Индивидуальные образовательные маршруты на уроках ОРКСЭ как средство духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Сидоренко Ольга Анатольевна

«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно,  - значит вырастить угрозу для общества»

(Теодор Рузвельт)

Основы религиозных культур и светской этики в ФГОС НОО осуществляют

•      Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

•      Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия народа РФ, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России

Цель учебного курса ОРКСЭ

•      формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил на ХХ Международных  Рождественских образовательных чтениях, что главной целью духовно-нравственного образования является

 «… приобщение ребенка к традиции, в которой живет его семья»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальные образовательные маршруты на уроках ОРКСЭ как средство духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно,  - значит вырастить угрозу для общества»

(Теодор Рузвельт)

Основы религиозных культур и светской этики в ФГОС НОО осуществляют

  • Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
  • Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия народа РФ, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России

Цель учебного курса ОРКСЭ

  • формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил на ХХ Международных  Рождественских образовательных чтениях, что главной целью духовно-нравственного образования является

 «… приобщение ребенка к традиции, в которой живет его семья» 

Традиции семьи в спектре ОРКСЭ

В результате опроса 48 учащихся было выявлено следующее:

- в 10 семьях соблюдаются православные традиции,

- в 22 семьях соблюдаются отдельные православные традиции,

- в 16 семьях не соблюдаются православные праздники и традиции

Была проведена диагностика нравственной воспитанности учащихся

 (так как есть трудности с наличием педагога-психолога, из 20 ситуаций, я обработала для демонстрации данные по  3-м ситуациям, на мой взгляд, достаточно хорошо характеризующие нравственную воспитанность учащихся) Диагностика проводилась в сентябре, перед изучением курса ОПК и 20, 22 апреля 2016 г.

Ситуации и варианты ответов

сентябрь

апрель

  • «На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты сделаешь?»

а) обойду, не потревожив

26

34

б) отодвину и пройду

12

7

в) смотря, какое будет настроение

6

3

  • «Ты дежурный, нашел деньги»

а) они мои, раз я их нашел

22

12

б) спрошу, кто потерял

18

31

в) возможно, возьму себе

4

1

«Тебя просят отдать книги в детский дом»

а) отбираю интересное и отношу

21

34

б) ненужных книг у меня нет

6

2

в) если все принесут, то и я тоже принесу

17

8

Результаты, которые представлены на графиках, свидетельствуют  о повышении уровня  нравственной воспитанности учащихся 4-х классов.

Для достижения поставленных целей обучение организуется по ИОМ

I уровень (рациональный)

-приобретение знаний, представлений, первичного понимания социальной реальности

II уровень (эмоциональный)

- получение опыта переживания, позитивного отношения к базовым ценностям общества

- формирование основ ценностных отношений к жизни

III уровень (действенно-поведенческий)

- приобретение опыта самостоятельного общественного поведения

Индивидуальные и групповые образовательные маршруты

Различные формы деятельности:

  • подготовка проектов;
  •  проведение опыта, эксперимента, наблюдения, исследования;
  • изготовление книжки, брошюры, открытки;
  • презентации;
  • составление теста, задания;
  • экскурсии;
  • составление рассказов по теме;
  • выдвижение гипотез;
  • защита проектов;
  • работа по учебным пособиям индивидуально, в паре, группе.

Проекты 2015-1016 года:

  • «Россия – наша Родина»
  • «Библия – главная книга христиан»
  • «10 заповедей Ветхого Завета»
  • «Спасение апостола Петра»
  • «Притчи Иисуса Христа» и тд. 

Презентации 2015-2016 года:

  • «Всемирный потоп»
  • «История одного предательства»
  • «Десять Заповедей»
  • «Рождество Христово»
  • «Православные праздники и традиции» и тд.

ИОМ: исследовательская деятельность

Деятельность учителя:

  • определяет образовательные запросы школьника;
  • выступает консультантом;
  • оказывает помощь в постановке целей,
  • определении продукта деятельности,
  • составлении плана работы,
  •  в отборе средств и способов достижения результата;
  • принимает ИОМ ученика, помогает при возникновении проблем.
  • проводит рефлексию ИОМ,    (анализ деятельности и её результатов).

Деятельность ученика ( на примере Дарьи К.)

  • определяет предпочтение теме по своим возможностям;
  • осуществляет выбор индивидуальной траектории;
  • ставит личностно значимые цели, определяет продукт ИОМ;
  • составляет план работы, проводит отбор средств;
  • продумывает рефлексию своей деятельности;
  • реализует ИОМ в виде выбранной формы;
  • осуществляет рефлексию собственной деятельности на рациональном уровне (причины успеха или неудач)

Индивидуальный образовательный маршрут  (ИОМ) ученицы 4 «Б» класса
Дарьи К.

На основе интереса к изучаемому предмету   была определена тема для исследования «Православные праздники»

 /октябрь 2015 г./

  • работа с научной литературой   и   оформление собственного продукта деятельности
  •  выполнение индивидуальных заданий  

     / ноябрь-декабрь 2015 г./

  • изучение истории вопроса, теоретических источников по проблеме исследования.
  • выступление, как продукт  исследования

 /декабрь 2015 г./

  •     анализ,

    классификация и систематизация данных, полученных в ходе работы с теоретическим материалом;

  • опрос, анкетирование одноклассников по изучаемой теме;

обобщение, выводы

  • защита продукта исследовательской деятельности «Православные праздники» и определение новой темы исследования «Что означает Пасха?».
  • исследовательская работа на научно-практической конференции

    /май 2016 г./

Результаты ИОМ в курсе ОРКСЭ

Зерно духовно-нравственного образования и воспитания  непременно прорастёт, только результат  мы    получим не сразу.

    Для этого нужно время.

