Форма 12. Фрагмент урока
материал (4 класс)
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока
«Тайны мастерской художника».
4 класс
«Окружающий мир»
АСК. Блок «Мир культуры»
Оборудование:
1. Классная комната представляет собой «картинную галерею». Представленные картины М. Н. Сотникова являются наглядным пособием для изучения темы «Жилища и предметы бытия».
2. Карточки со словами предметов быта.
3. На доске «словарь урока».
Учитель:
- Теперь перейдём к другому жанру живописи, где совершим продолжительную остановку. Обратимся к словарю. (Обращает внимание детей на слово из «словаря урока»: натюрморт. Дети дают краткое толкование значения слова.)
Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, посвящённый изображению неодушевлённых предметов, размещённых в реальной бытовой среде и организованных в единую группу.
Учитель:
Все натюрморты М.Н. Сотникова объединены одной темой: самобытная старина. Это «крестьянские картины», от которых веет теплом давней жизни. Предметы быта, с виду малозначащие, которые дошли до нас от далёких предков, рисуют их повседневную жизнь, привычки, вкусы, взгляды, чистоту и простоту души, тепло рук.
Его натюрморты – это путеводитель в историю крестьянской жизни.
В нашем дальнейшем диалоге мы будем использовать слова, вышедшие из употребления, устаревшую лексику. Поэтому предлагаю повторить некоторые из них. Проведём небольшую игру. Нам нужно будет соотнести слова на карточках, обозначающие предметы обихода, с картинками примерного их местонахождения в доме.
Примерные картинки и карточки со словами:
печка – ухват, чугунок;
окно – прялка;
стол – горлач, чугунок, самовар, рушник;
дверь – лапти, туесок;
хозяйственные постройки – серп, рубель, пральник, коса, цепи.
Учитель:
- По картинам Михаила Николаевича не трудно догадаться, что наши предки были очень трудолюбивые, рукодельные и хлебосольные. Какие предметы с картин могут нам об этом «рассказать»?
«Береста»
Ответы детей:
- Наши предки занимались земледелием (присутствие зерновых культур, серпа). Владели разного рода ремеслом: плетением из бересты и лыка (лапти, туесок, лукошко), работали с деревом (стол, прялка, рубель), изготавливали посуду (из глины: горшки, горлачи; из металла: подносы, самовар, чугунки); женщины овладевали мастерством вышивки, вязания (рушники); изготавливали ткани (рушники, покрывало).
Учитель:
- А сейчас я хочу обратить ваше внимание на картину «Моя Смоленщина». На ней художник уделяет большое внимание льну. Как вы думаете, почему?
Ответы детей:
Лён – самая почитаемая и распространённая культура на Смоленщине. Его использовали для изготовления тканей, принимали в пищу (из семян делали масло), использовали как медицинское средство (семена).
Учитель:
- Михаил Николаевич изобразил стадии «превращения» льна из растения в вещи обихода. Давайте и мы вспомним это.
Ответы детей:
1. Сбор урожая (лён вырывают, связывают в снопы).
2. Цепами отбивают из семенных чашечек семя.
3. Стебель треплют и расчёсывают гребнем.
4. На самопрялке нити сучат и скатывают в клубки.
5. На ткацком станке (кроснах) ткут грубую серую ткань.
6. Ткань отбеливают, обрабатывают.
7. Из полученной белой льняной ткани шьют одежду, предметы обихода.
Учитель:
Рушники, свежесобранные ягоды, сдобные бублики, берестяные вещи – всё это определённая среда, определенный уклад жизни. Но самое главное, что художник знает им цену в наше время и хочет донести до нас необходимость в сохранении, почитании и значимости народных исторических ценностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ фрагмента урока. Тема урока: И. С. Никитин "Русь".
Самоанализ фрагмента урока, проведённого в 4"э" классеГОУ СОШ №603.Учитель: Сидорова Мариана Ильинична.Тема урока: И. С. Никитин "Русь".Презентация №1 " Татаро - монгольское иго".Презентация №2 " Борь...
разработки уроков ( фрагментов урока)
Разработки представленных уроков - это мои попытки освоить системно - деятлеьностный подход и поупражняться в создании презентаций....
Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".
Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...
Создание проблемной ситуации и выход из неё на уроке математики (фрагмент урока)
Данный фрагмент урока может быть использован на уроке математики при введении нового знания на уроке математики. При подготовке данного урока был исползован учебник Л.Г.Петерсон...
Фрагмент урока "Использование коррекционных упражнений на уроках в начальной школе"
Фрагмент урока: Использование коррекционных упражнений на уроках в начальной школе. Цели:Коррекционно-образовательнаярасширить словарный запас детей.автоматизировать словарь по теме. «Зима»...
Фрагмент урока окруж.мира "Форма Земли" ( с использованием программы ПервоЛого)
Программа ПервоЛого позволяет провести наблюдение за вращением Земли. Смотрите скриншоты страниц альбома. А творческая работа предусматривает рассмотрение модели Земли -глобуса...
фрагмент урока "Неопределенная форма глагола" 3 класс
Неопределенная форма глагола1. Организационный момент- Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна Юрьевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь.- Перед тем, как начнем работать, давайте вс...