Индивидуальный образовательный маршрут по направлению «Познавательное развитие ребенка» (математическое развитие)
тест (1 класс)
создание условий для математического развития ребенка с ярко выраженными математическими способностями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_odarennogo_matematika.docx | 48.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Иволгинская средняя общеобразовательная школа
Индивидуальный образовательный маршрут по направлению «Познавательное развитие ребенка»
(математическое развитие)
Составила:
учитель начальных классов
Шойдопова Л.К.
2018 г.
Вид: для одаренного ребенка
ФИО________________________________________________________
Возраст 6 лет.
Особенности развития: отличается остротой мышления, наблюдательностью и хорошей памятью, развито логическое мышление, старательность при выполнении заданий, ответственность за результат своей работы; раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей; оригинальность суждений, высокая обучаемость; стремление к самостоятельности.
Цель: создание условий для математического развития ребенка с ярко выраженными математическими способностями.
Задачи:
- Сформировать устойчивый интерес к математике.
- Развивать логическое и конструктивное мышление, память и внимание, аналитико-синтетические способности, логические приемы умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, абстрагирования, классификации, аналогии, формирования математических представлений.
- Формировать действия планирования, целеполагания, начала умственной рефлексии.
- Учить применять приобретенный опыт в логических и творческих задачах.
Срок реализации: от 3 месяцев
Предполагаемые результаты:
- Сформирован интерес к математике.
- Развито мышление, память, внимание, любознательность, пытливость; способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
- Высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области интересов ребенка);
- Высокий интерес к новому познавательному материалу; способность к математическому преобразованию образов.
Методы диагностики: наблюдение, проблемно-игровые ситуации.
План работы:
Срок | Содержание работы с ребенком | Взаимодействие с родителями | ||
в образовательной деятельности | в режимных моментах | в самостоятельной деятельности | ||
1 месяц | Предоставление большей самостоятельности на занятии. Задания высокого уровня сложности, с увеличением объема изучаемого материала. Привлечение ребенка к проверке знаний у сверстников. | Чтение дополнительной литературы математического содержания. Развлечения математического характера с включением интеллектуальных игр. Занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности. Задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек. Группа игр с блоками Дьенеша на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений. | Полочка с математическими сюрпризами. Дидактические игры повышенной сложности. Создание математического музея. Игры математического содержания с использованием ИКТ (планшетный компьютер, интерактивная доска) | Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей. Совместное составление индивидуального плана или программы развития ребенка.
|
2 месяц | Содержание учебного материала с использованием усложненных заданий на занятиях (см. приложение №2)
| Организация шашечных и шахматных турниров. «Математический КВН», «Морской бой», «Ярмарка задач»,«Математический аукцион». (одаренный ребенок может взять на себя роль капитана команды или участвовать в качестве члена жюри). Наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой. | Создание математических коллекций. Головоломки, числовые ребусы, задачники. Игры с блоками Дьнеша, палочками Кюизенера | Родительское собрание “О талантливых детях, заботливым родителям”. Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации. Памятка для родителей «Графический диктант и его правила» |
3 и последующие месяцы | Система поощрений «Лучший математик месяца», «Победитель математического ринга» и др.
Индивидуальные математические проекты: «Принцесса математики», «Старинные меры длины в русских народных сказках» и др.
| Решение проблемно-игровых ситуаций с множествами и числами, точками, линиями и фигурами. (А.А.Смоленцева «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей») Головоломки
Решение логических задач
Решение числовых ребусов Игры с пентамино Разрезание фигур на равные части Математическое соревнование «Математический аукцион» «Морской бой» Математические ребусы. Ярмарка задач. Устная олимпиада.
| Полочка «умных» игр. Шахматы, шашки и др. игры математического содержания | Совместные проекты исследовательской деятельности детей.
Консультация «Как выявить одаренного ребенка»
|
Литература:
Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.: Книга для воспитателя дет. сада /Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.Н.Говорова [и др.] под общ.ред. Л.А.Венгера. – Москва: «Просвещение», 1989.
Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей: Учебно-методическое пособие- СПб.: «Детство-пресс», 2004.
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. СПб.:«Детство-пресс», 2002.
Развивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста/Автор-составитель: Н.В. Дудырева. Научный руководитель Е.И.Касаткина.- Вологда,2004.
Теплякова О.Н. Развивающие игры. Издательство Оникс. СПб.: Издательство «Литература», 2008.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. /З.А.Михайлова. – М.: «Просвещение», 1985.
Тихомирова Л.Ф. Логика. Упражнения на каждый день. Ярославль: «Академия развития», 1997.
Приложения:
Приложение №1.
Методы диагностики.
Изучение операции мышления – классификации
(Литература: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной
психологии. – М.: Академия, 2000.)
Материал: Картинки 7х7 по 5 шт. для каждой классификационной группы
(игрушки, посуда, одежда, мебель, дикие и домашние животные, овощи, фрукты).
Исследование проводят индивидуально с детьми 3-7 лет. Ребенку дают картинки и говорят: «Разложи, что к чему подходит. Раскладывай и объясняй, почему ты считаешь, что картинки подходят друг к другу».
Если испытуемый раскладывает без объяснений, то ему задают вопросы типа: «Почему ты положил сюда картинку с яблоком? Почему ты думаешь, что эта картинка?»
Обработка данных.
Подсчитывают число верных ответов по каждой классификационной группе.
Результаты оформляют в таблицу по возрастам: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.
Определяют основания для объединения предметов по каждой классификационной группе у детей разного возраста: опирается ли на существенный признак, выделяют ли несущественный, не может мотивировать объединение. Делают вывод о том, какие классификационные группы ребенку легче выделить и мотивировать объединения, а
также как зависит процесс классификации от возраста.
Методика «Самое непохожее» Л.А. Венгер
Цель: выявление уровня овладения мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения и обобщения признаков.
Материалом служат 8 геометрических фигурок, различающихся по форме, цвету, величине: 4 квадрата, 4 круга. Четыре фигуры одного
цвета (один круг маленький, другой – большой; один квадрат – маленький, другой – большой). Остальные фигуры – другого цвета.
Взрослый раскладывает фигурки в ряд в произвольной последовательности и говорит ребенку: «Посмотри, какие здесь фигурки: они все разные, нет ни одной похожей, одинаковой. Посмотри и скажи, чем они отличаются друг от друга». Посмотри и скажи, чем они отличаются друг от друга».
Необходимо, чтобы были названы все различия (цвет, форма и величина; синие и красные; большие и маленькие; круги и квадраты). После этого взрослый подводит итог: «Значит, здесь есть фигурки квадратные и круглые, красные и синие, большие и маленькие».
Если у ребенка возникают затруднения, взрослый может помочь и, указывая на две фигурки, различающиеся по одному из параметров (например, большой и маленький синий квадраты), спросить: «Чем эти фигурки отличаются друг от друга?» Так же можно помочь выделить и другие признаки – цвет и форму.
Одну из фигурок (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку.
Экспериментатор просит: «Найди среди остальных фигурок самую не похожую на эту.
Самая непохожая – только одна» Указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркой-образцом и спрашивают: «Почему ты считаешь, что эти фигурки самые непохожие?»
Ответ ребенка фиксируют. Каждый ребенок выполняет задание с 2-3 фигурками.
Обработка материала. Уровни выполнения заданий определяются количеством признаков, на которые ориентировался ребенок при выборе «самый непохожей» фигурки и которые назвал:
высокий уровень – преобладание выбора по трем признакам и называние одного- двух;
средний уровень – преобладание выбора по двум признакам и называние одного;
низкий уровень – преобладание выбора по одному признаку без называния
признака.
Тест «Нелепицы»
(Литература: Немов Р.С. Психология. – 3 том. – М.: Владос, 1999.)
Эта методика позволяет оценивать элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природы.
Позволяет определить умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Проведение: ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки, ребенок получает инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте
или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание: обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала
ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке; затем объясняет, как на самом деле должно быть.
За 3 минуты ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов:
10 баллов – если за 3 минуты ребенок заметил все 7 имеющихся нелепиц, все
объяснил, что не так и что и как должно быть на самом деле.
8-9 баллов 0 ребенок заметил все нелепицы, но от 1 до 3 не сумел до конца
объяснить или сказать, как должно быть на самом деле.
6-7 баллов – заметил все нелепицы, но 3-4 – не успел объяснить или сказать, как должно быть на самом деле.
4-5 баллов – заметил все нелепицы, но 5-7 – не успел объяснить.
2-3 балла – за отведенное время не заметил 1-4 нелепицы, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл – заметил меньше 4 нелепиц.