«Получив добро, помни, а сделав – забудь»
(4-я заповедь блаженств Иисуса Христа)

-Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Индивидуальные образовательные маршруты на уроках ОРКСЭ как средство духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников Сидоренко Ольга Анатольевна, учитель начальных классов

Слайд 2

«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества» (Теодор Рузвельт)

Слайд 3

Основы религиозных культур и светской этики в ФГОС НОО Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия народа РФ, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России

Слайд 4

Цель учебного курса ОРКСЭ формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений .

Слайд 5

Курс ОРКСЭ включает 6 модулей Основы православной культуры /с 2015 г/; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур /2013-2014 г/; Основы светской этики.

Слайд 6

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил на ХХ Международных Рождественских образовательных чтениях , что главной целью духовно-нравственного образования является «… приобщение ребенка к традиции, в которой живет его семья»

Слайд 7

Традиции семьи в спектре ОРКСЭ Из 48 учащихся-участников опроса: - в 10 семьях соблюдаются православные традиции, - в 22 семьях соблюдаются отдельные православные традиции, - в 16 семьях не соблюдаются православные праздники и традиции

Слайд 8

Диагностика нравственной воспитанности учащихся « На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты сделаешь?» а)обойду, не потревожив б)отодвину и пройду в)смотря, какое будет настроение

Слайд 9

Диагностика нравственной воспитанности учащихся « Ты дежурный, нашел деньги» а) они мои, раз я их нашел б) спрошу, кто потерял в)возможно, возьму себе

Слайд 10

Диагностика нравственной воспитанности учащихся « Тебя просят отдать книги в детский дом» а) отбираю интересное и отношу б) ненужных книг у меня нет в) если все принесут, то и я тоже принесу

Слайд 11

Для достижения поставленных целей обучение организуется по индивидуальной образовательной траектории Первый уровень ( рациональный ) приобретение знаний, представлений, первичного понимания социальной реальности. Второй уровень ( эмоциональный ) получение опыта переживания, позитивного отношения к базовым ценностям общества; формирование основ ценностных отношений к жизни; третий уровень ( действенно-поведенческий ): приобретение опыта самостоятельного (общественного) действия.

Слайд 12

Индивидуальные и групповые образовательные маршруты подготовка проектов; проведение опыта, эксперимента, наблюдения, исследования; изготовление книжки, брошюры, открытки; презентация; составление теста, задания; экскурсии составление рассказов по теме; выдвижение гипотез, защита проектов; работа по учебным пособиям индивидуально, в паре, группе

Слайд 13

Индивидуальные и групповые образовательные маршруты Храм Святого Владимира «Вход в Храм Пресвятой Богородицы», урок в воскресной школе

Слайд 14

Индивидуальные и групповые образовательные маршруты «Вход в Храм Пресвятой Богородицы». Колокольный звон на Светлую Седьмицу .

Слайд 15

Индивидуальные и групповые образовательные маршруты Проекты: «Россия – наша Родина» «Библия – главная книга христиан» «10 заповедей Ветхого Завета» «Спасение апостола Петра» «Притчи Иисуса Христа» и тд . Презентации: «Всемирный потоп» «История одного предательства» «Десять Заповедей» «Рождество Христово» «Православные праздники и традиции» и тд .

Слайд 16

ИОМ: исследовательская деятельность Деятельность учителя: определяет образовательные запросы школьника; выступает консультантом; оказывает помощь в постановке целей, определении продукта деятельности, составлении плана работы , в отборе средств и способов достижения результата; принимает ИОМ ученика, помогает при возникновении проблем . проводит рефлексию ИОМ, (анализ деятельности и её результатов). Деятельность ученика: определяет предпочтение теме по своим возможностям; осуществляет выбор индивидуальной траектории; ставит личностно значимые цели, определяет продукт ИОМ; составляет план работы, проводит отбор средств; продумывает рефлексию своей деятельности; реализует ИОМ в виде выбранной формы; осуществляет рефлексию собственной деятельности на рациональном уровне (причины успеха или неудач)

Слайд 17

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ученицы 4 «Б» класса Дарьи К. На основе интереса к изучаемому предмету была определена тема для исследования «Православные праздники» /октябрь 2015 г./

Слайд 18

ИОМ Дарьи К. работа с научной литературой и оформление собственного продукта деятельности выполнение индивидуальных заданий / ноябрь-декабрь 2015 г./

Слайд 19

ИОМ Дарьи К. изучение истории вопроса, теоретических источников по проблеме исследования. выступление, как продукт исследования /декабрь 2015 г./

Слайд 20

ИОМ Дарьи К. анализ, классификация и систематизация данных, полученных в ходе работы с теоретическим материалом; опрос, анкетирование одноклассников по изучаемой теме; обобщение, выводы

Слайд 21

ИОМ Дарьи К. защита продукта исследовательской деятельности «Православные праздники» и определение новой темы исследования «Что означает Пасха?». исследовательская работа на научно-практической конференции /май 2016 г./

Слайд 22

Результаты ИОМ в курсе ОРКСЭ Зерно духовно-нравственного образования и воспитания непременно прорастёт, только результат мы получим не сразу. Для этого нужно время.

Слайд 23

« Получив добро, помни, а сделав – забудь» (4-я заповедь блаженств Иисуса Христа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"

Содержание   Пояснительная записка ……………………………………………………. 3   Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8   Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности

Представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"...

"Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности" (описание опыта работы в форме ИПМ)

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем, что...

Обобщение опыта работы в форме ИПМ по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"

Сущность моего опыта заключается в том, что процесс обучения и воспитания строится с необходимостью приобщения детей к системе духовно-нравственных ценностей....

Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...

Доклад на тему «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание младших школьников»

           Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может...