собирает всех друзей — зей-зей.

Много, много разных нас-нас-нас,

Выйдут... (называет имя ребенка) сейчас-час-час.

Названные дети входят в круг, и игра повторяется, пока не будут названы имена всех детей.

 (давайте  и мы сыграем в эту игру ,ведущими будут Маши и т.д. )  

Когда дети приходят  в 1 класс  практически все первоклассники в какой-то степени испытывают трудности в период привыкания к школьной действительности. Это проявляется в повышенной утомляемости, плохом аппетите, головных болях. Ребёнок может капризничать, часто плакать. Возможны частые перепады настроения, неверие в свои силы, подавленность. Некоторые дети могут проявлять по отношению к окружающим агрессию, злобу. Пропадает желание ходить в школу, может появиться отрицательное отношение к учёбе. Необходимо создание следующих психолого-педагогических  условий:

-организация режима школьной жизни первоклассников;

-организация оздоровительно-профилактической работы;

-организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период;

-организация внеурочной  жизни первоклассников;

-взаимодействие с участниками образовательного сообщества;

-изучение социально-психологической адаптации детей к школе.

Этапы процесса адаптации

Первый этап— ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и     значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.

Второй этап—     неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать.

Третий этап—   период относительно устойчивого приспособления, когда организм  находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

Организация режима школьной жизни первоклассников

Для первоклассников по САНПИНУ устанавливаются свой режим школьной жизни :

Учебный год разбит на 6 периодов обучения, для первоклассников введены дополнительные каникулы, обучение в первую смену, облегченный день в середине учебной недели, гпд.

Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки (21 час).

«Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в первой четверти  проводилось ежедневно только по три урока по 35 минут каждый, а со 2четверти   4 урока по 40 минут. Ежедневная 35 минутная динамическая пауза после 2-го урока.

Создание предметно-пространственной среды

Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром, обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений,  которые очень важны для успешного познания окружающего.

Физиологические трудности адаптации первоклассников в школе.

  • Изменение режима дня ребенка перед поступлением в школу;
  • Необходимость игровой деятельности в жизни младшего школьника;
  • Наблюдение родителей за соблюдением санитарно – гигиенических норм во время выполнения домашних заданий;
  • Организация правильного питания ребенка;
  • Закаливание ребенка;
  • Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка .

«Психологические условия адаптации первоклассников в школе.

  • Создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;
  • Роль самооценки ребенка в адаптации к школе;
  • Первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для родителей;
  • Формирование у младшего школьника интереса к школе, прожитому школьному дню;
  • Недопустимость физических мер воздействия на ребенка, запугивания, критики, особенно в присутствии других людей, а так же лишения удовольствий;
  • Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению;
  • Организация контроля за учебной деятельностью ребенка;
  • Поощрение ребенка за учебные успехи и личные достижения;
  • Моральное стимулирование достижений ребенка;
  • Развитие самоконтроля, самооценки, самодостаточности ребенка.

Моя задача — найти правильный подход каждому ребенку,

  помочь ребятам выработать собственные правила взаимодействия на основе реального опыта сотрудничества; помочь детям прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих усилий; помочь вжиться в позицию школьника; помочь осознать понятие оценки, самооценки и различные её принципы; помочь научиться задавать вопрос; помочь родителям принять новую роль – родителя школьника

Работа с родителями:

1. Консультации для родителей на тему: «Как поддержать в школьниках желание учиться»; «Особенности  развития внимания у детей 7-8 лет».

2. Родительское собрание на тему:

«Первый раз в первый класс»: адаптация первоклассников в школе.

3. Индивидуальные беседы .

Основные показатели благоприятной диагностики:

- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

 - установление контакта с учащимися, с учителем;

 - формирование адекватного поведения;

 - овладение навыками учебной деятельности.

В нашей школе  проводится  диагностика первоклассников. Предлагаемые в этой методике критерии стартовой готовности ребенка вытекают из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального обучения. Диагностика проводится с целью  дальнейшей корректировки занятий с учащимися.

  • Срок проведения диагностики (стартовая –  в сентябре,
  •  2 этап – конец первого полугодия,
  • 3 этап – конец учебного года)

А. Л. Венгер описывает три уровня адаптации к школьному обучению:

1.Высокий уровень адаптации.

  • первоклассник положительно относится к школе;
  • требования выполняет адекватно;
  • учебный материал усваивает легко, глубоко и полно;
  • решает усложненные задачи;
  • прилежен;
  • внимательно слушает указания и объяснения учителя;
  • выполняет поручения без лишнего контроля;
  • проявляет большой интерес к самостоятельной работе;
  • готовится ко всем урокам;
  • занимает в классе благоприятное статусное положение.
  • 2. Средний уровень адаптации.
  • первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний;
  • понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно;
  •  усваивает основное содержание учебных программ;
  •  самостоятельно решает типовые задачи;
  •  бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;
  •  общественные поручения выполняет добросовестно;
  •  дружит со многими одноклассниками.
  • 3. Низкий уровень адаптации.
  • первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на здоровье;
  •  доминирует подавленное настроение;
  • наблюдаются  нарушения дисциплины;
  •  объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена;
  • при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса;
  • к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей;
  • сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха;
  •  близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников

После проведения стартовой диагностики результаты были занесены в следующею таблицу (таблица 1). В которой цветами показан уровень готовности (зеленый – высокий уровень, желтый – средний, красный –низкий). , а в конце года эта диаграмма выглядела так ( Слайд)

Все дети адаптировались к школе.

А. Л. Венгер описывает три уровня адаптации к школьному обучению:

1.Высокий уровень адаптации.

  • первоклассник положительно относится к школе;
  • требования выполняет адекватно;
  • учебный материал усваивает легко, глубоко и полно;
  • решает усложненные задачи;
  • прилежен;
  • внимательно слушает указания и объяснения учителя;
  • выполняет поручения без лишнего контроля;
  • проявляет большой интерес к самостоятельной работе;
  • готовится ко всем урокам;
  • занимает в классе благоприятное статусное положение.
  • 2. Средний уровень адаптации.
  • первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний;
  • понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно;
  •  усваивает основное содержание учебных программ;
  •  самостоятельно решает типовые задачи;
  •  бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;
  •  общественные поручения выполняет добросовестно;
  •  дружит со многими одноклассниками.
  • 3. Низкий уровень адаптации.
  • первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на здоровье;
  •  доминирует подавленное настроение;
  • наблюдаются  нарушения дисциплины;
  • объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена;
  • при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса;
  • к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей;
  • сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха;

   близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предшкольная подготовка - важный этап в преодолении трудностей адаптации учащихся в первом классе

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свой­ственные дошкольникам беспечность, беззаботность...

Предшкольная подготовка - важный этап в преодолении трудностей адаптации учащихся в первом классе

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свой­ственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погр...

Коррекционное занятие в период адаптации учащихся первых классов к школьному обучению "Расскажи мне о себе"

Данное коррекционное занятие направлено на создание у учащихся первых классов положительнуюмотивацию к школьному обучению в период адаптации. Занятие проводится с элементами технологии "Преобразование...

Адаптация учащихся первой ступени обучения.

Чтобы сделать ребёнкаумным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровымЖ.-Ж. Руссо...

Использование методик по адаптации учащихся первого класса

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему....