Индивидуальные образовательные маршруты на уроках ОРКСЭ как средство духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества»
(Теодор Рузвельт)
Основы религиозных культур и светской этики в ФГОС НОО осуществляют
• Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
• Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия народа РФ, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России
Цель учебного курса ОРКСЭ
• формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил на ХХ Международных Рождественских образовательных чтениях, что главной целью духовно-нравственного образования является
«… приобщение ребенка к традиции, в которой живет его семья»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальные образовательные маршруты на уроках ОРКСЭ как средство духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества»
(Теодор Рузвельт)
Основы религиозных культур и светской этики в ФГОС НОО осуществляют
- Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
- Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия народа РФ, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России
Цель учебного курса ОРКСЭ
- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил на ХХ Международных Рождественских образовательных чтениях, что главной целью духовно-нравственного образования является
«… приобщение ребенка к традиции, в которой живет его семья»
Традиции семьи в спектре ОРКСЭ
В результате опроса 48 учащихся было выявлено следующее:
- в 10 семьях соблюдаются православные традиции,
- в 22 семьях соблюдаются отдельные православные традиции,
- в 16 семьях не соблюдаются православные праздники и традиции
Была проведена диагностика нравственной воспитанности учащихся
(так как есть трудности с наличием педагога-психолога, из 20 ситуаций, я обработала для демонстрации данные по 3-м ситуациям, на мой взгляд, достаточно хорошо характеризующие нравственную воспитанность учащихся) Диагностика проводилась в сентябре, перед изучением курса ОПК и 20, 22 апреля 2016 г.
Ситуации и варианты ответов | сентябрь | апрель |
а) обойду, не потревожив | 26 | 34 |
б) отодвину и пройду | 12 | 7 |
в) смотря, какое будет настроение | 6 | 3 |
а) они мои, раз я их нашел | 22 | 12 |
б) спрошу, кто потерял | 18 | 31 |
в) возможно, возьму себе | 4 | 1 |
«Тебя просят отдать книги в детский дом» а) отбираю интересное и отношу | 21 | 34 |
б) ненужных книг у меня нет | 6 | 2 |
в) если все принесут, то и я тоже принесу | 17 | 8 |
Результаты, которые представлены на графиках, свидетельствуют о повышении уровня нравственной воспитанности учащихся 4-х классов.
Для достижения поставленных целей обучение организуется по ИОМ
I уровень (рациональный)
-приобретение знаний, представлений, первичного понимания социальной реальности
II уровень (эмоциональный)
- получение опыта переживания, позитивного отношения к базовым ценностям общества
- формирование основ ценностных отношений к жизни
III уровень (действенно-поведенческий)
- приобретение опыта самостоятельного общественного поведения
Индивидуальные и групповые образовательные маршруты
Различные формы деятельности:
- подготовка проектов;
- проведение опыта, эксперимента, наблюдения, исследования;
- изготовление книжки, брошюры, открытки;
- презентации;
- составление теста, задания;
- экскурсии;
- составление рассказов по теме;
- выдвижение гипотез;
- защита проектов;
- работа по учебным пособиям индивидуально, в паре, группе.
Проекты 2015-1016 года:
- «Россия – наша Родина»
- «Библия – главная книга христиан»
- «10 заповедей Ветхого Завета»
- «Спасение апостола Петра»
- «Притчи Иисуса Христа» и тд.
Презентации 2015-2016 года:
- «Всемирный потоп»
- «История одного предательства»
- «Десять Заповедей»
- «Рождество Христово»
- «Православные праздники и традиции» и тд.
ИОМ: исследовательская деятельность
Деятельность учителя:
- определяет образовательные запросы школьника;
- выступает консультантом;
- оказывает помощь в постановке целей,
- определении продукта деятельности,
- составлении плана работы,
- в отборе средств и способов достижения результата;
- принимает ИОМ ученика, помогает при возникновении проблем.
- проводит рефлексию ИОМ, (анализ деятельности и её результатов).
Деятельность ученика ( на примере Дарьи К.)
- определяет предпочтение теме по своим возможностям;
- осуществляет выбор индивидуальной траектории;
- ставит личностно значимые цели, определяет продукт ИОМ;
- составляет план работы, проводит отбор средств;
- продумывает рефлексию своей деятельности;
- реализует ИОМ в виде выбранной формы;
- осуществляет рефлексию собственной деятельности на рациональном уровне (причины успеха или неудач)
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ученицы 4 «Б» класса
Дарьи К.
На основе интереса к изучаемому предмету была определена тема для исследования «Православные праздники»
/октябрь 2015 г./
- работа с научной литературой и оформление собственного продукта деятельности
- выполнение индивидуальных заданий
/ ноябрь-декабрь 2015 г./
- изучение истории вопроса, теоретических источников по проблеме исследования.
- выступление, как продукт исследования
/декабрь 2015 г./
- анализ,
классификация и систематизация данных, полученных в ходе работы с теоретическим материалом;
- опрос, анкетирование одноклассников по изучаемой теме;
обобщение, выводы
- защита продукта исследовательской деятельности «Православные праздники» и определение новой темы исследования «Что означает Пасха?».
- исследовательская работа на научно-практической конференции
/май 2016 г./
Результаты ИОМ в курсе ОРКСЭ
Зерно духовно-нравственного образования и воспитания непременно прорастёт, только результат мы получим не сразу.