Изучение мыслительной операции – обобщение
(Литература:Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.: Академия, 2000).
Материал: 10 таблиц размером 12х12, разделенные на 4 квадрата, в каждом квадрате изображен предмет, 3 предмета на таблице можно объединить по существенным признакам, а 4 из них – лишний.
Исследования проводятся индивидуально с детьми 3-7 лет, ребенку показывают по одной таблице и говорят; «Посмотри на карточку, здесь нарисовано 4 предмета. Три из них подходят друг к другу, а 4 – лишний. Какой предмет лишний и почему? Как можно назвать вместе остальные 3 предмета?
Обработка данных:
Анализируют особенности обобщения предметов ребенком: обобщает ли он по понятийному признаку, делает обобщение на основе представления об одновременном участии предметов в житейской ситуации.
Выявляет умение подобрать обобщающее слово к группе предметов.
Выясняют, какие группы предметов легче объединить, а также как зависит процесс обобщения от возраста детей.
Тест для оценки словесно-логического мышления
(Литература: Ильина М.И. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. – СПб.: Питер, 2007)
Ребенку предлагают ответить на следующие вопросы:
1.Какое из животных больше – лошадь или собака?
2.Утром люди завтракают. А вечером?
3.Днем на улице светло, а ночью?
4.Небо голубое, а трава?
5.Черешня, груши, сливы, яблоки … - это что?
6.Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
7.Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
8.Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время).
9.Маленькая корова – это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка – это?
10.На кого больше похожа собака – на кошку или курицу?
11.Для чего нужны автомобилю тормоза?
12.Чем похожи друг на друга молоток и топор?
13.Что общего между белкой и кошкой?
14.Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
15.Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
16.Какие ты знаешь виды транспорта?
17.Чем отличается старый человек от молодого?
18.Для чего люди занимаются спортом?
19.Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?
Правильные ответы:
1.Лошадь больше.
2.Вечером ужинают.
3.Темно.
4.Зеленая.
5.Фрукты.
6.Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.
7.Города.
8.Правильный ответ: по часам и минутам. (Четверть седьмого, без пяти минут восемь и т.п.).
9.Щенок, ягненок.
10.На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, когти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).
11.Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.
12. Это инструменты.
13.Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть.
14. Гвоздь – гладкий, а винт – нарезной; гвоздь забивают молотком, а винт
вкручивают.
15.Виды спорта (спорт).
16.Как минимум ребенок должен назвать 3 вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолет и т.д.).
17. Три существенных признака как минимум: «Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет» и т.д.
18.Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.
19.Так платят за пересылку письма.
При анализе ответов, которые дает ребенок, следует иметь в виду, что
правильными ответами могут считаться не только ответы, соответствующие приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса.
Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, убедитесь в том, что ребенок правильно ответил на 15-16 вопросов.
Приложение №2.
Содержание учебного материала, для усложненных заданий на занятиях.
Раздел | Основное содержание |
Количественные представления |
|
Величина |
|
Геометрические формы, фигуры | Знакомство с элементами геометрии (точка, линия и ее разновидности, углы и их разновидности, образование фигуры) |
Ориентировка в пространстве |
|
Ориентировка во времени |
|
Приложение №3.
Примерные варианты задач на развитие логического мышления
Задача1.
Жили-были две фигуры: Круг и Квадрат. На их улице было 3 дома: один дом был с окном и трубой, другой с окном, но без трубы, третий с трубой, но без окна. Каждая фигура жила в своем доме. Круг и квадрат жили в домах с окнами. Квадрат любил тепло и часто топил печку. Кто в каком доме жил?
Решение.
Круг и Квадрат жили в домах с окнами.
Вид дома | Фигура | |
Квадрат | Круг | |
дом с окнами и трубой |
|
|
дом с окнами, но без трубы |
|
|
дом с трубой, но без окон |
|
|
Квадрат любил тепло и чистоту. Значит, в его доме должна быть труба.
| Фигура | |
Квадрат | Круг | |
дом с окнами и трубой | + |
|
дом с окнами, но без трубы |
|
|
дом с трубой, но без окон |
|
|
Каждая фигура жила в своем доме, т.е. Круг живет там, где не живет Квадрат
| Фигура | |
Квадрат | Круг | |
дом с окнами и трубой | + |
|
дом с окнами, но без трубы |
| + |
дом с трубой, но без окон | - | - |
Ответ.
