РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКЕ 4 «В» КЛАССА
рабочая программа (4 класс)
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКЕ 4 «В» КЛАССА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_praktika_4klassfgos.docx | 37.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа №5
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Орехово-Зуево
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
ШМО учителей начальных Зам. Директора по УВР Директор МОУ ОШ №5
классов и надомного обучения, _________Шуршикова И.А. для обучающихся с ОВЗ
протокол №_от «_»___2019г. «_»____________2019г. _________Чугунова И.К.
__________Гончарова Л.Г. «_»___________2019г.
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
ПО РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКЕ
4 «В» КЛАССА
НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель:
Пушечкина Юлия Евгеньевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
2019г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» предназначена для обучающихся 4 класса «В», составлена на основе АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / под ред. В.В.Воронковой. - М.: «Просвещение», 2013.., в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с учётом следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ на 2016-2020 г.г.
- Приказ № 206 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О разработке рабочих программ по учебным предметам и курсам»
- Приказ № 205 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О введении в МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
- Учебный план для учащихся 4-в класса МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2019-2020 учебный год.
Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта через выработку умений правильно выражать смысловую речь.
Задачи:
- уточнять и обогащать представления об окружающей действительности и способствовать овладению на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
- формировать первоначальные «дограмматические» понятия и развивать коммуникативно-речевые навыки;
- способствовать овладению различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
- осуществлять коррекцию недостатков речевой и мыслительной деятельности;
- формировать основы навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
- развивать навыки устной коммуникации;
- формировать положительные нравственные качества и свойства личности.
Общая характеристика учебного предмета
Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обусловливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.
Общение и его значение в жизни
Речевое общение.
Подведение учащихся к выводу о необходимости общения, чтобы сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чем-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д. Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. Письменное общение. Использование письменного общения жизни.
Аудирование и понимание речи
Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем.
Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного.
Дикция и выразительность речи
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.
Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Общение и его значение в жизни
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана? Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов.
Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход»,
«Метро», «Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорóво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно не…», «Можно я…». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».
Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,…(имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!».
Примерные темы речевых ситуаций
«Я дома»: «У телевизора», «Задушевный разговор», «Приглашение».
«Я за порогом дома», «Делимся новостями», «Подскажите, пожалуйста…», «Я — пассажир», «Знаки-помощники».
«Я и мои товарищи»: «Я выбираю книгу», «Петушок — Золотой
гребешок», «Сочиняем сказку», «Лисичка-сестричка», «Новогодние истории», «Поздравляю!», «Жду письма!», «Извините меня…»,
«Поздравительная открытка».
«Я в мире природы»: «В гостях у леса», «Во саду ли в огороде».
Место учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане
Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика». Срок реализации программы 1 год. На изучение предмета «Речевая практика» в 4 классе отводится 2 часа в неделю (68 часов в год)
Возможно увеличение и уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Межпредметные связи
Занятия связаны с предметом «Мир природы и человека», чтением.
Планируемые результаты освоения предмета «Речевая практика».
Личностные результаты:
– осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
– способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
– положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
– самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
– понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
– готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты.
Минимальный уровень:
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
- понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Название темы | Часы | План дата | Факт дата |
1 | Делимся новостями. | 1 | 03.09 | 03.09 |
2 | Делимся новостями. | 1 | 06.09 | 06.09 |
3 | Делимся новостями. | 1 | 10.09 | 10.09 |
4 | Делимся новостями. | 1 | 13.09 | 13.09 |
5 | Я выбираю книгу. | 1 | 17.09 | 17.09 |
6 | Я выбираю книгу. | 1 | 20.09 | 20.09 |
7 | Я выбираю книгу. | 1 | 24.09 | 24.09 |
8 | Я выбираю книгу. | 1 | 27.09 | 27.09 |
9 | Подскажите, пожалуйста… | 1 | 01.10 | 01.10 |
10 | Подскажите, пожалуйста… | 1 | 04.10 | 04.10 |
11 | Подскажите, пожалуйста… | 1 | 15.10 | 15.10 |
12 | Подскажите, пожалуйста… | 1 | 18.10 | 18.10 |
13 | Я – пассажир. | 1 | 22.10 | 22.10 |
14 | Я – пассажир. | 1 | 25.10 | 25.10 |
15 | Я – пассажир. | 1 | 29.10 | 29.10 |
16 | Петушок - Золотой гребешок. | 1 | 01.11 | 01.11 |
17 | Петушок - Золотой гребешок. | 1 | 05.11 | 05.11 |
18 | Петушок - Золотой гребешок. | 1 | 08.11 | 08.11 |
19 | Сочиняем сказку. | 1 | 12.11 | 12.11 |
20 | Сочиняем сказку. | 1 | 15.11 | 15.11 |
21 | Сочиняем сказку. | 1 | 26.11 | |
22 | Сочиняем сказку. | 1 | 29.11 | |
23 | У телевизора. | 1 | 03.12 | |
24 | У телевизора. | 1 | 06.12 | |
25 | У телевизора. | 1 | 10.12 | |
26 | У телевизора. | 1 | 13.12 | |
27 | Лисичка – сестричка. | 1 | 17.12 | |
28 | Лисичка – сестричка. | 1 | 20.12 | |
29 | Лисичка – сестричка. | 1 | 24.12 | |
30 | Новогодние истории. | 1 | 27.12 | |
31 | Новогодние истории. | 1 | 31.12 | |
32 | Новогодние истории. | 1 | 10.01 | |
33 | Знаки – помощники. | 1 | 14.01 | |
34 | Знаки – помощники. | 1 | 17.01 | |
35 | Знаки – помощники. | 1 | 21.01 | |
36 | Знаки – помощники. | 1 | 24.01 | |
37 | В гостях у леса. | 1 | 28.01 | |
38 | В гостях у леса. | 1 | 31.01 | |
39 | В гостях у леса. | 1 | 04.02 | |
40 | В гостях у леса. | 1 | 07.02 | |
41 | Задушевный разговор. | 1 | 11.02 | |
42 | Задушевный разговор. | 1 | 14.02 | |
43 | Задушевный разговор. | 1 | 25.02 | |
44 | Задушевный разговор. | 1 | 28.02 | |
45 | Приглашение. | 1 | 03.03 | |
46 | Приглашение. | 1 | 06.03 | |
47 | Приглашение. | 1 | 10.03 | |
48 | Приглашение. | 1 | 13.03 | |
49 | Поздравляю! | 1 | 17.03 | |
50 | Поздравляю! | 1 | 20.03 | |
51 | Поздравляю! | 1 | 24.03 | |
52 | Поздравляю! | 1 | 27.03 | |
53 | Жду письма! | 1 | 31.03 | |
54 | Жду письма! | 1 | 03.04 | |
55 | Жду письма! | 1 | 14.04 | |
56 | Жду письма! | 1 | 17.04 | |
57 | Извините, меня… | 1 | 21.04 | |
58 | Извините, меня… | 1 | 24.04 | |
59 | Извините, меня… | 1 | 28.04 | |
60 | Извините, меня… | 1 | 28.04 | |
61 | Поздравительная открытка. | 1 | 05.05 | |
62 | Поздравительная открытка. | 1 | 05.05 | |
63 | Поздравительная открытка. | 1 | 08.05 | |
64 | Поздравительная открытка. | 1 | 15.05 | |
65 | Во саду ли в огороде | 1 | 19.05 | |
66 | Во саду ли в огороде | 1 | 22.05 | |
67 | Во саду ли в огороде | 1 | 26.05 | |
68 | Во саду ли в огороде | 1 | 29.05 |
Материально-техническое обеспечение
- Презентации.
- Раздаточный материал.
- Компьютер, проектор, колонки.
Учебно-методическое обеспечение
- Комарова С.В. Устная речь. 4 класс: – М.: Просвещение, 2019. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
- Комарова С. В. Речевая практика. Методические рекомендации. 1–4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы / С. В. Комарова. – М. : Просвещение, 2016. – 208 с.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), соответствующая ФГОС для детей с ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / под ред. В.В.Воронковой. - М.: «Просвещение», 2013.
- Рабочая тетрадь «Речевая практика» для 4 класса. С.В.Комарова : – М.: Просвещение, 2019. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по речевой практике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.2 класс.
1.Пояснительная записка.2.Планируемые результаты.3.Содержание .4.Тематическое планирование.5.Календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по речевой практике составлена для учащегося 1 дополнительного класса общеобразовательного учреждения “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья “Злагода”
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), авторской про...
Рабочая программа предмета «Речевая практика» во 2 классе
Рабочая программа предмета «Речевая практика» во 2 классе реализующегоадаптированную основную общеобразовательную программу образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллект...
рабочая программа по речевой практике 3 класс для детей с легкой умственной отсталостью
рабочая программа по речевой практике...
Рабочая программа по речевой практике 4 класс (8вид)
Рабочая программа по речевой практике 4класс (8 вид)...