Для этого нужно время.
«Получив добро, помни, а сделав – забудь»
(4-я заповедь блаженств Иисуса Христа)
-Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества» (Теодор Рузвельт)
Основы религиозных культур и светской этики в ФГОС НОО Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия народа РФ, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России
Цель учебного курса ОРКСЭ формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений .
Курс ОРКСЭ включает 6 модулей Основы православной культуры /с 2015 г/; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур /2013-2014 г/; Основы светской этики.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил на ХХ Международных Рождественских образовательных чтениях , что главной целью духовно-нравственного образования является «… приобщение ребенка к традиции, в которой живет его семья»
Традиции семьи в спектре ОРКСЭ Из 48 учащихся-участников опроса: - в 10 семьях соблюдаются православные традиции, - в 22 семьях соблюдаются отдельные православные традиции, - в 16 семьях не соблюдаются православные праздники и традиции
Диагностика нравственной воспитанности учащихся « На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты сделаешь?» а)обойду, не потревожив б)отодвину и пройду в)смотря, какое будет настроение
Диагностика нравственной воспитанности учащихся « Ты дежурный, нашел деньги» а) они мои, раз я их нашел б) спрошу, кто потерял в)возможно, возьму себе
Диагностика нравственной воспитанности учащихся « Тебя просят отдать книги в детский дом» а) отбираю интересное и отношу б) ненужных книг у меня нет в) если все принесут, то и я тоже принесу
Для достижения поставленных целей обучение организуется по индивидуальной образовательной траектории Первый уровень ( рациональный ) приобретение знаний, представлений, первичного понимания социальной реальности. Второй уровень ( эмоциональный ) получение опыта переживания, позитивного отношения к базовым ценностям общества; формирование основ ценностных отношений к жизни; третий уровень ( действенно-поведенческий ): приобретение опыта самостоятельного (общественного) действия.
Индивидуальные и групповые образовательные маршруты подготовка проектов; проведение опыта, эксперимента, наблюдения, исследования; изготовление книжки, брошюры, открытки; презентация; составление теста, задания; экскурсии составление рассказов по теме; выдвижение гипотез, защита проектов; работа по учебным пособиям индивидуально, в паре, группе
Индивидуальные и групповые образовательные маршруты Храм Святого Владимира «Вход в Храм Пресвятой Богородицы», урок в воскресной школе
Индивидуальные и групповые образовательные маршруты «Вход в Храм Пресвятой Богородицы». Колокольный звон на Светлую Седьмицу .
Индивидуальные и групповые образовательные маршруты Проекты: «Россия – наша Родина» «Библия – главная книга христиан» «10 заповедей Ветхого Завета» «Спасение апостола Петра» «Притчи Иисуса Христа» и тд . Презентации: «Всемирный потоп» «История одного предательства» «Десять Заповедей» «Рождество Христово» «Православные праздники и традиции» и тд .
ИОМ: исследовательская деятельность Деятельность учителя: определяет образовательные запросы школьника; выступает консультантом; оказывает помощь в постановке целей, определении продукта деятельности, составлении плана работы , в отборе средств и способов достижения результата; принимает ИОМ ученика, помогает при возникновении проблем . проводит рефлексию ИОМ, (анализ деятельности и её результатов). Деятельность ученика: определяет предпочтение теме по своим возможностям; осуществляет выбор индивидуальной траектории; ставит личностно значимые цели, определяет продукт ИОМ; составляет план работы, проводит отбор средств; продумывает рефлексию своей деятельности; реализует ИОМ в виде выбранной формы; осуществляет рефлексию собственной деятельности на рациональном уровне (причины успеха или неудач)
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ученицы 4 «Б» класса Дарьи К. На основе интереса к изучаемому предмету была определена тема для исследования «Православные праздники» /октябрь 2015 г./
ИОМ Дарьи К. работа с научной литературой и оформление собственного продукта деятельности выполнение индивидуальных заданий / ноябрь-декабрь 2015 г./
ИОМ Дарьи К. изучение истории вопроса, теоретических источников по проблеме исследования. выступление, как продукт исследования /декабрь 2015 г./
ИОМ Дарьи К. анализ, классификация и систематизация данных, полученных в ходе работы с теоретическим материалом; опрос, анкетирование одноклассников по изучаемой теме; обобщение, выводы
ИОМ Дарьи К. защита продукта исследовательской деятельности «Православные праздники» и определение новой темы исследования «Что означает Пасха?». исследовательская работа на научно-практической конференции /май 2016 г./
Результаты ИОМ в курсе ОРКСЭ Зерно духовно-нравственного образования и воспитания непременно прорастёт, только результат мы получим не сразу. Для этого нужно время.
« Получив добро, помни, а сделав – забудь» (4-я заповедь блаженств Иисуса Христа)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"
Содержание Пояснительная записка ……………………………………………………. 3 Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8 Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности
Представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"...
"Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности" (описание опыта работы в форме ИПМ)
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем, что...
Обобщение опыта работы в форме ИПМ по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"
Сущность моего опыта заключается в том, что процесс обучения и воспитания строится с необходимостью приобщения детей к системе духовно-нравственных ценностей....
Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...
Доклад на тему «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание младших школьников»
Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может...