Квадрат живет в доме с окнами и трубой, а круг – в доме с окнами, но без трубы.
Задача2.
Встретились три друга – Белов, Чернов и Рыжов. У одного были волосы белого цвета, у другого черные, а у третьего рыжие. «Но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какой цвет волос у Рыжова?
Решение.
Ни у кого цвет волос не соответствует фамилии.
Фамилия | Цвет волос | ||
| черный | белый | рыжий |
Чернов | - |
|
|
Белов |
| - |
|
Рыжов |
|
| - |
«Ты прав», – ответил Белов черноволосому. Значит Белов не черноволосый.
Фамилия | Цвет волос | ||
| черный | белый | рыжий |
Чернов | - |
|
|
Белов | - | - |
|
Рыжов |
|
| - |
Решение.
У Рыжова черные волосы.
Фамилия | Цвет волос | ||
| черный | белый | рыжий |
Чернов | - | + | - |
Белов | - | - | + |
Рыжов | + |
|
|
Задача3.
Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери?
Задача4.
Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка – не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?
Задача5.
Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут?
Задача6.
У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку. В желтой – не юлу и не неваляшку. Что повезет Миша в каждой из тележек?
Задача7.
Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?
Задача8.
Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком этаже живет каждый из мальчиков?
Задача9.
Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане - не зеленую и не красную. Юле – не зеленую и не желтую. Какую ткань на платье мама купила Оле?
Задача10.
Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)
Задача11.
Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера не на втором и не на третьем?
Задача12 «Как лягушонок научился считать»
На картинке 6 домов. Сюжет: на озере жили цапля и лягушонок. У каждого из них была своя кочка-домик. Цапля жила между четвертой и шестой кочками, считая слева. А лягушонок помнил только, что его домик находится на пятой кочке. Где живет лягушонок? Где цапля?
Задача13«Найди домик»
На картинке 6 домов, расположенных не по порядку. Лягушонок живет на шестой кочке. Покажите, где его домик. Почему нельзя найти шестую кочку? Как нужно расположить домики, чтобы найти домик лягушонка?
Задача14«Где живет точка?»
Ребенок получает 3 карточки с нарисованными на них прямыми линиями (горизонтально, вертикально и диагонально). Нарисуй точку. Объясни, где живет точка?
Задача15 «Точка, которая живет на прямой и вне ее»
Ребенок получает три карточки с нарисованными прямыми. Нарисуй точку, которая живет на прямой или не на прямой. Какое решение правильное? Почему?
Задача16 «Сколько прямых линий можно провести через одну точку?»
Ребенок получает карточку с одной точкой. Воспитатель рисует одну прямую линию через точку. Сколько прямых линий можно провести через одну точку?
Задача17«Сколько точек живет на прямой?»
Ребенок получает карточку с нарисованной прямой линией. Вспомни, где живут точки? (на прямой и не на прямой). Точки очень любят жить на прямой линии. Сколько точек живет на прямой?
Задача18 «Какие бывают линии?»
История про змейку: жила-была змейка. Она очень любила играть. Вот змейка повисла на дереве и получилась дуга. А вот змейка ползет, извиваясь, как волна. Получилась волнообразная линия. А вот змейка спит, она свернулась, как завиток, локон. Получилась спираль. А вот змейка прислушалась и насторожилась. Получилась прямая линия.
Какие бывают линии? Как одном словом можно зазвать дугу, спираль, волну? (прямые и не прямые)
Задача19 «Сколько линий можно провести через две точки?»
Ребенок получает карточку с двумя линиями. Сколько линий можно провести через две точки? (одну прямую линию и сколько угодно не прямых линий)
Типы заданий логико-конструктивного характера.
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.
Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.
Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.
Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.
Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький.
Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате пристроения, образуют 1 большой).
Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками).
Переложить 1 палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону. |
Использование средств занимательной математики в работе с детьми.
Занимательные вопросы.
Сколько ушей у трёх мышей?
Сколько лап у двух медвежат?
У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
Горело 7 свечей. 2 свечи погасили, а остальные продолжали гореть. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели).
В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Отдать одно яблоко вместе с корзиной).
На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько – на берёзе яблоки не растут.)
Задачи-шутки.
На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод. Сколько стаканов осталось на столе? (Три)
Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». – «Нет, это красная». – «А почему она белая?» – «Потому, что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине)
На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (Нисколько)
На груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на иве? (Нисколько)
На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое)
Чего больше в квартире: стульев или мебели? (Мебели)
Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Два)
Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (Нельзя, улетит).
Процедурные логические задачи.
Задача 1.Мише 7 лет. Разница в возрасте Миши и его сестры Маши 5 лет. Сколько лет Маше?
Решение. С детьми полезно обсудить различные варианты записи ответа, подчеркивая тем самым богатство выбора записей условий и зависимость от этого записи результатов.
Возможные ответы:
если Маша старше Миши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года;
если Маша младше Миши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;
если Миша старше Маши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;
если Миша младше Маши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года.
Задача 2. У Коли было 5 машин, а у Андрея – 4. Андрею могут купить еще 2 машины. У кого из ребят будет больше машин?
Решение. Если Андрею купят 2 машины, то у Андрея будет машин больше, иначе если Андрею купят 1 машину, то машин будет поровну, иначе больше машин будет у Коли.
Задача 3. Леопольд посадил 6 горошин. Несколько из них дали ростки. Сколько горошин не дали ростков?
Решение:
если дала росток одна горошина, то не дали 5;
если дали росток две горошины, то не дали 4;
если дали росток три горошины, то не дали 3;
если дали росток четыре горошины, то не дали 2;
если дали росток пять горошин, то не дала 1;
иначе все горошины взошли.
Задача 4. Маша купила 8 тетрадей. 4 она отдала Юре, и некоторое количество тетрадей взял Дима. Сколько тетрадей осталось у Маши?
Решение:
если Дима взял 1 тетрадь, то у Маши осталось 3;
если Дима взял 2 тетради, то у Маши осталось 2;
если Дима взял 3 тетради, то у Маши осталась 1;
если Дима взял 4 тетради, то у Маши ничего не осталось.
Задачи в стихах.
Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа... Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки. В. Кудрявцева
По тропинке вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов.
Сосчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног.
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
А теперь вопрос таков:
Сколько было петухов?
И узнать я был бы рад
Сколько было поросят?
Ты сумел найти ответ?
До свиданья, всем привет!
Н. Разговоров
В рыбьем царстве к осетру
Приплывают поутру
Три молоденькие щучки,
Чтоб ему почистить щечки,
А четыре чебака
Моют брюхо и бока.
Посчитай-ка, детвора,
Сколько слуг у осетра?
В. Кудрявцева
Вдоль овражка
Шла фуражка,
Две косынки,
Три корзинки,
А за ними шла упрямо
Белоснежная панама.
Сколько всего шло детей?
Отвечай поскорей!
Жили-были у жилета
Три петли и два манжета.
Если вместе их считать,
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь,
В чём секрет?
У жилета нет манжет!
Г.Новицкая
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, косой
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел -
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей,
Посчитай-ка всех зверей.
Б. Заходер
Шесть орешков Мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке?
Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?
Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду?
Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?
У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки - три!
Такие милые, смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять?
Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой.
Сколько их?
На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух. Сколько стало петухов?
Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей?
На базаре добрый ёжик
Накупил семье сапожек.
Сапожки по ножке – себе,
Поменьше немного – жене.
С пряжками – сыну,
С застёжками – дочке.
И всё уложил в мешочке.
Сколько в семье у ёжика ножек?
И сколько купили сапожек?
Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять?
Привела гусыня — мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек?
Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект «Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с низкими учебными возможностями».
Инновционный проект «Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с низкими учебными возможностями» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом началь...
Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития потенциала у обучающихся
Сегодня активно идет поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ученику собственную траекторию учения. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно дол...
Раздел индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для ребенка с синдромом Дауна по развитию речи.
Один из разделов индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для ребенка с синдромом Дауна по развитию речи....
Адаптированная основная Общеобразовательная программа по индивидуальному образовательному маршруту для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).
Целью данной программы является развитие эмоционального, познавательного и социально-адаптивного поведения учащегося с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, разви...
Индивидуальные образовательные маршруты на уроках ОРКСЭ как средство духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества» (Теодор Рузвельт) Основы религиозных культур и светской этики в ФГОС НОО осуществляют•...
Разработка индивидуального образовательного маршрута речевого развития первоклассника
Представляю пример индивидуального образовательного маршрута младшего школьника, в котором отразила запланированные направления работы и их содержание....
Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях обучающихся.
Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях о...